Как эволюционировал камуфляж Су-57

Первые прототипы: долгая дорога в будущее

Недавно главный конструктор-директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец заявил, что в серийное производство будет запущен вариант самолета Су-57 под номером Т-50-11 в так называемой «пиксельной» окраске. Вспомним, как преображался Т-50 за свою теперь уже довольно долгую жизнь.

Первый прототип, выполненный в рамках программы ПАК ФА, поднялся в небо 29 января 2010 года. Вслед за ранними летными прототипами появились так называемые прототипы второго этапа: первым из них стал экземпляр Т-50-6. Эта версия была уже больше приближена к серийному облику, однако была все еще далека от тех возможностей, которые должен получить строевой самолет. К слову, последние из прототипов — Т-50-10 и Т-50-11 — иногда также называют «ранними предсерийными».

Обычному любителю авиации все эти метаморфозы мало о чем говорят. В конце концов, набор оборудования, установленного на этих машинах, детально не разглашали. Как и возможности отдельно взятых образцов бортовой электроники. В свою очередь, интересующиеся данной темой люди отличали построенные машины, прежде всего, по их окраске. Стоит напомнить, что первый летный прототип — Т-50-1 — сначала камуфляжа не имел вовсе. Впрочем, даже в «голом» виде он выглядел не менее эффектно, чем американский F-22, с которым очень любят сравнивать российскую машину.

Вскоре авиалюбители увидели Т-50 в «ломанном» серо-белом камуфляже, который был очень похож на тот, которые применили на истребителе Су-35БМ — предсерийной версии Су-35. Можно, конечно, предположить, что это — сугубо коммерческое решение. Однако, по всей вероятности, это не совсем так. Еще в период Первой мировой английский художник Норман Уилкинсон предложил новую окраску для кораблей, основанную на новых направлениях изобразительного искусства, таких как кубизм. Он понял, что путем нанесения неожиданных линий можно создавать иллюзии, что способно затруднить обнаружение того или иного объекта. Такой подход получил название Dazzle Camouflage: он не прятал корабль, а как бы искажал очертания, что затрудняло не только обнаружение, но и определение расстояния до цели.

Читайте также  Современные камуфляжи. Часть 1

Ко времени первого полета Т-50 в российских ВВС уже был свой аналог Dazzle Camouflage. «Ломанную» окраску получили МиГ-29СМТ, от которых ранее отказался Алжир из-за выявленного на этих самолетах брака (некоторые делали акцент на «политической составляющей» отказа от истребителей). Что же касается Т-50, то, очевидно, на довольно крупном самолете такая окраска смотрелась не очень хорошо. Возможно, она и затрудняла его визуальное обнаружение, но уж точно не подчеркивала эстетику: а это важно, если говорить о продвижение оружия на мировом рынке.

«Сушка» становится «акулой»

Сложно описать восторг, с которым авиалюбители встретили новый «акулий» камуфляж, в котором предстал борт 055, он же — экземпляр Т-50-5. Белый низ плавно «перетекал» в темно-синий цвет, в который была окрашена верхняя часть фюзеляжа. Из-за этого контраст между светлым и темным цветами не казались столь резкими. Кроме того, камуфляж имел и сугубо практичное применение. На взлетно-посадочной полосе самолет как бы сливался с поверхностью при взгляде с высоты. В то же время его было тяжело рассмотреть в небе, если смотреть с земли. Увы, привлекательный камуфляж продержался не долго, да и Т-50-5 пережил пожар, после чего был назван Т-50-5Р.

Следующей версией окраски, которую увидели любители авиации, стала «акула номер два». Это конечно, очень условное наименование. Прежде всего, исчез градиент цвета, и появилась четко выделенная граница между белым низом и темным верхом. При этом сохранился практический смысл такого решения.

Пиксель: дань времени

Следующей поворотной точкой эволюции камуфляжа Су-57 стал экземпляр Т-50-9. Он получил сине-белую пиксельную окраску. К тому времени ряд стран уже избрал для себя похожий подход. Ранее пиксель выбрали в качестве камуфляжа для МиГ-29 ВВС Словакии, ну а на просторах СНГ похожее решение ассоциируется, прежде всего, с украинскими Военно-воздушными силами.

В случае с Т-50-9 контраст между светлым и темным цветами как-то чересчур сильно бросался в глаза. Вероятно, именно поэтому последние из построенных прототипов — Т-50-10 и Т-50-11 — получили куда более привлекательное сочетание серого и темно-синего цветов, с которым теперь уже прочно ассоциируется программа ПАК ФА. Стоит отметить, что изначально эти машины имели белый радиопрозрачный обтекатель, который только подчеркивал верность выбранной цветовой гаммы.

Читайте также  За рубежом радостно выдыхают: Су-57 не будет!

К Параду Победы 2018 года часть более старых бортов также перекрасили в «пиксельный» камуфляж, только серый цвет сделали намного более светлым, чем у Т-50-10 и Т-50-11, так что машины стали больше походить на Т-50-9, хотя и без настолько резких цветовых переходов. Также стоит отметить использование довольно эффектной схемы с серым радиопрозрачным обтекателем на самых поздних прототипах. На сегодня сложно сказать, какие именно решения используют на Т-50-10 и Т-50-11: в разное время обтекатели имели совершенно разные цвета.

Оправдан ли выбор?

В заключение хочется отметить, что, если слова Михаила Стрельца воспринимать буквально, то, очевидно, серийные машины будут внешне похожими либо а) на финальные прототипы, либо б) на ранние прототипы, которые получили «цифру» в преддверие парада Победы.

Судить же о практической пользе всех вышеперечисленных камуфляжных схем достаточно тяжело в силу того, что оптическая заметность для истребителя пятого поколения — куда менее значимый показатель, чем заметность радиолокационная. «Пиксельная окраска дает эффект размытого контура, что позволяет исказить четкие границы, которые есть у аэродинамической компоновки самолета», — рассказал Стрелец телеканалу «Звезда».

Возможно, в таком решение есть здравый смысл. Однако обстоятельство, что ближний воздушный бой почти полностью ушел в небытие, а РЛС и ОЛС стали почти полностью определять исход боестолкновения в небе, побудило ведущие страны мира выбрать минималистический подход. Чаще всего, это экономичная «монотонная» серая окраска, наподобие той, которую мы можем видеть на самолетах Dassault Rafale или Eurofighter Typhoon. Так что самолеты российских ВВС, очевидно, и в дальнейшем будут контрастировать с крылатыми машинами других мощнейших стран мира.

/Илья Легат, topwar.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. ну и что это было? с тем же интересом можно обсуждать габаритные размеры звёзд на килях или крыльях, или идею — покрышки на колесах сделать, скажем, зелеными… по сути, любой камуфляж этому самолету так же нужен, как и подводной лодке))))) от слова «никак»!))))) ну не летают нонеча пилоты с биноклями у глаз, и обнаруживают противника визуально только в голливудских боевичках. дистанции боя составляют десятки километров, целится и попадает электроника, которой глубоко пофиг, в какой цвет покрашен противник))))) это актуально как для ихних, так и для наших самолетов, тем более для таких вот истребителей! ладно бы речь шла о штурмовиках, там хотя бы гипотетически полезна будет условная малозаметность с земли, вдруг по дикарям с ЗСУ-23-2 придется отрабатывать… но супер-пупер-современному истребителю?!)))))))
    у автора кризис идей?! или больше нечем гордиться?!))))))) накатать приличный текст «ни о чем», подробное перечисление «в чево иво красили»…))))) хватило бы одних фотографий, в принципе, да и то — так, для заставок… благодарить автора не за что, статья вообще по теме сайта самым краем зацепилась.

  2. Как бы не красили, хоть колобками желтыми, лишь бы до строевых частей долетел. А то устроили блин https://www.youtube.com/watch?v=bzCyCnEcz00

  3. Да хоть в кружочек, хоть в квадратик, устроили, блин. Хоть в диагональ. Самое главное какой там ЭПР. все остальное дело двадцатое. И чтоб можно было «слепить» таких хоть 100 штук. Их щаз 12 штук всего-то.

  4. «Братцы кролики» дело не в камуфляже, че вы такое тут пишите!??? Дело в «малой заметности» или «малой ЭПР» но для этого надо на планер «наносить спец покрытия» раз
    20 ть не менее. А это дорого. Вот и летаем мы с тем, шо есть…..немного у нас есть. АСП (средства поражения воздушных целей) типа перехватчика практически полностью от истребителей 4 поколения. Но модернизированные. Я имею ввиду именно ракеты. Да и «фронтовой бомбардировщик» не самый приспособленный. Почему? А потому что тоже нет ультрасовременных боеприпасов.
    Носитель (Су 57) типа есть, но по «земле» можно бить «старьем» .

    Можно себя утешать что мол типа у других более современных образцов то нет. Пока нет. В Америке давно над темой 6 поколения работают. Соответственно и ракеты к нему новые….не модернизированные от 4 поколения истребителей……

    Я никак не пойму, че мы этим Су 57 кому то хотим чего-то доказать? Ах, да Вьетнам захотел все эти 12 штук закупить. И че? Как их во Вьетнаме обслуживать?

    На каком основании этот «сырец» стал вдруг одним из лучших истребителей 21 века? Или вообще самым лучшим? Умом Россию не понять.
    Тут начали писать, типа мы армию «модернизировали» ага модернизировали…….на флот посмотрите……он сам по себе «сдыхает» потому шта «бабла нет»
    Или «наклепали» все-го то 12 прототипов 5 поколения истребителей. Армия у нас в замечательном состоянии……ничего не скажешь…..деньги из воздуха не синтезируются…….так и налоги до 1000% в год «задирать» нельзя уважаемый наш «Царь всея нищей Руси» с головы которого «корона сползает» и держава вот-вот упадет……у нас «работающих» значительно меньше……и че теперь то делать? Как быть……как быть, как быть……проституток налогами обложить. Им «трудовые книжки» раздадут с надписью «эскорт» вот тогда налогами мы все проблемы свои и решим. Идиотизм. Ну у нас везде такое. При Путине другого не будет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя