Да, как и было обещано, начинаем серию аналитических рассказов о технике, получаемой по ленд-лизу, и сравнении этой техники с тем, что было у нас.
Но в самом начале, столкнувшись с огромной проблемой, сразу признаемся, что далеко не всегда получится сравнивать, ибо зачастую у нас аналогов, к сожалению, не было. Особенно это касается темы, с которой мы решили начать наше повествование. С автомобилей.
Да, в общем, не секрет, что с автостроением у нас было все очень печально во все времена. Даже сегодня. Если бы не концерн «Рено-Ниссан», начавший выпускать свои модели, так бы на «тазиках» и ездили.
В 30-е годы было ничуть не лучше. Всего у нас было три опоры автостроения: Москва (ЗИС), Нижний Новгород (ГАЗ) и Ярославль. Что было – то было, имели то, что имели. Другой вопрос, что автомобили, сделанные в СССР, к сожалению, очень сложно сравнивать с тем, что выпускалось той же «большой тройкой» в Детройте.
Одно из подтверждений тому наш сегодняшний герой, «Додж» (да простят нам русское написание), носивший прозвище «три четверти». «Додж» WC-51.
Типичный военный полноприводный внедорожник-бугай. Прозвище не просто так, грузоподъемность 750 кг, то есть ¾ тонны.
Технические данные Dodge WC51:
— вес – 2315 кг;
— база – 2,5 м;
— длина/ширина/высота – 4,23/2,12/1,87 м;
— колея передних колес – 1,6 м;
— колея задних колес – 1,65 м;
— дорожный просвет – 27,3 см;
— тип силового агрегата – бензиновый шестицилиндровый двигатель объемом 3,8 литра, мощностью 92 л. с.;
— обороты в минуту (макс.) – 3200;
— скорость максимальная – 88 км/ч;
— расход горючего на 100 км – 29 литров по шоссейной дороге;
— грузоподъемность – 750 кг.
В целом рисуется такой «качок на стероидах», готовый ко всему.
Надо что-то утащить? Не вопрос. Миномет, противотанковая пушка 45-мм, даже дивизионка 76-мм — не проблема. Утащит. Кухню поближе к передовой подкинуть? Ха! Вместе с поваром и запасом продуктов.
Есть интересная дополнительная особенность. Пол внедорожника имеет пять ребер жесткости и приспособлен для монтажа стойки, рассчитанной на мелкокалиберную пушку (до 37-мм включительно) или крупнокалиберный пулемет. Такой американский «Браунинг» от 12,7 мм и дальше.
Заводился американец электрическим стартером. Шестицилиндровый двигатель довольно тяговит и обладал отличной по тем временам мощностью.
Основной ведущий мост задний, передний подключался по мере необходимости рычагом рядом с «ручником».
Синхронизаторы на коробке передач? Да ладно, это военная машина! Чем проще и дешевле, тем оно лучше. Потому синхронизаторы отсутствуют, но для советского человека, не избалованного новинками техники, двойной выжим – дело обычное.
Нет демультипликатора, но мощность движка позволяет продраться даже через русскую грязь. А стартовать можно со второй, двигатель и не такое стерпит.
Знающие люди из реконструкторской среды уверяют, что этот бугай весьма неплохо управляется, несмотря на отсутствие каких бы то ни было усилителей руля. И вообще, слабакам на войне не место, тем более за рулем вот такого транспорта для реальных «перцев».
Колесная база, скажем так, среднего размера, дает возможность нормально и оперативно разворачиваться на небольших участках.
Тормоза с гидравлическим приводом, тут производители не поскупились. Главное, при буксировке не тормозить «в тупики», случались происшествия, когда пушка или миномет срывались с тягово-сцепного устройства и станины оказывались в кузове. Не смертельно, конечно, но тем не менее.
Обратил внимание: у пассажира стеклоочиститель с ручным приводом.
То есть надо рукой крутить туда-сюда привод «дворника». А вот с водительской стороны — чудо американского автопрома: вакуумный привод от двигателя!
Чем выше становились обороты двигателя, тем быстрее работал «дворник» у водителя.
Фактически за WC—51 и последовавшими модификациями был только один недостаток: открытая кабина. Нашей зимой это было даже не неприятно. Да и летом, в условиях задымленности или сильного ветра в ростовских степях, открытая этим ветрам кабина – сомнительное удовольствие.
В некоторых источниках говорили о якобы тяжелом рулевом управлении. Ну это говорили те, кто за рулем трехтонки советской не сиживал. А так как в то время у нас за рулем трехтонных не сиживал только тот, кто сидел за рулем «полуторки».
Перевожу: никаких проблем. И хлеще техника бывала.
А теперь о цифре, которая перечеркивает все сопоставления и сравнения.
25 000 «Доджей» WC-51 было поставлено в РККА по ленд-лизу.
Джип-переросток, как есть, «зашел». Тягач противотанковых пушек, как его первоначально поставили, стал таскать вообще все подряд, от разведдозоров до кухонь и начальствующего состава.
Самое неприятное, что его особо-то и сравнить не с чем.
По классу больше всего подходит ГАЗ-4.
Это пикап, сделанный все на той же платформе ГАЗ-А/«Форд-А», выпущенный серией в 10,5 тысяч машин.
ГАЗ-4 был не конкурент «Доджу». Более легкий (1080 кг пустой), с более слабым двигателем от «Форд-А» (4 цилиндра, объем 3 285 куб. см., мощность 40 л. с. при 2200 об/мин), более быстрый (113 км/ч) и менее прожорливый (12 л на 100 км).
Но ГАЗ-4 проигрывал в главном – грузоподъемности (500 кг против 750 у «Доджа») и проходимости. В плане проходимости – совсем проигрывал. Американский (хотя и ГАЗ-А не особо-то советским можно назвать) проглот от «Доджа» исправно кушал вдвое больше бензина, но не задавал вопросов на тему куда и как тащить прицепленный груз. Или загруженный в кузов.
Полноприводная «эмка», ГАЗ-61?
Да, с проходимостью у этого автомобиля был полный порядок. Проблема только в том, что всех модификаций ГАЗ-61 было выпущено не больше 200 штук. Да, автомобиль был любим советскими военачальниками, ГАЗ-61 возил Ворошилова, Буденного, Кулика, Тимошенко, Шапошникова, Жукова, Мерецкова, Конева и Тюленева.
Да, конечно, комфорта у «эмки» было поболее. Но увы, двигатели понадобились для легких танков Т-60, и полноприводные советские машины перестали выпускать.
А потом по ленд-лизу пришли «Доджи» и «Виллисы», которые заполнили сектор легких и средних полноприводных автомобилей РККА.
Но ведь хорошие были машины, не так ли?
Кстати, в музеях из 25 000 у нас на сегодняшний момент осталось всего 2 (!) Dodge WC-51. Один в Музее отечественной военной истории в Падиково, второй — в музее военной истории УГМК в Верхней Пышме. В частных коллекциях реконструкторов военной истории 51-й тоже встречается. Но нечасто. Остальных, судя по всему, укатали годы.
Но свою главную работу Dodge WC-51 выполнил на «отлично». Думаю, в этом со мной согласится основное большинство.
/Роман Скоморохов, topwar.ru/
спасибо за обзор.
но вы все рассказали «неправильно» — всем же «патриотам» известно, что «союзники» нам гнали всякое дерьмо втридорога, которое вообще мелочь на фоне огромных отечественных достижений, с которыми жалким амерам и равняться-то грешно!))) и «доджи» эти фигня, и было их са-а-а-авсем мало, на фоне массовых родимых (ихнего же происхождения!)))!) тележек имени ГАЗ-а)) и вообще они нам и не требовались, если хорошо подумать — зачем всякие «… Миномет, противотанковая пушка 45-мм, даже дивизионка 76-мм — не проблема. Утащит. Кухню поближе к передовой подкинуть? Ха! Вместе с поваром и запасом продуктов…» возить техникой??? пешком доберутся, не баре, чай!))))))
верно, «свидетели ненужности и вААААААбще чепуховости ленд-лиза»?)))
автор — продолжайте, да побольше, не взирая на некоторую попоболь упоротых «побеждунов»)))надо ж когда-то им умнеть — почему не сейчас???))
Статья хорошая: в отличии от иных «знатоков», верхушек нахватавшихся, все объективно, и автором по полочкам разложено.
По отечественному автопрому той поры-с одной стороны-все верно — ГАЗ, ЗИС и ЯГАЗ-всего 3 автозавода, и ни одной массово производимой модели для армии (полноприводной, специально приспособленной к тяжким условиям эксплуатации), но…
В том же Детройте-с какого времени автопром появился? А в СССР? Там квалифицированные рабочие кадры не год и не десять лет назад существовали-а у нас? Только развернули подготовку во всяких ФЗУ-а стране машин нужно сколько было? И армии, и промышленности, и сельскому хозяйству. А уровень образования водителей, в т.ч. и будущих? Оттого и приняли к производству далеко не продвинутые ГАЗ-АА и ЗИС-5, имеющие опять же штатовские корни. Да и модельный ряд не менялся, как таковой-не до жиру, как в народе говорят. Естественно, по многим параметрам ленд-лизовским машинам они проигрывали, причем значительно.
К 1940 г. появились опытные образцы как гражданских грузовиков (ЗИС-15, ГАЗ-11-51), так и изделий военного назначения (ГАЗ-62, ЗИС-32), но на поток их так и не поставили по известным причинам.
Что касается аналога «Доджа» — примерно в то же время был разработан ГАЗ-61-417-на базе собственно ГАЗ-61. Не совсем аналог, но создавался, как тягач для орудий ЗИС-2. Описывать подробно не буду-это сделали за меня авторы фильма «Автомобили Второй мировой…» (ч. 1). Но и он в массовое производство не попал.
Трорк, к чему столько сарказма? Да, были времена, когда роль Ленд-лиза принижалась, причем незаслуженно. И сейчас иные горе-историки задыхаются в подобных воплях. Сам такого не приемлю, я за объективность, а не квасной патриотизм.
Конечно, в СССР шло то, на чем воевали союзники, американцы в особенности. Отметим, что в годы холодной войны и в кино, и в литературе о поступивших и применявшихся в РККА танках, БТР, орудиях и т.д. «из-за океана» как-то умалчивалось. В отношении авто было сделано приятное исключение: то там, то тут мелькали «Виллисы», «Студеры», «Форды», ну и, конечно же, «Доджи». И сыграли они, безусловно, большую роль в общем деле.
сарказм, уважаемый Владимир, оттого, что слишком многие, мнящие себя «патриотами», понимают само понятие патриотизма как тупенькое скандирование лозунгов и категорическое утверждение собственной непогрешимости и всемогущести. да просто пройдитесь даже по предложенным «схожим статьям», еще лучше сразу в раздел «немного из истории» выйти — там же псевдо-патриотами буквально завалено все. и все твердо знают(!!!)))))!!!), что поставки ленд-лиза были:
а) мало, плохо, дорого;
б) поставлялись уже тогда, когда они нафиг не нужны были и вообще бессмысленны;
в) никаких кредитов не было: злые капиталисты исключительно золотишко родимое у народа отобрали, а глупый Джугашвили на это почему-то согласился — вот умный товарищ Сталин бы на это никогда не пошел))))) жаль, Сталина на этого Джугашвили не было)))));
г) то, что поставлялось, и в подметки не годилось продукции «самого передового государства в мире», поскольку «да что вообще могут эти пингвины?!»;
д) СССР по всем долгам расплатился, никого не обманул (ну, попытался!), а потому подлые негодяи, объявив «холодную войну», были ну совсем неправы всегда и везде — они ж должны были подождать, пока СССР оклемается))))));
е) с Рейхом «союзники» тоже торговали через третьи руки (верно), а делать этого они не имели права (???) ни при каких условиях, а потому негодяи и подлецы!)))));
короче, можно перечислять долго и нудно. и раздражает в этих мемах, большинством «патриотов» называемых знаниями(!)))))!), именно вот эта туповатая безапелляционность, причем на любые опровергающие однозначную трактовку событий ФАКТЫ следует ответ в стиле «вы-фсьо-врети/ниправильный-автор-ниправильна-пишет/ты-праплачиный-агент-гасдепа/диды-ваевале-а-ты-их-пазориш» и так далее))))))) ну как не посмеяться над такими?)))))) да и не ожидал я нормального вопроса, привык уж как-то, к хамовитым «побеждунам»… приятно было побеседовать)))))
Спасибо, дружище, взаимно спасибо. А тем горе-историкам для начала стоило б почитать «закон о ленд-лизе», в особенности раздел об условиях получения СССР от союзников материальных средств, их возврата в зависимости от их состояния, расчета ИМЕННО ПО КРЕДИТАМ как Вы и сказали (там все прописано). А сам термин переводится, как «давать взаймы».
Отрадно, что появились публикации и о реальных поставках, и о качестве различных образцов, и об опыте их боевого применения.
Повторюсь, сам я -за объективность.
Ошибка автора. Стеклоочиститель ветрового стекла со стороны пассажира имеет привод и от вакуумного усилителя, это видно на фото. Аналогичные позже применяли на ГАЗ51.
Остальных укатали не годы, после войны американцы затребовали технику по ленд-лизу обратно, все ремонтировалось, доукомплектовывалось и свозилось во Владивосток, там американцы принимали , грузили на корабли, отвозили в нейтральные воды и топили, только самолеты шли под пресс и на металлолом. Это не я придумал, достаточно источников.