История калибра: 9х19 мм - волшебная девятка Георга Люгера

Созданный в самом начале XX века патрон 9х19 мм и в наше время является самым популярным пистолетным патроном в мире. Но его путь к вершине был далеко не простым и быстрым. До Второй Мировой «люгер» был всего лишь одним из многочисленной когорты европейских патронов.

Двойное обрезание

Взявшись за переработку пистолета Борхарда, его друг и коллега по работе Георг Люгер не оставил без внимания и созданный для него патрон. Ставший более известным в чуть измененном виде, как 7,63х25 мм «маузер», на самом деле этот патрон был разработан именно Гуго Борхардтом для своего Construktion 93. А уж затем его, чуть изменив, использовали конструктора братья Федерле для знаменитого С96.

Пистолет Борхарда

Первоначально Георг Люгер просто укоротил гильзу, сохранив и калибр, и «бутылочную» форму гильзы. Так появился патрон 7,65х21 мм, очень удачный и в свое время даже популярный… но в итоге оставшийся в тени своего младшего брата.

В начале XX века, как и всегда, для производителей оружия самыми «вкусными» выглядели крупные военные заказы. Георг Люгер вполне обоснованно считал, что его пистолет достаточно хорош, чтобы за них побороться.

Самыми первыми новый дизайн оценили швейцарцы – пистолет и патрон поступили на вооружение самой нейтральной в Европе армии как Pistole 1900 для офицеров (рядовым по-прежнему полагался револьвер). Впрочем, со швейцарцами было легко – потомки Вильгельма Теля всегда были фанатами точности, точности и еще раз точности, а в этом отношении пистолет и патрон Люгера были очень хороши.

А вот с другими клиентами начались проблемы. Очень заманчивым выглядел американский конкурс на новый пистолет для армии США. Но хлебнув лиха с повстанцами на Филиппинах, американские военные не хотели даже слышать о пистолете, калибр которого не начинается с .4. Схожие мысли высказали также и англичане.

Родная германская армия была менее радикальной. Хотя в тот момент у Германии тоже имелись свои колонии, в них время от времени бунтовали туземцы. А потому офицеры из Gewehr-Prüfungskommission (это не грязное немецкое ругательство, а название проверочной комиссия комитета по вооружению) также посоветовали Люгеру сделать пистолет чуть более крупнокалиберным. Выслушав замечания потенциальных клиентов, Георг взялся за напильник.

Первые образцы нового патрона были просто чуть увеличенной версией предыдущего, с 9-мм пулей, но по-прежнему «бутылочной» гильзой. Но опыты показали, что для надежной работы пистолета оптимальной будет гильза цилиндрической формы. Именно так на свет появился наш герой – патрон 9х19 мм.

Интересно, что работы по созданию нового патрона фактически оплатили… американцы, заказавшие в 1903 году для своих испытаний 50 новых 9-мм пистолетов и 25 000 патронов к ним – за 35 000 долларов, по тем временам достаточно существенная сумма. Учитывая последующие события, фактически они вооружили хорошим пистолетом своего врага, но кто мог это знать заранее?

Кто первый?

Пока первые 9-мм пистолеты тестировали за океаном, Георг Люгер и его боссы из фирмы DWM не забывали о потенциальных клиентах поближе к дому. К их большому сожалению, германская армия только в 1903 году закончила испытания «старого» пистолета Люгера и теперь ждала новый пистолет от Маузера.

Читайте также  История калибра: патрон для «черной винтовки»

Зато хорошая новость пришла от «водоплавающих» – кайзеровский флот, которому хотелось получить новые пистолеты поскорее, в августе 1904 устроил собственные испытания – и купил для них пять новых «9mm Selbstlade-Pistolen Modell 1904». Конечно, в армии народу больше, но и флотский заказ обещал быть весьма солидным – на каждый броненосец планировалось закупить около сотни пистолетов.

Именно кайзеровский флот и стал первым заказчиком оружия под патрон 9х19 мм. Контракт на 8000 пистолетов был заключен в декабре 1904 года. Правда, получать свои пистолеты моряки в значимых количествах начали только в марте 1906. До этого момента лишь несколько новых «люгеров» передали в августе 1905 персоналу Восточноафриканских экспедиционных сил, отправленных на подавление восстания Маджи-Маджи в германских колониях восточной Африки.

Интересно, что в итоге инспекция морской пехоты представила в июле 1906 года не очень благоприятный для новых пистолетов доклад. Солдаты в бою предпочитали винтовки, офицеры жаловались на слишком большой вес «люгеров», предпочитая за свои деньги покупать пистолеты поменьше. Из 18 отправившихся в Восточную Африку пистолетов у восьми оказался заржавлен ствол, два сломались, а один вообще потеряли. Но к этому времени армия уже проводила собственные испытания, по итогам которых кайзер Вильгельм подписал указ о принятии на вооружение Pistole 08 и Pistolenpatrone 08 к нему.

Путь к вершине

«Роберт Джордан нес свой автомат дулом вниз, держа его за переднюю скобу. Хорошо бы, если б к нему подошли патроны от автомата убитого, подумал он. Да нет, не подойдут. Это немецкий автомат. Это автомат Кашкина.»(с) Э.Хэмингуэй. По ком звонит колокол.

Практически до конца Первой Мировой войны 9х19 оставался «патроном одного пистолета» – и запросто мог сойти со сцены вместе с ним. Но цепочка случайностей дала ему шанс выбиться в лидеры.

В 1917 году никому еще толком неизвестный Хуго Шмассер создал один из первых пистолетов-пулеметов – Maschinenpistole 18.I.

Поскольку отработка надежного магазина обычно требует массу времени и усилий, Хуго для ускорения процесса использовал дисковый магазин на 32 патрона, ранее придуманный как раз для «люгеров». Правда, эта «улитка» проявила себя не очень хорошо и впоследствии была заменена на прямой коробчатый магазин, но главное уже произошло – 9х19 «прописался» на удачном образце пистолета-пулемета.

Пока он по-прежнему оставался «одним из», причем у проигравшей войну страны. Даже доработанный вариант образца Шмайссера, MP-28, производился на экспорт под шесть различных патронов. До начала Второй Мировой, кроме Германии, он «прижился» в нескольких странах.

Зато именно его выбрал Дидьен Сэв, разрабатывавший двухрядный магазин для нового пистолета Джона Браунинга. Сам великий конструктор предпочитал патроны собственной конструкции, но вмешаться в доработку после смерти уже не смог – и первый в мире удачный пистолет с двухрядным магазином повышенной емкости тоже оказался под патрон 9х19 мм.

А затем началась Вторая Мировая война. В 1940 году, когда англичане ждали со дня на день германского вторжения, а военные с грустью подсчитывали, сколько вооружения побросали на французских пляжах, в производство срочно была запущена «нелицензионная копия» немецкого MP-28 – «Lanchester».

Читайте также  Многокалиберная пуля и пистолет-пулемёт специального назначения

Правда, для производства в военное время он оказался не очень удобный и вскоре был сменен «кошмаром водопроводчика» – дешевым и технологичным пистолетом-пулеметом STEN. Но все же одна деталь перекочевала на новое оружие без изменений – магазин, в который укладывались все те же патроны 9х19.

Пистолет-пулемет STEN

Так патрон Георга Люгера оказался востребован по обе стороны фронта и начал производиться в огромных количествах.

Wonder Nine

После Второй Мировой популярность пистолетов-пулеметов начала спадать. Сначала в странах «восточного блока», а затем и на Западе их начало вытеснять оружие под промежуточный патрон, вновь загоняя ПП в нишу сугубо полицейского или вспомогательного вооружения. Но к этому времени гражданские пользователи уже «распробовали» пистолеты с магазинами большой емкости. В американских оружейных журналах для них даже придумали специальный термин: «волшебная девятка».

В 1985 году даже армия США, более полувека хранившая верность М1911 и .45ACP, приняла в качестве служебного орудия новый пистолет Беретта М9 – в девичестве Beretta 92FS, классическая «чудо-девятка» с двухрядным магазином на 15 патронов 9х19 мм.

Пистолет Беретта М9

Американская полиция, не менее консервативно сохранявшая в качестве служебного оружия револьверы .38sp, также начала переход на пистолеты под 9х19 мм.

Два пришествия в Россию

В СССР вопрос перехода на 9х19 мм впервые рассматривался вскоре после Гражданской войны. В тот момент единственным производившимся для короткоствола был 7,62-мм патрон к револьверу «наган», по своим характеристикам очень плохо подходящий для использования в пистолетах и пистолетах-пулеметах. Связи молодой советской республики с Веймарской Германией были весьма обширны и патрон 9х19 рассматривался наравне с весьма популярным среди красных командиров 7,63х25 мм «маузер», 9-мм Браунинга и 45ACP.

Проводившая испытания комиссия отметила, что именно 9х19 является наиболее оптимальным для использования в новых пистолетах и пистолетах-пулеметах. Но в тот момент более важными оказались производственные соображения о совместимости с основным винтовочным калибром.

Вновь патрон 9х19 мм стал всерьез рассматриваться для отечественного оружия уже после 1991 года. Он был включен в список желаемых калибров для будущего армейского пистолета по конкурсу «Грач». Первоначально военные заказчики больше рассчитывали на экспортный потенциал пистолета, «для себя» рассматривая более перспективный, как тогда казалось 9х21 мм. Но вскоре выяснилось, что в современных условиях 2 мм имеют не такое уж большое значение – новые российские «бронебойные» патроны 7Н21 и 7Н31 показали достаточно высокие боевые качества.

Российские бронебойные патроны 7Н21

В итоге Россия также оказалась стран, вступивших в клуб «волшебных девяток» – в 2003 году на вооружение были приняты пистолеты ГШ-18 и ПЯ (пистолет Ярыгина), использующие патрон, созданный Георгом Люгером 100 лет назад. Под него же создан и новый пистолет Лебедева. Американцы также заменяют свои М9 новыми пистолетами М17 – но под все тот же 9х19 мм.

Продержится ли этот патрон «в топе» следующие 100 лет? Срок долгий, но в ближней перспективе серьезных конкурентов ему не видно.

/Андрей Уланов, kalashnikov.media/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Ничего не скажешь, достойный патрон получился, весьма. Закраин уж точно не имеется. Насчет следующих 100 лет? Так все будет зависеть от того к чему мир покатится. Если регрессу — то и 300 лет не предел. Если прогрессу — то сам бог не знает до чего эти извращенцы от науки додумаются.
    А до 2050 года, если .40 S&W его не потеснит, век его будет долог и безмятежен. До самого «гаусса» или что там еще на смену пороху продет! Это про «забугор»!
    За отечественный 9х21, если армия на него присядет то его ниша расширится, если примут мудернизированый «срач» то останется в нише спецслужб. Жаль будет, хороший патрон.

    • Сославшись на следующую в цикле статью дополню — видимо 40 S&W не потеснит!
      И потому долгие лета Жоре Люгеру и его наследию. До самых бластеров, игольников, и прочей фантастической белебердени.
      Впрочем развитие защиты может внести свои коррективы, и понадобится не останавливающее действие, а пробитие и запреградное поражение, или комбинация общих свойств.
      9х21 в этом «люгера» однозначно полностью не перебьет. И поэтому возможно лет через 10 появятся вариации 9×25мм Маузера?, или 8.5х30мм?, или 7.92х28мм?
      На этот вопрос нам на данный момент ответят лишь гадалки и прочие оракулы, или кто нибудь яйцеголовый сидящий под тройным замком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя