На переговорах представителей Министерства обороны Японии и американской корпорации Lockheed Martin достигнута договоренность о порядке совместной разработки нового истребителя для ВВС Японии и условиях реализации проекта, сообщает японская газета Yomiuri Shimbun. Если такая договоренность есть, то, возможно, преодолено последнее препятствие на пути реализации проекта замены истребителя F-2 новейшим истребителем пятого поколения.
Напомним, что МО Японии в поисках партнера по разработке прототипа для замены F-2, основного истребителя ВВС Японии, объявило тендер, в котором приняли участие представленный Lockheed Martin гибридный проект на основе F-35 и F-22, а также истребители F/A-18E/F «Супер Хорнет» и EF-2000 «Тайфун».
А в июле 2018 года Lockheed Martin предложила Японии совместную разработку нового самолета на основе электронных компонентов своего самолета F-35, но в планере F-22. Предложение было принято, и начались переговоры, результат которых, судя по статье в японской газете, оказался положительным.
Возрождение воздушной мощи
Оснащение ВВС Японии техникой началось с сентября 1953 года, то есть с момента, когда было принято решение восстановить армию страны под названием «Силы самообороны». Самолеты закупались в США. Уже в апреле 1956 года было подписано соглашение о поставках истребителей F-86. С восстановлением и развитием собственного самолетостроения в Японии часть техники для ВС страны стала производиться на японских предприятиях по американским лицензиям.
В дальнейшем оснащение ВВС осуществлялось на основе регулярно составлявшихся и утверждавшихся Советом национальной обороны Японии пятилетних планов укрепления и развития национальных ВС (первый план разработан в 1957 году). В них определялись основные задачи видов ВС, оснащение их техникой.
Впрочем, четыре первых плана предусматривали лишь наращивание вооружений и военной техники (ВВТ), ВС росли без какой либо концепции развития. Поэтому Совет национальной обороны Японии в октябре 1976 года в Основных направлениях национальной обороны, перспективном плане строительства ВС страны примерно на 20 лет, впервые ввел понятие «концепция базовых сил обороны» для всех видов ВС. Были установлены количественные показатели по числу боевых формирований, а также главных видов ВВТ.
Концепция вводила рамки «минимально необходимого для самообороны» военного потенциала. Тем самым Япония демонстрировала стремление к качественному развитию ВС, менялись подходы к их развитию и, естественно, к планированию этого процесса.
С некоторой заминкой с 1980 года в соответствии с этой концепцией начались составляться так называемые среднесрочные планы обороны. Каждый рассчитывался на пятилетний срок, но почти все пересматривались досрочно. Объяснялось это «необходимостью корректировки их с учетом изменений международной обстановки». Согласно принятым тогда руководящим документам, основная роль в японо-американском сотрудничестве в области обороны отводилась Токио.
В первом из подобных документов (1978) констатируется, что ВС двух стран действуют под раздельным командованием, но тем не менее особо подчеркивается, что они поддерживают тесное взаимодействие в интересах эффективности совместных операций. Пересмотр японских планов перевооружения авиапарка ВВС во многом обусловлен необходимостью повышать эту эффективность развитием ТТХ техники. Причем японские специалисты отмечают, что сроки замены авиатехники постоянно сокращаются.
Руководящие принципы были пересмотрены в 1997 году. Изменения касались именно расширения взаимодействия на всех этапах нарастания угрозы. В случае вооруженного нападения на Японию предусматриваются комплексные совместные действия всех видов ВС – без деления операций на наземные, морские и воздушные, как это предусматривалось в документе 1978 года. Можно констатировать, что в обоих документах за Японией сохраняется выполнение задач обороны и прежде всего ПВО при главной роли в ней ВВС.
Привлекательные «невидимки»
В последние годы в рамках программы перевооружения ВВС страны МО Японии объявляет тендеры, к участию в которых стали привлекаться и европейские компании. Это было демонстративным шагом: Токио, объявляя первый тендер, продемонстрировал свое недовольство тем, что американцы не пожелали продать ему свои новейшие F-22.
Дело в том, что в ходе среднесрочной оборонной программы (2005–2009) Япония планировала начать перевооружение ВВС, заменив устаревшие истребители F-4EJ «Фантом» и F-1, но так и не смогла добиться от США согласия на поставки F-22 «Раптор». По мнению японских специалистов, он наиболее полно соответствовал условию, определенному решением Верховного суда страны, по которому ВС не нарушают положения Конституции, если действуют «только в интересах обороны» (F-22 разрабатывался для «обеспечения господства в воздухе», то есть как истребитель-перехватчик).
Большинство специалистов, в том числе и европейских, казалось бы и не заинтересованных в рекламе американского самолета, весьма положительно отзывались о его ТТХ. Конкретные причины отказа Вашингтона не публиковались, их можно только предполагать. Причем в 2007 году Конгресс США запретил продажу F-22 даже союзникам в связи с высокой секретностью применяемых в производстве стелс-технологий.
Вместо F-22 Вашингтон предложил Токио участие в разработке F-35, совместном проекте девяти стран во главе с США по созданию самолета, в котором задействован целый комплекс передовых технологий, в том числе и стелс. Токио же в сентябре 2011 года объявил тендер на совместное производство нового истребителя для своих ВВС, в котором приняли участие F-35, F/A-18E/F и EF-2000 «Тайфун». После долгого сопоставления плюсов и минусов в Токио по финансовым соображениям было принято решение отказаться от какого-либо участия в разработке F-35, а просто закупить эти самолеты в США после начала их производства.
У европейских самолетов вряд ли был шанс победить в тендере, хотя их преимуществом было налаженное производство и сравнительно низкая цена. Но японская сторона предпочла F-35, даже несмотря на то что самолет еще проходил испытания. Независимые эксперты считали, что по предполагаемым задачам на 20–30 лет именно F-35 предпочтителен для замены F-4 «Фантом». Новый самолет способен отражать вторжение в воздушное пространство Японии: он маневренный, скоростной, высотный и в целом способен обеспечить высокий уровень превосходства над противником. Под последним в первую очередь подразумевались ВВС Китая.
Важным для Токио было и то, что в производстве F-35 использовались стелс-технологии, хотя, возможно и не столь эффективные, как у F-22. Но определяющую роль, видимо, сыграло то, что установленные на F-35 средства связи позволяли подключаться к командно-управленческим комплексам ПВО «Иджис», объединяющим авиационные, корабельные системы и наземные РЛС. Это дает большие преимущества пилотам самолетов для оценки обстановки.
Корабли с системой «Иджис» уже в то время несли регулярное патрулирование в Японском море. Упоминалось в СМИ и то, что F-35 разрабатывается при участии большого числа союзников США и производство будет массовым, что несет свои преимущества в цене, да и в отработке задач взаимодействия.
Министр обороны Японии особо отметил, что Токио хотел получить и получил истребитель пятого поколения, с полным доступом к его технологиям. Первые F-35 начали поступать в Японию в конце 2018 года. По действующим планам, до 2024 года планируется закупить 42 F-35A. Согласно бюджетным запросам на 2019 финансовый год, каждый из них стоит около 15,3 млрд иен (140 млн долл.), пишет газета Yomiuri Shimbun.
Кроме того, рассматривается возможность закупки еще 20 F-35A начиная с 2020 финансового года. Расходы на перевооружение ВВС страны на F-35А за 20 лет, включая закупку и текущий ремонт, составят, как ожидается 1,6 трлн иен.
Токио также рассматривает возможность приобретения самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35B, который, как ожидается, укрепит способность страны защищать свои отдаленные острова, поскольку его особенности позволяют использовать авиабазы и аэропорты с относительно короткими взлетно-посадочными полосами. Впрочем, пока не определено, когда он будет приобретен.
Новый тендер
Предложение Lockheed Martin гибрида F-35 и F-22 в качестве преемника истребителя F-2, остающегося пока основным в авиапарке ВВС Японии, было сделано в рамках объявленного МО Японии международного тендера.
Истребитель F-2 был разработан совместно США и Японией. Поставки начались в 2000 финансовом году. Это был весьма выгодный для Японии проект, в котором приняло участие более 200 японских компаний, в том числе Mitsubishi Heavy Industries. Срок службы большинства F-2 истекает после 2030 года.
У японского Минобороны изначально было три варианта обновления авиапарка ВВС при списании F-2:
- самостоятельная разработка и производство в Японии новой версии;
- разработка в Японии совместно с другими странами;
- продление срока эксплуатации F-2 за счет различных модификаций.
Третий вариант был исключен сразу, поскольку модернизация не даст нужного эффекта в требуемом повышении ТТХ. Что касается создания полноценного собственного образца, то, по словам чиновников Министерства финансов, это обойдется слишком дорого, да и результат трудно предсказать. Пример тому есть. Минобороны в 2009–2018 годы инвестировало около 190 млрд. иен в разработку двигателя и электроники для истребителя следующего поколения. Двигатель все еще проходит стендовые испытания, а сроки летных не определены.
В итоге МО Японии объявило тендер с приглашением иностранных компаний к совместному производству истребителя нового поколения. На приглашение ответили три европейские и две американские компании. В феврале 2018 года МО уведомило компании о главных требованиях к новому истребителю, включая скорость выше М=2 и эффективную систему стелс.
Министерство попросило участников тендера представить свои предложения. Газета Mainichi Shimbun пишет, что МО рассматривало возможность оснащения преемника F-2 беспилотниками для обнаружения самолетов противника на большом удалении, но это не было включено в требования и предполагалось рассматривать при обсуждении деталей проекта.
США проявили большой интерес к проекту по созданию преемника F-2 (назовем его F-Х, как это делалось ранее в Японии для самолетов, находящихся в процессе проектирования). Великобритания также продемонстрировала желание провести совместную разработку с Японией и предложила предоставить конфиденциальную информацию высокого уровня для такого проекта. Возможно, что это повлияло на решение США участвовать в проекте. Что же касается японской стороны, то у нее наибольший интерес вызвало предложение Lockheed Martin – этот проект дает надежду на успех в создании передового многоцелевого самолета пятого поколения.
Впрочем, проблемы начались уже с первых шагов обсуждения условий договора. В предложениях корпорации цена каждого F-Х заявлялась более чем в 20 млрд. иен, что намного больше 15 млрд. иен и выше уже действующего ценника в 13,1 млрд. йен на истребитель F-35. Кроме того, в японских СМИ высказывается опасение, что Япония может утратить контроль над техническим состоянием новых самолетов. Поскольку американские технологии применяются к ключевым компонентам, таким как фюзеляж, двигатель и авионика, а их разработка, вероятно, будет вестись в США.
Если Япония не будет участвовать в основных этапах разработки, пишет Yomiuri Shimbun, то ремонт и техобслуживание новых самолетов не будут проводиться внутри страны. Впрочем, возможно, эти детали уже прорабатываются сторонами в рабочем порядке.
В указанном в начале статьи сообщении Yomiuri Shimbun говорится, что правительства двух стран начали серьезно обсуждать предложение Lockheed Martin в конце марта. И что правительство Японии пока намерено обсуждать вопросы организации хода разработки самолета, а решение об участии в проекте принять до конца текущего года. Иными словами, окончательное решение еще в стадии обсуждения. Но его принятие нельзя откладывать, так как разработка истребителя может занять 10 лет и более.
В японских ВВС около 90 F-2, а их массовое списание, как ожидается, начнется с 2035 года. В действующей среднесрочной программе МО говорится, что оно в ближайшее время начнет «работы по выполнению проекта разработки истребителя под руководством Японии с возможностью международного сотрудничества». Причем Япония будет добиваться наибольшего участия своих компаний и в разработке F-Х, и особенно в их производстве на своей территории.
Ранее, по информации японских СМИ, в предложении Lockheed Martin говорилось, что японские компании будут нести ответственность более чем за половину разработки и производства F-Х. Стоимость самостоятельной разработки Японией нового истребителя оценивается в 1–2 трлн. иен, а весь проект, включая производство и эксплуатацию, – в 6 трлн. иен.
Превентивная оборона
ВС Японии развивались по мере роста экономики страны. Их строительство шло в полном соответствии с решением Верховного суда, по которому создание «Сил самобороны» не нарушало положения главы 2 Конституции «Отказ от войны» при условии, если они формировались «исключительно в интересах обороны собственной территории». Это достаточно последовательно и строго соблюдалось в Курсах оборонного строительства, в пятилетних и среднесрочных планах оборонного строительства.
С поставками F-35 начала воплощаться в практику новая стратегия, предусматривающая комплексные действия всех видов ВС. Естественно, что новый истребитель F-Х, который вряд ли начнет поступать ранее чем через 10 лет, должен соответствовать ей. Пока нет особых причин полагать, что F-Х будет конструироваться с нарушением Конституции Японии. США и Япония еще разделяют свои роли в обеспечении совместной безопасности, и главная задача ВВС Японии – обеспечение ПВО.
Однако появившаяся в японских военно-теоретических разработках концепция «превентивной обороны» допускает удар по противнику на дальних подступах к Японии. Пока не предполагается нанесение ВС первыми такого удара и концептуально идея не оформлена. Но первыми такой удар могут нанести ВС США, поэтому нельзя исключать, что F-Х с завершением разработки будет предназначаться не только для ПВО, но и для ударов по морским и наземным целям.
Статью о F-Х в Yomiuri Shimbun сопровождал рисунок: в центре – предполагаемый контур F-Х, над ним слева – F-35 со стрелкой «электронное оборудование», а справа – F-22 со стрелкой «стелс». Внизу – стрелка от рисунка двигателя и ракеты с надписью: «Может комплектоваться двигателем и вооружением японского производства». Заметим, что стелс-технологии требуют размещения внутри корпуса ракет и других боевых средств (например, беспилотников), а «начинка» F-Х, судя по рисунку в газете, будет определяться именно японской стороной.
/Николай Тебин, журналист-международник, nvo.ng.ru/