Продолжая рассуждать о будущем нашего флота, с самого начала стоит заметить главный всплывший момент: никто из высокопоставленных ответственных лиц не может даже приблизительно сегодня сказать, на что вообще будет похоже флотское строительство. И будет ли оно вообще.
Да, можно сколько угодно размахивать на показухах типа «АРМИИ…» макетами и модельками кораблей. Модельки – это хорошо. Но от пластикового макета до корабля в металле проходит иногда (а у нас всегда) очень много времени.
Однако сегодня определить, куда направлены основные течения госпрограммы вооружений, просто нельзя. Все скрыто таким туманом, что стоит погадать на морской капусте.
Гадание, конечно, – это так, ради красного словца. На самом деле факты есть, и от них можно оттолкнуться. Главное – делать это спокойно и без криков.
Основной вывод, который был сделан в одном из предыдущих материалов, прост. Флот России в ближайшие 10-12 лет сильно сократит количество боеготовых надводных кораблей морской и океанской зоны.
Доводов «за» даже больше, чем требуется. Основной – после событий 2014 года мы потеряли, собственно, руки и места, которые могли строить крупнотоннажные корабли и их ремонтировать.
Крым – это хорошо, но Николаев – это если не все, то весьма многое. Разрыв с Украиной, политический и экономический, разрушил и (в первую очередь) такую вещь, как судостроительная кооперация. То есть Россия осталась без украинских морских двигателей и корпусов.
Собственно, дальше можно не продолжать, потому что без корпуса и двигателя как бы корабля нет.
По факту мы имеем «сдвинутые вправо» до бесконечности сроки строительства фрегатов проектов 11356 и 22350 и проблемы с ремонтом ряда кораблей советской постройки. И если с ремонтом хоть как-то можно выкрутиться за счет других судоремонтных заводов (хотя гнать через полмира «Москву» то еще удовольствие), то с судовыми дизелями у нас полный кошмар.
Намечается тенденция (довольно логичная) строить то, что можно построить. То есть «москитный» прибрежный флот вместо океанского.
Довольно логично. Пусть не на 100% сами, а с помощью Китая, но можем строить корветы проекта 22160 и малые ракетные корабли проектов 21631 и 22800. Пока можем.
Одновременно (и это радует) продолжается строительство кораблей проекта 20380, их более дорогой и сложной версии — проекта 20385, а также и увеличенного в размерах и получившего ряд других серьезных изменений проекта 20386.
5 корветов проекта 20380 и столько же в постройке – это неплохо. Плюс два корабля проекта 20385. Но если посмотреть на прогнозы, то корветов семейства 2038х к 2028году в составе ВМС РФ должно оказаться не менее 18 единиц. Что несколько выглядит шапкозакидательски, ибо проблема с двигателями до сих пор не решена.
То же самое относится к серии кораблей проекта 21160. Головной («Василий Быков») проходит испытания, еще 5 в разной степени постройки. И серия может быть увеличена до 12 кораблей.
Вслед за корветами идут вроде бы неплохо зарекомендовавшие себя малые ракетные корабли проекта 21631 («Буян»). Критику вызывает низковатая, пожалуй, мореходность, но эти МРК не для Северного Ледовитого и Тихого океанов. А для службы на Балтике, Каспии или Черном море – вполне.
И к 6 имеющимся МРК строятся еще 6. Плюс не стоит забывать о «работе над ошибками», то есть «Каракурт», он же проект 22800. Проект обладает большей мореходностью в сравнении с «Буянами», что, несомненно, является плюсом в ситуации.
В целом, если говорить о кораблях водоизмещением до 3000 тонн, то здесь все более-менее ничего выглядит. Единственное, что вызывает смущение, это все еще большое количество ракетных катеров (пр. 1241), малых ракетных кораблей (пр.1234) и малых противолодочных кораблей (пр.1124 и 1331) советской постройки. В общем этих кораблей среди данной весовой категории насчитывается 62 единицы, что составляет около 90% от общего числа малых кораблей.
Сможет ли наше судостроение строить корветы, МРК и прочие корабли такими темпами, чтобы компенсировать естественную убыль кораблей по причине устаревания, – вот вопрос.
Но повторюсь, в прибрежной зоне, которую может контролировать «москитный» флот, все выглядит терпимо.
А вот чего нельзя сказать об обновление группировки надводных кораблей дальней морской и океанской зоны, того нельзя. Ситуация критическая во всех классах кораблей, которые могли бы обеспечивать выполнение каких-то задач в дальней океанской зоне.
Ракетные крейсера. Здесь нюанс. Очень дорогостоящий, но есть. Если потратить время, ресурсы и деньги, то количество крейсеров возрастет до 5. Это, как вы уже поняли, и проект 1144, и 1164. Но это корабли конца прошлого века, как ни крути. Построить что-то подобное сегодня Россия не в состоянии.
Эсминцы и БПК. Здесь тоже тоска смертная. В настоящее время в составе флота имеется 10 кораблей в той или иной степени боеготовности. Если подвергнуть капитальной модернизации противолодочные корабли проекта 1155 (те, что еще можно), то на какое-то время можно продлить существование. Но через 10 лет согласно прогнозам у нас останется не более 3-4 кораблей этого класса.
Программа строительства новых эсминцев и фрегатов постоянно корректируется и откладывается (в плане эсминцев) и «зависает» (в плане фрегатов).
Если быть честными перед собой, то неспособность строить в должном количестве и качестве корабли дальней морской зоны автоматически убирает из оборонной доктрины любые задачи, связанные с этой зоной.
Если флот не в состоянии выполнить задачи вдали от своих берегов, значит, не стоит эти задачи даже формулировать. Прибрежная зона – наше все. В общем, привет, Украина, правда, не в таком позорном виде.
И не стоит сбрасывать со счетов эту самую естественную убыль кораблей. Я привел в выкладках по крейсерам цифру 5, но сами понимаете, она весьма условна и оптимистична.
«Адмирал Лазарев» балансирует на грани жизни и смерти с 1999 года, почти 20 лет. И сколько надо будет денег, ресурсов и времени, чтобы его реанимировать, сказать не берусь. Соответственно, в пессиме крейсеров у нас 4. Это если доведут до ума «Нахимова».
Между тем, еще один нюанс. Крейсер, эсминец, БПК, фрегат, в отличие от малого ракетного корабля или катера, строится весьма долго. А доставшиеся нам по наследству от СССР корабли, повторюсь, имеют отнюдь не бесконечный ресурс.
И, скажем прямо, небольшое количество этих кораблей, доживших до сегодняшнего времени, может и не дожить до того времени, как их сменят новые эсминцы, постройка которых постоянно откладывается.
Может даже получиться так, что к 2028 году, когда закончится действие госпрограммы вооружений, количество кораблей ДМЗ может сократиться до 15-17 единиц. Если вспомнить, что наши корабли фактически разделены между четырьмя флотами без возможности сбора в один ударный кулак, то можно забыть вообще о какой-либо возможности ВМФ оперативно реагировать на изменение обстановки в мире в виде формирования боеспособных соединений кораблей как для решения задач в отдаленных районах, так и для защиты собственного побережья.
Нет, конечно, если нам флот Китая поможет…
Но в целом ситуация весьма печальная. И выход из нее видится один: расписаться в собственном бессилии и сделать ставку не на то, что хотелось бы иметь (все эти макетно-модельные мечтания в топку), а на то, что реально можно построить.
То есть флот прибрежной зоны из МРК, МРАК, корветов и прочей мелочи, вооруженной крутыми бабахалками типа «Калибров» и атомные подводные крейсера для работы в дальней зоне.
Не самая красивая картинка, но ведь реально имеем то, что имеем.
/Роман Скоморохов, topwar.ru/
ну, как-то так и есть… еще год с лишним назад доказывал упоротым-всехпобедимам, что Флота у РФ нет и не предвидится — а есть силы береговой обороны, слабенькие сравнительно, но хоть что-то… в принципе — для сегодняшней ситуации как не печально, но это даже оправданно — нечем Большой Флот занять, нечем и кормить. то, что еще осталось от советских времен — уже и устарело критично, так что особо и не модернизируешь, да и смысла в том большого нет по вышеназванным причинам — скорее фантомные боли Ымперских желаний, увы, реальности не соответствующих. до маразма напоминает начало «сАвеЦких» реформ — тоже тогда от Флота избавились в первую очередь, правда, Балтийский спасли — но ВОПРЕКИ желанию новых властей! кому это кажется невозможным — поинтересуйтесь биографией Щастного Алексея Михайловича, а также за что он был расстрелян…
ну, остается разве что НАДЕЯТЬСЯ на лучшее и МЕЧТАТЬ о будущем величии. уррррряяяяяя!!!!!!!
Страна нуждается в героях, а от твоих воплей какой толк?
Страна нуждается не в героях, а в профессионалах … как в футболе, так и в армии
Наконец то герой найден! Maxim евойное имя, толк от него есть, щяс кораблей настроит. Вопить не будет. Страна больше не нуждается в героях, уже есть!
Героев пруд пруди…Сердюков, Кириенко, Шойгу и сотни подобных им…
Чисто укропский высер
То недогосударство в котором мы живем, ничего путного не в состоянии построить. Не стоит и надеяться.
Чмокай ровно 😉
А вы сударь не гражданин этого государства, хотя ну его лесом таких «граждан»
Где родился! Там и пригодился! Задумайся чем помочь можешь!
Могу сдать металлолом (старый чайник) и отчисление от пенсии на постройку крейсера.
От вашей пенсии в оффшорах на счетах власти много не прибудет…
Если посмотреть правде в глаза…..и че мы там в глазах то увидим?
Больше всего меня раздражает
Способность некоторых идиотов «мыть сапоги в Индийском океане» но вот не задача…..не на чем туда плыть….Элементарно.
Собственно и с «двиглами» судовыми тоже проблем выше Эвереста.
То, что у нашего «руководства» отсутствует желание признать что флот это «не по сеньке шапка» иными словами не тянем мы с финансированием, не тянем мы с двигателестроением, не тянем мы с электроникой……просто очковтерательство. И это только «верхушка» проблем.
Вот вспомните мои слова…..Америка обязательно выиграет морскую доктрину у Путинских «прибрежных корабликов» середины 80-х годов постройки прошлого века. Просто эти «кораблики» слегка «модернизировали» а потом «краской облили» и на три буквы послали. И все. Это есть результат наплевательского отношения ко всему флоту и к перспективным разработкам.
Ну вот получите, распишитесь
Как вы «всепропальщики» обожаете до усеру во всем сравнивать с Америкой. «Каклы скачущие» тоже все в ту сторону смотрят, но пока толку ноль. Конечно, лучше на их месте ждать подачек в виде «Джавелинов» и прочей старой рухляди, которую они получают. Только почему-то трусливо молчат о том, что у этих «скакунов» у самих пришел в негодность весь боевой состав кораблей, оставшихся от ВМФ СССР, а свой крейсер за 26 лет так и не смогли достроить — утонет скоро у достроечной стенки. Зато гордости от спуска на воду «челнов с пукалкой» — выше крыши!!! И это еще не вдаваясь в ситуацию с авиа- и прочими видами производства военной техники… Вот и распишись…
Вот нравятся мне Западенцы! Они ж нам правильную дорогу строят!!! Спасибо хлопцы!!!
Плавает знаешь что?
И как это можно выиграть морскую доктрину? Всё равно что выпить булку.
боюсь, автор сильно передергивает факты и пытается ушло манипулировать… Не буду спорить об общем состоянии российского флота — здесь могут быть разные взгляды, но причины этого состояния явно не сводятся к потере украинского Николаева , как единственного источника пополнения ВМФ ! Постройка кораблей для российского вмф на украинских предприятиях со времен распада союза была всегда связана с проблемами (вечные срывы, задержки и неоправданная дороговизна, так, что ее в принципе все равно необходимо было перестроить на российские верфи. Что касается судовых дизелей — его тоже надо поднимать в россии так и так: не может обороноспособность россии зависеть от другой страны. Да и двигатели сейчас в основном газотурбинные на скоростных судах.. А «провисание » программ перевооружения флота больше связано с экономическим состоянием россии в целом и длящейся не одно столетие неспособностью определиться- нужны нам корабли дальней морской зоны или мы «сухопутная держава»…
А давно ли был автор в Николаеве? там уже НЕТ ни персонала, ни оборудования для производства СОВРЕМЕННЫХ кораблей.
Очень хитрый автор этого очерка….сразу видно откуда ветер дует!!!!Если слушать этого хлопчика то у нас все просто плохо а вот в Китае и США просто в шоколаде.Но если бы так было то НАТО давно бы разобрало наш Черноморский Флот на винтики….Но Дональт Кук только попытался приблизится к нашим берегам и что…..Ты прав от украинского ВПК остались одни руины!!!!! так что не надо особенно обращать внимание на эту очередную утку……
Эсминец Дональд Кук был отогнан авиацией в лице Су-24, а не новейшими эсминцами, крейсерами и фрегатами Черноморского флота, каковых просто нет в наличии. Как же вы псевдопатриоты любите заклевать любой объективный анализ не вписывающийся в вашу шапкозакидательскую картину мира.
Вот с газовыми турбинами положение ещё хуже, чем с дизелями. Высокооборотные дизели, хотя и с небольшим моторесурсом, выпускал завод «Звезда» в Питере, какой-то опыт есть. А турбины все были с завода «Зоря-Машпроект» в Запорожье, собственно российские пока в единичных опытных экземплярах. Хотя фанфар по этому поводу — выше крыши…Но — нет худа без добра: России не нужен океанский флот, нет у нас жизненных интересов за морями. А существенное повышение мореходности малотоннажных кораблей вполне возможно, если не упираться рогом в привычный архитектурно-конструктивный тип, а использовать корабли с малой площадью ватерлинии.
Виктор, «малотоннажный флот» и «корабли с малой площадью ватерлинии» — это вещи, к сожалению, взаимно противоположные. Можете прикинуть эскизик, у Вас сразу ничего не выйдет. Посудина получается громоздкая, с слишком большой осадкой (или придется балласт переменный таскать, почти как у субмарины для переходов из перископного положения в позиционное, надводное — и обратно), тяжелая, да еще проблемы с поперечной прочностью, что потребует еще больше металла и водоизмещения. Так что с мореходностью будет хорошо только на достаточных глубинах, не у баз и в сложных узкостях. А с автономностью ненамного лучше, чем у нынешних корветов и МРК (которые автор напрасно презрительно именует «москитным» флотом: единственный и неизбежный недостаток кораблей в одну-две тысячи тонн, обусловленный просто их геометрическими габаритами — это автономность и дальность до пополнения запасов; автор просто проспал принципиальный перелом в делах оружейных: уже сегодня даже два сухопутных грузовика с 40-футовыми контейнерами равны по ударным возможностям (8 ракет) какому-нибудь эсминцу 1 ранга из восьмидесятых и могут грохнуть более чем точно на пару тысяч километров). Но что правда, то правда — образовавшаяся из грязи-в-князи и из мелких фарцовщиков наша доморощенная раса господ захапала почти все те ранее государственные ресурсы, которые и позволяли, в частности, спускать по 2-3 корабля океанской зоны каждый год на каждой крупной верфи. До сих пор помню эти силуэты у достроечной набережной и запах свежей краски над водой.
Зоря машпроект Всегда стоял и стоит в Николаеве. Раньше назывался Южнотурбинный завод. сейчас практически банкрот. долго рассказывать. ТРИ, повторяю Три судостроительных завода Николаева ПОЛНОСТЬЮ разрушены, ибо завод — это люди, а их нет. Строим — что можем, пока не много, но сохраняем, по возможности кадры в системе НИОКР — Завод — флот. как то так.
интерес за морями есть и флот океанский нужен
А зачем нам океанские корабли, когда мы прекрасно обходимся катерами!!! А калибры, можно повесить и на супер катера «Раптор» если немного ума приложить. А для дальних зон у нас есть не имеющие аналогов авианосцы «Шторм», супер АПЛ «Хаски», «Статус-6», и не сегодня завтра выйдет с реставрации «Адмирал Кузнецов»
ты вообще хотя бы слышал понятие «НИОКР»? Если нет, то не стоит вообще мозгами раскидываться. Спроектировать корабль 2 или 1 ранга «с нуля» это не новый айфон каждые полгода покупать…
Сергей, подскажи где у нас имеются построенные авианосцы Шторм, подлодки Хаски? А в океане, ты также на катере с калибрами плавать собрался, херой?!
только и слышно надо и надо! а кто это надо делать то будет когда все специалисты поумирали и разбежались?! Осталось только любоваться путинскими мультяшкамми. воры! как говворил петр 1.
ну да, с хохлядскими предприятиями проблемы, а с родными все выше крыши, только вот ничего не видно своего, без проблемного…
Золотые слова! — Прямо как у Путина: «Нужно то, нужно то, нужно то…»
И, главное, что всё правильно!
Флоту быть! Ну не купят пару футбольных клубов. Россия умела и умеет строить подлодки и ледоколы! Справимся и без хохлов. А что англия..?
Просто надо перестать в игрушки играть……
НПО «Сатурн» готово к выпуску газотурбинных двигателей для фрегатов.
Россия решила проблему с двигателями для кораблей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Юрия Борисова.
Зависимость от украинских двигателей помогла преодолеть Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК).
По словам вице-премьера, «сейчас заканчиваются испытания, сертификация этого типажа техники, уже с текущего момента поставки осуществляются именно двигателей российского производства».
Напомним, что украинскими силовыми установками, произведенными на предприятии «Зоря — Машпроект», оснащались российские фрегаты проекта 11356
Планируется, что корабли будут сданы флоту в 2020-2021 гг.
если у нас так все прекрасно с двигателями, как рисует Борисов (Рогозин тоже уже на Юпитер летал), так зачем мы продаем 4 корыта Индии! Да все по одной причине — своих движков пока нет!
Стратеги! Оставьте дальнюю морскую зону! Давайте сделаем нормальные уборные в России.
Статья из категории все пропало, ракеты ржавые, снаряды просроченные. В последний раз я подобные рассуждения слышал много лет тому назад на ИноСми, от одного малолетнего (удалено) с погонялом Полярный лис… Автор признайся, а ты не он ли, только повзрослевший и малую толику поумневший????
Русская поговорка для Миха: » Кто о чём , а вшивый про баню». Да Миха?
Ты как бабка из сказки о золотой рыбки! Сначала дай тебе теплые сортиры, потом тебе захочется провести газ в дом, затем нормальные пенсии и зар. платы (чтобы было что таскать в так называемые уборные) и далее по списку! Нет милай, это мы уже проходили лет 200 тому назад!!!!
«Россия без флота, но с нормальными уборными.»- Это могла написать только туалетная бумага.
Желаю зрить воскрешение Лазаря.