Радиоэлектронная борьба: битва за Атлантику. Часть 2

Упомянутая в предыдущей части цикла система высокочастотной радиопеленгации HF/DF (High-frequency direction finding, или Huff-Duff), устанавливаемая с 1942 года на кораблях эскортного сопровождения, помогла пустить на дно 24 % всех потопленных субмарин Германии. Подобная аппаратура была установлена и на американских кораблях, только по французской технологии. Huff-Duff позволила сделать главное – она лишила «волчьи стаи» возможности координировать свои действия с помощью радиообмена, что было ключом к успеху на море.

В борьбе с надводными кораблями противника немецкие подводники в условиях плохой видимости использовали РЛС сантиметрового диапазона. При этом для фиксации вражеского радиоизлучения в начале 1944 года у субмарин появился радиоприёмник FuMB 26 Tunis, который являлся совмещенной системой, включавшей в себя 9-сантиметровый FuMB 24 Fliege и 3-см FuMB 25 Mücke.

Радиоприемник FuMB 26 Tunis

Эффективность его была достаточно высока – Tunis «видел» РЛС противника на удалении 50 км, в особенности 3-см английский радар АСВ Mk.VII. «Тунис» появился в результате тщательного осмотра немцами обломков сбитого над Берлином британского самолета, оснащенного 3-сантиметровым радаром.

Забавные истории случались с американскими самолетами-радиоразведчиками, которые блуждали по Атлантике в поисках радиоволн локаторов кригсмарине. К концу войны они почти перестали фиксировать излучение – оказалось, немцы настолько были напуганы ответными действиями противника, что просто перестали пользоваться радарами. 

Один из экземпляров британских авиационных РЛС в музее

Среди ответных уловок немецкого флота были имитаторы надводных целей, получивших название Aphrodite и Tetis. Aphrodite (по другим источникам, Bold) упоминались в первой части цикла и представляли из себя наполненные водородом шары с алюминиевыми отражателями, которые крепились к массивному поплавку.

Tetis был еще проще – резиновый баллон, поддерживающий рефлекторы, покрытые алюминиевой фольгой. И эта примитивная техника оказалась вполне эффективной. Американские самолеты с британскими обнаруживали их на таком же расстоянии, что и реальные цели, да и сигнатура ловушек ничем себя не выдавала. Даже самые опытные операторы РЛС не могли уверенно отличить Aphrodite и Tetis от кораблей немцев. 

Линкор Gneisenau
Линкор Scharnhorst
Тяжелый крейсер Prinz Eugen в руках американцев

Несмотря на некоторую отсталость в вопросах РЭБ, немцам все-таки было чем гордиться. В ночь на 12 февраля 1942 года были поставлены активные помехи британским локаторам на южном побережье Англии, благодаря которым тяжелый крейсер Prinz Eugen вместе с линкорами Scharnhorst и Gneisenau успели почти незамеченными проскочить Ла-Манш. Сами корабли должны были на максимальной скорость вырваться из французского Бреста, при этом все радиолокационные приборы на них были выключены.

Читайте также  Страны НАТО оказались беззащитны перед российскими средствами РЭБ

Всю работу по глушению британцев делали Breslau II – береговые передатчик на французском побережье и три He 111H. Последние оснащались передатчиками имитационных помех Garmisch-Partenkirchen, которые создавали на локаторах англичан фантомы приближающихся крупных бомбардировочных соединений. Кроме того, была сформирована специальная эскадрилья, которая специально курсировала в районе Британских островов, дополнительно отвлекая внимание. И такая слаженная комплексная работа немцев увенчалась успехом – позже английские газеты с горечью писали, что «со времен XVII столетия королевский флот не переживал ничего более позорного в своих водах».

Самое интересное, что британцы не смогли опознать радиоэлектронную атаку на свои локаторы. Они до самого последнего момента полагали, что столкнулись с неисправностями. На стороне немцев была темная ночь и густой туман, но все-таки они были обнаружены, правда, не локаторами, а патрульными самолетами. Prinz Eugen, Scharnhorst и Gneisenau даже успели попасть под обстрел береговой батареи британцев, которая работала по идущим на всех парах кораблям с дальности 26 км. Бой за прорывающиеся корабли вели как в воздухе, так и артиллеристы береговых батарей по обе стороны Ла-Манша. Scharnhorst, едва успевая отбиваться от надоедливых торпедных катеров, налетел на мину и встал, рискуя стать простой целью для британских бомбардировщиков.

Англичане бросили в атаку 240 бомбардировщиков, которые в отчаянной попытке старались потопить беглецов. Но матросы Scharnhorst оперативно устранили повреждения, и под прикрытием люфтваффе линкор продолжил движение. Gneisenau несколько позже также отличился встречей с миной, которая, однако, ничего существенного не принесла, и корабль продолжил движение.

Herschel Hs 293A
Herschel Hs 293A и её носитель
Планирующая УАБ Fritz X

Союзникам пришлось бороться еще с одной неожиданной напастью с немецкой стороны – управляемым вооружением. В середине войны у фашистов появились управляемые авиабомбы Herschel Hs 293A и планирующие управляемые бомбы типа Fritz X. Принцип работы новинок был достаточно прост по современным меркам – радиопередатчик Kehl на самолёте и приемник Strassburg на боеприпасе были ядром этой системы. Радиокомандная система работала в метровом диапазоне, причем оператор мог выбирать между 18 рабочими частотами.

Первой попыткой «глушения» такого оружия стал постановщик помех XCJ-1, появившийся на американских эсминцах, задействованных в эскортном сопровождении в начале 1944 года. Не все было гладко у XCJ-1 с подавлением массированных атак управляемых бомб, так как оператору приходилось настраиваться на строго определенную частоту одной бомбы. В это время остальные Herschel Hs 293A и Fritz X, работающие на иных частотах, успешно поражали корабль. Пришлось обращаться к британцам, которые на то время были бесспорными фаворитами в РЭБ.

Читайте также  Самолёты РЭБ: выжить за «густой пеленой» помех

Английская глушилка типа 650 работала непосредственно с приемником Strassburg, блокируя его связь на частоте активации 3 МГц, что не давало возможности немецкому оператору выбрать радиоканал управления. Американцы вслед за британцами усовершенствовали свои передатчики до версии XCJ-2 и XCJ-3, а у канадцев появилась аналогичная Naval Jammer. Как обычно, такой прорыв не был случайным – на Корсике предварительно упал немецкий Heinkel He 177, на борту которого была система управления новыми бомбами. Тщательное изучение аппаратуры и выдало союзникам все козыри.

Пример удачного попадания управляемой бомбы в корабль союзников

AN/ARQ-8 Dinamate из США вообще позволял перехватывать управление немецкими бомбами и отводить их от эскортов. Все эти меры заставили немцев уже к лету 1944 года отказаться от использования радиоуправляемых бомб. Надежду давал переход на управление по проводам у Fritz X, но в этих случаях к цели приходилось подбираться слишком близко, что нивелировало все преимущества планирующих бомб.

Противостояние в Атлантике была важным, но далеко не единственным примером успешного применения или провального пренебрежения возможностями РЭБ. Немцам, в частности, приходилось судорожно сопротивляться армадам бомбардировщиков союзных ВВС, которые в конце войны сровняли страну с землей. И борьба на радиофронте играла здесь не последнее значение.

По материалам:
— uboat.net
— wiki.wargaming.net
— Палий А. И. Радиовойна. М., Воениздат, 1963
— Марио де Арканжелис. Радиоэлектронная война. От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов. Изд-во Blandford press poole dorset, 1985
— Пирумов В. С., Червинский Р. А. Радиоэлектроника в войне на море. М.: Воениздат, 1987
— Радиоэлектронная борьба. От экспериментов прошлого до решающего фронта будущего. Под ред. Н. А. Колесова и И. Г. Насенкова. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2015

/Евгений Федоров, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя