На выставке ARMS & Hunting 2018 года компания Московского завода высокоточного оружия (МЗВО, также известная своим брендом ATAMAN) представила свою уже вторую «огнестрельную» новинку. На этот раз стенд завода украсила самозарядная винтовка под патрон .22LR, построенная по схеме булл-пап. На это стоило посмотреть. В России каждая новая модель огнестрельного оружия – заметное событие. Пополнение в рядах отечественных винтовок происходит относительно редко и обычно связано с конструктивно-дизайнерским обновлением старых моделей.
Появление чего-то нового и по-настоящему неординарного принято считать сенсацией. Сегодня именно тот самый случай: винтовка МЕ18 необычна во всех отношениях. Редакция журнала «Мастер-Ружьё» ознакомилась с этим оружием и подготовила эксклюзивный материал.
МЕ18: цель нового проекта МЗВО
После успешного дебюта малокалиберной винтовки МЕ16 образца 2017 года, Московский завод высокоточного оружия приступил к разработке новой модели. Российские стрелки, включая автора статьи, ждали от этого производителя чего-то эдакого, вроде «болтовика» под патрон .308 или .223 Rem. Но МЗВО решил действовать поступательно. Можно предположить, что создание малокалиберного «булл-папа» связано с необходимостью отработки конструктивных и технологических решений с учётом предстоящих задач.
Долгосрочное развитие оружейного производства подразумевает не просто анализ рынка в его текущем состоянии, но и крайне сложный прогностический расчёт. Здесь много рисков, т.н. внешних переменных, напрямую связанных с внутренней и внешней государственной политикой. Да, мы всё-таки пришли к тому, что политика стала оказывать слишком большое влияние на наш оружейный рынок. Из-за этого «трясёт» всех, от производителей и потребителей до оружейных магазинов и правоохранительных органов.
И пока в кулуарах высшего европейского света обсуждается возможность снятия хотя бы части ограничений на поставки охотничьего оружия в Россию, отечественные производители ломают голову над своим будущим. Рисковать здесь никому не хочется.
Не исключено, что модель МЕ18 создавалась с целью попробовать свои силы в новом направлении, причём как в рамках собственного производства, так и на лихорадящем рынке. Для МЗВО это серьёзный шаг, но его нельзя назвать игрой ва-банк в нише огнестрельного оружия. Поэтому была сделана ставка на «мелкашку», но с впечатляющим набором конструктивных «фишек», которые сразу выводят эту модель из ниши ширпотреба в более высокий класс.
Разработка МЕ18 началась в начале 2017 года. Сертификацию винтовка прошла в августе 2018 года. На фотографиях вы видите эксклюзив — опытный экземпляр винтовки, который и проходил сертификацию. На оружии установлен оптический прицел Nikon BLACK FORCE1000 1-4×24 Matte IL SPEEDFORCE. Тестовый отстрел производился с прицелом Nikon BLACK X1000 4-16X50 SF M IL X-MRAD.
Особенности конструкции
Ствол винтовки изготавливается ковкой из качественной хромомолибденовой стали. Ствол быстросъёмный, крепится к ствольной коробке на скользящей посадке при помощи стальной калёной гайки, снимается без применения инструментов. Патронник – матчевый, что, наряду с другими конструктивными решениями, должно обеспечивать высокую кучность.
Казенная часть ствола калёная по технологии ТВЧ. Это поверхностная закалка токами высокой частоты, которая позволяет повысить твёрдость поверхности нагруженных деталей. Применительно к казеннику ствола такая термообработка позволяет уберечь торец ствола от расклёпывания набегающим затвором.
Ствол МЕ18 имеет 6 правых нарезов с шагом 16 дюймов. Длина ствола стандартная для винтовок под патрон .22LR, это полноценные 550 мм. На экспорт будут идти винтовки с более коротким стволом. Дульная часть ствола оснащена стальным ДТК. Этот элемент калёный, несъёмный, что обусловлено необходимостью «вписаться» в минимально допустимую длину оружия — 800 мм.
В Интернете гарантированно начнутся стоны любителей резьбы на дульной части ствола. Но, повторюсь, решение с применением ДТК было единственным вариантом, допускающим эту винтовку до российского гражданского рынка.
В серийных винтовках МЕ18 будут использоваться стволы сторонних производителей, по качеству не уступающие, к примеру, продукции LW. К сожалению, МЗВО так и не обзавёлся собственным ствольным производством. Обязательным является отстрел каждой винтовки на кучность. Мишень отстрела прикладывается в комплект к оружию.
Ствольная коробка МЕ18 сделана из алюминиевого сплава В95Т, её поверхность, как и прочие легкосплавные детали, анодирована в чёрный цвет. Коробка состоит из двух частей, что роднит её со схемой АР-платформы. Верхняя часть держит ствол и затвор с возвратной пружиной. Нижняя часть коробки крепится к ложе, в ней же расположены УСМ и магазин. Части коробки соединяются двумя поперечными штифтами. Магазин пластиковый, на 10 патронов, заимствован от винтовки МЕ16.
Затвор цельнофрезерованный, выполнен из качественной легированной стали, закалён до 50 единиц по Роквеллу. Чистота обработки безупречная. Затвор вставляется в верхнюю часть ствольной коробки почти как у ППШ, при этом задняя часть этой детали по форме и способу крепления напоминает конструкцию СКС. Конечно, эти ассоциации сугубо индивидуальные. В задней части коробки есть полиуретановый буфер. Направляющая возвратной пружины стальная.
Планка Пикатинни расположена на отдельном конструктивном элементе с фиксацией непосредственно на ствол. В ажурном основании планки расположена рукоять взведения и её возвратный механизм. При разборке оружия этот элемент быстро и легко снимается. При обратной установке он зажимается на ствол при помощи двух рычагов и одновременно предотвращает раскручивание гайки ствола. Такое решение позволило сохранить СТП при сборке/разборки винтовки и упростило уход за оружием.
Конструкция совершенно уникальная, регулировка усилия затяжки достигается благодаря мелкой резьбе винтов 6х0,75 мм. От осевого смещения корпус планки Пикатинни предохраняется дополнительным фиксатором.
Ударно-спусковой механизм МЕ18 имеет ряд особенностей. Это курковая конструкция т.н. пистолетного типа, в котором функции разобщителя и тяги от крючка к шепталу выполняет одна деталь. Курок действует от цилиндрической боевой пружины. Шептало тоже подпружинено. Спусковой крючок стальной, находится под постоянным натяжением, что обусловлено спецификой кинематики УСМ такого типа. Отражатель стреляных гильз крепится на 2 оси и фиксируется за счёт собственной упругости.
Двухпозиционный подпружиненный предохранитель расположен в передней части спусковой скобы, перемещается по оси оружия, при включении блокирует спусковой крючок. Дискретность предохранителя обеспечивается фигурной пружиной. Конструкция предохранителя интересная, но её нельзя назвать оригинальной – схожая схема была использована, к примеру, в Browning Аuto-5 и ППС-43.
Детали УСМ сбалансированы для исключения срабатывания при ударах, неизбежных при случайном падении оружия. Такая конструкция делает оружие полностью безопасным. Предусмотрена двухступенчатая регулировка усилия свободного хода и основного усилия. Для настройки УСМ требуется снять нижнюю часть ствольной коробки.
Без разборки оружия возможна регулировка момента срыва с шептала, проще говоря – длина хода спускового крючка. Есть индикатор взведённого состояния, выполненный в виде выступающего элемента ярко-красного цвета и расположенный позади шахты магазина.
Ложа МЕ18 деревянная, возможны следующие исполнения: крашеный бук, ламинат или орех. Если винтовка будет хорошо продаваться, производителю рентабельно будет начать выпуск пластиковой ложи. Пистолетная рукоять и затыльник приклада нерегулируемые. Щека съёмная, может ставиться на левую или правую сторону верхней части ствольной коробки, соответственно — под правшу или левшу.
Особенности сборки и разборки МЕ18
Винтовка практически разбирается без использования инструмента. Для этого нужно не более 1 минуты. Для разборки достаточно выдавить два штифта из ствольной коробки, снять модуль планки под оптику и выкрутить гайку крепления ствола. Как мы уже отметили выше, винтовка имеет оригинальную быстросъемную систему крепления планки Пикатинни непосредственно на ствол.
Конструкция оружия обеспечивает быстрый доступ к основным частям для осмотра и чистки. Есть штатная возможность буквально за 5 минут изменить положение рукояти взвода и направления выброса стреляной гильзы. То есть винтовка изначально предусматривает адаптацию для стрелков-левшей.
Первые впечатления
Необычное, лёгкое, компактное, разворотистое, посадистое, прикладистое и очень качественно сделанное оружие. Эти эпитеты – про МЕ18. И это – не преувеличение. Будете на осенней выставке в Гостином дворе, найдите время убедиться в моих словах лично.
Одна из упомянутых «фишек» винтовки – возможность её быстрой адаптации под любую руку. Такого оружия в мире производится немного.
Комплектация МЕ18: винтовка, 2 магазина на 10 патронов, ключ для съёма эжектора, левый и правый экстракторы, паспорт. Производитель не стал выводить комплект для левшей в отдельную опцию и экономить на втором магазине. То есть покупатель приобретает оружие, которое можно применять прямо из коробки. Нужно лишь поставить оптический прицел. Напомню, что ещё в прошлом году МЗВО под брендом ATAMAN выпустил линейку качественных колец разной высоты под прицелы с дюймовой или 30-мм трубой.
Масса винтовки МЕ18 — 2,7 кг, но не более 2,8 кг, в зависимости от плотности древесины ложи. Масса ствола – 800 граммов. Длина ствола – 550 мм без ДТК, общая длина оружия — 805 мм, высота без оптики – 200 мм.
Стреляем
Стрельба сразу принесла приятные неожиданности. Во-первых, порадовал отличный спуск. Кто стрелял из знаменитых булл-папов вроде Steyr AUG, знает об ужасном спуске в оружии такого типа. Даже на пневматических булл-пап винтовках производства ATAMAN спуск заметно уступает УСМ винтовок классической компоновки. В случае с МЕ18 ситуация в корне иная – спуск реально хорош. Возможно, он не дотягивает до УСМ болтовых винтовок, но ненамного.
Отдача несущественная, подброс оружия практически отсутствует, стрельбу можно вести в быстром темпе. В любом случае, в поле зрения даже мощного оптического прицела мишень при выстреле не теряется.
Следующее открытие – это высокая кучность МЕ18. Судите сами: стрелок, ранее не державший эту винтовку в руках и не имеющий большого опыта в стрельбе из булл-папа, в первых же сериях выдаёт 0,6 МОА по 5 выстрелам на дистанции 50 м. При этом – не самыми дорогими патронами. А ведь это поперечник в пределах 15 мм. Темповая стрельба «до железки», т.е. 10 выстрелов подряд, позволяет на этой же дистанции уложиться в 1 МОА.
Заключение
Высокая кучность стрельбы МЕ18 обусловлена не только вывешенным стволом, матчевым патронником и хорошими характеристиками УСМ. Большую роль здесь играет конструкторская школа предприятия и производственная дисциплина. Как говорят на заводе, для хорошего результата нужно соблюдать ГОСТы и требования конструкторской документации.
Материально-техническая база предприятия безупречна, с кадрами тоже всё в порядке. В последнее время на предприятие потянулись выпускники из лучших технических ВУЗов страны, к примеру — МГТУ им. Н.Э.Баумана. Предприятие имеет серьёзный задел для дальнейшего развития.
По информации от производителя, выход МЕ18 на российский рынок запланирован на осень этого года. Из-за специфики внутренней «кухни» отечественной оружейной промышленности планы небольших оружейных заводов часто срываются. Поэтому и предыдущая модель МЕ16 в «большое плавание» выходит тоже только этой осенью. Конечно, лучше поздно, чем никогда, но всё же…
На МЕ18 заявлен предварительный ценник в пределах 50-60 тыс. рублей. В этом сегменте у новой винтовки нет конкурентов, особенно – с учётом стоимости ствола под патрон .22LR от 27 до 31 тыс. рублей. От того, насколько успешно эти малокалиберные винтовки войдут в рынок, будут зависеть перспективы развития «огнестрельного» направления МЗВО.
Вы наверняка в курсе того, что завод МЗВО, который является владельцем широко известного бренда ATAMAN, выпускает высококлассное пневматическое оружие. РСР-винтовки изготавливаются как в классической компоновке, так и в популярной схеме «булл-пап». В прошлом году компания запустила в серию свою первую огнестрельную винтовку, классику под 5,6-мм патрон кольцевого воспламенения. Казалось бы – задел положен, двигайтесь дальше, давайте .308-й! Но завод делает очередной «мелкан», хотя и не без «изюминки». С чем это связано? Думаю, как раз с далеко идущими планами, где спешка совершенно не нужна.
МЗВО имеет огромный, даже в мировых масштабах, опыт конструирования и производства РСР-винтовок в компоновке «булл-пап». Не использовать его при отработке «огнестрельных» решений было бы нерационально.
МЕ18 — очень необычная винтовка. В которую, на мой взгляд, заложены некоторые черты будущих самозарядных моделей. Проще говоря, развитие «огнестрельной» линейки МЗВО скорее всего будет идти по двум направлениям: винтовки с ручным перезаряжанием и полуавтоматы. Причём последние, исходя из наметившейся тенденции, будут конструироваться именно в рамках востребованной схемы «булл-пап».
Ну, хорошо, скажете вы. Но как быть с конкурирующим импортом? А здесь как раз нет ни иллюзий, ни загвоздки. Из-за небольших масштабов производства у МЗВО не может быть дешёвой массовой продукции. В этом плане с турками, китайцами и нашими крупнейшими производителями завод конкурировать не сможет, да это и ни к чему. А вот с серьёзными иностранными брендами — запросто. Продукция московского завода будет одинаковой по цене с американским и европейским оружием, но при этом она будет лучше по качеству, комплектации и сервису. Отечественному охотнику и стрелку будет предложен достойный и оправданный выбор.
Что касается оружия под патрон .22LR, то сделать точный и надёжный полуавтомат в этом калибре совсем не просто. Если кто-то смог сделать хорошую «мелкашку» — сделает и добротную «взрослую» винтовку. Так что ждём от МЗВО новые модели нарезного охотничьего оружия, на этот раз – под винтовочные патроны нормального калибра.
/Юрий Максимов, maksimov.su/
Толку то если в России нельзя использовать кроме как на стрельбище. Игрушка для чиновников, им можно все.
+1
50-60 тысяч слишком дорого на мой взгляд, в этот ценовой диапазон ANSCHUTZ 525 входит с запасом и новые карабины в калибре 9х19 как раз для тира