Недавно командующий космическими войсками России генерал-лейтенант Олег Остапенко заявил о том, что у нас ведутся работы по созданию беспилотного космического самолёта многоразового использования. Это подтвердил главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин: «Естественно, ведутся. Мы не можем быть в обозе. Есть разработки, есть понимание, как это делать, есть технические решения».
• Нужно сразу подчеркнуть, что эти заявления были сделаны сразу после возвращения на землю американского беспилотного космического корабля X-37B, который провёл на околоземной орбите 225 суток. При этом задачи полёта и ход их решения были глубоко засекречены спецслужбами США. Так что трудно сказать, чего больше в высказываниях российских военачальников: блефа или реальной информации?
Вначале была «Спираль»
• Тема космического самолёта, конечно, засекречена не только у американцев, но и у нас. Но кое-что просачивается в открытую печать и общие контуры проблемы можно вполне очертить.
• Однозначно известно, что в советское время в работах по созданию космического самолета мы поначалу были впереди США. В 1965 году всё, что связано с «крылатой космонавтикой», было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна. Тема по созданию воздушно-орбитального самолета (ВОС) получила индекс «Спираль». Мало кто знает, что одним из руководителей проекта был космонавт № 2 Герман Титов. Впоследствии он рассказал мне в одном из своих последних интервью некоторые подробности.
• Воздушно-орбитальный самолёт (ВОС) состоял из гиперзвукового самолёта-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора с помощью двигателей ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение орбитального самолета и дальнейший разгон осуществлялся с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на фторо-водородном топливе.
• При этом орбитальный самолёт был пилотируемым (одноместным). Предусматривалось его использование в вариантах фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолёта с ракетой класса «космос-земля». Вес самолёта во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах разведчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Диапазон опорных орбит составлял 130 — 150 км.
«Почему же эта программа не была завершена?» – спросил я у Титова. Он ответил так:
Первый раз «Спираль» зачахла в 1970 году. Потому что военное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артём Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним — и тема «Спираль». Позже, когда узнали, что американцы работают над системой «Шаттл», руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет?
Срочно начались работы по «Бурану». Вернулись к «Спирали». Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики и термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. «Спираль» показала очень хорошие характеристики. Однако в дальнейшем разработчики пошли по пути «списывания» — перерисовали схему «Шаттла» и «создали» «Буран». В конце концов, и он был загублен из-за недостатка финансирования.
США вырвались вперед
• В результате реформ в России (и, в частности, в нашей армии) мы потеряли преимущества в развитии космического самолётостроения. Вперед вырвались США. В 1999 году NASA совместно с компанией Boeing начали программу создания космического самолета X-37B.
• Стоимость разработки экспериментального космолёта составила 173 миллионов долларов. Космолет создан с такими характеристиками:
— взлётный вес 4 989 кг,
— масса полезного груза 900 кг,
— время пребывания в космосе до 270 дней.
• Первый тестовый полёт — испытание путём сбрасывания, был совершён 7 апреля 2006 года. А 22 апреля 2010 года X-37B ушел в первый боевой полет. Боевой — в данном случае не метафора. Некоторые эксперты высказывают предположение, что за 225 суток, проведенные в космосе, космолет провел реальные пуски боевого оружия. Именно в это время был сбит российский военный спутник, что официально объяснили возможным попаданием в него метеорита.
• С X-37B даже связывают предполагаемое испытание над Россией нового климатического оружия – небывалая жара и засуха лета 2010 года. До сих пор руководство ВВС США не публикует никаких подробностей о целях и задачах полета X-37B. Принимая во внимание достаточный объем грузового отсека космического аппарата, можно предположить, что X-37B способен нести любую разведывательную аппаратуру и, безусловно, некоторые системы вооружения.
• Наблюдения, сделанные с помощью оптической аппаратуры, подтверждают высокую маневренность аппарата: за все время его нахождения на орбите было произведено четыре резких изменения траектории движении. Таким образом, аппарат может использоваться для перехвата и захвата вражеских спутников. Несмотря на столь явную боевую ориентацию аппарата X-37B, американские военные продолжают настаивать на том, что он является всего лишь летающей в космосе лабораторией.
• 3 декабря 2010 года Х-37В вернулся на Землю после семи месяцев полета. Посадка в автоматическом режиме была осуществлена на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США Ванденберг, расположенную северо-западнее Лос-Анджелеса (штат Калифорния). В ходе пребывания на орбите X-37B получил семь повреждений обшивки, по официальной версии, в результате столкновения с космическим мусором.
• 4 марта 2011 года космолёт США вновь отправился на боевую службу в космос. Программа полёта и стоимость проекта опять засекречены. В печати зато появилось сообщение о том, что ВВС США дали компании Boeing заказ на изготовление второго образца X-37B, который будет готов в 2011 году и, вероятно, тут же полетит на орбиту.
Российский ответ
• Что может противопоставить Россия, если не считать словесных «страшилок» командующего космическими войсками и главкома ВВС РФ?
• Недавно в прессе появилось сообщение о том, что в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелётов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем.
• При дальности 16-17 тысяч км время полёта воздушно-космического самолёта проходит в три стадии:
— активное выведение на орбиту
— космический полёт с околоорбитальной скоростью
— планирование в атмосфере.
Причём этот перелёт не займет больше чем 50 минут.
• В качестве самолёта-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолёт должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолёт самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.
• Ранее ЦАГИ провёл системный анализ различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС 1).
Высота полёта 90 километров, скорость 20 тысяч километров в час, дальность полёта 16-17 тысяч км – таковы рабочие параметры разрабатываемого в ЦАГИ авиационного монстра.
• МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.
• Зарубежные аналитики высоко оценивают возможности российского ВПК в этом отношении: технических причин, которые не позволяли бы России вслед за Америкой создать беспилотный орбитальный самолет, не существует.
• «Основным российским технологиям, необходимым для этого, уже полстолетия, — считает американский эксперт по космосу Джим Оберг. — Русские экспериментировали с крылатыми космическими кораблями с 1960-х годов и даже вывели прототип на орбиту, но сегодня они ослаблены реформами. Поэтому всё зависит от политической воли руководства страны и вооруженными силами».
• А эта проблема, пожалуй, посложней технической, но будем надеяться, что и она преодолима.
/Сергей Турченко, svpressa.ru и buran.ru/
Трудно оценить готовность к реализации описанного варианта, но это возможно и интересно. А есть вполне готовое решение, которое много лет «не пускают». Это «Клиппер», о котором не раз упоминалось в открытых источниках. Он точно не имеет себе равных, синтезировал лучшее от Бурана, компактный и не столь дорогой. Естественно нужна определенная адаптация к военным задачам, но это не проблема.
Во время у власти в России Ельцина , по ЕГО распоряжению достаточно много было передано секретной разработки в СССР в США… ??!
Теперь удивляемся……. !!!!!
Ясно что Ельцин — предатель интересов России и нашего народа. За право властвовать предал Русь на растерзание псам-рыцарям. Но наша Родина восстанет и ещё всех удивит своей силой и красотой. Главный компонент — быть всем народам нашей страны вместе.
Эх, Запустили бы снова «Аякс» или Ту-2000 было бы дело.
Еще больше мозгов осталось в Украине .И так или иначе ,они работали на РФ.Сейчас же они могут работать на США.Может быть стоит охладить свою ненависть .
Кто являеться ГАРАНТОМ безопасности УКРАИНЫ .США.ВЕЛИКОБРИТАНИЯ и….Россия ,Как Вы думаете .Без Росси Украина сможет экономически воссоединить свои научные наработки с этими странами .
Да Вас Путин разводит как кроликов .Ну подумайте сами .КАК РАКЕТА может несгореть в плотных слоях атмосферы .У неенаверное есть термостойкое покрытие. По всему периметру конуса или полусферы.
Высота полёта 90 километров, скорость 20 тысяч километров в час, дальность полёта 16-17 тысяч км – таковы рабочие параметры разрабатываемого в ЦАГИ авиационного монстра.
Вы только забыли дописать: ЦАГИ УМИРАЕТ НА ГЛАЗАХ. ПОПРОБУЙТЕ ОПРОВЕРГНУТЬ МОИ СЛОВА. КТО ТАМ, В ЦАГИ ТАКОЙ ПРОЕКТ БУДЕТ ТЯНУТЬ? ЕСЛИ У ВАС ХОТЬ 10МИЛЛИГРАММ МОЗГОВ ОСТАЛОСЬ, КАЖДЫЙ СДЕЛАЕТ СВОЙ ВЫВОД.