Неизвестная винтовка МС-74 образца 1948 года

Перевод статьи, опубликованной в немецком оружейном журнале «Visier» №2 за 2019 год.

Примечание переводчика. Эта статья заинтересовала меня, так как о таком оружии я никогда не слышал. Поиск в интернете навёл на единственную подробную статью Юрия Максимова, написанную им для журнала «МастерРужьё». Авторы журнала «Visier» ссылаются на неё, а многие фрагменты взяты оттуда один к одному. Там же взяты и фотографии. Но я всё же решил сделать перевод и опубликовать его, так как думаю, что читателям будет интересно познакомиться с этим редким и интересным образцом оружия. В немецких источниках принято называть трёхлинейную винтовку винтовкой Мосина — Нагана, и я в переводе сохранил это название.

***

Имя Евгения Фёдоровича Драгунова знакомо всему миру благодаря винтовке СВД обр. 1963 года. Её разработка началась в 1958 году, но за 10 лет до этого мало кому тогда известный конструктор занимался созданием модернизированных версий винтовки обр. 1891/30 гг. На основе «мосинки» Е.Ф. Драгунов сконструировал целый ряд снайперских и спортивных винтовок. К сожалению, о них практически ничего не известно, просто не было каких-либо развёрнутых публикаций. Особенно это касается самых ранних, первых образцов.

Винтовка Е.Ф. Драгунова МС-74 обр. 1948 года

Безусловно, одной только СВД достаточно было для увековечивания памяти Е.Ф. Драгунова и появления ещё одной вехи в истории оружия, вехи не менее значимой, чем символ эпохи — АК. Но сейчас, в условиях стремительного развития коммуникаций и свободного доступа к ранее «закрытой» информации, всё больший интерес вызывают именно редкие и позабытые старые системы. Особенно – созданные известными конструкторами-оружейниками.

***

Снайперское оружие является неотъемлемой частью любой армии, но некоторые его образцы, такие, как МС-74, навсегда остаются под покровом тайны. Как появилась винтовка МС-74? Этим вопросом задался журнал «Visier». А начинать нужно с конца 1920-х годов.

Благодаря хорошим отношениям с Веймарской Республикой Советскому Союзу удалось довольно быстро наладить собственное производство оптических приборов. Это положило начало разработке первой советской снайперской винтовки, созданной в 1927-28 годах на базе винтовки Мосина — Нагана обр. 1891 года. От обычной её отличало лишь наличие оптического прицела Д III (Динамо 3-й образец), копии изделия фирмы «Цейс».

В конце 20-х годов на вооружение РККА поступили первые снайперские винтовки на базе модифицированной винтовки Мосина — Нагана с прицелами ПТ, ВТ или ВЕ. Стволы винтовок отличались более высоким качеством изготовления, ореховой ложей и отогнутой вниз рукоятью затвора (чтобы прицел не мешал перезаряжать оружие). После принятия на вооружение автоматической винтовки Симонова АВС-36 и полуавтоматической Токарева СВТ-40 были попытки оснащать их оптическими прицелами, однако не очень успешные. Поэтому в 1942 году Ижевский завод возобновил производство снайперской винтовки обр. 1891/30 годов. Все винтовки оснащались прицелом ПУ (прицел универсальный), изначально созданным для СВТ-40.

Недостатки

Опыт Второй мировой войны выявил некоторые недостатки снайперской винтовки обр. 1891/30 г. Её масса составляла около пяти килограммов, а существующий кронштейн прицела позволял заряжать патроны лишь по одному. Экономия военного времени заставляла использовать материалы худшего качества, и для использования в качестве снайперских винтовок приходилось отбирать серийные образцы, показывающие достаточную кучность.

Читайте также  Российская снайперская винтовка СВ-338

Вследствие этого Ижевский завод (в то время „Завод номер 74“, ныне — концерн «Калашников») начал работы по модернизации снайперской винтовки Мосина — Нагана с целью улучшения её точности, эргономики и удобства заряжания. Эту работу выполнял молодой 28-летний конструктор Е.Ф. Драгунов (1920-1991). Модернизированная винтовка получила обозначение МС-74 (модернизированная снайперская завода 74).

Несмотря на свою схожесть с винтовкой Мосина — Нагана, это было новое оружие. От оригинала оно унаследовало затвор, ударно-спусковой механизм и магазин. Ствол, ложа и кронштейн крепления оптики были полностью переработаны Драгуновым.

Из воспоминаний Е.Ф. Драгунова:

…«В 1948 году мне было поручено провести модернизацию снайперской винтовки образца 1891/30 г. Требования к винтовке были в основном по кучности и удобству заряжания. Нужно было заряжать винтовку из обоймы, а не снаряжать магазины по одному патрону, как в состоящей на вооружении винтовке с прицелом «ПУ» на кронштейне образца 1942 года.

Штатная винтовка весила до 5,1 кг. Кронштейн Кочетова образца 1942 года был очень тяжелый, весил вместе с базой около 0,6 кг. Изготовка при стрельбе с оптикой была неудобна. Нужно было высоко задирать голову и держать щеку на весу. При длительном наблюдении за полем боя через прицел сильно уставали мышцы шеи, что снижало эффективность стрельбы. Все это мне, как стрелку-спортсмену, было хорошо известно.

Снайперская винтовка ообр. 1891/30 гг. с прицелом ПУ на кронштейне Кочетова обр. 1942 года

Модернизированная винтовка под заводским индексом «МС-74» (модернизированная снайперская, завода № 74) обладала высокой кучностью. Первые три винтовки показали кучность R100 порядка 4 – 5 см и R50 порядка 1,5 – 2,0 см. (R100 – радиус круга, вмещающего 100% всех попаданий; R50 – радиус круга, вмещающего 50% наиболее близко расположенных к центру рассеивания попаданий). У них была пистолетная ложа, спуск с «предупредителем». Ствол винтовки удалось сделать массивнее, более чем на 0,5 кг тяжелее штатного, сами же винтовки стали граммов на 100 легче за счет более легкого кронштейна прицела (вес вместе с базой около 230 г) и облегчения некоторых деталей.

Винтовка успешно прошла полигонные испытания, показав преимущество перед конкурентом – винтовкой Симонова С. Г., и была рекомендована для внедрения. Мы выслали по просьбе заказчика документацию на нее, и на том дело все закончилось.

Последние винтовки обр. 1891/30 гг. и карабины образца 1944 года были сделаны в 1948 году. А в 1949 году завод начал осваивать «АК-47». До апреля 1949 года я занимался решением различных конструкторских вопросов по другим изделиям».

Технические детали

Ствол винтовки имеет конусную конфигурацию, без резкого бутылочного перехода, максимально тяжёлый, насколько это было допустимо ТЗ (спортивный ствол схожего контура в наше время применён на КО-91/30М разработки и производства завода «Молот» и показал себя с наилучшей стороны).

Компактный секторный прицел похож на «механику» от карабинов обр. 1938 и 1944 гг., «нарезан» до вполне разумных 1000 метров. Передняя часть прицела служит в качестве фиксатора задней части ствольной накладки, передний конец которой крепится обычным подпружиненным ложевым кольцом.

Читайте также  Снайперская винтовка "Точность" ждет оборонзаказа

На казённой части ствола штихелем выгравированы следующие клейма: серп и молот в окружении колосьев, «треугольник» завода, название модели — «МС-74», серийный номер – «№6» и год изготовления – «1949 г.»

Секторный прицел по типу карабина обр. 38-44 годов
Клеймо производителя

Кронштейн прицела, вместе с базой, сконструирован практически с нуля и, при необходимости, снимается с винтовки буквально за пару секунд. Основание кронштейна Драгунова напоминает схему основания кронштейна обр. 1942 года, при этом, как хорошо видно на фотографиях, конструкция Евгения Фёдоровича гораздо ниже, изящнее и легче.

Возможность заряжания винтовки из обоймы повлекла за собой сильное смещение оси оптического прицела влево. Когда-то такое смещённое расположение было в норме вещей, но, если честно, лично мне прицеливание из МС-74 доставило заметный дискомфорт.

На СВД прицел ПСО-1 так же заметно смещён влево, но не настолько сильно. При этом на прикладе СВД есть удобная щека, «отклоняющая» прицельный глаз от оси оружии до нужного значения. Модель МС-74 щеки лишена и, для нормального прицеливания, необходимо определённое привыкание.

Ложа МС-74 отличается от традиционной ложи винтовки Мосина — Нагана более высоким качеством изготовления и пистолетной рукояткой. Будучи сам страстным стрелком-спортсменом, Е.Драгунов понимал преимущества вертикального положения правой руки при стрельбе: возможность укоротить приклад и большее удобство для стрелка. Также Драгунов разработал пенал для оружейных принадлежностей, хранящийся в специальном гнезде приклада. Это в дальнейшем стало стандартным решением для всего российского оружия.

Разборка винтовки МС-74 не представляет трудности и похожа на таковую у винтовки Мосина — Нагана: сначала вынимается шомпол, затем ложевое кольцо, после чего движением вперёд-вверх снимается ствольная накладка, выкручиваются стяжные винты ствольной коробки и магазина.

Технические характеристики МС-74:

Производитель — Завод №74.
Калибр — 7,62х54.
Запирание — продольно-скользящий затвор.
Длина ствола — 706 мм.
Диаметр ствола в дульной части – 17,7 мм.
Диаметр ствола в казенной части – 30 мм.
Масса с кронштейном и оптическим прицелом — 4840 г.
Масса оптического прицела ПУ с кронштейном — 400 г.
Масса кронштейна — 130 г.
Расстояние от спускового крючка до середины затылка приклада – 337 мм.
Магазин — внутренний на 5 патронов.
Прицельная дальность — 1000 м.
Кучность R100 — 4-5 см.
Кучность R50 — 1,5-2 cм.
Прицел оптический — ПУ 3,5х.
Прицел механический — секторный, градуировка до 1000 м.
Ложа — деревянная, с пистолетной рукояткой.

Итог

Снайперская винтовка МС-74 была выпущена малой серией. Точное количество собранных винтовок неизвестно. Достоверно известно лишь то, что винтовка успешно прошла испытания и была рекомендована для принятия на вооружение Советской Армии. Она продемонстрировала точность стрельбы, в 2,5-3 раза превосходящую таковую винтовки Мосина — Нагана, а также точность стрельбы своего единственного конкурента — винтовки С.Г. Симонова.

В дальнейшем Драгунов разработал на основе винтовки Мосина — Нагана ряд спортивных винтовок, таких как «Спартак-49» (С-49), ЗВ-50, биатлонную винтовку Би-59, винтовки для военно-прикладной стрельбы АВ, АВЛ и многие другие. А в начале всего была МС-74.

/Илья Гутман, Александр Лозерт, по материалам «Visier» и maksimov.su/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Кучность R100, R50… А на какой дистанции, позвольте спросить? Сдаётся мне, что 100 и 50 это не проценты, а как раз дальность. И вполне предсказуемые результаты в 1,3-1,6 МОА на этих дистанциях. (Мой Соболь на 50м выдаёт 18мм по паспорту).

  2. Кучность понятие стандартное именно на 100 м для крупных калибров и 50 м для малокалиберного оружия. 100 и 50 это проценты т.е. количество попаданий все радиус 100% и половина попаданий 50%. Стандартная снайперская мосинка военного выпуска стреляет около 30-35 мм. Но разговор о качественном патроне. В условиях войны 5 см было нормально. Винтовка Драгунова кроме формой кронштейна и ложи ничем не отличалась. Сейчас Молот сдалал и вроде далает переделки из мосинки новый ствол и подгоняет затворную группу и получает те же 30 мм.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя