Перспективный комплекс активной защиты MAPS (США)
Визуализация работы КАЗ MAPS на танке M1 Abrams

Командование армии США достаточно давно поняло пользу комплексов активной защиты бронетехники и принимает необходимые меры. Несколько лет назад начались закупки существующих КАЗ для монтажа на строевой технике. Работы в этом направлении продолжаются, и теперь предлагается создать совершенно новый образец.

Особое значение в сфере активной защиты имеет актуальный проект компании Lockheed Martin под названием MAPS. Он предусматривает создание принципиально нового КАЗ с рядом важных особенностей.

Напомним, сейчас на ряде бронемашин сухопутных войск США используются КАЗ нескольких моделей собственной и зарубежной разработки. Подобные системы были созданы достаточно давно, и уже не в полной мере могут соответствовать актуальным и перспективным угрозам. Кроме того, имеется определенная зависимость от иностранных поставщиков.

В связи с этим с 2014 года армия США реализует программу MAPS (Modular Active Protection Systems – «Модульные комплексы активной защиты»). Ее целью является создание нового образца КАЗ, полностью соответствующего требованиям нынешнего времени и ожидаемым угрозам будущего.

Основной организацией в программе MAPS является инженерный центр TARDEC. По результатам предварительного проектирования к работам планировалось привлечь те или иные коммерческие структуры. Со своим видением КАЗ MAPS выступили несколько предприятий, и наиболее удачным посчитали проект компании Lockheed Martin. Также в проекте участвуют другие оборонные организации.

В начале марта компания Lockheed Martin сообщила о проведении очередного этапа испытаний своего КАЗ. На этот раз изделия проверялись на полигоне с применением управляемых противотанковых ракет. По условной бронемашине с системой MAPS последовательно запустили 15 ракет неназванного типа. Для противодействия ПТУР использовалась система класса soft-kill – станция радиоэлектронного подавления. Благодаря ей все запущенные ракеты отклонились от траектории и прошли мимо защищаемого объекта.

В самом конце марта 2019 г. центр TARDEC объявил о подписании контракта с «Локхид-Мартин», предусматривающего проведение новых работ по программе MAPS. В ближайшее время подрядчик должен будет установить опытные образцы на бронемашины-носители серийных моделей. Далее комплекс должен будет вновь показать свои возможности в условиях полигона, но уже на штатных платформах. На проведение этого этапа работ отводится 16 месяцев – испытания должны завершиться до конца лета 2020 года.

MAPS на БМП M2 Bradley в представлении художника

Согласно текущим планам, после испытаний MAPS – при отсутствии серьезных затруднений и необходимости существенной переработки – компания Lockheed Martin сможет получить заказ на серийное производство новой аппаратуры. Армия планирует начать внедрение новых КАЗ как можно скорее, первые бронемашины с такого рода аппаратурой поступят на вооружение в начале двадцатых годов.

В течение некоторого времени новые КАЗ собственной разработки будут эксплуатироваться параллельно с существующими. Полная замена существующих и эксплуатируемых образцов пока является делом отдаленного будущего. Сроки такой замены прямо зависят от успехов программы MAPS и сроков выпуска таких комплексов.

***

В основе проекта TARDEC / Lockheed Martin MAPS лежат оригинальные идеи, пока не использовавшиеся в области активной защиты. Проект MAPS предусматривает создание КАЗ с модульной открытой архитектурой, что сказывается на составе систем. Собственно MAPS представляет собой набор из нескольких приборов обработки данных и управления. В состав такого комплекса не входят собственные средства обнаружения, подавления и поражения, их предлагается подбирать в соответствии с требованиями и особенностями конкретной бронемашины.

Читайте также  Комплексы активной защиты: США покупает, Европа тестирует

В «базовую комплектацию» MAPS входят прибор управления с необходимым программным обеспечением. Последнее, как и КАЗ в целом, имеет модульную архитектуру и может перерабатываться для работы с теми или иными компонентами. С прибором управления соединяются блок питания, отвечающий за энергоснабжение всех устройств комплекса, а также пульт управления. Последний позволяет экипажу машины-носителя выполнять основные операции, однако боевая работа осуществляется исключительно в автоматическом режиме.

Прибор управления MAPS

По заявлениям разработчиков, к прибору управления MAPS могут присоединяться различные средства обнаружения угроз. Предлагается использование радиолокационных и оптико-электронных станций обзора и обнаружения. Такие компоненты могут разрабатываться с нуля или заимствоваться у существующих комплексов активной защиты.

Схожим образом дело обстоит и со средствами поражения. Специально для MAPS они пока не разрабатываются, но предусматривается заимствование готовых изделий из других проектов. В дальнейшем возможно появление специализированных систем. Для защиты от подлетающих боеприпасов могут применяться разнообразные устройства классов soft-kill и hard-kill – средства радиоэлектронного и оптико-электронного подавления, защитные боеприпасы и иные изделия, аналогичные компонентам существующих и перспективных КАЗ.

На правах субподрядчиков в проекте MAPS участвуют компании BAE Systems и Northrop Grumman. Им поручили разработку отдельных компонентов будущего КАЗ – средств обнаружения и систем защиты. По-видимому, именно одна из их разработок несколько недель назад справилась с атакой 15 ракет.

Прибор управления, пульт и блок питания предлагается помещать внутри бронемашины-носителя, где они должны занимать минимальный объем. На массе машины такое оснащение почти не сказывается. Средства обнаружения и поражения монтируются за пределами защищенного пространства, в соответствии с требованиями конкретных компонентов.

Основные средства нового КАЗ: блок питания, прибор управления и пульт оператора

Согласно заявлениям Lockheed Martin, предлагаемый КАЗ открытой архитектуры имеет целый ряд преимуществ перед существующими изделиям своего класса. Прежде всего, MAPS выгодно отличается возможностью свободного выбора архитектуры и состава компонентов. В зависимости от типа защищаемой техники, ожидаемых угроз и других факторов, заказчик может выбрать ту или иную конфигурацию КАЗ, способную показать наибольшую эффективность.

Модульная архитектура позволяет заменять аппаратные и программные компоненты. Это должно упрощать адаптацию комплекса к текущим условиям, а также серьезно упрощать и удешевлять его модернизацию. По сути, сталкиваясь с новыми угрозами, армия сможет быстро и за разумные деньги создать новые средства, соответствующие текущим требованиям, и быстро внедрять их на технике. Разработчики утверждают, что интеграция нового компонента на уровне аппаратуры и ПО будет занимать не более двух месяцев, не считая времени для монтажа изделий на технику.

Предложенная архитектура также обеспечивает совместимость с любыми бронемашинами армии США и других стран. Приборы управления занимают минимальный объем внутри защищенного пространства, а установка изделий снаружи корпуса не требует перестраивать технику. Кроме того, имеется возможность монтажа внешних компонентов на наиболее выгодных позициях снаружи машины.

Минимальное количество вновь разработанных компонентов и совместимость с существующими изделиями должны положительно сказаться на стоимости производства и эксплуатации КАЗ MAPS. Модернизация комплекса, заключающаяся в замене отдельных его компонентов, тоже должна будет иметь ограниченную стоимость.

В отдаленной перспективе модульные КАЗ MAPS разработки TARDEC и Lockheed Martin могут быть установлены на все основные боевые бронированные машины армии США. Сейчас другие системы этого класса внедряются на танках и бронетехнике для пехоты. В дальнейшем нынешние образцы дополнят перспективным MAPS.

Читайте также  Комплексы активной защиты танков: обещанного 2 года ждут

***

В проекте комплекса активной защиты TARDEC / Lockheed Martin MAPS используются достаточно смелые идеи, что само по себе привлекает внимание. Заявленные особенности и преимущества выглядят убедительно, а недавние испытания со стопроцентной эффективностью подтверждают слова разработчиков. Впрочем, при всех своих преимуществах, новейший американский КАЗ вряд ли лишен недостатков. Кроме того, для получения всех желаемых возможностей разработчикам необходимо решить целый ряд не самых простых задач.

Главная трудность имеет место уже на уровне базовой концепции. Проект предлагает использование модульной архитектуры с возможностью подключения различных устройств. Это известным образом затрудняет разработку приборов управления и ПО для них. Создание КАЗ с четко определенным списком компонентов было бы заметно проще и дешевле. Впрочем, разработка проекта MAPS продолжается – это означает, что такие затруднения сочли приемлемыми и оправданными.

Определенную сложность может представлять модернизация ПО системы управления для совместимости с новыми компонентами. При обновлении программного обеспечения следует учитывать, что средства защиты разных классов существенно отличаются друг от друга принципами действия и, как следствие, нуждаются в разных алгоритмах управления.

Среди целей программы MAPS присутствует обеспечение совместимости с широким кругом средств обнаружения и противодействия / поражения, в том числе с существующими. При этом компании-субподрядчики ведут разработку нескольких новых устройств такого рода. Появление совершенно новых компонентов даст преимущества технического характера, но может негативно сказаться на общей стоимости проекта. Напомним, одной из задач MAPS также является минимизация стоимости модернизации техники.

Выбор компонентов КАЗ для монтажа на конкретной машине оказывается не самым простым делом. MAPS совместим со средствами противодействия и защитными боеприпасами, имеющими разные функции и возможности. Так, станции РЭБ или ОЭП способны помешать работе бортовой аппаратуры ракеты, но бесполезны против неуправляемых танковых или реактивных боеприпасов. Защитный боеприпас, поражающий цель осколками, справляется со всеми подлетающими объектами, но представляет опасность для окружающих. Возможно, удобным выходом станет комбинирование разных средств на одном носителе.

Таким образом, компания Lockheed Martin и смежные предприятия столкнулись с рядом непростых задач, решение которых позволит создать принципиально новый КАЗ с особыми возможностями. Как показывают испытания последнего времени, разработчики MAPS с такими задачами справились. Теперь им предстоит доказать свой успех в ходе новых испытаний с привлечением реальной бронетехники.

Согласно самым смелым планам, в отдаленной перспективе КАЗ MAPS может стать основной системой своего класса в американских вооруженных силах. Такие изделия предлагается устанавливать на основных танках M1 Abrams и на нескольких типах защищенного транспорта пехоты. Предполагается, что бронемашины разных типов будут получать КАЗ с отличающейся комплектацией. Последняя будет зависеть от предполагаемых угроз и допустимой нагрузки на шасси. Эти факторы также повлияют на способ борьбы с подлетающими боеприпасами.

Комплекс MAPS уже прошел часть испытаний и показал свои возможности. В ближайшем будущем начнутся новые проверки, успешное завершение которых приблизит момент принятия системы на вооружение. Согласно текущим планам, бронетехника войск начнет получать MAPS в начале двадцатых годов. Таким образом, у разработчиков системы для выполнения планов осталось не слишком много времени. Кроме того, это означает, что в ближайшем будущем новые сообщения о ходе программы КАЗ MAPS будут появляться чаще и на регулярной основе.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Рекламный буклет, а не статья! Много «воды» и не какой конкретики! Чем сбивают ракеты, чем ставят помехи? Какие уже имеющимся системами будет управлять этот блок? Если на танке без установки какого-либо КАЗ из средств обнаружения, только прицелы и тепловизоры, а средства противостояния ракетам только дымовые завесы разной навороченности, а из средств рэб, рации! Блок КАЗ с открытой архитектурой, штатными приборами танка вдруг будет от ракет защищать? Наверное нет, а вот чем, так и не сказано

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя