Конечно, если ознакомиться с мнением «экспертов» на некоторых интернет-ресурсах, то сразу станет понятно, что без 5-6 атомных эсминцев проекта «Лидер» нас через пять лет завоюют США, наши природные богатства пойдут за бесценок нашим врагам и так далее.
Однако отставлю пока в сторону размышления о целесообразности ядерной шаланды водоизмещением 30 тысяч тонн, у нас как бы есть и более полезные проекты типа главного храма вооруженных сил РФ в Алабино.
Давайте поговорим о вещах более приземленных, точнее, приводненных. О десантных кораблях.
А для этого надо бы вернуться в год 2012-й и… Да, он самый, «Сирийский экспресс». Из Новороссийска в Тартус. Очень показательный процесс был.
Как всегда, вдруг внезапно выяснилось, что мы к войне не готовы. Это, соглашусь, нормальное состояние для нас, причем исторически. Так было не раз, так будет.
И здесь, надо отметить, суть не в том, насколько мы не готовы, а не готовы мы постоянно, а в том, КАК мы реагируем на это.
Надо сказать, что реагируем на неготовность мы тоже просто великолепно и тоже исторически. Если бы такого не случалось, согласитесь, уже бы закончилась наша история как таковая. Но выкрутиться из казалось бы безнадежной ситуации – это наше все. За сотни лет скилл прокачан так, как никому и не снилось даже.
Итак, год 2012-й. Сирия, точнее, ввод в нее нашего очень ограниченного контингента. Который, тем не менее, нуждается в снабжении. Причем в снабжении по двум линиям сразу, обычной и военной.
Я, наверное, примитивно так разделил, но тут действительно есть разница, интенданты поправят, если что.
Обычная линия – продукты, медикаменты, одежда, обувь, в общем, тысячи (а может и больше) пунктов номенклатуры, которую тем не менее, надо тащить в страну, где идет война.
И военная. Это, понятно, техника, ЗИП к ней, вооружение, боеприпасы и так далее. Предметы именно военного назначения.
В чем суть? А суть, как всегда, в США и союзниках. Начну издалека.
Ситуация, которую развернули наши «партнеры», размахивая флагом с тем самым лозунгом «Асад должен уйти» лично мне напоминала неплохо так организованную морскую блокаду Сирии.
С севера сухопутное снабжение было неплохо так блокировано Турцией, а по воздуху группировку не снабдишь. Точнее, снабдишь, но не всем и не полностью.
Помните, что творилось у нас, когда до всех дошло, что жалкими остатками Черноморского торгового флота сирийскую группировку не накормить? Арендовали, не глядя, покупали, не считая денег. Старые и ржавые сухогрузы и танкеры, спасибо украинцам, что продали, спасибо монгольским друзьям, что купили для нас.
Но гражданские суда, да еще и под чьим угодно флагом, кроме нашего – это не панацея. И в том районе вполне можно было налететь на полноценную такую проверку типа «что везете, кому везете».
Перевозка вооружений и техники из России в первую очередь для контингента, во вторую для сирийской армии на коммерческих судах стала если не невозможной, то затруднительной.
И тут вполне нормальный выход – десантные корабли. К ним никаких претензий ни с чьей стороны быть не могло.
Но тут же нарисовалась еще одна проблема, количественная. Вот об этом мы сейчас поподробнее пройдемся, пока же скажу, что для более-менее удовлетворительного снабжения реально небольшой группировки российских войск в Сирии, пришлось задействовать не только десантные корабли Черноморского флота, но и балтийские, североморские и даже половину тихоокеанских. Ладно, на ТОФе их всего-то четыре уцелело, вот два пришлось сгонять, «Невельского» и «Пересвета».
О чем этого говорит? В первую очередь о том, что в этом плане у нас все… Да в принципе, как и везде. То есть, плохо, но… Но атомный авик на 100 тысяч тонн водоизмещения и атомный же эсминец в 30 тысяч тонн важнее.
Гигантомания, короче.
В старые времена тоже такое было, но вот незадача, гигантские тракторные заводы, когда прижало, в гигантских же количествах выпускал танки. Оправдалось, по крайней мере. А вот чем будут полезны гигантские атомные корыта сегодня, сказать сложно. Одно применение вижу: они очень неплохо смогут собрать на себя все ракеты противника. Больше пользы как бы не наблюдаю.
Но вернемся к десантным кораблям.
Сегодня БДК — это не всегда именно ДК, то есть корабль, который может перевезти и осуществить высадку десанта, но и в первую очередь — вооруженный транспорт. Который может примерно то же самое, то есть перебросить груз из точки А в точку С, но еще и без эскорта. И без опаски, что его, например, пираты захватят.
Чем же сегодня мы теоретически можем (на самом деле нет) похвастаться в плане наличия в портах?
У нас есть один (будет два) БДК проекта 11711. «Иван Грен» и «Петр Моргунов». Это все пополнение, о котором можно мечтать ближайшие лет 10-15. А может и дольше.
Хорошие корабли. Без глупостей, вполне себе на мировом уровне. Но – два. И на этом все.
Есть еще отцы-прародители, корабли проекта 1171, которые были построены в 1964–1975 годах. Из 14 «Тапиров» до наших дней дожило аж 4. Три на Черноморском флоте — «Николай Фильченков» (спасибо, Украина подарила), «Саратов» (сейчас в ремонте) и «Орск») и один на Тихоокеанском флоте, «Николай Вилков».
«Саратов» и «Орск», введенные в строй соответственно в 1966 и 1968 годах, являются на сегодняшний день самыми старыми кораблями ВМФ РФ. Но пока старички вроде держатся.
А в старые времена их потенциала вполне хватило бы и на высадку десанта, да еще и с огневой поддержкой, да и от особо назойливых господ в небе было чем отмахаться.
Морские волки сейчас скажут: про проект 775 забыл? Нет, не забыл. Уже после 1171 пошли в серию корабли проекта 775. Корабли были полегче и поменьше, чем 1171, но имели и некоторые преимущества в виде более мощного вооружения и несколько большей автономности.
С 1974 по 1991 год в Польше для СССР была построена серия из 28 БДК проекта 775. В настоящее время в строю осталось 15 БДК данного типа, в том числе три модернизированных (проект 775М).
Балтийский флот: «Минск», «Калининград», «Александр Шабалин», «Королев» (проект 775М).
Северный флот: «Георгий Победоносец», «Александр Отраковский», «Оленегорский горняк», «Кондопога».
Черноморский флот: «Новочеркасск», «Цезарь Куников», «Ямал», «Константин Ольшанский», «Азов» (проект 775М).
Тихоокеанский флот: «Пересвет» (проект 775М), «Адмирал Невельской», «Ослябя».
БДК проекта 775 вообще боевыми дядюшками на поверку оказались. Мы ни с кем вроде бы и не воевали, но эти корабли отметились много где. Мозамбик (1976), Сомали (1977), Эфиопия (1978), Сейшельские острова (1981), Йемен (1986), Грузия (дважды, в 1993 и 2008 годах).
И это только список десантных операций. Хотя по свету эти корабли достаточно демонстрировали флаг своей страны. И многие предпочитали именно демонстрацию флага, нежели грузового трюма.
На этом как бы все… 19 кораблей советской постройки. Самый свежий – 1991 года, самый старый – 1966 года. И два (в перспективе) корабля российской постройки. Итого – 21.
Да, в период заката Советского Союза были построены три БДК проекта 1174. Это были роскошные корабли с замечательной грузоподъемностью. Странно, но более старые и меньшие по размеру корабли почему-то продолжают служить от ремонта до ремонта, а эти довольно современные и большие корабли почему-то не пришлись ко двору.
Головной корабль серии, «Иван Рогов», уже порезан, два других, «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», ожидают своей участи. Но маловероятно их возвращение в строй, если серьезно.
Хотя корабли более чем достойные, ничем не уступающие «Ивану Грену».
О чем можно еще сказать, помимо всего прозвучавшего?
Практика конфликтов последних лет, в особенности войны за ресурсные базы мира (Кувейт, Ирак, Ливия, Сирия) зачастую требовали использования не авианосцев (ну разве только на первых порах) и линкоров (хотя «Миссури» мило смотрелся в Заливе в 1991 году), а как раз десантных кораблей.
Более того, стоит, наверное, посмотреть на общемировую тенденцию, когда во флотах появляется все больше ударных десантных кораблей, несущих, помимо тяжелой техники, еще и катера, и вертолеты.
В общем, те самые несбывшиеся «Мистрали», которые теперь у Египта, или японские эсминцы-авианосцы.
Конечно, у нас в разгар «мистральной» истории тоже начались разговоры о проекте УДК «Прибой», который «в тыщу раз лучше «Мистраля», естественно, на форумах «АРМИЯ-2015» и 2016 громко демонстрировались макеты, модельки и рисунки этого «Прибоя», но…
В 2015 году было объявлено о строительстве «не менее 4-х УДК «Прибой», однако 16 января 2016 года начальник управления кораблестроением ВМФ капитан 1 ранга Владимир Тряпичников заявил, что строительство УДК начнётся не ранее 2018 года.
В 2018 году, все на том же форуме «АРМИЯ-2018» глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что УДК мы будем все-таки строить. Потом… Когда все уладится.
В 2019 все еще тишина…
Между тем целесообразность строительства БДК и УДК уже доказана, как Сирией, так и необходимостью нашего усиления на Курилах.
Может, все-таки УДК и БДК а не атомные эсминцы и авианосцы? Реальные корабли вместо далеко идущих прожектов, больше похожих на сказки для школьников?
/Роман Скоморохов, topwar.ru/
Не профессионал, категорически не могу ничего сказать по делу, но школьникам нужны сказки. Попробуйте доказать подростку, что у его страны на 100% оптимизированный флот, когда он покажет пальцем на их большое корыто, и скажет, что «они круче, у нас такого нет». Не получится, точно говорю. Молодежи тоже надо иметь, что показать, и это может быть важнее, чем расходы на ржавое железо в определенные моменты. Но вот хуже всего — пустые ежегодные обещания.