Три секретные задачи неуловимого российского подводного беспилотника «Посейдон»
Атаку новейшего российского подводного беспилотника «Посейдон» не способны отразить не только современные, но и перспективные средства противолодочной и противоторпедной обороны США, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
Неуязвимость «Посейдона» со стороны противоторпед и прочего вооружения ВМС США основана на двух уникальных свойствах беспилотника, разработанного в ЦКБ морской техники «Рубин» и СПМБ «Малахит».
Во-первых, его скорость превышает 200 км/ч. Это стало возможно благодаря использованию кавитационного эффекта. В этой области подводного движения Россия является пионером. Теория кавитационного движения начала разрабатываться в Советском Союзе в одном из филиалов ЦАГИ в конце 40-х годов. Оно представляет собой «подводный полет» снаряда, окруженного воздушным пузырем. Точнее — паром, который вырабатывается парогенератором.
Первые практические результаты были получены в шестидесятые годы, когда начались испытания торпеды «Шквал», скорость которой достигала 370 км/ч. Несмотря на получение разведывательных данных, Пентагон до 1977 года не верил в возможность создания такого оружия. Ну, а в 1977 году, торпеда была принята на вооружение.
Однако довольно скоро в ней разочаровались. «Шквал» во время движения так громко шумел и оставлял за собой отчетливый след на поверхности воды, что это мгновенно демаскировало запустившего торпеду подводную лодку. Был и еще один недостаток — небольшая рабочая глубина торпеды, равная шести метрам. В конце концов, от «Шквала» отказались.
У «Посейдона» другая идеология использования. Покинув лодку-носитель, он продолжает движение самостоятельно. При этом существуют два режима. Основной предполагает скрытное движение на относительно невысоких скоростях порядка 50 км/ч. В этом режиме беспилотник в силу особенности своей конструкции практически не излучает акустических волн, то есть является «аппаратом-невидимкой». Подсчитано, что самые совершенные американские гидроакустические станции способны обнаружить «Посейдон» не дальше, чем на расстоянии в 2−3 км.
В случае своего обнаружения системами противолодочной обороны «Посейдон» переходит на экстренный режим. Источник ТАСС в ОПК, сообщил, что его скорость превышает 200 км/ч. Но это означает, что она может быть и близкой к показателям «Шквала». Хотя и 200 км/ч вполне достаточно для того, чтобы уйти от преследования торпед противника. Потому что скорость самой быстрой и массовой американской торпеды Mark 48 равна 100 км/ч. Но для американской торпеды «Посейдон» недоступен еще и потому, что он перемещается на глубине в 1000 метров.
Недоступен он и для глубоководной евроторпеды MU90 IMPACT. На максимальной скорости в 93 км/ч она может пройти только 10 км.
Вероятность перехвата практически сводится к нулю благодаря тому, что «Посейдон» активно маневрирует на глубине. Эти уникальные возможности, скоростные и динамические, получены благодаря использованию компактной ядерной энергетической установки.
Точной технической информации относительно характеристик главных систем «Посейдона» не существует. Однако есть экспертные оценки, основанные на частично раскрытых параметрах беспилотника. А раскрыты они были во время трансляции военно-технического совещания с участием В.Путина, когда камера несколько секунд показывала слайд с эскизом «Статуса-6», как тогда назывался «Посейдон», и его описанием с приведением некоторых цифр.
Так вот эксперты, сходятся во мнении, что примененная в беспилотнике ядерная энергетическая установка выдает мощность в 8 МВт. В качестве теплоносителя, отбирающего энергию из активной зоны реактора, используется жидкий (расплавленный) металл. Такие реакторы обладают двумя достоинствами, которые как нельзя лучше пригодны для подводных перемещающихся аппаратов. Во-первых, они абсолютно бесшумны. Потому что в них в качестве перекачивающего устройства используется магнитогидродинамический насос, работающий на электромагнитном принципе. То есть он не имеет никаких вращающихся и движущихся деталей.
Во-вторых, реактор на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ) позволяет практически мгновенно по сравнению с водо-водяными реакторами менять режимы работы. Для «Посейдона» это необходимо для того, чтобы с минимальной задержкой переходить из низкоэнергетического режима, обеспечивающего бесшумное подкрадывание беспилотника, к режиму полного хода, когда необходимо отрываться от выпущенных противником торпед. Если в водо-водяном реакторе резко поднять мощность, то лавинообразное возрастание давления пара в контуре может привести к взрыву. При резком повышении температуры жидкого металла он расширяется незначительно.
В результате экспериментов на стенде АМБ-8КМ1 с реакторами на ЖМТ, которые проводятся в Научно-исследовательском институте им. Александрова, было установлено, что смена режима происходит в пределах одной минуты. Этого вполне достаточно для того, чтобы обнаружив атаку, уйти от торпед противника на недостижимой для них скорости.
Ядерная энергетическая установка обеспечивает дальность хода, превышающую 10 тыс. км. В качестве навигационного средства используется инерциальная система, а также отслеживание перемещения по карте рельефа морского дна. Рельеф фиксируется при помощи 3D сонара, расположенного в головной части «Посейдона».
Эксперты единодушно сходятся во мнении относительно того, что носовой антенной возможности гидроакустической станции «Посейдона» не ограничиваются. Что в определенной степени она использует принципы, заложенные в глубоководную тепловую торпеду «Физик-1». То есть имеются антенны, расположенные по бокам для кругового прослушивания. Разумеется, ГАС работает как в пассивном, то есть ничего не излучая, так и в активном режиме. Активный режим необходим для того, чтобы производить атаку на авианосцы даже в том случае, если все корабли АУГ, включая «плавучий аэродром», решили спрятаться, заглушив не только двигатели, но и все надпалубные и подпалубные шумящие механизмы.
«Посейдон» — это многоцелевой подводный аппарат. В наиболее грозном варианте он является оружием ядерного сдерживания. Оснащенный 100-мегатонной ядерной боеголовкой с кобальтовой секцией, приводящей к максимально «грязному» радиационному заражению громадной территории, он значительно эффективнее «классических» МБР. Потому что данный боезаряд может быть доставлен беспилотником «на исходные позиции» заблаговременно. И находиться в режиме ожидания сколь угодно длительное время у побережья Североамериканского материка. То есть если ракете надо потратить время, чтобы долететь до назначенной ей цели и при этом преодолеть систему противоракетной обороны, то «Посейдон» уже «на месте» и уже ожидает команду на срабатывание боезаряда. Так что у него «нулевое время подлета».
Разумеется, для решения данной задачи беспилотник должен быть оснащен надежной системой связи. Связь с подводными лодками реализуется двумя способами. Первый из них представляет собой передачу информации гидроакустическим способом с помощью командных судов. Однако в данном случае это неприменимо, поскольку судно должно находиться на незначительном (по морским меркам) расстоянии от занявшего боевую позицию беспилотника. То есть почти в территориальных водах США.
Второй способ — связь с помощью сверхдлинных радиоволн, которые способны проникать на глубину до 150 метров. Узлы такой связи (передатчики) находятся на Кольском полуострове, в Нижегородской области и в Беларуси. Для оружия сдерживания данный способ более подходит.
Еще одна боевая задача «Посейдона» — уничтожение авианосных ударных групп. Для чего беспилотник должен оснащаться не ядерной боевой частью, а проникающей фугасной большой мощности. «Транспортные» возможности «Посейдона» позволяют воспользоваться БЧ, масса которых может достигать нескольких тонн. Это намного больше по мощности, чем БЧ современных торпед, весящих не больше 500 кг.
И, наконец, третья задача — разведка. Материал, собранный в процессе автономного плавания, «Посейдон» передает, вернувшись на материнскую подводную лодку. В качестве носителей беспилотников предполагается использовать специализированную атомную подводную лодку проекта 09851 «Хабаровск». Она способна вмещать шесть беспилотников. Ее строительство предполагается завершить в 2020 году. А до этого момента в испытаниях «Посейдона» принимает участие дизель-электрическая подводная лодка проекта 20120 «Саров».
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
похоже, очередной «Тучков»… слишком противоречивые «данные», из информагенства БНС (Бабка Надвое Сказала), смешно даже разбирать)))) тучков, он такой тучков… ну, желающие могут радостно попрыгать от восторга)))) н-да-а-а, я вот надеялся, что как раз этот «Посейдон» таки реально существует — в общем-то, в большой автономной торпеде с ядреным реактором нет ничего принципиально неосуществимого, больше проблемы надежности и долговечности. но, с такими-то заявками «из неизвестных источников» — боюсь, больше смахивает на очередной «боевой мультик»… печалька…
А не слишком ли много ты хочешь знать?! Будь доволен хоть такими огрызками информации, изделие-то СВЕРХсекретное, неужели непонятно? Очень много желающих узнать хоть что-то! Ну, а если думаешь, что это «мультик» — твоё право, от этого реальному изделию ни жарко, ни холодно…
КАЖДОМУ СВОЕ
100 Мега ТОНН — 1 ПАСЕЙДОН — = 32 ЕДЕНИЦЫ
не БЗДИ, 100 мегаТОНН на 1 ПАСЕЙДОНЕ — ГАРАНТИЯ ПУТИНА.
А Путину надо ВЕРИТЬ!
Основной проблемой «Шквала» была его неуправляемость на максимальной скорости, т.е. стрельба только «прямой наводкой», с соответствующим упреждением. Сомневаюсь что эту проблему решили на новом изделии…
там еще очень важная проблема была (точнее, целый набор проблем, но я об одной напомню), в статье практически «забытой» — дальность выстрела. по сути, «шквал» был этакой «подводной ракетой», там даже управление не удалось реализовать привычными методами, и выполнили по «ракетной» схеме дополнительными соплами — то бишь, дальность хода этой ракеты была всего 7 км, у последних версий вроде 10… запас топлива не позволял большего, поскольку плотность воды и так создавала куда большее сопротивление, чем для аналогичного размера ракет воздушных. грубо говоря, за скорость платили дальностью и прочими недостатками — например, приходилось изгаляться с наведением, так как в носу ГСН не установишь, там заборное отверстие, глубина хода была всего-то до 30 м, глубже уже вообще другие условия, там оно и того не способно…
поэтому крайне интересный момент — вот этот «Посейдон» как будет от врага убегать?! плывет себе на 500 м и на 15 узлах, вдруг потребовалось разогнаться — ему сначала всплывать надо?!)))) ню-ню… про то, с каких делов эта дура так сможет разогнаться — и вовсе нереально, разве что какие ускорители поставят как на Ла ставили в войну, пытаясь с Ме-262 состязаться… я ж и говорю — Тучков, он такой «тучков»… лишь бы «ура» поорать, опции «думать» не предусмотрено конструкционно…
Хреновато у тебя с физикой. Троечка в школе была? Или просто прогуливал? Вот интересно, зачем Посейдону всплывать для разгона? Ты вообще в курсе, что даже у любой подводной лодки подводная скорость больше, чем надводная? Разгон Посейдона происходит исключительно за счёт увеличения скорости вращения винтов. И что же тут такого невероятного? В общем, можешь испражняться сколько хочешь. Технически ты безграмотен. И мнение дилетантов вообще не интересует.
муходолбик ты…. диванный,да еще и безмозглый.
Если подобный аппарат будет действительно материализован, то это хорошо.
Только третью задачу следует переместить на место первой, тогда это будет не только оправданным стратегически но и выгодным.
Поскольку в перспективе может позволить получить неплохую противолодочную сеть обнаружения, а не исключено что и уничтожения АПЛ противника.
Все в руках реализаторов.
При желании и соответствующем финансировании со стороны противника, а так же наличии желающих оказать посильную помощь с внутренней стороны за соответствующую мзду или по причине непроходимого демократического идиотизма, можно просрать даже непросираемые позиции.
Что уже неоднократно случалось в исторической ретроспективе.
Для прорыва из зоны обнаружения достаточно, сомневаюсь что большая скорость главная фишка. Скорее последний шанс, проще такой малый аппарат спрятать. А про 100 мегатонн это конечно журналистская утка, максимум 10-20. Ибо реакторы со свинцовым теплоносителем обладают большими габаритами, а тут тишина важнее мощи. Тут и 10МТ хватит за глаза. Но в целом интересная разработка, взять сильные стороны впк и слепить из них аппарат с уникальными параметрами… Весьма достойное решение
Ничто не мешает засунуть туда и 100 мегатонную головку, если в своё время удалось «кузькину мать» реализовать в виде авиабомбы. А реактор может быть и не только со свинцовым теплоносителем…
Всё-таки реакторы с охлаждением расплавом металла делали на основе гораздо более легкоплавкого элемента, чем свинец. Проходила информация о натрии.
Комментарий удален.
вот кукушечки и загалдели, не верим…
А Антон прав.
а МНЕ жалко ЖЕРТВЕННЫХ баранов США
а ЕСЛИ АМЕРИКА ЗАМИНИРОВАНА злым ИВАНОМ?
ПЕНТАГОН
ИНФОРМИРУЕТ
…………………….
ПАСЕЙДОН с БЧ в 120 МЕГАТОНН а ИХ СКОРО БУДЕТ 32 ЕДЕНИЦЫ
это смерть сша на века
БОЛЬШОЙ ЧЕРНОБЫЛЬ на МЕСТЕ где БЫЛА АМЕРИКА …это КРУЦТО
Там ещё и кобальт-60 в подарок идёт 🙂
с нулевым временем подлета — это значит момент и нет США