Другой ленд-лиз: истребитель «Харрикейн». Могло быть хуже?

Да, мы добрались-таки до него. Харитон Хоукерович Птеродактиль. Мы уже не раз отмечали достоинства техники, которая приходила к нам по ленд-лизу, но вот это тот случай, когда достоинства придется отыскивать в куче (огромной) недостатков.

Почему? Да потому, что «Харрикейн» как самолет был просто ужасен. И чтобы осознать бездну, из которой он вылетел в наше небо, надо немного знать историю.

Спроектировали его в 1934 году на фирме Hawker Aircraft Ltd. И уже в то время в самолете не было почти ничего нового, это была попытка сделать из довольно неплохого биплана «Фьюри».

Биплан «Фьюри»

При разработке «Харрикейна» было использовано большое количество узлов и деталей от «Фьюри», что несколько облегчило жизнь производителям, но усложняло летчикам. Но обо всем по порядку.

Новый самолет был монопланом, имел убирающееся шасси и винт с изменяемым шагом. Все, новшества закончились. И в 1936 году английские летчики получили ЭТО. Вроде бы новый самолет, но…

Силовой каркас был выполнен по той же технологии, что и каркас биплана «Фьюри», то есть заклепки вместо сварки. 

Фюзеляж был ферменный, из стальных труб, к нему крепились лонжероны, обтянутые льняной тканью. Такая конструкция имела довольно высокую прочность и большее сопротивление, чем покрытый металлом Supermarine Spitfire. Крыло состояло из двух лонжеронов и также обтягивалось тканью. Только в 1939 году ему на смену разработали цельнометаллическое крыло из дюраля.

Здесь можно оценить толщину крыла.

Давайте теперь дружно порыдаем над «отсталыми» советскими МиГ-3 и Як-1, которым перкаль ничуть не мешал воевать.

Самолет вышел довольно тяжелый и небыстрый, несмотря на новый мотор Rolls-Royce PV-12, да, это тот самый «Мерлин», только недопиленный. 510 км/ч на высоте 5000 метров и 475 ниже — это был не показатель. Точнее, показатель, что все печально. Плюс откровенно слабое вооружение из восьми крыльевых пулеметов калибра 7,69 мм.

Стоит сказать, что молодцы англичане сразу стали клепать модификации, приспосабливая самолет под выполнение различных задач.

Модификации «Харрикейна» могли действовать как перехватчики (чего-то небыстрого типа «Штуки»), истребители-бомбардировщики (известные также как «Hurribombers») и штурмовики. Для действия с авианосцев существовала модификация, называемая «Sea Hurricane».

В общем, наш пострел везде поспел, но… Но в сравнении с уже вставшим на крыло «Спитфайром» это был просто летучий ужас.

Тем не менее, новым самолетом британцы охотно делились со всем миром. Не безвозмездно, естественно.

Южно-Африканский Союз, Канада, Австралия, Ирландия, Португалия, Франция, Турция, Иран, Румыния, Финляндия, Югославия — список счастливых обладателей этого самолета велик. Англичане вообще щедрые люди, особенно когда речь идет о принципе «отдай другим, боже, что себе негоже».

Не миновала чаша сия и Советский Союз.

Повоевав к началу Великой Отечественной войны во Франции и Африке, «Харрикейн» уже завоевал себе такую славу, что англичанам надо было серьезно задуматься над тем, куда бы сбагрить это чудо, пока за него дают хоть что-то. То, что «Харрикейн» напрочь уступал своему основному противнику «Мессершмитту-109 Е/F, было известно всем.

Но у англичан к тому времени прошел обкатку «Спитфайр», который на три головы превосходил «Харрикейн». Однако списывать или отправлять на разборку — это не в правилах английских джентльменов…

В самом начале Великой Отечественной Сталину выбирать не приходилось совсем. И «щедрое» предложение Черчилля о поставке 200 (а в перспективе больше) «Харрикейнов» было принято. Самолеты были нужны. И в августе 1941 особенно, нам надо было затыкать дыры 22.06.

28 августа 1941 года первые «Харрикейны» прибыли в Мурманск. Так «Харрикейн» вошел в историю как первый боевой самолет союзников, прибывший в СССР. Да, американцы отправили свои Р-40 раньше, но пока те морем шли в СССР, «Харрикейны» прилетели своим ходом.

Точнее, приплыли, потому что доставил их авианосец «Аргус». 

А дальше грузовыми судами или своим ходом через Иран.

Всего за 1941-44 годы в СССР приняли 3082 самолета этого типа (в том числе военная авиация получила 2834 машины).

Стоит сказать несколько слов о британских летчиках.

Группа пилотов из 81-й и 134-й эскадрилий под командованием Х. Дж. Рамсботта-Ишервуда прикрывала вместе с советскими летчиками конвои на подходах к Мурманску и даже на сопровождение советских бомбардировщиков.

Командир 151-го авиакрыла Г. Н. Рамсботт-Ишервуд

12 сентября 134-я эскадрилья сбила два Ме-109, сопровождавших корректировщик Hs-126. Англичане потеряли один самолет, погиб сержант Смит. Это была единственная потеря, понесенная англичанами на Карельском фронте.

17 сентября восемь «Харрикейнов», сопровождавших СБ-2, были атакованы восьмеркой «мессеров». Англичане не дали немцам прорваться к бомбардировщикам и даже сбили один Ме-109.

В конце сентября англичане вернулись домой. Перед отъездом командир крыла и трое пилотов, одержавших победы, были представлены к ордену Ленина.

А их «Харрикейны» остались в СССР. Из этих самолетов и был сформирован 78-й ИАП, который возглавил Борис Сафонов.

Тем временем, 22 сентября 1941 года, комиссия НИИ ВВС приняла первый «Харрикейн», доставленный непосредственно для Советского Союза в рамках поставок по ленд-лизу.

Читайте также  Другой ленд-лиз: война проводов

Летчики-испытатели НИИ ВВС очень оперативно провели испытания самолета и выдали заключения.

По данным испытаний, по скорости машина занимала промежуточное положение между И-16 и Як-1. Своему основному противнику, Ме-109Е, «Харрикейн» уступал в скорости на малых и средних высотах (на 40-50 км/ч) и в скороподъемности. Лишь на высотах 6500—7000 м их возможности становились примерно равными.

При пикировании и кабрировании «Харрикейн» из-за толстого профиля крыла фактически не разгонялся. Эту уникальность отмечали в своих воспоминаниях многие советские пилоты. Положительной стороной (отчасти) можно было считать небольшой радиус разворота, достигавшийся за счет малой нагрузки на крыло, что позволяло вести бой на горизонталях.

Весьма неудачно с советской точки зрения было сконструировано шасси. Несмотря на достаточно заднюю центровку, капотажный угол был всего 24 градуса с учетом торможения, в то время как наш НИИ ВВС определял минимум в 26,5 град. Градус капотирования становился еще меньше по мере расходования боеприпасов и горючего.

При посадке на неровный грунт полевых аэродромов опасность скапотировать была очень высока. При этом в первую очередь ломались деревянные лопасти винта «Ротол», которые, естественно, ремонту не подлежали.

Скапотировать «Харрикейн» мог вполне свободно и при рулежке. У этого истребителя вообще была неприятная склонность поднимать хвост при работающем моторе (ради справедливости стоит отметить такую же способность и у «Яков»). Чтобы предохранить машину от неприятностей, нередко на заднюю часть фюзеляжа сажали одного-двух механиков. Естественно, были случаи, когда летчики взлетали вместе с механиками на хвосте.

В целом прозвище «Птеродактиль» было заслуженным.

Но самым больным местом были деревянные пропеллеры. По справкам, очень большое количество самолетов простаивало именно из-за повреждения винтов. В начале 1942 г. нашим авиазаводам пришлось наладить выпуск пропеллеров и запасных частей к ним.

Тем не менее, летать и воевать на чем-то надо было. И, как бы это странно ни выглядело, но наши летчики обнаружили у этого истребителя и положительные стороны.

Самолет оказался прост и послушен в пилотировании. Невелика была нагрузка на ручку, эффективны триммеры рулей. «Харрикейн» легко и устойчиво выполнял различные фигуры, особенно в горизонтали. В целом самолет был вполне доступен летчикам средней квалификации, что было немаловажно в условиях военного времени.

Большим плюсом являлась полная радиофикация «Харрикейнов». Не секрет, что на советских истребителях того времени передатчики полагалось ставить на каждый третий самолет, командиру звена. И качество было, скажем так, не подлежащим никакой критике. «Харрикейны» имели радиостанции (и неплохие) все до одного.

Однако и здесь была ложка дегтя. Английские рации работали на отдельных батареях, несмотря на то, что самолет имел аккумулятор. Русская зима, особенно в условиях нашего Севера, показала, что заряда батарей хватало максимум на пару часов работы.

Но даже с учетом всех найденных плюсов всем стало ясно, что «Харрикейн» значительно уступает истребителям противника. Но, повторюсь, нужно было летать и бить врага.

А потому уже в 1941 году «Харрикейны» начали переделывать по понятиям и возможностям, чтобы если не устранить, то хотя бы смягчить основные недостатки английского истребителя.

Уже осенью 1941 г. в 78-м ИАП по предложению его командира Б.Ф. Сафонова была произведена первая переделка. Фактически «Харрикейны» (как и ЛаГГ-3) начали переделывать в недоштурмовики / недобомбардировщики.

Вместо четырех «Браунингов» поставили два пулемета УБК калибра 12,7 мм с запасом по 100 патронов на ствол и добавили два держателя под 50-кг бомбы. Огневую мощь усилили также четырьмя реактивными снарядами РС-82.

В январе 1942 г. в 191-м ИАП на самолете Н.Ф. Кузнецова поставили две пушки ШВАК. Подобные работы стали проводиться и в других частях.

Штатные бронеспинки, которые не отличались хорошей защитой, заменяли советскими. Сначала это делали прямо в полках, устанавливая бронеспинки от И-16 и И-153, а затем стали усовершенствовать самолеты в заводских условиях при замене вооружения.

В марте 1942 г. советское командование решило облегчить жизнь авиатехникам и летчикам и прекратить самодеятельность.

Было принято решение провести полную модернизацию вооружения «Харрикейнов», приведя его в соответствие с требованиями времени.

Для сравнения изготовили три варианта модифицированного «Харрикейна»:

1. С четырьмя 20-мм пушками ШВАК.
2. С двумя пушками ШВАК и двумя крупнокалиберными пулеметами УБТ.
3. С четырьмя УБТ.

Вариант №3 дал изрядный выигрыш в весе и не ухудшил летных характеристик (возможно, просто ухудшать дальше было уже некуда). Однако в качестве основного был принят вариант №2.

Есть мнение, что в первую очередь это было связано с общим недостатком крупнокалиберных пулеметов весной 1942 г.

Читайте также  Другой ленд-лиз: мобильная радиостанция "Додж" WC-21

Более того, первые партии выпускались вообще с четырьмя ШВАК, по варианту №1. Программой модернизации вооружения «Харрикейна» также предусматривалась установка под крыльями бомбодержателей и шести направляющих под РС-82.

Переделку (модернизацией это сложно назвать) под отечественное оружие осуществляли на московском заводе №81 и в мастерских 6-го ИАК ПВО в Подлипках Московской области.

Там дорабатывались как вновь поступившие от англичан самолеты, так и уже побывавшие на фронте. Бригады с завода №81 производили эту операцию и на подмосковных аэродромах в Кубинке, Химках, Монине и Егорьевске.

Интересная модель: двухместный истребитель-бомбардировщик с пулеметом, защищающим заднюю полусферу. Сделан в Канаде, но около сотни таких машин попали к нам.

Начиная с середины 1942 года «Харрикейн» все чаще стал использоваться как истребитель-бомбардировщик или легкий штурмовик. 4 пушки 20-мм, 2 бомбы по 100 кг и 6-8 реактивных снарядов — весьма впечатляющая ударная мощь.

«Харрикейн» с такой нагрузкой по-прежнему легко управлялся. Отмечались лишь незначительные ухудшения взлетных характеристик, но повторюсь, ухудшать было некуда. И максимальная скорость снизилась на 40-42 км/ч. Но так как скоростью «Харрикейн» не блистал изначально, то для штурмовика 400-450 км/ч сочли достаточной цифрой.

1943 год стал годом окончания фронтовой службы «Харрикейна». На смену ему пришли как отечественные самолеты, так и те же «Аэрокобры». И, судя по мемуарам летчиков, командиры полков всеми правдами и неправдами старались избавиться от «Птеродактилей».

Так что основной сферой применения «Харрикейнов» стали части ПВО. Туда «Харрикейны» стали поступать еще с декабря 1941 г., но с конца 1942 г. этот процесс резко ускорился. Этому способствовало прибытие из Англии самолетов модификации II С, которые оказались еще более медленными, чем их предшественники.

Несмотря на весьма вроде бы внушительное вооружение из четырех пушек (ШВАК или «Испано» калибра 20 мм), «Харрикейн» (что IIB, что IIC) показал свою полную непригодность как истребитель. Но для немецких бомбардировщиков еще мог представлять собой некую угрозу.

Хотя тот же «Юнкерс» Ju-88 A-4 уже был труднодоступной целью. И не из-за высотности или стрелкового оборонительного вооружения, а благодаря большей, чем у «Харрикейна», скорости.

Поэтому неудивительно, что большинство поставленных в СССР машин типа IIC попало в полки ПВО. Ими располагал, например, 964-й иап, прикрывавший в 1943-44 годах Тихвин и Ладожскую трассу. Если на 1 июля 1943 г. в ПВО было 495 «Харрикейнов», то на 1 июня 1944 г. — уже 711. Они прослужили там всю войну, и не без результатов. Летчики ПВО на «Харитонах» сбили 252 самолета врага.

Разумеется, «Харрикейн» не смог заслужить признания у советских летчиков. Далеко не самый мощный (1030 л.с.) мотор, которому только предстояло стать знаменитым «Мерлином», был рассчитан под бензин с октановым числом 100.

На практике «Харрикейны» часто заправляли отечественным бензином Б-70 или Б-78, в лучшем случае смесью Б-100 и Б-70. Масло также использовалось не лучшего качества. В результате двигатель недобирал мощность и не отличался высокой надежностью.

И летчики, летавшие на «Харрикейнах», не могли похвастаться большим количеством сбитых самолетов врага. Слабое пулеметное вооружение или сильное пушечное, но низкие полетные качества стали основным препятствием для этого.

Наибольшее количество побед на «Харрикейне» одержали летчики Северного флота:

Герой Советского Союза капитан Петр Згибнев — 15 побед.
Герой Советского Союза майор Василий Адонкин — 15 побед.
Дважды Герой Советского Союза Борис Сафронов — 12 побед.

Основная же масса хороших и отличных летчиков до момента пересадки на советские или американские самолеты имели по 5-7 побед.

Подводя итоги, следовало отметить, что зимой 1941/42 года большинство наших авиазаводов было эвакуировано за Урал. Выпуск самолетов упал до минимума, а потери мы несли. В этот момент начали поступать американские и английские самолеты, что было очень кстати.

Да, «Харрикейн» был довольно убогой боевой машиной. Но в то время это было лучше, чем ничего. Обработка «молотком и напильником» в итоге принесла определенные плоды, и в результате наши летчики все-таки могли на нем воевать.

Так что сказать, что 3 тысячи «Харрикейнов» были мертвой обузой, нельзя. Они поступили к нам в самое тяжелое время и внесли свой вклад в нашу победу над врагом.

Но после 1942 года, когда был налажен выпуск наших истребителей, которые превосходили «Харрикейны» по боевым возможностям, «Харитоны» были отправлены в тыл и ПВО.

Закономерный итог.

Технические характеристики Hurricane Mk.II:

Размах крыла, м: 12,19
Длина, м: 9,81
Высота, м: 3,99
Масса, кг
— пустого самолета: 2 566
— нормальная взлетная: 3 422

Тип двигателя: 1 х Rolls-Royce Merlin XX х 1260 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 529
Практическая дальность, км: 1480
Боевая дальность, км: 740
Максимальная скороподъемность, м/мин: 838
Практический потолок, м: 11 125
Экипаж: 1

Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда, или двенадцать 7,7-мм пулеметов в ранних модификациях, или восемь 7,7-мм пулеметов.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

47 КОММЕНТАРИИ

  1. А англичане, да, такие мудаки, что отправляли в СССР устаревший Харрикейн. Как будто им остров не надо было защищать.
    И надо понимать, что сравнивать Миг-3 (серийные стали летать, если не ошибаюсь, в 1940 году) и Харрикейны (первый серийный — 1936 год) не совсем корректно. Скорее, правильно будет сравнивать с И-16, и тут сравнение будет совсем не однозначным.

    • Ты за «Джона Булль» не переживай, им янки гнали МАССУ ОРУЖИЯ и ещё много чего — гораздо БОЛЬШЕ чем СССР.
      В то же время, янки, как и англичане, свои лучшие самолёты НЕ ПОСТАВЛЯЛИ в СССР.
      Например — «Мустанг». Точнее, поставили — аж ДЕСЯТЬ штук

      • А что, заставляли брать, руки выкручивали недавнему союзнику Гитлера? Ну и не брали бы Харрикейны, коль была своя отличная техника: И-15 и И-16 — летишь себе, а тебя ветер обдувает и можно рукой из кабины помахать коллеге, раз нет рации.

        • Так в статье об этом прямо говорится — брали конечно, потому что в 1941-м своих самолетов не хватало. А Харрикейн плюс-минус и соответствовал ровеснику И-16 по боевым характеристикам, что-то получше, что-то получше.

        • Это вы об Англии — как союзнике Гитлера, жертва ЕГЭ? Да, Мюнхенский сговор. Предательство Польши. Поставки техники для нужд вермахта. Тот же мотор для Штуки — тоже лицензионный роллс-ройс.

  2. Насчёт сварки автор не прав, в войну, после войны и сейчас вовсю применяют заклёпки при сборке самолётов.

    • Мало искать знакомые буквы, надо понимать и их СМЫСЛ —
      «… Фюзеляж был ферменный, ИЗ СТАЛЬНЫХ ТРУБ, к нему крепились лонжероны, обтянутые льняной тканью. Такая конструкция имела довольно высокую прочность и большее сопротивление, чем покрытый металлом Supermarine Spitfire. Крыло состояло из двух лонжеронов и также обтягивалось тканью. Только в 1939 году ему на смену разработали цельнометаллическое крыло из дюраля….» — КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      Речь идёт о клёпке СТАЛЬНЫХ ТРУБ.
      А сейчас лепают ДЮРАЛЕВУЮ ОБШИВКУ.
      А каркас из стальных труб уже во вторую мировую был уже анохронизмом.
      Кстати, не понятна ирония аффтора — «…Давайте теперь дружно порыдаем над «отсталыми» советскими МиГ-3 и Як-1, которым перкаль ничуть не мешал воевать…»
      Очень даже МЕШАЛА.
      Истребитель — это не спортивный, транспортный или пассажирский самолёт. А перкаль — хлопковая ткань, покрытая лаком, легко РАЗРЫВАЛАЛЬ пулями обычного, винтовочного калибра.

          • ВЕРНО.
            А в дюрале винтовочная пуля оставляла небольшую аккуратную дырочку — и всё.
            При бронированных двигателях, кабинах и проектированных баках с горючим, бомбардировщики из дюраля СПОКОЙНО возвращались с десятками пробоин на аэродромы.
            Механики заделывали дыры и самолёт был готов к вылету.

      • не рвалась перкаль а пробивалась так же как и дюраль, только тяжелее была при той же прочности

  3. На тот момент нам были нужны любые самолеты и как можно больше. Тем более что лучше у нас и не было. Спасибо союзникам за помощь в тяжелое время… .

  4. Автор забыл сказать, что новые самолёты (яки и миги) страдали множествами детских болезней, которые зачастую делали продолжение полёта просто невозможным. Например, заливание стекла маслом кабины — очень распространённая история. В этом плане надёжный и отлаженный годами эксплуатации харрикейн начинает смотреться совсем иначе.

  5. «плохой истребитель» поставляли в ПВО? Автор считает, что защита наземных объектов от вражеской авиации — дело второстепенное?

    • Вражеская авиация, от которой следует защищать наземные объекты это вовсе не истребители. а, внезапно, бомбардировщики. скорости которых позволяли птеродактилям с ними как то бороться.

  6. Тем не менее, если глянуть на статистику т.н. «Битвы за Англию» — большая часть самолётов люфтваффе за этот период была сбита отнюдь не хвалёными (вполне заслуженно) «Спитфайрами», а старичками «Харрикейнами». Кроме того, уровень обслуживания, квалификация механиков и качество ГСМ в наших ВВС, мягко говоря, отличались от британских.
    Ещё где-то в начале 70-х с удивлением услышал историю о том, что где-то в Закавказье в начале 50-х гг «Харрикейнами» была укомплектована парочка полков советских ВВС. За что купил, за то и продаю.

    • Надо иметь ввиду, что люфтваффе было заточено под поддежку сухопутных частей и обеспечение блицкрига. В англии они занимальсь не свойственным делом ибо пришлось пытаться завоевывать господство в воздухе вдали от своих коммуникаций для создания плацдарма для высадки основнщых сил. Причем, немецкий флот был ослаблен и вся тяжесть работы легла на авиацию. Да и рассматривать месяц бомбардировок, как «битву» смешно…реально там было 4 крупных воздушных боя, остальное ни о чем. Поэтому говорить о статистике на основе месяца боев не совсем корректно.

      • И тем не менее именно Харрикейнам принадлежит больше половины побед в битве за Англию

    • Так ведь и противостояли им немецкие машины, еще далекие от уровня тех, что воевали у нас.

    • С разведывательными шарами и дельтапланами самое дело бороться!
      Были бы в Московском округе ПВО эти харрикейны и Руст не сел бы у Красной площади.

    • Вот именно за что купил… Как можно так не знать технику? Из военных что ли? Сколько мотор служит — знаешь, рядовой?

  7. Этот самолет вместе со Спитфайрами выиграл битву за Британию. И нашим Якам до него было очень далеко.

    • Владимир, ЯКи всех моделей превосходили Харрикейн как истребители. Почитайте мемуары наших военных пилотов, летавших на Харрикейнах. Все как один говорят, что, да, самолет легко управлялся, да, восемь пулеметов могли распилить мессер пополам (если попадешь), а после переделки на пушки — ударная мощь выросла, да, радио — и тем не менее все говорят: это не истребитель. Единственный прием боя с авиацией немцев — оборонительный круг. Другое дело — высотный двигатель и возможность долго барражировать. Потому — в морскую авиацию или в ПВО. А в этой самой «битве за Британию» не Харрикейн победил, а британская промышленность и хорошо подготовленные летчики. В 1940 году англичане произвели в два раза больше истребителей, чем немцы. Поэтому 22 июня 41 г. первый удар немцев был как раз по аэродромам.

    • Термин «Битва за Британию» впервые использовал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, назвав так попытку Третьего рейха завоевать господство в воздухе над югом Англии и подорвать боевой дух британского народа.
      Для справки:
      «Битва за Британию» продолжалась месяц
      ——-
      Битва за Москву продолжалась 7 месяцев.
      Сталинградская битва 8 месяцев
      Я уже не буду говорить о том, какие ресурсы были задействованы….сравнивать нечего. Любят и умеют на западе щеки надувать….

      • Чудак ты,Сергей. Ты сравниваешь ВОЗДУШНУЮ битву с наземными сражениями. Да если бы англичане не посбивали у Гитлера в той битве 2000 самолетов,неизвестно,где бы мы остановили фашистов.

        • Михаил — в битве за Англию немцы потеряли 1800 самолётов, а за первые 4 месяца войны — 2800.

        • …Даже если бы фашисты ушли за Москву,па-любому бы победный марш вермахта в Предуралье стал бы «на массу». Потому что воевать против Союза без танков — это абсурдус. На местности изобилующей камнями и камнищами «тигр» от силы мог бы проелозить какое-то время на скорости 8-10 км/ч.С катками «тарелочками» из жоской брони К тому же PzVI так и не избавился от своей болячки — невозможности стрелять в положение «на подъём». К тому же именно СССР обладал самыми мощными ПТР из всех воюющих сторон… Авиапарк Люфтваффе был тоже не резиновый; удумали бы использовать итальянские самолёты…которые и в жару Сахары были «полудохлые»… Вермахт просто бы получил «гамбит греческий» — а греки в горах пощёлкали не один десяток самолётов с крестами…зачастую из,трофейного оружия

    • Яки были хуже по культуре производства. И все. Во всем остальном несопоставимо лучше. И это мнение летчиков, летавших на тех и других…

      • Немцы оценивали корпуса ЯКов так: — снаружи это прекрасно сделанные гоночные машины, в внутри упрощенная отделка. Культура производства это не только полировка внешних поверхностей, но технологичность изготовления и ремонтопригодность машины. Мессеры по последним показателям проигрывали нашим самолетам.

    • нашим якам может и далеко, вот только самые большие суточные боевые потери во второй мировой люфтваффе несли не в битве за англию а в первые два месяца после начала великой отечественной и это с учетом того где немцам не надо было лететь сотню километров над ла-маншем прибывать к месту боя уже подуставшими и иметь в истребителях сопровождения топливо на 10-15 минут боя а быть у места боя уже через 10-15 после взлета и воевать немцам на на первом этапе пришлось не с яками и минами а в основном с и-16 и чайками так что не так уж и велика битва то за англию в итоге оказывается

  8. Дважды Герой Советского Союза Борис СафРонов. А аэродром(гарнизон) в честь него назвали «Сафоново».

    • Если вы о Борисе Феоктистовиче, то Вы невежа, т.к. фамилия данного ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЁТЧИКА САФОНОВ, а не как не СафРонов.

  9. Харрикейны -летали сбивали мессершмитты неплохо воевали ! в первые месяцы войны ссср потерял около 10 000 самолетов ! и поставка около 4000 Харрикейнов -очень весомая помощь !

    • Особо следует отметить участие Харрикейнов в сражениях на нашем Севере. Когда из десятков взлетевших самолетов в бою принимали участие максимум 4 штуки. Из-за дерьмовых моторов наши летчики называли их «Чудо безмоторной авиации». Сафонов погиб из-за неисправного мотора. Последнее его сообщение: — Мотор…. Потом Харрикейн упал в море.

      • Умница Кеша! «Сафонов погиб из-за неисправного мотора. Последнее его сообщение: — Мотор…. Потом Харрикейн упал в море.»- это была спровоцированная диверсия жiдами западными против Советского Народа. Так и поставками во всем вооружении- амеровскими биг кобрами! На этих самолетах разбились насмерть до конца 1943 года более 4тыс. человек(данные с военного архива до переезда- когда большую часть данных просто уничтожили)!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя