После десяти лет неопределенности в сфере модернизации бронетехники британская армия наращивает темпы реализации программ по бронемашине Boxer 8×8 и другим платформам. Рассмотрим более широкий контекст этих разработок и что они означают для военных операций следующего поколения.
Британская армия находится в процессе модернизации значительной части своего парка бронетехники с целью получения ряда новых возможностей в процессе подготовки к будущим оперативным потребностям.
В частности, они включают:
- закупку боевых бронированных машин Ajax и Boxer;
- модернизацию танков Challenger 2 по программе продления срока службы Life Extension Programme (LEP);
- реализацию программы WCSP по продлению срока службы БМП Warrior.
«Британская армия уверенно движется в гораздо более интеллектуальное пространство, где она опирается на цифровую архитектуру, опирается на интегрированное управление боевым пространством и пытается понять как продвинутые изделия — Ajax, Warrior и т.д. — интегрировать в вооруженные силы, — сказал Ли Феллоуз, руководитель программы WCSP (Warrior Capability Sustainment Programme — программа продления возможностей БМП Warrior) в компании Lockheed Martin. — Понятно, что многое необходимо продумать, проводится большая совместная работа, и я полагаю, что британская армия искренне рассчитывает на грамотную организацию этого процесса».
Феллоуз заметил, что проблема заключается в том, что новые машины, поступающие на вооружение, представляют собой «довольно кардинальное изменение» по сравнению с существующими машинами. При этом он добавил, что армия продолжит уточнять и оптимизировать потребности, поскольку там осознают масштаб того, что могут предложить платформы. «Я думаю, среди прочего мы увидим абсолютное повышение боевой готовности и боевой эффективности, так как армия собирается существенно повысить нормы эксплуатации новой техники».
Становясь умнее
Вспомнив выставку DVD, прошедшую в Милбруке в сентябре 2018 года, министр по оборонным закупкам Стюарт Эндрю заявил, что сухопутные войска сегодня также важны, как и прежде, и хотя появление киберугрозы и искусственного интеллекта меняет до некоторой степени баланс сил, «войны до сих пор выигрываются и проигрываются на земле».
Впрочем, он подчеркнул, что общей концепцией армии предусматривается приобретение большей части технологических возможностей. Например, армия приняла решение о закупке робота для обезвреживания взрывоопасных предметов Т7 у компании Harris, которая к концу 2020 года должна поставить 56 таких комплексов.
По словам Эндрю, «Великобритания инвестирует в сложные системы, например, прицельные комплексы, которые дают пользователям возможность, будь они на ТВД или дома в Британии, видеть одни и те же данные на своих экранах, что позволяет военным более эффективно координировать воздушные и наземные удары по вражеским целям, как следствие, повышая скорость и точность принятия решений в сложных ситуациях целеуказания» .
Кроме того, Великобритания разрабатывает систему определения местоположения вооружения следующего поколения, которая улучшит ее возможности по обнаружению, захвату, сопровождению и оценке нынешнего и перспективного оружия непрямой наводки. «Мы также принимаем на вооружение новую мобильную огневую платформу калибра 155 мм, в которой широко используются технологии 21 века; она сможет оказать поддержку дивизии на всей глубине нанесения удара», — рассказал Эндрю.
«Прогресс в области кибернетики и информатизации сможет повысить наши боевые качества. Беспроводные маршрутизаторы, спутники, компьютеры, сети, киберпространство, радары и сенсоры, всё это повышает уровень нашей ситуационной осведомленности и дает нам возможность поддерживать высокий темп на всё более распределенном и сложном поле боя».
Тем не менее, традиционные базовые потребности армии до сих пор сохраняются, поскольку сухопутные войска в конечном счете должны быть способны противостоять агрессии, защищать территориальную целостность страны, и на это им требуется немало ресурсов.
«В то же время мы не должны забывать, что, хотя это всё и дорого, но выгодно по ряду причин. Это не только приносит сотни миллионов фунтов для британской экономики, но и обеспечивает средства к существованию тысячам граждан страны напрямую или опосредованно по цепочке поставок», — отметил Эндрю.
Сделано в Британии?
Большое внимание в Великобритании уделяется организации опытно-конструкторских и производственных работ, связанных с проведением модернизации бронетехники: разработка программы CSP ведется на заводе компании Lockheed Martin в Ампхилле; производство башни и систем управления огнем для машины Ajax ведется также внутри страны; условием британского правительства по повторному присоединению к разработке Boxer является перенос всех работ по этому направлению на территорию Соединенного Королевства.
Выбор министерством обороны в марте 2018 года машины Boxer 8×8, полностью соответствующий требованиям армии к платформе Mechanised Infantry Vehicle (MIV), позволил повторно включить Великобританию в процесс разработки машины после паузы продолжительностью в 14 лет. Для британской армии планируется изготовить порядка 500 машин, что является одной из самых крупных закупок платформ этого семейства, возвращение же в программу позволит стране экспортировать машину в будущем.
Точная схема производства машины для Британии требует согласования, но еще перед выбором машины Boxer для проекта MIV головной подрядчик (совместное предприятие ARTEC) уже пообещал ввести в проект компании ВАЕ Systems, Pearson Engineering и Thales UK, гарантировав, что финальная сборка будет полностью производиться на территории страны.
Великобритания решила покинуть разработку Boxer в 2004 году, чтобы сосредоточиться на ныне уже закрытой программе Future Rapid Effect System (Перспективная система быстрого реагирования), которая в конечном итоге развилась в требования MIV и Ajax. Хотя большая часть деятельности по модернизации поделена между двумя этими проектами, совместно они должны сформировать концепцию новой ударной бригады армии.
«Великобритания играла главную роль в первоначальном проектировании, разработке и испытаниях машины Boxer и вернет себе права, которые имела в качестве партнера проекта, если сделка состоится. В этом случае появится возможность изготавливать машину в стране и продавать ее на экспорт», — говорится в заявлении министерства обороны.
В настоящее время идет этап оценки, в котором рассматриваются сравнительные преимущества разных производственных площадок и соответствующих цепочек поставок. Как ожидается, он завершится в 2019 году, а первые машины поступят на снабжение британской армии в 2023 году.
На сегодняшний день бронемашина Boxer разработки ARTEC (совместное предприятие компаний KMW и Rheinmetall) была выбрана Австралией, Германией, Литвой, Нидерландами и Словенией. Машина базируется на модульном принципе, который позволяет конфигурировать эту платформу под различные задачи; выживаемость экипажа обеспечивают системы защиты от мин, СВУ и огня стрелкового оружия.
Машины и мифы
Тем временем, в 2010 году Великобритания выбрала Ajax в качестве своей разведывательной платформы. Она представляет собой модификацию платформы ASCOD (Austrian-Spanish Cooperation Development) разработки компании General Dynamics UK, которая стоит на вооружении Австрии и Испании. Эта маневренная гусеничная ББМ составит основу парка машин средней категории по массе, который станет центром концепции ударной бригады британской армии.
Будет закуплено шесть вариантов: Ajax, Ares, Apollo, Athena, Atlas и Argus, соответственно мобильной разведки, обеспечения разведки, ремонтный, связи и управления, эвакуационный и инженерный. После проведения полного комплекса государственных приемочных испытаний шесть машин Ares были переданы армии в конце 2018 года. Варианты Atlas и Apollo по графику будут поставлены в 2019 году, тогда как в настоящее время изготавливаются варианты Argus и Athena, которые, как ожидается, будут поставлены в течение этого же года.
В общей сложности было заказано 589 платформ, первые 100 машин собираются на заводе в Испании, хотя в Уэльс была поставлена базовая машина для установки на нее «специального оборудования». Оставшиеся 489 машин будут собираться и проходить испытания в Великобритании, что позволит передать все наработки и ноу-хау местной промышленности.
В компании заявляют, что каждая машина имеет верхнее ограничение по массе 42 тонны и модульную систему бронирования. Электронная архитектура является одним из основных компонентов машины, которая по некоторым данным имеет потенциал для роста 500%, обеспечиваемый, помимо прочего, центром распределения информации Core Information Distribution Centre и 20 терабайтами для хранения видео и других данных. Кроме того, интегрируются акустические детекторы, система предупреждения о лазерном облучении, локальная система ситуационной осведомленности, система радиоэлектронного противодействия и система обозначения маршрута.
Испытания бронемашины Ajax с боевыми стрельбами пройдут по графику в первой половине 2019 года, там и покажет себя во всей красе пушка СТ40 с телескопическими снарядами; стоит заметить, что такая же пушка будет устанавливаться по программе Warrior CSP. В сентябре прошлого года министерству обороны было поставлено 200 пушек СТ40 совместного французско-британского производства, при этом платформа вооружена также 7,62-мм пулеметом и пусковыми установками дымовых гранат.
Примечательно, что этапы демонстрации и производства в программе Ajax перекрываются, поэтому машины первых партий после завершения текущих испытаний должны будут доработаны до окончательного стандарта. Начавшиеся в 2018 году испытания по проверке повышения надежности, которые входят в этап государственных приемочных испытаний, займут несколько лет.
Испытания башни
Компания Lockheed Martin UK отвечает за разработку башни для разведывательного варианта Ajax. В ноябре 2018 года она объявила о том, поставила первые восемь серийных башен фирме General Dynamics.
Lockheed по контракту с General Dynamics должна изготовить, испытать и сертифицировать 245 башен. По программе CSP эти башни также будут установлены на все армейские машины Warrior. Также в рамках испытаний машин обоих типов ведутся работы по поиску путей совершенствования этих башен.
Разработка башни Ajax опережает разработку башни для программы WCSP, поэтому в башне для машины Warrior могут быть учтены все выявленные ранее недостатки и недоработки. «Серийная модель уже работает, и мы в настоящее время начинаем брать эти идеи и встраивать их в проект Warrior», — подтвердил руководитель проекта Ajax в компании Lockheed.
В Lockheed заявили, что испытания по программе WCSP идут полным ходом, хотя компания в настоящее время имеет контракт только до конца цикла испытаний и начала этапа приемки. Несмотря на то, что пункт о серийном производстве содержится в контракте 2011 года, он еще должен быть одобрен. В случае же его одобрения до нового стандарта может быть модернизировано до 380 машин Warrior.
Разрешение на производство, скорее всего, будет сделано в какой-то момент во время приемочных испытаний, поскольку в армии понимают, что процесс устойчив и успешно развивается. «Продажа машин британской армии — это очень формализованный и структурированный процесс приемки, поскольку необходимо убедиться, что все безопасно, надежно и совместимо», — пояснил Феллоуз.
«Частью этого является комплекс вооружения, пушка СТ40 и пулемет, и важно убедиться в их соответствии всем предъявляемым критериям. Существует довольно стандартный метод оценки, он применяется ко всем транспортным средствам; поэтому мы готовимся в этом году к стрельбовым испытаниям без экипажа».
Феллоуз сообщил, что в 2019 году компания продолжит стрельбовые испытания, но уже с экипажем, после чего начнет испытания со стрельбой по движущимся целям и в движении.
Всего в испытаниях принимает участие 11 машин, хотя все они задействуются в разных частях программы испытаний. «В ходе испытаний необходимо показать наивысшую эффективность, по существу гарантировать безопасную эксплуатацию машин на всем сроке службы, британская армия должна быть уверена в них. При этом мы должны максимально быстро провести все испытания и предоставить армии эти долгожданные платформы, — заметил Феллоуз. — Мы действительно движемся хорошим темпом. Мы прошли через различные испытания, что очень хорошо. Я считаю, что у нас действительно хорошие взаимоотношения с министерством обороны».
Он отметил, что одним из ключевых компонентов WCSP является летальность — повышение калибра с 30 до 40 мм. Хотя добавляется всего лишь 10 мм, но это очень важно для достижения главной цели. «Это дает просто огромные преимущества в борьбе с другими целями».
По программе CSP башня и пушка также будут стабилизированы, что максимально повысит эффективность ведения огня в движении. Кроме того, по программе CSP предусматривается установка нового тепловизора и панорамного прицела, совместимых со стандартом Generic Vehicle Architecture, что повысит уровень принятия решений экипажа. В настоящее время солдаты в десантном отделении машины Warrior плохо осведомлены о том, что происходит за пределами машины, особенно во время боя. Благодаря новой видеосистеме кругового наблюдения десант сможет получать больше информации, что позволит на ее основе принимать решения еще до покидания машины.
Проблема понятна
Между тем, за программу Challenger 2 LEP продолжают бороться две группы, одну возглавляет ВАЕ Systems, а вторую компания Rheinmetall.
«Танки Challenger являются оплотом британской армии еще со времен Холодной войны; наша программа Life Extension Programme по танку Challenger 2 продвигается хорошими темпами. Предлагаемые платформы быстро развиваются, в связи с чем ожидается, что в 2019 году будет принято решение о начале производства», — сказал Эндрю.
В сентябре 2018 года компания ВАЕ Systems показала свой финальный опытный образец, предлагаемый для программы LEP. Новая машина получила романтичное имя Black Night.
Выбор одного из двух проектов постоянно откладывается и когда он будет сделан, неизвестно. Целью программы LEP является исключение морального старения. Для того чтобы решить эту задачу компания ВАЕ тесно сотрудничала с General Dynamics Mission Systems-Canada, General Dynamics Land Systems (GDLS)-UK, Leonardo, Moog, Qinetiq и Safran.
Компания Safran предлагает стабилизированный панорамный прицел командира Paseo, который также устанавливается на новые французские машины Jaguar 6×6. Новый прицел наводчика, включающий тепловизор Thermal Imaging Sensor Head (TISH) от компании Leonardo, предлагается на смену тепловизору TI Common Module. Для программы LEP компания Leonardo предлагает также свою систему ночного видения DNVS-4; эта система уже установлена на многих машинах британской армии.
Изготовление опытной машины заняло всего шесть месяцев, в нем был задействован персонал, который участвовал в производстве оригинального танка Challenger 2. Для будущей машины предлагается новая система управления огнем от компании General Dynamics Mission Systems-Canada, в ней также сохранены оригинальные баллистические данные для боеприпасов Challenger 2, что существенно снижает риски в этой программе.
Компания Elbit Systems предлагает усовершенствовать систему защиты за счет своей распределенной системы предупреждения о лазерном облучении, которая устанавливается на платформы Ajax. Танк получит такую же электронную архитектуру, что бронемашина Ajax. Она будет поставлена компанией GDLS-UK и интегрирована с системами танка Challenger 2.
На выставке DVD танк Black Night был показан с комплексом активной защиты Iron Fist разработки израильской компании IMI Systems, хотя в компании ВАЕ заявили, что в настоящее время комплекс не входит в обязательные требования и на танк может быть установлена любая система этого типа.
В то время как компания ВАЕ представила практически все, что входит в программу LEP, немецкая компания Rheinmetall, с другой стороны, особо не раскрывает карты касательно своего проекта. Подобной политики компания придерживается с момента своего отбора на этап оценки программы в 2016 году.
Тем не менее, в Rheinmetall ранее заявляли, что могут предложить 120-мм нарезную пушку L30 или 120-мм гладкоствольную орудие L55. Со своей стороны, компания ВАЕ Systems предлагает оставить существующую 120-мм нарезную пушку. Стоить отметить, что в рамках программы LEP армия в настоящее время не требует замены существующей пушки.
Компания Rheinmetall в случае своей победы в программе LEP будет сотрудничать с британскими поставщиками. Партнерами могут стать компании ВМТ; Supacat, с которой они совместно занимаются поставками машин Boxer 8×8 для австралийской армии; и Thales UK.
Ожидается, что программа LEP позволит продлить до 2035 года срок эксплуатации машины, стоящей на вооружении с конца 90-х годов, избежав при этом проблем со старением, с которыми столкнулся бы британский ОБТ, если бы программа модернизации не была начата.
/Николай Антонов, topwar.ru/