В апреле 1976 года в США на воду сходит головная ракетная лодка нового (третьего) поколения «Огайо» (SSBN* «Ohio»). Водоизмещение – 16 700/18 700 т, длина – 170 м, ширина – 12,8 м, средняя осадка (по КВЛ) – 11,1 м, скорость – 25 узлов, глубина погружения – рабочая 365 м, предельная 550 м, экипаж – 14–15 офицеров, 140 матросов и старшин, вооружение – четыре 533-мм торпедных аппарата и 24 ракеты «Трайдент».
* В ВМС США тип лодки легко определить по ее обозначению, где SS – подводная лодка, N – атомная (в качестве главной энергетической установки применяется ядерный реактор), G – на вооружении имеются управляемые (крылатые) ракеты, B – на вооружении имеются баллистические ракеты, X – перспективная лодка, находящаяся в стадии разработки.
Всего заказано 20 (предусматривалось расширение заказа до 24 единиц) субмарин такого типа, но в строй вошли «только» 18, которые поступили на вооружение в 1981–1997 годах и первоначально рассчитывались на 30-летний срок службы. Затем эти лодки были сертифицированы на 42-летний срок службы, состоящий из двух 20-летних периодов, разделенных специальным двухлетним интервалом для перезарядки ядерного реактора и проведения штатных регламентных работ ERO (engineered refueling overhaul).
Для каждой из ПЛАРБ типа «Огайо» для перезарядки ядерного реактора и проведения штатных регламентных работ потребуется два года или более, в течение которых лодка выводится из эксплуатации.
Вначале лодки оснащались тяжелыми ракетами «Трайдент-1» C-4, но, начиная с «Джорджии» (SSBN-729 «Georgia»), на них стали ставить более мощные ракеты «Трайдент-2» D-5*, которые оснащаются двумя типами боевых блоков — W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной нагрузке ракета способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на дальность 7360 км. Пуск ракет может осуществляться с 15—20-секундным интервалом с глубины до 30 метров, при скорости хода около 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все ракеты могут быть выпущены в одном залпе, но испытательные пуски всего боекомплекта никогда не производились.
При создании лодок были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей.
* «Трайдент-2» («Трезубец») трехступенчатая баллистическая ракета, предназначенная для запуска с атомных подводных лодок. Разработана фирмой «Локхид» («Lockheed Martin Space Systems»). Ракета имеет максимальную дальность 11 300 км, длину 13,42 м, максимальную стартовую массу 59 078 кг. Все три маршевые ступени оснащены твердотоплевными РД. Первая и вторая ступень имеют диаметр 2,1 м и соединены между собой переходным отсеком, носовая часть – 2,05 м.
В рамках первоначального контракта фирмой «Локхид» с 1989 по 2007 год были поставлены 425 ракет «Трайдент-2» для ВМС США. Еще 58 ракет были поставлены ВМФ Великобритании. В разных источниках указывается различная стоимость изделия. Первоначально называются цифры 29,1 млн. долларов. В 2006 году говорилось о стоимости одной ракеты 30,9 млн. долларов. В 2009 году уже называлась цифра 49 млн. долларов, а к 2012 году стоимость «выросла» до 70,5 млн. Как говорил Марк Твен: «Есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика».
Лодки имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус цилиндрической формы с оконечностями в виде усечённого конуса дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых размещены балластные цистерны и, соответственно, сферическая антенна ГАК и гребной вал. Прочный корпус лодки выполнен из стали марки НУ-100. Он разделен на четыре отсека: четырехпалубный отсек управления и жилых помещений, ракетный, реакторный и турбинный.
Верхняя часть прочного корпуса покрыта проницаемой легкой обтекаемой надстройкой, закрывающей ракетные шахты, различное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС в кормовой оконечности. Из-за такой небольшой площади легкого корпуса, корабль считается однокорпусным, эта конструкция американских ПЛАРБ по мнению специалистов обеспечивает способность создавать меньшие гидродинамические шумы и достигать большей максимально малошумной скорости по сравнению с двухкорпусными лодками.
Плоские переборки разделяют лодку на отсеки, каждый из которых делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках предусмотрены погрузочные люки. Рубка сдвинута к носовой части, на ней размещены горизонтальные крыловидные рули размахом около 13 метров, в кормовой части оперение крестообразное, на горизонтальных рулях установлены вертикальные планшайбы.
Сверху корпуса выполнена настройка длиной 114 м, шириной по палубе около 5,5 м и высотой 2 м. Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около семи метров, со скошенными серповидными лопастями. Такая конструкция обеспечивает низкий уровень шума на скоростях патрулирования. На верхней палубе первого отсека расположены: навигационный центр, главный командный центр, радиоцентр, посты гидроакустиков.
На второй палубе размещены: аппаратура и боевые посты системы управления ракетной стрельбой Mk 98, помещения вычислительных машин и управления лодкой. Третья палуба отдана под жилые помещения команды. На нижней палубе, в передней части корпуса лодки расположен торпедный отсек, где установлены четыре торпедных аппарата и хранится запас торпед.
На лодке установили водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, обеспечивавший работу двух турбин мощностью на валу 30 000 л.с. Две паротурбинные установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин понижается редуктором до 100 об/мин и с помощью муфты передается на гребной вал, вращающий семилопастной гребной винт диаметром 8 м со скошенными серповидными лопастями и с пониженной скоростью вращения (это позволяет значительно снизить шумы на скоростях патрулирования).
Кроме паротурбинной установки есть два турбогенератора по 4000 кВт, дизель-генератор мощностью 1400 кВт и гребной электродвигатель мощностью 450 л.с. Максимальная скорость подводного хода составила 25 узлов, надводного – 17 узлов.
«Огайо» отличается от своих предшественниц большей энерговооруженностью, увеличенной скоростью патрулирования (максимальной малошумной скоростью хода), более совершенными бортовыми системами и комплексами. По оценкам специалистов среди построенных ракетоносцев по уровню шумности с ними могут соперничать только французские ПЛАБР типа «Триумфан».
За счет включения в состав комплекса гидроакустических средств с протяженной буксируемой и конформной антеннами и внедрения эффективных методов обработки гидроакустической информации дальность обнаружения целей увеличена более чем в два раза. Высокая точность определения местоположения подводной лодки обеспечивается установленной аппаратурой коррекции навигационных данных систем «Лоран-С» и NAVSTAR. Применение этих систем и внедрение системы ESGN с гироскопами с электростатической подвеской ротора позволило повысить точность определения координат в 4—6 раз по сравнению с лодками предыдущих типов.
Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало больших затрат. Стоимость ПЛАРБ типа «Огайо» составила 1,3–1,5 млрд. долларов, что более чем десятикратно превысило закупочную стоимость предшествующих ракетоносцев класса «Лафайет». Кроме того, специально для их базирования были модернизированы две базы — одна на Тихоокеанском побережье (ВМБ Бангор, штат Вашингтон) и одна на Атлантическом (ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия). Каждая база рассчитана на обслуживание 10 лодок. На базах размещено оборудование для приема и выгрузки боезапаса, технического обслуживания и текущего ремонта ПЛАРБ. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава (в данной климатической зоне это сделать несложно).
Все ПЛАРБ типа «Огайо» имеют по два сменных экипажа (всего 28 полностью укомплектованных экипажей на 14 лодок), в связи с чем обеспечивается максимальное время их нахождения в акватории Мирового океана. До настоящего времени «Огайо» удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет – 24 единицы и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.
Благодаря повышенной прочности корпус корабля не только выдерживает давление на глубине около 500 м, но и близкие взрывы. В нем и размещены основные механизмы, служебные и жилые помещения и оружие ракетоносца. В центральном посту, под рубкой, сосредоточены главные системы управления лодкой. Здесь же расположены приборы системы навигации и пульты запуска ракет. На четырех палубах расположены девятиместные кубрики купейного типа с трехъярусными койками для рядового состава, двух- и четырехместные каюты для офицеров. Имеются также офицерская кают-компания, салон для отдыха, библиотека, учебный кабинет и тренажерный зал.
В рамках реализации рекомендаций по Договору об ограничении стратегических вооружений* состав группировки ПЛАРБ типа «Огайо» решили сократить до 14 лодок. В 2004 году американская корпорация «General Dynamics» выиграла тендер ВМС США на модернизацию ПЛАРБ «Oгайо», которая из стратегического корабля, вооруженного баллистическими ракетами, в 2006 году превратилась в тактическую лодку для поддержки и обеспечения специальных операций.
* Из-за ограничений по договору СНВ-1 ввод в строй лодок типа «Огайо» привел к тому, что к концу 1997 года были выведены из состава флота ПЛАРБ типов «Джордж Мэдисон» и «Бенджамин Франклин» с ракетами «Посейдон» и «Трайдент-1». Договором СНВ-II предусматривалась разгрузка «Трайдент-2» с 8 до 5 боезарядов. Но в 1997 году выполнение этого договора было заблокировано Конгрессом с помощью специального закона. 8 апреля 2010 года президентами России и США был подписан новый договор по ограничению стратегических наступательных вооружений — СНВ-III. По положениям договора ограничивается общее число развернутых ядерных боезарядов 1550 единицами для каждой из сторон. Под действие этого договора попадают и ракеты «Трайдент-2». По состоянию на 1 июля 2009 года США располагали 851 носителем и часть из них должна быть сокращена. Пока планы США не оглашаются, поэтому коснется ли данное сокращение «Трайдент-2», достоверно неизвестно.
Новая лодка вооружена 154 крылатыми ракетами «Томагавк» и сможет перевозить до шестидесяти десантников со снаряжением. В 2007–2008 годах такую же переделку прошли еще 3 корабля (SSBN-727, SSBN-728, SSBN-729). У каждой из этих ПЛАРК 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет. Две ближайших к рубке шахты заменены шлюзовыми камерами. К ним стыкуются мини-подлодки ASDS (Advanced SEAL Delivery System) или модули DDS (Dry Deck Shelter) для обеспечения выхода боевых пловцов, когда лодка находится в подводном положении. Эти подводные средства могут устанавливаться как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. Средняя стоимость переоборудования одной лодки в ПЛАРК составила около 800 млн. долларов.
В настоящее время в строю состоят все 18 лодок этой серии (хоть и в разных статусах). Согласно накопленной статистике, ПЛАРБ совершают три-четыре патрулирования в год, проводя в открытом море 50–60 % времени. Ракеты устанавливаются в шахты ПЛАРБ при выходе на боевое дежурство. После возвращения с патрулирования ракеты выгружаются с лодки и перемещаются в специальное хранилище. Хранилищами ракет оборудованы только ВМБ Бангор и Кингс-Бей.
Во время пребывания ракет в хранилище на них проводятся работы по техническому обслуживанию. Высокая надежность комплекса подтверждена самой длительной непрерывной безаварийной серией запусков. С 4 декабря 1989 года по 19 декабря 2009 года совершено 130 успешных пусков. 8 и 9 июня 2010 года с ПЛАРБ «Maryland» (SSBN-738) была выполнена серия из 4 пусков, таким образом, общее число последовательных успешных запусков достигло 134.
- SSBN-726 «Ohio» 1981/2023 г.
- SSBN-727 «Michigan» 1982/2024 г.
- SSBN-728 «Florida» 1983/2025 г.
- SSBN-729 «Georgia» 1984/2026 г.
- SSBN-730 «Henry M. Jackson» 1984/2026 г.
- SSBN-731 «Alabama» 1985/2027 г.
- SSBN-732 «Alaska» 1986/2028 г.
- SSBN-733 «Nevada» 1986/2028 г.
- SSBN-734 «Tennessee» 1988/2030 г.
- SSBN-735 «Pennsylvania» 1989/2031 г.
- SSBN-736 «West Virginia» 1990/2032 г.
- SSBN-737 «Kentucky» 1991/2033 г.
- SSBN-738 «Maryland» 1992/2034 г.
- SSBN-739 «Nebraska» 1993/2035 г.
- SSBN-740 «Rhode Island» 1994/2036 г.
- SSBN-741 «Maine» 1995/2037 г.
- SSBN-742 «Wyoming» 1996/2038 г.
- SSBN-743 «Louisiana» 1997/2039 г.
Первая из 14 оставшихся ПЛАРБ типа «Огайо» (SSBN-730 «Henry M. Jackson») после 42-летнего периода эксплуатации достигнет срока снятия с вооружения в 2026 году. Остальные 13 лодок последовательно выработают свой эксплуатационный ресурс до 2039 года и будут выводиться из состава ВМС с темпом по одной ПЛАРБ каждый год. Как следует из отчета, подготовленного Исследовательской службой Конгресса США, ВМС запросили на 2013 финансовый год 564,9 млн. долларов на продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по программе замены лодок типа «Огайо» ORP (Ohio Replacement Program), которая также имеет обозначение SSBN(X).
Эта программа ориентирована на проектирование и постройку 12 ПЛАРБ нового поколения для замены имеющихся в составе флота 14 ПЛАРБ типа «Огайо». В рамках бюджета ВМС США на 2012 финансовый год первую лодку SSBN(X) для замены субмарин типа «Огайо» планировалось заложить в 2019 финансовом году, что позволяло бы иметь в составе стратегических подводных сил 12 ПЛАРБ. В настоящее время эти планы скорректированы и закупка первой лодки для замены ПЛАРБ типа «Огайо» перенесена на 2021 финансовый год, в связи с чем стратегические подводные силы ВМС США сократятся до 11 или даже 10 ПЛАРБ в период 2026–2039 финансовых годов.
ВМС США раскрыли некоторые технические требования, которые предъявляются к ПЛАРБ SSBN(X) 5-го поколения. Расчетный срок службы лодки составит 40 лет, причем ресурс активной зоны ядерного реактора доведут до срока службы самой ПЛАРБ, что позволит исключить трудоемкую, весьма сложную, экологически опасную и очень дорогую операцию перезарядки реактора. Главная энергетическая установка будет работать на принципе электродвижения, что снизит шумность по сравнению с лодками, в которых реализован механический принцип движения.
Пусковые шахты для БРПЛ SSBN(X) будут иметь аналогичные габариты по сравнению с лодками типа «Огайо» (диаметр – 2210 мм и длина, достаточная для размещения БРПЛ «Трайдент-2» D-5). Ширина (диаметр) SSBN(X) составит 13,1 метра, в то время как у «Огайо» – 12,8 метра. Вместо 24 ракет, как на «Огайо», у SSBN(X) планируется всего 16 пусковых шахт.
Несмотря на уменьшение количества пусковых шахт, подводное водоизмещение ПЛАРБ SSBN(X) будет примерно таким же, как у «Огайо». В конце 2011 года этот тактико-технический элемент для SSBN(X) составлял 19 737 тонн, хотя величина этого параметра к настоящему времени уже изменилась. Экипаж лодки – 155 человек. Согласно оценкам ВМС стоимость закупки головной лодки по программе – 11,7 млрд. долларов, включая 4,5 млрд. долларов на детальное проектирование и непериодические инжиниринговые расходы DD/NRE (detailed design and nonrecurring engineering), а также 7,2 млрд. долларов на постройку самого корабля.
В традиционной практике финансирования кораблестроительных программ в США стоимость расходов DD/NRE для нового класса кораблей относят к стоимости закупки головного корабля. Строительство первого корабля этого типа, USS «Columbia» (SSBN 826), должно начаться в 2021 году после заключения отдельного договора. Поставка пройдет до конца 2027 года.
Весьма высокие боевые характеристики ракеты «Трайдент-2» D-5 заинтересовали правительство Великобритании, перед которым стояла проблема замены устаревших и порядком поизносившихся ракетоносцев типа «Резолюшен» («Resolution»). После консультаций с американской стороной в 1980 году правительством М. Тэтчер* было принято решение о том, что дальнейшее совершенствование ракетно-ядерных сил будет осуществляться на базе ракетной системы «Трайдент-2». Разрешение на ее закупку было получено от США в марте 1982 года. Согласно этому соглашению кроме стоимости самих ракет Великобритания обязана была оплатить 5 % цены оборудования, необходимого для проведения НИОКР.
* Тэтчер Ма́ргарет Хи́льда, баронесса Тэтчер (Margaret Hilda Thatcher, Baroness Thatcher; урожденная Робертс; 1925–2013) — 71-й премьер-министр Великобритании в 1979—1990 годах, баронесса с 1992 года. Первая и пока единственная женщина, побывавшая на этом посту, а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства. Премьерство Тэтчер стало самым продолжительным в XX веке. Получив прозвище «железной леди» за резкую критику советского руководства, она воплотила в жизнь ряд консервативных мер, ставших частью политики так называемого «тэтчеризма».
Так как субмарины типа «Резолюшн» по своим характеристикам не могли быть переоборудованы под «Трайдент-2» D-5, англичанам пришлось заняться разработкой и строительством ракетоносца нового проекта, получившего название «Вэнгард» (SSBN «Vanguard»). В отличие от «Огайо» он должен был иметь меньшие размеры и вооружаться только 16 баллистическими ракетами, оснащенными разделяющейся головной частью с восемью боевыми блоками индивидуального наведения. Стоимость программы создания новой лодки составила 13,35 млрд. долларов, что значительно превысило расчеты в 11,5 млрд.
В 1982 году парламент утвердил график строительства ракетоносцев нового поколения. Первоначально планировалось построить 6–7 таких ракетоносцев, но с распадом СССР необходимость в них в качестве силы ядерного сдерживания отпала, и поэтому число ПЛАРБ было сокращено до 4 единиц. Водоизмещение подводное – 15 900 т, длина – 149,9 м, ширина – 12,8 м, средняя осадка – 12 м, максимальна подводная скорость хода – 25 узлов, надводная – 20 узлов, рабочая глубина погружения – 280 м, предельная глубина погружения – 400 м, экипаж – 135 человек, вооружение – четыре торпедных аппарата и 16 ракет.
Головная АПЛ была заложена 03.09.1986 на верфи компании «Виккерс» «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» в Барроу, 04.03.1992 она была спущена на воду. Только 4 мая 1993 года она была передана английским ВМС для проведения испытаний и отработки ряда задач. 23 сентября 1993 года головная атомная ракетная лодка была введена в состав боеготовых кораблей. Благодаря существенно большей дальности действия ракет у этой лодки шире возможности для выбора районов патрулирования, что уменьшает шансы ее обнаружения.
В конструкцию нового ракетоносца английские кораблестроители внедрили все самые передовые разработки в области подводного кораблестроения. За счет широкого применения ряда конструктивных и технологических решений, удалось достичь лучших виброакустических характеристик работающих устройств и механизмов. Лодка имеет эффективные противогидролокационные и звукоизолирующие покрытия. Снижена шумность главной энергетической установки. Современное электронное и акустическое оборудование в сочетании с новейшим вооружением позволяет лодке успешно уходить, а в случае необходимости и поражать противника.
ПЛАРБ типа «Вэнгард» является лодкой однокорпусной архитектуры. Прочный корпус сделан из высокопрочной американской стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми прочными переборками. Диаметр корпуса в районе ракетных шахт равен 12,8 метров. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля находится большая часть ЦГБ (Цистерн Главного Балласта). Они прикрыты легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы.
Одной из главных особенностей лодки (также как и на ПЛАРБ типа «Резолюшн») является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой частью корпуса, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Однако при этом их перенесли ближе к ограждению прочной рубки (по сравнению с «Резолюшн»). Это было сделано для обеспечения более благоприятных условий работы носовой конформной антенны. Наружные обводы корпуса были облицованы полиуретановым противогидролокационным покрытием, выполненным в форме плиток размером 305 x 305 мм и толщиной 100 мм.
Значительно улучшились условия работы и отдыха экипажа. Отличительной чертой АПЛ класса «Вэнгард» является предоставление членам экипажа максимально возможного комфорта, благодаря которому легче переносятся длительные (до 3 месяцев) походы в Северной Атлантике и Норвежском море. Для личного состава оборудованы кают-компании, объединяющие в себе столовую, актовый зал и комнаты отдыха. Членам экипажа разрешено совместно со службой улучшать свое образование, для чего на лодке имеется большая библиотека.
На АПЛ класса «Вэнгард» установлен один ядерный реактор PWR-2, обеспечивающий работу двух турбин GEC мощностью 27 500 л.с. Несмотря на большие массогабаритные показатели, удалось обеспечить скорость полного подводного хода до 25 узлов. Вместо традиционного малошумного ВФШ (Винта Фиксированного Шага) корабль был оснащен движителем типа «Pump-Jet», который представлял собой два винта соосного вращения, заключенных в общую направляющую насадку. Режим работы энергетической установки выбран с учетом обеспечения длительного патрулирования на скоростях около пяти узлов. На случай отказа главной энергетической установки предусмотрены два дизель-генератора мощностью 2700 лошадиных сил.
В ракетном отсеке установлены 16 пусковых шахт Mk14, обеспечивающих хранение, защиту от перегрузок и вредных воздействий окружающей среды, техническое обслуживание, подготовку и старт ракет «Трайдент-2» D-5. Все они являются частью прочного корпуса лодки. Внутри шахты установлен стальной пусковой стакан. Сверху он закрыт куполообразной мембранной, предохраняющей шахту от попадания забортной воды при открывании крышки.
Температурно-влажностный режим шахт постоянно контролируется системой датчиков. В случае необходимости может быть задействована подсистема аварийного водяного охлаждения БРПЛ. Ракетный комплекс ПЛАРБ «Вэнгард» может производить с глубины 30–40 м как одиночный, так и залповый пуск четырех ракет с интервалом примерно 20 сек. Система управления ракетной стрельбой позволяет проводить перенацеливание ракет, находящихся в пусковых установках.
Ракеты «Трайдент-2» D-5 на «Вэнгард» несколько отличаются от установленных на американских лодках. Они почти на 50 см длиннее и могут нести восемь боевых блоков британской разработки мощностью по 150 кт каждый. Британские боеголовки разрабатывались лабораторией «Atomic Weapons Establishment». Разработка велась при активном участии специалистов из США. Эти боеголовки конструктивно подобны американским боеголовкам W-76. В остальном же тактико-технические характеристики ракет аналогичны.
Техническое обслуживание и модернизация ракет в процессе эксплуатации осуществляются специалистами из США. Теоретически четыре ПЛАРБ типа «Вэнгард» могут нести 64 БРПЛ «Трайдент-2» D5, однако из соображений экономии Управлением закупок Министерства Обороны Великобритании было приобретено всего 58 ракет, что позволило обеспечить полным боекомплектом только три корабля. Такое использование лодок вызвало предложение переделать свободные шахты для оборудования крылатыми ракетами (КР) «Томагавк». Предполагается, что размещение КР будет проведено так же, как оно было проведено на переоборудованных ПЛАРК типа «Огайо». Однако пока это предложение не было реализовано из-за отсутствия финансирования.
- S.28 «Vanguard» 1993 г.
- S.29 «Victorious» 1995 г.
- S.30 «Vigilant» 1996 г.
- S.31 «Vengeance» 1999 г.
В настоящее время все ПЛАРБ типа «Вэнгард» входят в состав Королевского ВМФ. Постоянно одна из них несет боевое дежурство в Атлантическом океане. Срок автономности при несении боевого дежурства — около 12 недель. После снятия с вооружения в апреле 1998 года авиационных бомб WE177 эти лодки являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. При постройке первых двух ПЛАРБ – «Венгард» (S.28 «Vanguard») и «Викториус» (S.29 «Victorious») было сформировано по два экипажа на каждую лодку. Для двух других кораблей был сформирован всего один экипаж. Таким образом, с 1998 года и по настоящее время их всего пять. Эти пять экипажей служат попеременно на трех лодках, находящихся в оперативной готовности.
Первая из четырех ПЛАРБ типа «Вангард» достигнет даты снятия с вооружения в 2024 году. Великобритания анонсировала планы по модернизации ядерного флота еще в 2006 году. В 2012 году правительство Великобритании представило на утверждение в Парламент законопроект, предусматривающий замену находящихся в составе флота ракетоносцев типа «Вэнгард» субмаринами нового поколения.
По словам министра обороны Великобритании Лиама Фокса (Liam Fox; р. 1961 г.), принятие на вооружение новых стратегических АПЛ позволит стране «поддерживать ядерный потенциал вплоть до 2060 года». Строительство новых лодок начнется в 2020-х годах, когда построенные в конце прошлого века субмарины будут выведены из состава ВМС. Для лодок следующего поколения потребуется разработать и новую ракетную систему взамен действующего комплекса.
Над концепцией подлодок работают военные, а также ряд оборонных компаний, включая BAE «Systems Submarine Solutions», «Babcock Marine» и «Rolls-Royce». Этот этап их создания должен завершиться к сентябрю 2015 года. Стоимость обновления стратегического ядерного арсенала Великобритании, по самым скромным оценкам, составит не менее 30 млрд. фунтов стерлингов (свыше 50 млрд. долларов).
С целью сокращения расходов, состав ядерных сил планируется уменьшить на 25%. Вместо четырех ракетоносцев, каждый из которых несет по 16 ракет, в состав флота будут введены три субмарины. Точное название класса пока неизвестно, но в печати нередко употребляется слово «Successor» («Преемник»). Также пока неясны и другие подробности предстоящего проекта.
К настоящему времени Великобритания уже потратила на проект новых АПЛ 900 млн. фунтов стерлингов, уточняет «The Guardian». Эти средства были израсходованы на разработку только концепции нового атомохода. Как ожидается, основным вооружением перспективных подлодок останутся баллистические ракеты «Tрайдент-2». Окончательную конструкцию новой подлодки планируется представить в 2016 году. Строительство новых лодок начнется в 2020-х годах, когда построенные в конце прошлого — начале нынешнего века субмарины будут выводиться из состава ВМС.
/Юрий Каторин, naukatehnika.com/