Проект Tempest: английская смерть истребителям F-35, J-20 и Су-57
Директор программы Team Tempest Джез Холмс осматривает прототип истребителя-невидимки Tempest (Фото: PA Images/ ТАСС)

Американское специализированное издание Aviation Week & Space Technology (упрощено Aviation Week или AW&ST) сообщило, что программа перспективного британского истребителя Tempest («Буря») неожиданно привлекла внимание ряда мощных компаний, готовых вложить деньги в этот боевой самолет. Между тем, прошло всего девять месяцев с тех пор, как министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон обнародовал лондонский взгляд на развитие Королевских ВВС на базе истребителя Tempest, который должен был войти в строй в конце 2030-х годов.

В новости от AW&ST есть, по крайней мере, три момента, которые заслуживают отдельных пояснений.

Во-первых, Tempest почему-то презентован в СМИ, как машина 6-го поколения, хотя сами британцы пишут об английском истребителе следующего поколения. Здесь под предшественником подразумевается многоцелевой самолет Eurofighter Typhoon 4-го поколения. Так что о каком-то сверхъестественном скачке технологий речь не идет.

Такая путаница, похоже, вызвана тем, чтобы не подвергать сомнению боеспособность F-35 Lightning II. Как известно, Лондон намеревался купить в общей сложности 138 этих американских самолетов, потратив до 2021 года на эти цели более £12 млрд. Однако эти объемы могут и пересмотрены, хотя бы потому, что старт программы Tempest подозрительно совпал с началом эксплуатации ВВС Королевства первых F-35.

Невольно напрашивается интересный вопрос, зачем Лондону тратится на разработку своего супер-истребителя, когда он уже приобретает машину, которой, как хвалятся в НАТО, нет равной в мире. Объяснение может быть только одно: F-35 Lightning II не отвечает английским представлениям об истребителе, способном в реальности завоевать господство в небе.

Второй момент новости AW&ST касается выделенных британским правительством денег на разработку Tempest. Как-то несерьезно воспринимать £2 млрд., обещанные разработчикам, когда американцы потратили на создание своего F-35 примерно $ 350 млрд. Правда, в проект уже идут другие деньги, о чем пишет AW&ST. Значит, у западных инвесторов есть резон вкладывать свои капиталы, несмотря на конкуренцию со стороны Lightning II.

Третий момент — теперь самое время прояснить сведения об источнике новости — AW&ST. Можно ли доверять этому изданию, что британская программа Tempest набирает обороты за счет частных капиталов. Похоже — да. Чтобы было понятно, кто и что сливает на страницы Aviation Week, приведем несколько фактов.

Читайте также  Боевые самолёты: истребитель И-180

20 марта 1978 года — за десять лет до своего первого и последнего полета нашего «Бурана» — в Aviation Week была опубликована подробная статья о советской программе многоразовых космических кораблей. По словам редактора Крейга Ково, секретную информацию предоставил тогдашний председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Дэвид Джонс, который, к слову, рассказал о сотруднике ЦРУ Уильяме Кампилсе, слившем советским агентам руководство по шпионским спутникам KH-11.

1 ноября 2013 года Aviation Week рассекретила детали о сверхзвуковом беспилотнике SR-72, чья скорость достигает 6 МАХ. Интерес к статье оказался настолько огромным, что привело к падению серверов AW&ST.

9 декабря 2013 года издание AW&ST раскрыло подробности о сверхсекретном БПЛА RQ-180, разработанном компанией Northrop Grumman, который был введен в эксплуатацию к 2015 году. Опубликованная информация, между прочим, относилась к топ-секретам Минобороны США.

Однако вернемся к программе Tempest, которая заинтересовала крупных западных инвесторов. Судя по всему, британцы решили вернуться к своему проекту BAE Systems Replica по разработке истребителя 5-го поколения, который был заморожен под давлением Вашингтона в конце 90-годов. Американцы тогда настоятельно «убедили» англичан, что им правильнее сотрудничать с корпорацией Lockheed Martin по программе American Joint Strike Fighter — то есть по разработке F-35 Lightning II.

Впрочем, как пишут сегодня британцы, они благодарны за сотрудничество, поскольку уже заявили, что используют опыт работы над F-35 в своем проекте Tempest. С другой стороны BAE Systems Replica с самого начала не являлся чем-то экзотическим или сверхдорогим, как например ударный истребитель-невидимка F -117 или бомбардировщик B-2 Spirit.

Напомним, еще в 1990-х годах англичане считали, что строить полностью невидимый самолет нецелесообразно, поскольку более важен баланс между малозаметностью и классическими характеристиками истребителей. Да, в BAE Systems Replica был уменьшен уровень инфракрасной, акустической или визуальной сигнатур, но без американского фанатизма.

Известно также, что в 2014 году прототип Replica был вывезен из склада, где хранился почти 15 лет и опять вернулся в лаборатории BAE Systems. Там, по слухам, его модернизировали с учетом новых достижений стелс-технологий и снова испытали на стенде. После этого, собственно, и началась неспешная проработка программы Tempest, которая активизировалась вслед за первыми поставками Lightning II.

Читайте также  Боевые самолёты: «Мессершмитт» Bf 109 в сравнениях

Если бы программа была реализована, то ВВС Великобритании к 2017 году заменили все свои Eurofighter Typhoon на новые истребители. Во всяком случае, так считают британские эксперты, недовольные закрытием программы BAE Systems Replica. Мол, Королевские ВВС получили бы более продвинутый самолет, который, тем не менее, не обладал малой заметностью на уровне F-35. Справедливости ради, разработка даже нынешнего «Еврофайтера» столкнулась с огромными трудностями. В Лондоне признают, что без участия немцев тот проект вообще бы не состоялся.

Поэтому разговоры о нереализуемых амбициях англичан уместно свести к известной поговорке «если бы да кабы». Ясно одно: британцы пытаются вскочить в последний вагон уходящего поезда. Несмотря на то, что перспективный истребитель Tempest Королевских ВВС заявлен, как дополнение к F-35, в Лондоне надеются сделать машину, которая превосходила бы Lightning II. В противном случае, овчинка не стоит выделки. А это, по логике английских стратегов, означает бесспорное превосходство и над другими боевыми самолетами 5-го поколения — китайским J-20 и нашим Су-57.

Впрочем Уоррен Ист, генеральный директор Rolls-Royce, который присутствовал на презентации Tempest, неожиданно  заявил о серьезных проблемах: «Возможности Великобритании в области боевой авиации и двигателей находится на критическом уровне, и это долгосрочное обязательство правительства позволит нам защитить знания и ключевые навыки, которые жизненно важны для сохранения суверенного потенциала».

Вот и написалась картина маслом. Если назвать вещи своими именами, американцы решили убрать с мирового рынка боевой авиации своих верных друзей — англичан, точно так, как в свое время сделали с дружественными израильтянами. При этом созданный корпорацией Lockheed Martin истребитель F-35 не нравится союзникам, несмотря на хвалебные комментарии эксплуатантов.

С другой стороны, новость AW&ST является знаковой и говорит о том, что все больше стран работает над истребителями 5-го поколения. Поэтому и Россия должна предпринять усилия по снижению стоимость Су-57 и ввода его в серийное производство.

/Александр Ситников, svpressa.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. «Судя по всему, британцы решили вернуться к своему проекту BAE Systems Replica по разработке истребителя 5-го поколения, который был заморожен под давлением Вашингтона в конце 90-годов. Американцы тогда настоятельно «убедили» англичан, что им правильнее сотрудничать с корпорацией Lockheed Martin »
    По моему этим все сказано. А так название и статьи и летака весьма пафосное. Спасибо, посмеялся!

  2. Любой проект всегда лучше всего существующего, на то он и проект. Европа с кооперацией между странами строила и Торнадо и Альфа Джет и Ягуар. По-моему, только разногласия в тактических требованиях, не всегда способствовали конечной цели. Франция и Швеция, последнее время, сохраняют какую-то «автономность» в создании своих тактических истребителей, делая ставку на экспорт, но самолеты в любом случае, получаются дорогими, снижая продажи, и возможности потенциальных покупателей.
    Создание европейского истребителя 5-го поколения, интегрированного в систему боевого управления войсками, маловероятно без серьезной кооперации европейских производителей. В настоящее время, не каждая страна может себе это позволить по затратам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя