Личное мнение: почему МиГ-35 — плохая идея для ВКС России

«МиГ» между эпохами

Первое, о чем нужно говорить при обсуждении перспектив МиГ-35 — это преемственность. По сути, это все тот же МиГ-29: например, в качестве основы силовой установки выбрали советский двигатель РД-33, если быть точнее — его модернизированную версию в лице РД-33МК. Главным же отличием нового МиГа от базовой версии и всевозможных модификаций 90-х стала революционная по меркам России бортовая электроника.

МиГ-35 — первый российский многофункциональный истребитель, который оснастили (или, скажем так, очень хотели оснастить) бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Речь идет про «Жук-А». Мы сейчас не будем детально говорить о преимуществах АФАР, однако данная технология дает почти полное превосходство по сумме качеств над БРЛС устаревших типов, например, РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой, которой, в частности, оснащен Су-35С. Это касается, прежде всего, надежности, которая у БРЛС с АФАР несравнимо выше: вывести из строя все приемо-передающие элементы очень и очень тяжело. 

Именно поэтому БРЛС с АФАР устанавливают на Су-57 и именно поэтому самые развитые страны давно оснащают свои истребители РЛС такого типа, несмотря на их высокую стоимость. В этой связи никаких претензий к МиГ-35 нет. 

Впрочем, не все так гладко. Если суммировать имеющиеся данные, то можно заключить, что РЛС с АФАР предлагали только индийцам в рамках тендера MMRCA: от российской машины Индия в итоге отказалась. А вот «родные» ВКС могут получить версию самолета, оснащенную архаичной радиолокационной станцией «Жук-М», имеющей щелевую антенную решетку, которая едва ли может отвечать современным требованиям. 

Нельзя порадовать поклонников МиГ-35 и числом закупаемых машин. В августе 2018 года стало известно, что ВКС должна получить в рамках заключенного контракта шесть двухместных МиГ-35УБ и одноместных МиГ-35С. Восьмого мая 2019 года информированный источник сказал агентству Интерфакс, что Минобороны России будет получать как минимум шесть истребителей МиГ-35 ежегодно. Однако если нет конкретных соглашений, эта информация не имеет никакой силы. Разговоры о «массовых поставках МиГ-35» ведутся примерно столько же, сколько существует и сам проект. 

Наконец, стоит перейти к самому главному — причинам, по которым российские военные не закупают самолет. И речь идет не только про радиолокационные станции. Все несколько сложнее. 

Читайте также  Беспилотным истребителям быть? Или не быть?

Полеты во сне, не наяву

«Я бы сказал, что это новый самолет, который превосходит наших зарубежных конкурентов», — заявил недавно в интервью генеральный директор фирмы «Микоян» Илья Тарасенко. Гендиректор благоразумно не стал называть конкретные машины, которые по его словам превосходят детище «МиГа».

Если для России самолет, как мы уже говорили, и впрямь инновационный, то вот удивить Европу, США или Китай им, мягко скажем, тяжело. Европейские истребители поколения 4++ (того же, к которому принадлежит и МиГ) — «Тайфун» и «Рафаль» — уже давно имеют РЛС с активной фазированной антенной решеткой. А американцы могут похвастаться не только самыми передовыми РЛС, но также и малозаметностью, которой нет ни у МиГ-29, ни у 35-го.

А как смотрится машина на фоне нового детища Сухого? Пока еще Россия не имеет ни одного серийного Су-57, однако чисто формально, его превосходство над МиГом полное. Это касается буквально всего: скорости, дальности полета, показателей малозаметности, боевой нагрузки. Бортовой электроники: РЛС Су-57 с АФАР имеет 1526 приемо-передающих модулей, в то время как «Жук-А» получил 680 ППМ (впрочем, речь о ранней модификации). 

Довольно странно выглядят попытки некоторых экспертов выдать МиГ-35 за «дешевый легкий истребитель». МиГ-35 можно назвать как угодно, но только не «легким» и, уже тем более, не «дешевым». Масса пустого МиГ-35 значительно больше массы пустого F-15C, который в России многие относят к «тяжелым» истребителям. Цена МиГ-35 точно неизвестна, однако с учетом относительно современной бортовой электроники она вряд ли будет сильно ниже, чем у Су-35С. 

Вообще, давно пора отказаться от разделения истребителей на «легкие» и «тяжелые». Любой современный самолет-истребитель это по умолчанию сверхдорогая машина, имеющая весьма солидную массу. Достаточно просто посмотреть на французский Rafale или американский F-35. Здесь можно возразить и вспомнить китайский Chengdu J-10, однако его правильней всего рассматривать как самолет переходного этапа в условиях, когда у страны (Китая) не было возможностей создать аналог Су-27 или F-15. Сейчас такие возможности уже есть. 

Атака без клонов

В одном из своих прошлых материалов автор попытался дать скромную оценку текущему состоянию парка истребителей ВКС РФ, а если быть точней — попытался разобрать такой архиважный для современных ВВС вопрос, как унификация. Здесь уместно привести показательный пример. Как известно, все три версии F-35 — F-35A, F-35B и F-35С — имеют степень унификации примерно 80%. Самое главное — машины оснащают практически одинаковыми двигателями и идентичными РЛС.

Читайте также  F-22, F-35 и наш Су-57 не могут прятаться, когда идет бой «стенка на стенку»

Что же мы видим на примере Воздушно-космических сил России? Военные пошли довольно странным путем, закупив большие партии истребителей «Су», имеющих одно назначение, но совершенно разные комплекты бортовой электроники. И вообще, различающихся ровно настолько, насколько могут различаться самолеты, выполненные на одной основе (в нашем случае — Су-27).

Вообще, довольно сложно понять, почему Су-30СМ закупали параллельно Су-35С, который, кроме прочего, видится намного более современной машиной. Ведь Су-30СМ — это в широком смысле просто «русифицированная» версия далеко не нового Су-30МКИ. И это мы молчим про Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ. 

Впрочем, несмотря ни на что, совершенно ясно, что ВКС не будут отказываться от ранее заключенных контрактов. А вот отказаться от МиГ-35 можно, и это было бы самым разумным решением. Следует повториться: эта машина не имеет никаких объективных преимуществ перед аналогами, кроме, пожалуй, более передовой РЛС.

Однако Су-35С и Су-30СМ имеют очень большой модернизационный потенциал по части БРЭО, так что едва ли в «Сухом» не смогут наверстать упущенное. Тем более, что уже скоро должен появиться на свет первый серийный Су-57, который (в теории) может так «прийтись по душе» военным, что они вообще откажутся от дальнейших закупок истребителей четвертого поколения. Нужно сказать, что в идеале так и должно было случиться. Но это в идеале. На практике любой новый самолет нуждается в долгих годах доработки, что хорошо видно на примере F-35. 

«Закупки Су-35 продолжатся после завершения текущего контракта, увеличение заказа на Су-57 никак на это не повлияет», — заявил недавно РИА «Новости» источник в МО РФ. Сосуществование истребителей поколения 4++ и пятого поколения нельзя назвать российским «ноу-хау». Здесь будет уместно вспомнить идею американцев закупать F-15X параллельно с F-35. Но, опять же, это ни в коей степени не свидетельствует в пользу нового детища МиГа.

/Илья Легат, topwar.ru/

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Написали бы проще! МИГ и это бельмо в глазу у СУ ховцев! величайший деятель ОАКа банально гнобил любые разработки кроме СУ, а тут вдруг МИГ проявился! Лучше бы на фирме СУ вспомнили, кто был реальным конструктором СУ-27! Это отнюдь не фамилия ОАК овского деятеля! Он тогда еще в институте сидел и никто его не знал. Лучше бы они вспомнили у кого содрали почти полностью хвостовую часть своего «шедевра» СУ-57. Не было ли именно такого хвоста у экспериментального самолета МИГ-1.44!!! Кстати, его тоже кто то объявил не перспективным! Ну и до кучи при чем тут мантра на меняющуюся в среде экономистов моду на количество двигателей у самолета! В конце концов повреждение движка у однодвигательного истребителя это капец самолету, а с двумя оно как то не совсем так! Опять же на фига летать одной тяжелой машине там, где больше пользы от двух мелких с такими же возможностями!!! (ну разве что по теоретически, что то там у СУ, по их мнению лучше) Да и на тот же Авианосец как то удобней размещать более мелкие самолеты

  2. А ещё мелькала информация о том, что ещё Миг-29кр выиграл почти в одни ворота воздушные бои на всех дистанциях у Су-30. Он банально меньше, а значит и ЭПР меньше, и это уравнивает дистанцию обнаружения. В ближнем маневренном бою МиГ легче, а значит меньше момент инерции. А поворотные сопла возможны у обоих.

  3. МиГ то конечно меньше, но этот МиГ — двухместный, а потому тяжелее своего прародителя. и Су-30 легче поднимать кабину с 2-мя летчиками, поэтому маневренность у Су-30 может оказаться лучше

  4. Характеристики МИГ 35 наверняка ваенным лудше знать, а вот автор почему то очень не хочет чтобы закупали МИГ-и, может он не хочет развития отечественного авиастроения, особенно МИГ-а, а…

  5. своё личное мнение оставьте при себе. Вы хоть 1 самолет пилотировали? читаешь диванных экспертов и диву даёшься, вы тактику ВВС наверно изучали?
    Миг-29 (35) выполняет иные задачи чем Су, в особенности на малой высоте, там станция адаптирована чтобы эффективно перехватывать крылатые ракеты и другие малоразмерные цели
    поэтому и радиус применения не такой большой — подняли, отстреляли боекомплект и снова на перезарядку.

  6. Рабочая лошадка МИГ-35 ВКС пригодится. А что касается воздушного боя, то даже СУ-57 против Рэптора не выстоит. F-22 должен уничтожаться на аэродромах высокоскоростными ракетами вроде Кинжала и др., а в воздухе — системами наземной ПВО. Но даже небольшое количество СУ-57, что запланировано выпустить, позволит получить опыт эксплуатации пятого поколения летчикам и обслуживающему персоналу, что очень ценно.

    • «А что касается воздушного боя, то даже СУ-57 против Рэптора не выстоит» — Это тебе в американском пентагоне рассказали? Лучше верь армянскому радио, или британским ученым! Тебе наврали.
      Су-30/35 вполне достаточно чтоб завалить этого орла с куриной жопой. Вопрос не в F-22 или F-35 а в их количестве. И квалификация пилотов не в последнюю роль.

      F-22 это «Space Shuttle» который после каждого вылета почти до основания перебирать надо, почти так же как и упомянутый в сравнении пепелац. Правда несколько скромнее по стоимости процесса, но все одно не так скромно как бы этого хотелось пиндосианским ВВС.
      В рамках справедливости следует отметить что «оно»(F-22 «raptor») все же самостоятельно летает на уровне F/A-18«Advanced Super Hornet» , чего никак не можно сказать о F-35 Lightning II.

      Вопрос «стелс» скорее маркетинговый чем качественный, ПиАр тобишь. А еще количественный, число «22х мародеров» уже разве что в сторону убывания изменится, а чем больше спишут «18х шершней» «15х орлов» и «16х соколов» в угоду закупки «35х пингвинов», нам же лучше.

      • Суть от этого не меняется, у сша есть истребитель завоевания превосходства в воздухе, а у нас нет. Но это не значит, что все пропало. С ф-22 надо бороться на земле, у него сравнительно небольшой боевой радиус, значит, аэродромы в пределах досягаемости Кинжала и др.

        • Суть да, не меняется. ОсоблЫво коли ссуть обычно там где приспичить.
          Што на предмет «кЫнДжала и «др» — я таки за.
          Особливо за «др», в виде РСМД «калибров» «ониксов» и «цирконов» приземленных, и принайтованых к колесным платформам типа 6х6 и 8х8, и хорошо бы к ЖД платформам.
          Не против я и «кинжала» коли оный будет на своем месте, где ему и должно быть по статусу, а именно в виде головной части «искандер-М».
          А не висеть килой, виду слоновьих мудей, меж воробьиных ножек МиГ-31ого. Который при этом никакого вооружения окромя искомого «кинжала» и взять уже не может, а стало быть нуждается в усиленной защите звена дополнительных Миг-31вых.
          Так что если дык уж — то пусть ентот «кинжал» Ту-22М3М таскает ну али хочь Су-34. Уж не знаю будут ли приспосабливать под это» Су-57, но для Миг-31го оно воистину «слоновий перец».
          Что до «истребителя завоевания превосходства» — отчего же нет?! А Су-35тый чем плох? Маловато их производят только, на мой взгляд. Надеюсь что пока.
          А там глядишь и Су-57 с «белкой» и новым двигателем поспеет. Вот только кабы не Чубайс могла бы быть и отечественная электроника, а не пополам с ети хунгузову мать.

          p.s.. Мы ушли от темы статьи. Проблемы Миг,а 35ого в том что его пытаются «втюхать» в варианте «эконом». Который на деле далеко себе не эконом, но при всем том и без всеракурсного сопла, и без передового радара.
          На что военные справедливо меркуют — нафига нам тот МиГ-35 когда у нас такой МиГ-29СМТ уже есть?

  7. Все семейство Су это истребители завоевания господства в воздухе и Миг тоже(29к, 35 и особенно 31). И не надо нахваливать расторгну, его характеристики ничем не подтверждены, на нем никто кроме америкосов не летал и не может подтвердить его РЕАЛЬНЫЕ характеристики. В общем явно что-то мутят и с радиусом действия и с крейсерской скоростью, про невидимость вообще молчу- покрытие отпадает от дождя и обуви техников, они же поо нему в носках бегают, все видели.
    Кстати миг-31 вообще действует подобно Раптору, быстро выходит на позицию атаки (2.83 маха против 2 маха у раптора), мощной РЛС находит раптора на большой дистанции («заслон» вещь серьезная, можете поверить), и поражает его дальней ракетой (р-33, р-37 бьют гораздо дальше amraam). А сбить на махе 2.83 миг-25 ещё никому не удавалось, так у него не было РЭБ, а у 31 есть.
    Что касается погосяновских почитателей, то скажу одно: если вы хотите иметь высококлассную авиацию, то в стране должно быть хотя бы два кб для конкуренции.

  8. если учесть, что современный воздушный бой, по мнению сша, должен осуществляться при помощи ракет дальнего действия и не предполагает ближнего боя то миг порвет их всех, если доживет), но, мне кажется, нужен штурмовик от мига, а не ястребок!

    • Так МиГ-35 по максимуму и позиционировался как многофункционал широкого спектра действий. А потом отчего то стали хитрозадить.
      Х З, может количества комплектующих с родины чая, лотосов, и байки про горный шаолинь стало не хватать? И Су-(чки) решили что «боливар двоих не выдержит»? и МиГ-у двух+сов будет перебор!?
      Инсайд отсутствует, и остается гадать о причинах заставивших считать роскошью и излишеством всеракурсный ОВТ для истребителя поставляемого на вооружение до середины XXI века , и попытках оставить локатор в соответствии с технологиями конца века ХХ-го?!

      Что до мнения пиндосов про их хотелки на воздушный бой?! То они на этих граблях уже как то оттоптались. Объявив собачью свалку тактикой прошедшей войны, и создали выкидыша F-4 Phantom, объявив что все решает скорость а не маневреность. Видно того раза мало было! Поздравляем!
      Добро пожаловать на свеже отреставрированные грабли!
      Делать ставку на подслеповатость противника, отсутствие у него полноценных средств обнаружения и защиты, да и просто возможности маневра уклонения, по меньшей мере не умно.
      Чьи то генералы похоже сильно с бармалеями перевоевали.

Добавить комментарий для Krilik Отменить ответ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя