Истребитель МиГ-35: если нужен, то кому?

Не так давно всем сообществом мы говорили о проблемах, связанных с Су-57. О том, что самолет если и увидят в войсках, то весьма не скоро и в единичных экземплярах.

Наверное, есть смысл теперь поговорить и о МиГ-35.

МиГ-35, вроде как перспективный многофункциональный лёгкий истребитель поколения «4++», характеристики которого максимально приближены к пятому поколению. Так говорят многие.

Насчет «легкого» — действительно, легкий. Если мы признаем тяжелым Су-35 и сравниваем с ним, то МиГ-35 сильно так легче. Но сравним чуть позже, пока что поговорим о ситуации в целом.

Все началась с информации, что на заводе в Луховицах только сейчас закончен третий самолет из четырех, которые должны были участвовать в государственных испытаниях. Так решили еще в 2017 году, 4 самолета, один из которых спарка МиГ-35УБ. А сами испытания должны были состояться в 2018 году.

Нет, они, испытания, состоялись. Но участие в них приняла только первая пара самолетов.

Между тем состоявшимися испытания могут быть признаны только тогда, когда в них примут участие и подтвердят соответствие все 4 самолета.

Сейчас, говорят, срок очередной раз перенесли, и этот радостный момент где-то там, в конце 2019 года. Что тоже вызывает сомнения, поскольку треть года позади, а четвертого участника испытаний пока нет и не очень-то и предвидится такими темпами.

Так что – 2020 год, не раньше.

Но и то, что самолеты пройдут эти испытания, еще ни о чем не говорит. По идее, в случае успеха на госиспытаниях должно начаться серийное производство МиГ-35.

Но это так, в светлых мечтах. Как у нас сегодня строят самолеты, как (судя по последним заявлениям чиновников в погонах, наша армия насыщена новой техникой более чем на 50%) ведутся закупки… 

Возникает вопрос: а вообще стоит ли огород городить? Тратить деньги, время, людские ресурсы? Ради чего? Ради выпуска 6 (ШЕСТИ) самолетов?

Сейчас сведущие товарищи попробуют возразить: в госпрограмме вооружений на 2018-2027 годы стоит цифра в 24 самолета МиГ-35. Соглашусь. Цифра стоит. Но с тем же успехов она может лечь и полежать, поскольку законтрактовано 6 машин. Остальные документами не подкреплены.

Можно сказать, что да, это намерения. И, поскольку времени для исполнения пунктов ГПВ более чем достаточно, то и можно не спешить.

Временно соглашаюсь. Потому что за оставшиеся 8 лет можно и испытания закончить, и самолеты собрать. Были бы на это деньги. 

Кстати, о деньгах.

Наверное, Америки не открою, если скажу, что единичное производство – это дорого, а массовое – всегда дешевле. Вообще, это еще товарищ Маркс в «Капитале» вывел.

Чем больше выпускается каких-либо изделий, тем ниже себестоимость этих изделий. Закон как бы. Соответственно, если те же самолеты выпускать серийно, да еще и серийно поставлять в армии (не обязательно только в свою даже), то эксплуатация обойдется дешевле. Именно за счет массовости полетов.

Полеты по делу, они окупят и самолеты, и инфраструктуру под них, все.

Говорят, что в РСК «МиГ» (думаю, что РСК «МиГ» верить можно), проделали большую работу. Говорят, что летные характеристики самолета весьма и весьма неплохи. Даже больше того, они хороши. И говорят, что сотрудниками РСК были проделаны работы по максимальному удешевлению самолета. Времена у нас непростые, денежку надо экономить.

Опять же, по слухам, эксплуатация одного МиГ-35 должна быть чуть ли не в 2 раза меньше, чем у одного предшественника МиГ-29. И, соответственно, в любом случае ниже, чем у тяжелого Су-35.

При маленьком таком условии: серия. Причем одинаковая по количеству с Су-35.

А если выпускать самолеты поштучно, огромными сериями в 6 машин, соответственно, они в эксплуатации становятся несколько дороже. Несмотря даже на то, что сажать их будут на уже имеющуюся отлаженную «миговскую» инфраструктуру.

Но в первую очередь в голову приходит совершенно другой вопрос. А что, нам вообще легкие истребители больше не нужны?

МиГ-29 все, уволен по возрасту. Есть информация, что на сегодняшний день в ВКС РФ остались только МиГ-29С и МиГ-29СМТ. И в морской авиации у нас есть МиГ-29К/КУБ. Общим числом около 150 единиц.

Получается, что, если не заместить МиГ-29 «тридцать пятыми», то через некоторое время легкие истребители у нас вообще исчезнут как класс. Просто потому, что ресурс никто не отменял. Да, сегодня куча стран еще использует МиГ-29, но процесс замены идет у многих полным ходом. И не всегда на российские истребители.

Читайте также  Истребитель Су-57 оказался России не нужен

За границей тоже умеют считать деньги. И переучивать/перестраивать/переоснащать с МиГа на Су горят желанием весьма немногие. А кроме МиГ-29СМТ, который все-таки сильно модернизированный, но «двадцать девятый», «Рособоронэкспорт» ничего пока предложить не может.

Представители РСК «МиГ» время от времени говорит о необходимости замены старых МиГ-29 на МиГ-35. На форумах и прочих мероприятиях. Но как водится, наше Минобороны имеет на этот счет свое мнение. В результате реализации этой идеи, которая исходит из правильного мнения МО, Россия скоро сможет стать единственной страной в мире, в ВВС которой нет легких истребителей.

Но, простите, как насчет концепции построения ВВС? В ней говорится о том, что легких истребителей должно быть вдвое больше, чем тяжелых истребителей. Если у нас теперь новая, которая говорит о том, что мы обойдемся только тяжелыми, не вопрос.

К тяжелым истребителям мы относим все выпускаемые концерном «Сухой». Это Су-27, Су-30, Су-35. Су-27 – с ним все более-менее прозрачно, он должен быть сменен Су-35. Остальные в теме. Но несмотря на возможности тяжелых истребителей, все выглядит немного странно.

А почему? А потому, что легкий истребитель – он легкий не только по весу в килограммах, но и в рублях.

Поэтому в случае начала боевых действий такой интенсивности, что начинается убыль самолетов, эту убыль для легких истребителей восполнить проще. С экономической точки зрения.

Между прочим, в США к этим вопросам подходили весьма рационально. И выразилось это в реально легком истребителе F-16, которого наклепали больше 4,5 тысяч экземпляров. Из которых почти полторы тысячи находятся на вооружении сил США.

Ситуация, скажем прямо, не очень. Убираем из общего списка самолеты национальной гвардии США, оставляем F-16 ВВС США и ВМС США. Это чуть больше тысячи самолетов.

Интересно, насколько серьезен расклад из трех сотен Су (27, 30, 35) против 1000 F-16? Конечно, такую схватку представить сложно, но то, что расклад 1 против 3 не в нашу пользу… не наш.

Учитывая, что работать будут легкие истребители (более быстрые и более маневренные) против тяжелых. Соглашусь, что маневр в современных условиях не играет такой роли, как полвека назад, но тем не менее.

Даже если кто из Су уцелеет в этой гипотетической схватке, в качестве резерва у американцев еще больше шести сотен всяких F-15, 22, 35.

Но это если вдруг взяли и устроили какой-то глобальный мордобой в небе. А если долгая война на истощение? Если противостояние типа афганского или сирийского?

Здесь вопрос, чью убыль проще восстановить, убыль тяжелых или легких истребителей.

В целом ситуация так себе. Но есть вторая половина вопроса. Это Минпромторг. В этом заведении специалисты считают, что МиГ-35 имеет хороший экспортный потенциал. Ну они там все так оценивают и продвигают соответствующим образом.

В плане МиГ-35 Минпромторг еще на авиасалоне МАКС-2017 устроил настолько хорошую презентацию, что желание приобрести самолет выразили 29 стран. Понятно, что из тех, у кого на вооружении стояли МиГ-29. 

То есть мы опять будем вооружать других. Не факт, что друзей и союзников, факт, что тех, у кого есть возможность заплатить (и желательно не пальмовым маслом).

Некая немилость, выраженная в полном отсутствии интереса к МиГ-35 у Министерства обороны, выглядит своеобразно. Я думаю, что РСК «МиГ» просто проиграло подковерные войны ПАО «Компания «Сухой». И КБ Сухого просто выполнило задачу по лоббированию своих самолетов на «отлично».

Конечно, в РСК «МиГ» тоже приложились в плане создания негативного имиджа, устроив ряд скандалов, связанных с хищениями и растратами в нулевые годы. Отдельный номер – индийский контракт.

Можно много говорить о кознях американцев и капризных индийцах, но то, что в 2010 году на индийский тендер вышел не тот МиГ-35, о котором мы сейчас говорим, а нечто совершенно обратное, сложно оспаривать. Некий такой полуфабрикат. С никаким двигателем и слепой РЛС, не способной обнаружить указанную цель на испытаниях.

Можно критиковать индийцев, но вот то, что они не захотели платить деньги за такой конструктор и потом его доводить до ума – это нормально вполне. И то, что они забраковали этот, с позволения сказать, полупрототип, совершенно оправдано.

Читайте также  Су-27 против F-15C: проверка боем

Но будем считать, что сейчас это именно МиГ-35. Нормальный и доведенный до ума самолет. Обладающий тем же роскошным планером (а почему должно быть иначе?), что и МиГ-29. И с другой, более новой авионикой. Недаром его записали в 4++. 

Главное, на мой взгляд – «Жук-А», РЛС с активной фазированной антенной решеткой. АФАР позволяет обнаруживать истребитель противника на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. 

Понятно, что все характеристики «Жук-А» засекречены. Но если взять общемировые тенденции, то уверен, что она умеет работать на разных частотах с пониженным выделением энергии. Это очень полезно для маскировки самолета от любителей навестись по радарному сигналу. 

Есть сведения, что у МиГ-35 все весьма неплохо и с тепловой заметностью, по снижению которой велись весьма успешные работы.

Двигатель РД-33МК, который так был некрасив на демонстрации в Индии, сегодня вроде бы полностью готов и даже соответствует требованиям для двигателей пятого поколения. Плазменное зажигание, цифровая система управления, оптимизация всех режимов работы, повышение тяги до 9400 кгс на форсаже. Бонусом повышение ресурса и снижения расхода. 

Вишенка на торте – отдельная модификация двигателя с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги.

Пара слов об электронике. Не одна, как у основного большинства самолетов, а две оптико-локационные станции с телевизионным и тепловизионным каналами. Первая осуществляет обзор в передней полусфере, а вторая предназначена для работы по наземным целям.

Но сравнивать МиГ-35 с F-16 в нашем случае не стоит, речь не идет о сравнении двух легких машин. Да и не F-16 сегодня главный соперник МиГа, к сожалению.

Если сравнивать МиГ-35, то сравнивать надо с Су-35С. Ведь сегодня именно истребитель Сухого поступает в части. И перед которым более легкий и динамичный МиГ-35 будет иметь определенные преимущества. Конечно, при условии использование двигателя, имеющего отклоняемый вектор тяги. 

В такой комплектации у МиГа выше скороподъемность, на целых 50 м/с. Это много.

БРЭО у обоих самолетов самое новое, специально разработанное КРЭТом именно для этих самолетов. РЛС у МиГа даже лучше, чем у Су-35С.

Да, дальность полета, потолок, количество ракет для боя (воздушные и наземные цели) у тяжелого истребителя Су-35С выше. Но так и должно было быть, на то он и есть тяжелый истребитель, который просто обязан истребить все, с чем не смогли справиться легкие. 

Комплексное взаимодействие. Дополняя и поддерживая друг друга. Причем это просматривается в ЛТХ.

МиГ-35 / Су-35С:
Масса пустого, кг: 11000 / 19500
Максимальная взлетная масса, кг: 23700 / 34500
Масса топлива, кг: 5830 / 11500
Боевая нагрузка, кг: 6500 / 8000
Тяга двигателей, кгс: 2×5500 / 2×8800
Тяга на форсаже, кгс: 2×9400 / 2×14500
Максимальная скорость на высоте, км/ч: 2400 / 2500
Максимальная скорость у земли, км/ч: 1400 / 1400
Боевой радиус, км: 1000 / 1500
Практический потолок, м: 17500 / 20000
Скороподъемность, м/с: 330 / 280

Как видно из цифр, МиГ реально проигрывает Су по некоторым показателям. Но не так уж и сильно. Вопрос исключительно тактики применения. А в некоторых выигрывает. МиГ быстрее. Не в скорости полета, а в необходимом на обслуживание времени. Меньше запас топлива, меньше боевая нагрузка, соответственно, меньше времени на всю подготовку самолета. В условиях высокой интенсивности полетов – преимущество не критичное, но порой весьма полезное. 

Вопрос необходимости легкого истребителя для ВВС РФ пока еще стоит. В принципе, почти все страны, которые являются нашими «потенциальными», имеют на вооружении именно два типа самолетов, легкие и тяжелые истребители/истребители-бомбардировщики.

В Германии (да и в Европе вообще) это легкий «Тайфун» и тяжелый «Торнадо», а те же британцы еще на всякий случай и F-35 прикупили по случаю. Китай вполне нормально осваивает выпуск собственных легких истребителей, к J-10 приложили руки в РСК «МиГ», а Су у китайцев и так были, есть и будут.

Сложно сказать, стоит ли нам по бедности уподобляться ВВС Болгарии или Румынии, которым достаточно только одного типа истребителей, но это уже, к сожалению, решать не нам. Как не нам решать, станет ли МиГ-35 левой рукой наших ВКС или ему будет уготована роль добытчика валюты на международных рынках вооружения.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Самолет возможно интересный, но уже несколько запоздавший к основному банкету. Годами пятнадцатью бы раньше его в примерной комплектации. А сейчас пока тудым судым уже двадцатые, может и не пойти.

    • На ромашке нечего годать интересный, не интересный, запоздалый и тд. . Характеристики посмотрел бы лучше и сравнил . В 2019 году первые 6штук в вкс. 2шт. миг-35 куб и 4шт. ми5-35с. Вот и сиди кидайся соплями дальше пропердедивашшик.

  2. Просто жесть какой глупый человек писал эту статью . Столько поналяпал , что еле дочитал до конца.
    Афффтер видимо сразу на двух диванах сидит.

  3. Все будет хорошо с МиГ-35, он заменит оставшиеся МиГ-29 и у нас, и в других странах, а любители «модных» невидимок при реальном столкновении, убедятся, что они не настолько эффективны, как это превозносят разработчики. Роман опять в своем амплуа, сравнивает тысячу F-16, с 300 сушек, забывая о том, что никто не будет вести боевые действия один на один, а средства ПВО? Да они приземлят эти F-16 еще до подхода наших истребителей. Поэтому такие количественные оценки никому не нужны, сравнивать можно боевые возможности ВВС и ПВО для оценки боевого потенциала.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя