История калибра: патрон .40 S&W - в погоне за мечтой

Кровавая история пистолетного патрона, сочетавшего пробивное и останавливающее действие с малой отдачей

Появившийся в конце прошлого века патрон .40 S&W (.40 Smith & Wesson, 10×22 мм Смит и Вессон) выглядел очень заманчиво – сочетание пробивного и останавливающего действия больших калибров и сравнительно небольшой отдачи. Да и сам патрон небольшой по габаритам, а значит под него можно разработать пистолеты с большой ёмкостью магазина.

Однако эйфория прошла и чуда не случилось. Где же место «сороковки» в наши дни?

Кто виноват в «бойне в Майами»?

В апреле 1986 года на одной из небольших улочек в Южной Флориде разыгралась драма, весьма напоминающая второсортные голливудские боевики. Машину грабителей банков Майкла Платта и Уильяма Матикса настигли агенты ФБР. Счет был восемь против двух в пользу служителей закона и казалось, даже вздумай преступники сопротивляться, все закончится очень быстро.

В каком-то смысле так и было – перестрелка вышла не очень долгой, менее пяти минут, причем Уильям почти сразу был ранен и активного участия в стрельбе не принимал. Зато Майкл Платт проявил себя настоящим берсерком. К финалу перестрелки два специальных агента были мертвы и еще пятеро получили ранения различной степени. Преступники также были убиты – на теле Матикса насчитали пять ран, Платта – двенадцать.

Но прервали «бойню в Майами» только пули .357Mag, выпущенные агентом Мирелес практически в упор в тот момент, когда Платт и Матикс пытались уехать на машине убитых ФБР-овцев. Медицинское исследование показало, что в крови обоих преступников не содержались какие-либо наркотические или схожего действия препараты, которые могли бы объяснить «атаку живого мертвеца» – истекавшего кровью из многочисленных ран, но при этом продолжавшего стрелять и убивать агентов ФБР.

Пистолет одного из агентов ФБР. Пуля попала в затвор, выведя оружие из строя

Как всегда в случае громкого ЧП, на повестке стали вечные вопросы: «кто виноват?» и «что делать?», причем ответ: «ничего, просто день был неудачный» высокое начальство и негодующую общественность не устраивал.

Зато версия «агентов подвело их оружие» была хороша тем, что к ней не требовалось конкретных фамилий виновных. Тем более что и некие основания имелись – в самом начале перестрелки одна пуля, пробив руку, угодила Платту в грудь, совсем немного не дойдя до сердца. Это была «работа» патрона 9х19 мм с пулей Winchester Silvertip весом 115-grain (7,45 грамм), выпущенная из пистолета Smith & Wesson Model 459 – одного из так называемых «чудесных девяток».

Оружие, использованное в перестрелке. На голубом фоне – оружие агентов ФБР, на оранжевом оружие преступников.

Проведенные ФБР испытания изучали возможности тех патронов, которые сотрудники применяли чаще всего: 9х19 мм, .380ACP, .38sp, .357Mag, .45ACP. Но к ним был добавлен еще один, в тот момент далеко не самый распространенный и популярный патрон.

От 10 Auto до .40SW

Патрон 10×25 мм (10mm Auto) был разработан за три года до «бойни в Майами» полковником Джефом Купером – легендой американского и не только стрелкового сообщества, первым президентом IPSC. Купер создал комплекс «оружие-патрон» в виде пистолета Bren Ten и патрона 10mm Auto с целью убрать разрыв по мощности между пистолетами и крупнокалиберными револьверами.

Пистолет Bren Ten

Результат получился… неоднозначный – с одной стороны, «десятка» Купера действительно получилась очень впечатляющим по характеристикам патроном. С другой – управляться с ним при стрельбе мог далеко не каждый рядовой стрелок. Кроме того, рукоятка пистолета получалась некомфортной для людей с небольшими ладонями.

Читайте также  История калибра: патрон 9х39 мм бесшумный бронебойный

Испытатели ФБР в ходе экспериментов с различными навесками пороха и пулями разного веса пришли к опытному патрону “10mm Lite” или “10mm FBI”. Затем доработкой патрона занялись совместно Smith & Wesson и Winchester.

Фактически их работа заключалась в сочетании технической и маркетинговой задач. ФБР хотело свой новый патрон, «10mm Auto, но менее мощный». Фирмам-производителям нужно было создать новый бренд на довольно консервативном рынке пистолетных патронов. Еще одним производственным требованием была возможность проектирования оружия под новый боеприпас на базе уже имевшихся 9-мм пистолетов без серьезной переделки.

В итоге разработчики практически в прямом смысле слова утрамбовали 10-мм пулю в укороченную на 3 мм гильзу. Меньший заряд пороха сделал отдачу заметно более комфортной и контролируемой, а размеры нового патрона позволили без особых проблем создать и для него двухрядные магазины большой емкости, сравнимые с обычными уже 9х19 мм.

Новый патрон получил название .40 S&W (10 × 22 мм) и вместе с созданным специально для него новым пистолетом Smith & Wesson Model 4006 был представлен широкой публике в 1990 году. Но если с продажами патрона все пошло весело и бодро, то с пистолетами для них S&W «подрезал на вираже»… Гастон Глок. Раздобыв данные нового патрона (по некоторой информации, попросту украв его на одной из выставок), Гастон быстро добавил в свой модельный ряд Glock 22 и Glock 23, поступившие в продажу еще раньше Model 4006. Эта поспешность принесла хорошие дивиденды австрийскому производителю… и, как показали последствия, ряд проблем для пользователей.

Это громкое слово «ка-абум!»

Через некоторое время в СМИ начали появляться фотографии пистолетов, буквально развороченных изнутри – и весьма заметную долю среди них составляли «глоки» под патрон .40 S&W . Часть проблем была вызвана применением «самосборных» боеприпасов, но проблема проявлялась и с заводскими патронами. Основную негативную роль сыграли два фактора: выступающая из патронника «глоков» часть гильзы и слишком тонкие стенки этой гильзы у некоторых производителей.

Иногда причина была еще более экзотичней – например, сдавая служебное оружие после дежурства, сотрудники ФБР и полиции разряжали, а затем вновь загоняли в патронник один о тот же боеприпас. При этом из-за многократного заряжания пуля начинала «утапливаться» вглубь гильзы, пусть и совсем немного. У других патронов это было не так опасно, из-за наличия «воздушного кармана». Но в .40 S&W компоновка была очень плотной, и даже такое небольшое смещение могло вызывать в момент выстрела разрыв стенок гильзы.

Тем не менее, .40 S&W стал фактически новым штатным патроном так мечтавших о нем ФБР. Следуя возникшей моде, за ним потянулись различные полицейские департаменты и, разумеется, гражданские стрелки, доверившиеся выбору «настоящих профессионалов».

Читайте также  Патрон 7,62х39 возвращается?

Еще одной областью, где .40 S&W пришелся ко двору, стал стрелковый спорт. В ряде дисциплин – например, том же IPSC – очки за попадания насчитываются в зависимости от «фактора мощности». Патрон .40 S&W позволил стрелять в «мажорном» факторе мощности, получая больше очков при этом имея в магазине больше патронов, чем с классическим .45acp. А в битве за призовые места, где важна каждая доля секунды, 2-3 дополнительных выстрела на каждый магазин уже могут стать очень существенным преимуществом.

Я тебя породил, я тебя и сниму с вооружения…

Несколько лет назад в американских оружейных СМИ и интернет-ресурсах начали появляться сообщения, которые по эту сторону Атлантики принято именовать «шокирующие новости». То самое ФБР, которое потратило массу времени, сил и денег налогоплательщиков на .40 S&W собралось… возвращаться обратно к 9х19 мм в качестве основного штатного патрона.

Пистолет Glock 19M, специально разработанный для ФБР

Сами ФБР-овцы комментировали эту новость вполне спокойно. Да, мы постоянно тестировали различные боеприпасы. Примерно с 2007 года испытания начали показывать, что между последними вариантами 9х19 мм и .40 S&W и .45acp нет существенной разницы. И вообще «большая часть того, что является «общеизвестным знанием» о пулях и их воздействии на человека, уходит корнями в миф и фольклор».

Заодно вспомнили вывод, впервые появившийся еще при создании патрона .45acp в отчетах Томпсона-ЛаГарда в начале ХХ века и подтвержденный выводами комиссии ФБР после «бойни в Майами»: единственный реальный шанс «остановить» противника дает попадание в головной или спинной мозг. А раз нет никакой разницы, зачем платить больше? То есть, разумеется, 9х19 мм комфортнее при стрельбе, под него больше моделей оружия… но финансовые соображения даже для ФБР играют не последнюю роль.

Нужны ли мы нам?

Завершая рассказ о патроне .40 S&W стоит коснуться еще одного, не так уж часто задаваемого вопроса. Так ли он был нужен?

Фактически «все завертелось» из-за одной 9-мм пули, не давшей достаточно глубокого проникновения, чтобы дойти до сердца Майкла Платта.

Главной же проблемой агентов оказался сам Платт. Ветеран Вьетнама продемонстрировал не только феноменальную живучесть, но и превосходные тактические навыки. Он умело использовал превосходство в огневой мощи (карабин Ruger Mini 14 калибра .223 Rem) против численно превосходящих агентов ФБР, вооруженных по большей части личным короткоствольным оружием.

Уже раненым, заметил паузу в стрельбе противника, вызванную перезарядкой и атаковал, убив двух агентов и тяжело ранив третьего. «He was able to dictate the fight» (он смог диктовать условия боя), констатировали в одном из многочисленных обсуждений на форумах США. Фактически эта был бой между инструкторами из Форт-Кэмбпелл, учившими Майкла Платта… и агентами ФБР, неплохо подготовленными к столкновению с обычными грабителями.

На фоне таких деталей, как отсутствие на ФБР-овцах тяжелых бронежилетов (в апреле в Южной Флориде уже довольно жарко) или более эффективного оружия (несколько М16 имелись в машинах других агентов, не принимавших участие в перестрелке) характеристики именно пистолетного патрона не выглядят решающим фактором.

Пожалуй, единственными победителями в этой «битве» можно счесть производителей оружия и патронов. Они уж точно в накладе не остались.

/Андрей Уланов, kalashnikov.media/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересный обзор. Может и в самом деле нет смысла шило на мыло менять. Причем то туда, то обратно.
    Посмотрим как будет у нас. 9х18 конечно однозначно на второй план. А вот 9х19 и 9х21 — я тут сам почитал там сям, энергетика приблизительно равная плюс минус. Достоинства у каждого свои, и распространенность и разнообразие «люгера» конечно его однозначный плюс. Время расставит свои акценты. Вот как в статье например.
    Как говорится — пожуём посмотрим.

  2. В историях с разорваными пистолетами виноват не 40-й калибр как таковой, а погоня производителей оружия и боеприпасов за легкой прибылью. Более мощный 40-вой требует более мощного пистолета с более тяжелым затвором и более прочной рамой, но многие производители решили съэкономить время и деньги и просто взяли за основу 9мм пистолеты и заменили стволы и магазины на больший 40-калибр. Существуют, однако, пистолеты, платформа которых изначально разрабатывалась под 40-й, а уже потом адаптировалась под 9мм. Например, пистолеты Steyr.
    При прочих равных больший калибр эффективнее. Если стрелок хорошо владеет 40-м, стреляет из него метко и бегло, и умело контролирует отдачу-значит ему надо стрелять 40-м. Если же нет, то лучше выбрать 9мм.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя