Боевая авиация Китая пополняется
Китайский истребитель «Цзяньцзицзи-10» (J-10А) в первой серийной модификации и двухместный учебно-боевой вариант самолета.

Авиационная промышленность Китайской Народной Республики, не сбавляя темпов, продолжает модернизацию парка ВВС и морской авиации страны. Сегодня в их составе еще остается много старой техники, включая истребители II поколения J-7 (Цзяньцзицзи-7) – это лицензионная копия советского МиГ-21 большим объемом изменений. Но в авиации «Поднебесной» все больше новых самолетов.

Одним из основных типов истребителей сейчас является J-10 (Цзяньцзицзи-10), который разработан и серийно выпускается на авиазаводе в городе Ченду – столице провинции Сычуань на юго-западе Китая. Он поступил на вооружение в 2002 г. и на сегодня выпущено более 350 таких самолетов, в том числе не менее 330 – по серийным заказам.

Многоцелевые истребители J-10 поставляются как ВВС Народно-освободительной армии Китая, так и в авиацию ВМС КНР. Это самолеты поколения IV++, отличающиеся высокими летными данными, включая способность выполнять боевое маневрирование на больших углах атаки вплоть до закритических без потери устойчивости. Они могут поражать как воздушные, так и наземные и морские цели оружием малой и средней дальности. Для этого самолеты J-10 имеют встроенное и подвесное обзорно-прицельное оборудование – оптическое и радиолокационное.

Бортовое радиоэлектронное оборудование самолетов первой серийной модификации J-10-I (Цзяньцзицзи-10A) было ориентировано на борьбу с воздушными целями и включало локатор с плоской фазированной антенной решеткой с электронно-механическим сканированием, способный сопровождать 10 воздушных целей и обстреливать четыре из них ракетами с активной радиолокационной головкой самонаведения или две – с полуактивной РГСН. В какой-то мере его радар – это аналог российской РЛС «Жук».

Китайский истребитель поколения IV++ «Цзяньцзицзи-10-II» (J-10B) РЛС с неподвижной пассивной ФАР

В марте 2004 г. перед коллективом НИИ-607 в городе Нэйцзян в провинции Сычуань была поставлена задача разработать РЛС с активной ФАР. Станция с электронным сканированием в двух плоскостях предназначалась для модифицированного истребителя J-10B. Однако проект столкнулся со значительными трудностями – в том числе и финансового плана. Из-за этого после 8 лет напряженной работы пришлось оснастить J-10B станцией с упрощенной неподвижной ФАР – пассивной. И все же опыт не пропал даром.

Читайте также  История истребителя МиГ-31 продолжается

Новый китайский истребитель поколения IV++ «Цзяньцзицзи-10-III» (J-10С) с радиолокационной станцией K-7A с активной антенной решеткой

Это было временное решение, и вот Китай преодолел еще один рубеж. Создана, прошла испытания и запущена в серийное производство радиолокационная станция K-7A с активной ФАР, которая устанавливается на самолетах J-10C. Она имеет простую и экономную воздушную систему охлаждения, а вес ее снижен по сравнению с применявшимися ранее.

Самолет «Цзяньцзицзи-10-III» (J-10С) с вооружением для перехвата и воздушного боя – на внешних подкрыльевых держателях ракеты класса воздух-воздух PL-10 с тепловой ГСН, на внутренних – PL-15 с активной радиолокационной ГСН. Самолет оснащен штангой дозаправки топливом в полете.

Пока конкретных сведений о ней немного, однако эксперты отмечают способность РЛС K-7A сопровождать 15 целей на проходе, превосходя в этом РЛС AN/APG-83 модернизированного американского самолета аналогичного класса F-16V (она ведет до 12 целей).

Локаторы всех модификаций истребителя J-10 обеспечивает применение всех типов находящихся сейчас на вооружении китайской авиации ракет класса воздух-воздух, как старых, так и новых. Речь идет в том числе о ракетах средней дальности PL-10 с тепловым самонаведением, которым эта станция может выдавать предварительное целеуказание.

Кроме нового радара истребитель J-10C отличается усовершенствованной системой связи. В Китае теперь уделяется много внимания современным методам управления воздушной группировкой, в том числе автоматизации обмена тактической информацией.

Выпуск истребителей J-10C на заводе в Ченду продолжается – на середину 2018 г. их уже было сдано более сотни. Видимо, именно J-10C будет новой стандартной модификацией самолета. Она была проверена в масштабных  командно-штабных учениях, прошедших в Китае в апреле 2018 г. и зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Естественно, у самолета и его оборудования остаются и определенные недостатки, но у кого их нет? Уровень военной авиации той или иной страны (как и любого другого вида техники) определяется не наличием и серьезностью дефектов, которые имеют место быть, а способностью к их оперативному устранению.

Читайте также  Самолёты-долгожители. Ан-12

Проведенные в сложной обстановке гористой местности апрельские учения 2018 г. показали, что на сегодня основные проблемы с самолетом J-20C и его оборудованием уже решены. Многоцелевой истребитель может успешно выполнять боевые задачи, связанные как с перехватом летательных аппаратов противника, так и с нанесением ударов по наземным и морским целям в том числе с использованием высокоточного оружия.

Многоцелевые истребители J-10C ВВС НОАК на апрельских учениях 2018 г. отрабатывали в т.ч. и удары по наземным целям с помощью высокоточного оружия: под крылом корректируемая бомба калибра 500 кг, а под фюзеляжем – контейнер с лазерно-телевизионной системой для ее наведения.

/Сергей Мороз, naukatehnika.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя