Может, БДК вместо атомного эсминца будет полезнее?

Конечно, если ознакомиться с мнением «экспертов» на некоторых интернет-ресурсах, то сразу станет понятно, что без 5-6 атомных эсминцев проекта «Лидер» нас через пять лет завоюют США, наши природные богатства пойдут за бесценок нашим врагам и так далее.

Однако отставлю пока в сторону размышления о целесообразности ядерной шаланды водоизмещением 30 тысяч тонн, у нас как бы есть и более полезные проекты типа главного храма вооруженных сил РФ в Алабино.

Давайте поговорим о вещах более приземленных, точнее, приводненных. О десантных кораблях.

А для этого надо бы вернуться в год 2012-й и… Да, он самый, «Сирийский экспресс». Из Новороссийска в Тартус. Очень показательный процесс был.

Как всегда, вдруг внезапно выяснилось, что мы к войне не готовы. Это, соглашусь, нормальное состояние для нас, причем исторически. Так было не раз, так будет.

И здесь, надо отметить, суть не в том, насколько мы не готовы, а не готовы мы постоянно, а в том, КАК мы реагируем на это.

Надо сказать, что реагируем на неготовность мы тоже просто великолепно и тоже исторически. Если бы такого не случалось, согласитесь, уже бы закончилась наша история как таковая. Но выкрутиться из казалось бы безнадежной ситуации – это наше все. За сотни лет скилл прокачан так, как никому и не снилось даже.

Итак, год 2012-й. Сирия, точнее, ввод в нее нашего очень ограниченного контингента. Который, тем не менее, нуждается в снабжении. Причем в снабжении по двум линиям сразу, обычной и военной.

Я, наверное, примитивно так разделил, но тут действительно есть разница, интенданты поправят, если что.

Обычная линия – продукты, медикаменты, одежда, обувь, в общем, тысячи (а может и больше) пунктов номенклатуры, которую тем не менее, надо тащить в страну, где идет война.

И военная. Это, понятно, техника, ЗИП к ней, вооружение, боеприпасы и так далее. Предметы именно военного назначения.

В чем суть? А суть, как всегда, в США и союзниках. Начну издалека.

Ситуация, которую развернули наши «партнеры», размахивая флагом с тем самым лозунгом «Асад должен уйти» лично мне напоминала неплохо так организованную морскую блокаду Сирии. 

С севера сухопутное снабжение было неплохо так блокировано Турцией, а по воздуху группировку не снабдишь. Точнее, снабдишь, но не всем и не полностью.

Помните, что творилось у нас, когда до всех дошло, что жалкими остатками Черноморского торгового флота сирийскую группировку не накормить? Арендовали, не глядя, покупали, не считая денег. Старые и ржавые сухогрузы и танкеры, спасибо украинцам, что продали, спасибо монгольским друзьям, что купили для нас.

Но гражданские суда, да еще и под чьим угодно флагом, кроме нашего – это не панацея. И в том районе вполне можно было налететь на полноценную такую проверку типа «что везете, кому везете».

Перевозка вооружений и техники из России в первую очередь для контингента, во вторую для сирийской армии на коммерческих судах стала если не невозможной, то затруднительной.

И тут вполне нормальный выход – десантные корабли. К ним никаких претензий ни с чьей стороны быть не могло.

Читайте также  Хорошие новости от ВМФ. Новым кораблям быть!

Но тут же нарисовалась еще одна проблема, количественная. Вот об этом мы сейчас поподробнее пройдемся, пока же скажу, что для более-менее удовлетворительного снабжения реально небольшой группировки российских войск в Сирии, пришлось задействовать не только десантные корабли Черноморского флота, но и балтийские, североморские и даже половину тихоокеанских. Ладно, на ТОФе их всего-то четыре уцелело, вот два пришлось сгонять, «Невельского» и «Пересвета».

О чем этого говорит? В первую очередь о том, что в этом плане у нас все… Да в принципе, как и везде. То есть, плохо, но… Но атомный авик на 100 тысяч тонн водоизмещения и атомный же эсминец в 30 тысяч тонн важнее.

Гигантомания, короче. 

В старые времена тоже такое было, но вот незадача, гигантские тракторные заводы, когда прижало, в гигантских же количествах выпускал танки. Оправдалось, по крайней мере. А вот чем будут полезны гигантские атомные корыта сегодня, сказать сложно. Одно применение вижу: они очень неплохо смогут собрать на себя все ракеты противника. Больше пользы как бы не наблюдаю.

Но вернемся к десантным кораблям.

Сегодня БДК — это не всегда именно ДК, то есть корабль, который может перевезти и осуществить высадку десанта, но и в первую очередь — вооруженный транспорт. Который может примерно то же самое, то есть перебросить груз из точки А в точку С, но еще и без эскорта. И без опаски, что его, например, пираты захватят. 

Чем же сегодня мы теоретически можем (на самом деле нет) похвастаться в плане наличия в портах?

У нас есть один (будет два) БДК проекта 11711. «Иван Грен» и «Петр Моргунов». Это все пополнение, о котором можно мечтать ближайшие лет 10-15. А может и дольше.

Хорошие корабли. Без глупостей, вполне себе на мировом уровне. Но – два. И на этом все.

Есть еще отцы-прародители, корабли проекта 1171, которые были построены в 1964–1975 годах. Из 14 «Тапиров» до наших дней дожило аж 4. Три на Черноморском флоте — «Николай Фильченков» (спасибо, Украина подарила), «Саратов» (сейчас в ремонте) и «Орск») и один на Тихоокеанском флоте, «Николай Вилков». 

БДК «Николай Фильченков» проекта 1171 в Севастополе

«Саратов» и «Орск», введенные в строй соответственно в 1966 и 1968 годах, являются на сегодняшний день самыми старыми кораблями ВМФ РФ. Но пока старички вроде держатся.

А в старые времена их потенциала вполне хватило бы и на высадку десанта, да еще и с огневой поддержкой, да и от особо назойливых господ в небе было чем отмахаться.

Морские волки сейчас скажут: про проект 775 забыл? Нет, не забыл. Уже после 1171 пошли в серию корабли проекта 775. Корабли были полегче и поменьше, чем 1171, но имели и некоторые преимущества в виде более мощного вооружения и несколько большей автономности.

С 1974 по 1991 год в Польше для СССР была построена серия из 28 БДК проекта 775. В настоящее время в строю осталось 15 БДК данного типа, в том числе три модернизированных (проект 775М). 

БДК «Ямал» проекта 775

Балтийский флот: «Минск», «Калининград», «Александр Шабалин», «Королев» (проект 775М). 

Читайте также  Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

Северный флот: «Георгий Победоносец», «Александр Отраковский», «Оленегорский горняк», «Кондопога». 

Черноморский флот: «Новочеркасск», «Цезарь Куников», «Ямал», «Константин Ольшанский», «Азов» (проект 775М). 

Тихоокеанский флот: «Пересвет» (проект 775М), «Адмирал Невельской», «Ослябя».

БДК проекта 775 вообще боевыми дядюшками на поверку оказались. Мы ни с кем вроде бы и не воевали, но эти корабли отметились много где. Мозамбик (1976), Сомали (1977), Эфиопия (1978), Сейшельские острова (1981), Йемен (1986), Грузия (дважды, в 1993 и 2008 годах).

И это только список десантных операций. Хотя по свету эти корабли достаточно демонстрировали флаг своей страны. И многие предпочитали именно демонстрацию флага, нежели грузового трюма.

На этом как бы все… 19 кораблей советской постройки. Самый свежий – 1991 года, самый старый – 1966 года. И два (в перспективе) корабля российской постройки. Итого – 21.

Да, в период заката Советского Союза были построены три БДК проекта 1174. Это были роскошные корабли с замечательной грузоподъемностью. Странно, но более старые и меньшие по размеру корабли почему-то продолжают служить от ремонта до ремонта, а эти довольно современные и большие корабли почему-то не пришлись ко двору.

БДК «Иван Рогов» проекта 1174 в 1982 году

Головной корабль серии, «Иван Рогов», уже порезан, два других, «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», ожидают своей участи. Но маловероятно их возвращение в строй, если серьезно.

Хотя корабли более чем достойные, ничем не уступающие «Ивану Грену».

О чем можно еще сказать, помимо всего прозвучавшего?

Практика конфликтов последних лет, в особенности войны за ресурсные базы мира (Кувейт, Ирак, Ливия, Сирия) зачастую требовали использования не авианосцев (ну разве только на первых порах) и линкоров (хотя «Миссури» мило смотрелся в Заливе в 1991 году), а как раз десантных кораблей.

Более того, стоит, наверное, посмотреть на общемировую тенденцию, когда во флотах появляется все больше ударных десантных кораблей, несущих, помимо тяжелой техники, еще и катера, и вертолеты.

В общем, те самые несбывшиеся «Мистрали», которые теперь у Египта, или японские эсминцы-авианосцы.

Конечно, у нас в разгар «мистральной» истории тоже начались разговоры о проекте УДК «Прибой», который «в тыщу раз лучше «Мистраля», естественно, на форумах «АРМИЯ-2015» и 2016 громко демонстрировались макеты, модельки и рисунки этого «Прибоя», но…

В 2015 году было объявлено о строительстве «не менее 4-х УДК «Прибой», однако 16 января 2016 года начальник управления кораблестроением ВМФ капитан 1 ранга Владимир Тряпичников заявил, что строительство УДК начнётся не ранее 2018 года.

В 2018 году, все на том же форуме «АРМИЯ-2018» глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что УДК мы будем все-таки строить. Потом… Когда все уладится.

В 2019 все еще тишина…

Между тем целесообразность строительства БДК и УДК уже доказана, как Сирией, так и необходимостью нашего усиления на Курилах. 

Может, все-таки УДК и БДК а не атомные эсминцы и авианосцы? Реальные корабли вместо далеко идущих прожектов, больше похожих на сказки для школьников?

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Не профессионал, категорически не могу ничего сказать по делу, но школьникам нужны сказки. Попробуйте доказать подростку, что у его страны на 100% оптимизированный флот, когда он покажет пальцем на их большое корыто, и скажет, что «они круче, у нас такого нет». Не получится, точно говорю. Молодежи тоже надо иметь, что показать, и это может быть важнее, чем расходы на ржавое железо в определенные моменты. Но вот хуже всего — пустые ежегодные обещания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя