Личное мнение: почему МиГ-35 — плохая идея для ВКС России

«МиГ» между эпохами

Первое, о чем нужно говорить при обсуждении перспектив МиГ-35 — это преемственность. По сути, это все тот же МиГ-29: например, в качестве основы силовой установки выбрали советский двигатель РД-33, если быть точнее — его модернизированную версию в лице РД-33МК. Главным же отличием нового МиГа от базовой версии и всевозможных модификаций 90-х стала революционная по меркам России бортовая электроника.

МиГ-35 — первый российский многофункциональный истребитель, который оснастили (или, скажем так, очень хотели оснастить) бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Речь идет про «Жук-А». Мы сейчас не будем детально говорить о преимуществах АФАР, однако данная технология дает почти полное превосходство по сумме качеств над БРЛС устаревших типов, например, РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой, которой, в частности, оснащен Су-35С. Это касается, прежде всего, надежности, которая у БРЛС с АФАР несравнимо выше: вывести из строя все приемо-передающие элементы очень и очень тяжело. 

Именно поэтому БРЛС с АФАР устанавливают на Су-57 и именно поэтому самые развитые страны давно оснащают свои истребители РЛС такого типа, несмотря на их высокую стоимость. В этой связи никаких претензий к МиГ-35 нет. 

Впрочем, не все так гладко. Если суммировать имеющиеся данные, то можно заключить, что РЛС с АФАР предлагали только индийцам в рамках тендера MMRCA: от российской машины Индия в итоге отказалась. А вот «родные» ВКС могут получить версию самолета, оснащенную архаичной радиолокационной станцией «Жук-М», имеющей щелевую антенную решетку, которая едва ли может отвечать современным требованиям. 

Нельзя порадовать поклонников МиГ-35 и числом закупаемых машин. В августе 2018 года стало известно, что ВКС должна получить в рамках заключенного контракта шесть двухместных МиГ-35УБ и одноместных МиГ-35С. Восьмого мая 2019 года информированный источник сказал агентству Интерфакс, что Минобороны России будет получать как минимум шесть истребителей МиГ-35 ежегодно. Однако если нет конкретных соглашений, эта информация не имеет никакой силы. Разговоры о «массовых поставках МиГ-35» ведутся примерно столько же, сколько существует и сам проект. 

Наконец, стоит перейти к самому главному — причинам, по которым российские военные не закупают самолет. И речь идет не только про радиолокационные станции. Все несколько сложнее. 

Читайте также  Минобороны приняло решение о закупке МиГ-35

Полеты во сне, не наяву

«Я бы сказал, что это новый самолет, который превосходит наших зарубежных конкурентов», — заявил недавно в интервью генеральный директор фирмы «Микоян» Илья Тарасенко. Гендиректор благоразумно не стал называть конкретные машины, которые по его словам превосходят детище «МиГа».

Если для России самолет, как мы уже говорили, и впрямь инновационный, то вот удивить Европу, США или Китай им, мягко скажем, тяжело. Европейские истребители поколения 4++ (того же, к которому принадлежит и МиГ) — «Тайфун» и «Рафаль» — уже давно имеют РЛС с активной фазированной антенной решеткой. А американцы могут похвастаться не только самыми передовыми РЛС, но также и малозаметностью, которой нет ни у МиГ-29, ни у 35-го.

А как смотрится машина на фоне нового детища Сухого? Пока еще Россия не имеет ни одного серийного Су-57, однако чисто формально, его превосходство над МиГом полное. Это касается буквально всего: скорости, дальности полета, показателей малозаметности, боевой нагрузки. Бортовой электроники: РЛС Су-57 с АФАР имеет 1526 приемо-передающих модулей, в то время как «Жук-А» получил 680 ППМ (впрочем, речь о ранней модификации). 

Довольно странно выглядят попытки некоторых экспертов выдать МиГ-35 за «дешевый легкий истребитель». МиГ-35 можно назвать как угодно, но только не «легким» и, уже тем более, не «дешевым». Масса пустого МиГ-35 значительно больше массы пустого F-15C, который в России многие относят к «тяжелым» истребителям. Цена МиГ-35 точно неизвестна, однако с учетом относительно современной бортовой электроники она вряд ли будет сильно ниже, чем у Су-35С. 

Вообще, давно пора отказаться от разделения истребителей на «легкие» и «тяжелые». Любой современный самолет-истребитель это по умолчанию сверхдорогая машина, имеющая весьма солидную массу. Достаточно просто посмотреть на французский Rafale или американский F-35. Здесь можно возразить и вспомнить китайский Chengdu J-10, однако его правильней всего рассматривать как самолет переходного этапа в условиях, когда у страны (Китая) не было возможностей создать аналог Су-27 или F-15. Сейчас такие возможности уже есть. 

Атака без клонов

В одном из своих прошлых материалов автор попытался дать скромную оценку текущему состоянию парка истребителей ВКС РФ, а если быть точней — попытался разобрать такой архиважный для современных ВВС вопрос, как унификация. Здесь уместно привести показательный пример. Как известно, все три версии F-35 — F-35A, F-35B и F-35С — имеют степень унификации примерно 80%. Самое главное — машины оснащают практически одинаковыми двигателями и идентичными РЛС.

Читайте также  Германия: Су-57 — лучший истребитель, а США с F-35 даже себя не защитят

Что же мы видим на примере Воздушно-космических сил России? Военные пошли довольно странным путем, закупив большие партии истребителей «Су», имеющих одно назначение, но совершенно разные комплекты бортовой электроники. И вообще, различающихся ровно настолько, насколько могут различаться самолеты, выполненные на одной основе (в нашем случае — Су-27).

Вообще, довольно сложно понять, почему Су-30СМ закупали параллельно Су-35С, который, кроме прочего, видится намного более современной машиной. Ведь Су-30СМ — это в широком смысле просто «русифицированная» версия далеко не нового Су-30МКИ. И это мы молчим про Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ. 

Впрочем, несмотря ни на что, совершенно ясно, что ВКС не будут отказываться от ранее заключенных контрактов. А вот отказаться от МиГ-35 можно, и это было бы самым разумным решением. Следует повториться: эта машина не имеет никаких объективных преимуществ перед аналогами, кроме, пожалуй, более передовой РЛС.

Однако Су-35С и Су-30СМ имеют очень большой модернизационный потенциал по части БРЭО, так что едва ли в «Сухом» не смогут наверстать упущенное. Тем более, что уже скоро должен появиться на свет первый серийный Су-57, который (в теории) может так «прийтись по душе» военным, что они вообще откажутся от дальнейших закупок истребителей четвертого поколения. Нужно сказать, что в идеале так и должно было случиться. Но это в идеале. На практике любой новый самолет нуждается в долгих годах доработки, что хорошо видно на примере F-35. 

«Закупки Су-35 продолжатся после завершения текущего контракта, увеличение заказа на Су-57 никак на это не повлияет», — заявил недавно РИА «Новости» источник в МО РФ. Сосуществование истребителей поколения 4++ и пятого поколения нельзя назвать российским «ноу-хау». Здесь будет уместно вспомнить идею американцев закупать F-15X параллельно с F-35. Но, опять же, это ни в коей степени не свидетельствует в пользу нового детища МиГа.

/Илья Легат, topwar.ru/

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Написали бы проще! МИГ и это бельмо в глазу у СУ ховцев! величайший деятель ОАКа банально гнобил любые разработки кроме СУ, а тут вдруг МИГ проявился! Лучше бы на фирме СУ вспомнили, кто был реальным конструктором СУ-27! Это отнюдь не фамилия ОАК овского деятеля! Он тогда еще в институте сидел и никто его не знал. Лучше бы они вспомнили у кого содрали почти полностью хвостовую часть своего «шедевра» СУ-57. Не было ли именно такого хвоста у экспериментального самолета МИГ-1.44!!! Кстати, его тоже кто то объявил не перспективным! Ну и до кучи при чем тут мантра на меняющуюся в среде экономистов моду на количество двигателей у самолета! В конце концов повреждение движка у однодвигательного истребителя это капец самолету, а с двумя оно как то не совсем так! Опять же на фига летать одной тяжелой машине там, где больше пользы от двух мелких с такими же возможностями!!! (ну разве что по теоретически, что то там у СУ, по их мнению лучше) Да и на тот же Авианосец как то удобней размещать более мелкие самолеты

  2. А ещё мелькала информация о том, что ещё Миг-29кр выиграл почти в одни ворота воздушные бои на всех дистанциях у Су-30. Он банально меньше, а значит и ЭПР меньше, и это уравнивает дистанцию обнаружения. В ближнем маневренном бою МиГ легче, а значит меньше момент инерции. А поворотные сопла возможны у обоих.

  3. МиГ то конечно меньше, но этот МиГ — двухместный, а потому тяжелее своего прародителя. и Су-30 легче поднимать кабину с 2-мя летчиками, поэтому маневренность у Су-30 может оказаться лучше

  4. Характеристики МИГ 35 наверняка ваенным лудше знать, а вот автор почему то очень не хочет чтобы закупали МИГ-и, может он не хочет развития отечественного авиастроения, особенно МИГ-а, а…

  5. своё личное мнение оставьте при себе. Вы хоть 1 самолет пилотировали? читаешь диванных экспертов и диву даёшься, вы тактику ВВС наверно изучали?
    Миг-29 (35) выполняет иные задачи чем Су, в особенности на малой высоте, там станция адаптирована чтобы эффективно перехватывать крылатые ракеты и другие малоразмерные цели
    поэтому и радиус применения не такой большой — подняли, отстреляли боекомплект и снова на перезарядку.

  6. Рабочая лошадка МИГ-35 ВКС пригодится. А что касается воздушного боя, то даже СУ-57 против Рэптора не выстоит. F-22 должен уничтожаться на аэродромах высокоскоростными ракетами вроде Кинжала и др., а в воздухе — системами наземной ПВО. Но даже небольшое количество СУ-57, что запланировано выпустить, позволит получить опыт эксплуатации пятого поколения летчикам и обслуживающему персоналу, что очень ценно.

    • «А что касается воздушного боя, то даже СУ-57 против Рэптора не выстоит» — Это тебе в американском пентагоне рассказали? Лучше верь армянскому радио, или британским ученым! Тебе наврали.
      Су-30/35 вполне достаточно чтоб завалить этого орла с куриной жопой. Вопрос не в F-22 или F-35 а в их количестве. И квалификация пилотов не в последнюю роль.

      F-22 это «Space Shuttle» который после каждого вылета почти до основания перебирать надо, почти так же как и упомянутый в сравнении пепелац. Правда несколько скромнее по стоимости процесса, но все одно не так скромно как бы этого хотелось пиндосианским ВВС.
      В рамках справедливости следует отметить что «оно»(F-22 «raptor») все же самостоятельно летает на уровне F/A-18«Advanced Super Hornet» , чего никак не можно сказать о F-35 Lightning II.

      Вопрос «стелс» скорее маркетинговый чем качественный, ПиАр тобишь. А еще количественный, число «22х мародеров» уже разве что в сторону убывания изменится, а чем больше спишут «18х шершней» «15х орлов» и «16х соколов» в угоду закупки «35х пингвинов», нам же лучше.

      • Суть от этого не меняется, у сша есть истребитель завоевания превосходства в воздухе, а у нас нет. Но это не значит, что все пропало. С ф-22 надо бороться на земле, у него сравнительно небольшой боевой радиус, значит, аэродромы в пределах досягаемости Кинжала и др.

        • Суть да, не меняется. ОсоблЫво коли ссуть обычно там где приспичить.
          Што на предмет «кЫнДжала и «др» — я таки за.
          Особливо за «др», в виде РСМД «калибров» «ониксов» и «цирконов» приземленных, и принайтованых к колесным платформам типа 6х6 и 8х8, и хорошо бы к ЖД платформам.
          Не против я и «кинжала» коли оный будет на своем месте, где ему и должно быть по статусу, а именно в виде головной части «искандер-М».
          А не висеть килой, виду слоновьих мудей, меж воробьиных ножек МиГ-31ого. Который при этом никакого вооружения окромя искомого «кинжала» и взять уже не может, а стало быть нуждается в усиленной защите звена дополнительных Миг-31вых.
          Так что если дык уж — то пусть ентот «кинжал» Ту-22М3М таскает ну али хочь Су-34. Уж не знаю будут ли приспосабливать под это» Су-57, но для Миг-31го оно воистину «слоновий перец».
          Что до «истребителя завоевания превосходства» — отчего же нет?! А Су-35тый чем плох? Маловато их производят только, на мой взгляд. Надеюсь что пока.
          А там глядишь и Су-57 с «белкой» и новым двигателем поспеет. Вот только кабы не Чубайс могла бы быть и отечественная электроника, а не пополам с ети хунгузову мать.

          p.s.. Мы ушли от темы статьи. Проблемы Миг,а 35ого в том что его пытаются «втюхать» в варианте «эконом». Который на деле далеко себе не эконом, но при всем том и без всеракурсного сопла, и без передового радара.
          На что военные справедливо меркуют — нафига нам тот МиГ-35 когда у нас такой МиГ-29СМТ уже есть?

  7. Все семейство Су это истребители завоевания господства в воздухе и Миг тоже(29к, 35 и особенно 31). И не надо нахваливать расторгну, его характеристики ничем не подтверждены, на нем никто кроме америкосов не летал и не может подтвердить его РЕАЛЬНЫЕ характеристики. В общем явно что-то мутят и с радиусом действия и с крейсерской скоростью, про невидимость вообще молчу- покрытие отпадает от дождя и обуви техников, они же поо нему в носках бегают, все видели.
    Кстати миг-31 вообще действует подобно Раптору, быстро выходит на позицию атаки (2.83 маха против 2 маха у раптора), мощной РЛС находит раптора на большой дистанции («заслон» вещь серьезная, можете поверить), и поражает его дальней ракетой (р-33, р-37 бьют гораздо дальше amraam). А сбить на махе 2.83 миг-25 ещё никому не удавалось, так у него не было РЭБ, а у 31 есть.
    Что касается погосяновских почитателей, то скажу одно: если вы хотите иметь высококлассную авиацию, то в стране должно быть хотя бы два кб для конкуренции.

  8. если учесть, что современный воздушный бой, по мнению сша, должен осуществляться при помощи ракет дальнего действия и не предполагает ближнего боя то миг порвет их всех, если доживет), но, мне кажется, нужен штурмовик от мига, а не ястребок!

    • Так МиГ-35 по максимуму и позиционировался как многофункционал широкого спектра действий. А потом отчего то стали хитрозадить.
      Х З, может количества комплектующих с родины чая, лотосов, и байки про горный шаолинь стало не хватать? И Су-(чки) решили что «боливар двоих не выдержит»? и МиГ-у двух+сов будет перебор!?
      Инсайд отсутствует, и остается гадать о причинах заставивших считать роскошью и излишеством всеракурсный ОВТ для истребителя поставляемого на вооружение до середины XXI века , и попытках оставить локатор в соответствии с технологиями конца века ХХ-го?!

      Что до мнения пиндосов про их хотелки на воздушный бой?! То они на этих граблях уже как то оттоптались. Объявив собачью свалку тактикой прошедшей войны, и создали выкидыша F-4 Phantom, объявив что все решает скорость а не маневреность. Видно того раза мало было! Поздравляем!
      Добро пожаловать на свеже отреставрированные грабли!
      Делать ставку на подслеповатость противника, отсутствие у него полноценных средств обнаружения и защиты, да и просто возможности маневра уклонения, по меньшей мере не умно.
      Чьи то генералы похоже сильно с бармалеями перевоевали.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя