Планирующая авиабомба ПБК-500У «Дрель» завершает испытания

Испытания авиационной бомбы нового типа «Дрель» будут завершены в самое ближайшее время, сообщил заместитель генерального директора концерна Техмаш Александр Кочкин. «Испытания проходят по плану. Пока она подтверждает свои характеристики, поэтому у нас нет никаких опасений по поводу успешного завершения испытаний», — убежден замдиректора.

В самое ближайшие время «Дрель» будет принята на вооружение, произойти это должно до конца этого года. По мнению руководства Техмаша, новая авиабомба не имеет мировых аналогов. «Дрель» квалифицируется как дешевое высокоточное оружие, обладающее высокой эффективностью при уничтожении бронетехники, укрепленных инженерных сооружений, РЛС средств ПВО, пунктов управления.

Длина «Дрели» — 3100 мм, диаметр — 450 мм, масса — 540 кг.

Полное название боеприпаса — «Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К «Дрель». Разработка «Дрели» началась в начале 90-х годов в московском НПО «Базальт», которое специализируется на создании боеприпасов для ВВС, СВ и ВМФ. Столь затянувшийся процесс проектирования объясняется не только отсутствием финансирования в девяностые годы. ПБК-500У — это сложная система, в которой используются две ступени наведения боеприпаса на цель. Причем одна бомба вмещает в себе 15 отделяющихся элементов индивидуального наведения.

Рабочая высота сбрасывания «Дрели» находится в диапазоне от 100 м до 14 км. Бомбометание производится на скоростях от 700 км/ч до 1100 км/ч. После отделения от самолета бомба способна переместиться на расстояние до 30 км от точки бомбометания. На этом этапе наведение боеприпаса на цель осуществляется про помощи сигнала позиционирования ГЛОНАСС. Тридцати километров волне достаточно для того, чтобы самолет при выполнении боевого задания не входил в зону действия огневых средств объектовых комплексов ПВО.

На высоте 250 метров раскрывается кассетный заряд. Каждый из 15-и боевых элементов имеет головку самонаведения — инфракрасную или активную радиолокационную. Дальнейший полет БЭ осуществляется под управлением ГСН.

Эффективность «Дрели» возрастает за счет того, что, как утверждает генеральный директор НПО «Базальт» Владимир Порхачев, ее «практически невозможно распознать радаром».

О том, что же именно позволяет говорить об уникальности «Дрели» и отсутствии мировых аналогов, Техмаш не сообщает. Поэтому попытаемся разобраться в этом вопросе самостоятельно.

Дальность планирования уникальна разве что по отношению к российским корректируемым бомбам КАБ-250 и КАБ-500, которые смещаются на 10−14 км от точки бомбометания. Однако до американской планирующей бомбы CBU-39 «Дрели» далеко. «Американка» может улетать на расстояние до 110 км. Правда, у «Дрели» есть преимущество по части ударных возможностей — доля взрывчатого вещества по отношению к общей массе бомбы больше. Это объясняется тем, что в бомбах семейства CBU значительный вес приходится на механизацию управления полетом.

Читайте также  Объект на вылет

О незаметности бомбы для радара судить сложно, поскольку это относится к области шаманизма. Даже прекрасно всеми изученная геометрия американского истребителя F-35 допускает массу трактовок относительно величины эффективной площади рассеяния. И все они значительно расходятся с характеристиками, которые предъявляет компания-разработчик. Но все-таки фотография «Дрели» с салона МАКС-2015 позволяет утверждать, что с геометрией на предмет повышения скрытности бомбы конструкторы поработали.

А теперь необходимо сказать, что такой тип боеприпасов уже существует. Это американские авиационные бомбы JSOW (Joint Standoff Weapon), которые по классификации Пентагона обозначаются как AGM-154. Этот ракетный индекс имеют шесть модификаций боеприпаса, пять из которых «чистые» планирующие бомбы, а одна — ракета, то есть бомба, оснащенная твердотопливным двигателем.

Принцип действия «американки» примерно такой же, как и у «Дрели». Вывод кассеты на цель при помощи GPS. А затем самостоятельное наведение каждого боезаряда при помощи тепловых и радиолокационных ГСН…

Но при этом «Дрель» по целому ряду параметров (кроме дальности) эффективнее, чем JSOW. Российские боевые элементы значительно «умнее» американских. Они способны наводиться и поражать не только инфракрасно-контрастные цели, но и «холодные». Более того, кассету можно сбросить в гущу контактного танкового сражения, и ее элементы, имеющие селекторный механизм «свой-чужой», поразят машины неприятеля, не причинив вреда своим.

Помимо этого у российских боеприпасов существенно выше поражающая мощность. Одна кассета способна уничтожить от 6 до 10 единиц бронетехники, включая тяжелые танки, что продемонстрировали испытания «Дрели». У AGM-154 этот показатель почти вдвое меньше. Кассета также может оснащаться бетонобойными элементами БЕТАБ-М, которые превосходят по возможностям все существующие аналоги. Все это и позволяет утверждать, что «Дрель», действительно, уникальный боеприпас.

Однако это не единственная подвижка российского ОПК в области создания «умных» авиабомб. Минувшим летом стало известно о том, что корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) готовит для Су-34 и МиГ-35 новую планирующую бомбу. Она пока имеет только заводской индекс — изделие 9-А-7759, и находится на этапе летно-конструкторских испытаний. Однако по плану должны были бы уже идти государственные испытания. Процесс тормозит 12-й ЦНИИ Министерства обороны РФ. Поскольку институт занимается проблемами эффективности применения ядерного оружия, то можно предположить, что одним из вариантов оснащения бомбы должен стать тактический ядерный заряд.

Читайте также  Российское оружие в Сирии: уничтожить на глубине 20 метров

Бомба имеет три модификации. Одна из них — ракета (9-А-7759), оснащенная твердотопливным двигателем и имеющая дальность 120 км. Две других (9-А1−7759 и 9-А2−7759) — планирующие бомбы с дальностью в 65 км. Это, конечно, меньше, чем у CBU-39, однако является рекордным показателем для российских боеприпасов данного типа.

Длина боеприпаса — 4,2 м, диаметр — 310 мм. Минимальная масса боевой части у ракеты — 315 кг, максимальная у модификации 9-А1−7759 — 480 кг. Бомбометание производится в диапазоне скоростей самолета от 500 км/ч до 1200 км/ч.

Система наведения у всех модификаций имеет инерциальный блок и помехоустойчивый канал приема сигнала ГЛОНАСС. Боевые части у первых двух — осколочно-фугасные, у третьей модификации — объемно-детонирующие.

Но, как мы и предполагали, возможен вариант оснащения бомбы ядерным зарядом. Очень может быть, что это русский ответ на появление двенадцатой модификации американской тактической ядерной бомбы B61. 11 предыдущих модификаций, первая из которых появилась в 60-е годы, — свободнопадающие, оснащенные парашютом для того, чтобы самолет-носитель смог уйти на безопасное расстояние от взрыва.

B61 mod 12 — планирующая бомба с переменной мощностью взрыва, от единиц до десятков килотонн. Довольно компактна: длина — 3,58 м, максимальный диаметр — 330 мм, масса — около 320 кг. Сведений о дальности нет, но отсутствие парашюта свидетельствует о том, что она достаточна для того, чтобы бомбардировщик оставался на безопасном расстоянии.

Необходимо особо отметить, что В61 после завершения испытаний начнет размещаться на территории Европы. И это довольно неприятная ситуация для России. Поэтому вполне логично было бы разместить и наши новые бомбы поближе, например, к Варшаве. Во всем должна быть симметрия.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя