Пентагон принял решение продолжить работы над проектом создания дальнего бомбардировщика нового поколения. Данных, которые бы внесли полную ясность над тем вопросом, возобновят ли американцы проект 2004-2009 годов, или начнут новый проект, пока нету. Но понятно, что из-за режима экономии, который недавно объявил Роберт Гейтс, видимо военным придется смягчить требования к перспективной машине.
Проект 2004-2009 годов
• В военном ведомстве США, давно задумывались над созданием нового перспективного бомбардировщика дальнего действия. Старички В-52, которые приняли на вооружение ещё в разгар «холодной войны» с СССР, в начале 70-х годов 20 века, стояли на службе уже 30 лет.
• Формирование основного списка требований к новому самолету проводилось в течение 2-х лет. Командование ВВС США определило, что новый самолет должен быть принят на вооружение к 2018 году — проект получил название «2018 Bomber» («Бомбардировщик 2018 года»). Затем программу переименовали в «Бомбардировщик нового поколения» (Next-Generation Bomber или NGB).
• Первоначально считалось, что новая машина будет относиться к типу средних бомбардировщиков, а ее максимальная скорость не будет превышать скорости звука. Этот фактор позволял экономить топливо и снизить расходы на дополнительные исследования, которые были необходимы для создания сверхзвукового самолета.
• В число других требований к NGB были, помимо дозвуковой скорости:
— малозаметность;
— способность долго находиться над определенной точкой земли;
— быть носителем крылатых ракет и ядерных бомб;
— быть в воздушном пространстве противника долгое время.
• Официально тендер на создание бомбардировщика был объявлен в 2007 году, ВВС США ожидали, что первый полёт самолёта состоится в 2009 году. В тендере участвовали компании Boeing и Lockheed Martin, Northrop Grumman. Они представили свои проекты перспективных бомбардировщиков в начале 2008 года. В конце этого же года Военно-Воздушные Силы США выбрали проект Northrop Grumman, заплатив компании за разработку самолёта 2 млрд. долларов.
• Пентагон планировал, после создания самолёта, принять на вооружение 175 единиц – 120 строевых, в 10 эскадрилий и 55 резервных и учебных. Стоимость всей программы оценивалась в 40-50 млрд. долларов. Список требований к самолету постепенно рос.
— дальность полёта в 9500 километров;
— возможность дистанционного управления самолётом;
— длительность нахождения в воздухе при беспилотном полёте, равная 50-100 часам;
— использование уже существующих двигателей;
— возможность перевозить вооружение общей массой в 6-12 тонн.
• Считалось, что бомбовоз поднимется в воздух в 2010 году. Программа разработки NGB продолжалась до середины 2009 года, когда было объявлено о намерении Пентагона продлить сроки службы уже имеющихся на вооружении бомбардировщиков B-1B, B-52 и B-2 Spirit, а также о прекращении финансирования программы создания NGB.
• Поводом для отказа от программы NGB стало намерение министерства обороны США отступить от традиционного понимания дальней авиации и разработать принципиально новый подход к вопросу. В марте 2010 года командующий ВВС США Нортон Шварц и министр обороны США Роберт Гейтс объявили, что новый бомбардировщик будет создан, но в качестве одного из элементов обширного «семейства ударных систем».
— возможность наносить удары в любой точке мира;
— выполнение задач радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и радиоэлектронного подавления;
— интеграция в единую информационную сеть Пентагона;
— разведка, наблюдение и рекогносцировка.
• Фактически Пентагон планировал создать целый комплекс вооружений и военной техники, предназначенных для массированной атаки на территорию противника не только с нанесением ядерных ударов, но и с выведением из строя всех информационных систем. Перспективный комплекс, предполагалось, будет действовать как одно целое и наносить удары в абсолютно любой точке мира. А учитывая тягу министерства обороны США ко всему беспилотному, можно предположить, что все компоненты нового «семейства» должны были бы стать либо полностью беспилотными, либо иметь возможность пилотирования летчиком.
• В связи с ростом военной угрозы со стороны КНР, Пентагон решил вернуться к программе создания нового дальнего бомбардировщика. Гейтс намерен включить в бюджет 2012 года финансирование этого проекта. Теперь американским ВВС придётся решать непростую задачу: не тратить много денег, но быстро создать новый бомбардировщик. Возможно, новая система будет модульной, когда все более совершенные системы будут установлены последовательно.
• Самолёт будет создаваться на основе уже существующих технологий: так ВВС хочет установить уже созданные авиадвигатели – в числе рассматриваемых двигатели F119 от истребителя F-22 Raptor, экономичные турбовентиляторные двигатели, модифицированные двигатели Pratt & Whitney F135, которые будут стоять на истребителях F-35. Консорциум Boeing и Pratt & Whitney предложил для нового самолета двигатели PW9000, которые будут устанавливаться на перспективные американские палубные беспилотники.
• Пентагон планирует, что новый бомбардировщик совершит первый полёт в 2016 году, в 2018-м будет принят на вооружение. Самолёт станет переходным звеном к новому сверхзвуковому самолёту – «2037 Bomber» («Бомбардировщик 2037 года»), разработка которого ещё не начата. «2037 Bomber» должен быть принят на вооружение в 2037 году и заменить устаревшие B-52 и B-1, списание которых запланировано на 2040 год.
/Василий Сычев, по материалам lenta.ru/
Так и непонятно будет ли вообще доведён проект до первого полёта. По моему дозвуковая скорость это анахронизм 55 летней давности!!! Ужасно не жизнеспособные системы. Единственный плюс- реально экономит топливо. Всё. Невидимость, может быть и есть, но много раз учёные доказывали обратное. И у B-2 с боевой эффективностью проблемы, нет дальней крылатой ракеты с ядерной боеголовкой. Короче развал и за океаном, не только у нас, что несколько успокаивает.