Ту-22М3М: новый старый

На этой неделе вообще много новостей про Дальнюю авиацию, так, состоялись очередные учения ДА, в ходе которых более 10 бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС/МСМ и заправщиков Ил-78М оперировали над водами Северного Ледовитого океана, а 2 впервые за долгие годы и после реконструкции сели на аэродроме подскока в Анадыре. Но показ нового Ту-22М3М, конечно, куда интереснее.

16 августа 2018 г., как и обещали заранее, в Казани состоялась выкатка первого дальнего бомбардировщика Ту-22М3М нового, намного более глубокого этапа модернизации. Вскоре машина приступит к летным испытаниям, а между тем уже готовятся модернизировать и следующие машины. Всего по планам с 2021 г. должно было быть модернизировано до этого уровня как минимум 30 таких бомбардировщиков из чуть более 60 имеющихся в строевых частях.

Ту-22М3 уже подвергались некоторой минимальной модернизации вроде установки на некоторых машинах специальной вычислительной подсистемы СВП-24-22 (еще в 2013 г. ее получили минимум 3 машины) или обеспечения применения новой гиперзвуковой ПКР Х-32. Авиакомплекс в составе модернизированного самолета и нового вооружения, обозначенный в документах как «объект 45.03М — изделие 9-А-2362 с ТК-56» был принят на вооружение в 2016 г. В отношении этих машин в печати использовался индекс Ту-22М3М, впрочем, «настоящий» М3М показали именно сегодня. Ходят смутные слухи, что в дальнейшем эту машину могут назвать Ту-22М7, хотя не исключено, что так будут называться машины не с отремонтированными и модернизированными двигателями НК-25, а ремоторизованные на выпускаемые уже НК-32-1 (сер. 3) для тяжелых бомбардировщиков Ту-160, Ту-160М1 и Ту-160М2. Планы такой ремоторизации существуют, хотя в первую очередь новые двигатели будут уходить «Белым Лебедям», а не «Бэкфайрам».

Модернизацию Ту-22М3, а точнее, развитие, затеяли еще при Союзе. Ту-22М4 был создан еще при Союзе, но был построен только 1 самолет, а модернизация М5 уже постсоветская, но воплощена в реальность так и не была, куда подевался М6, неизвестно, но и он, возможно, разрабатывался. Работы по комплексу Ту-22М4 начались в середине 80-х годов, до 1987 года эта тема как глубокая модернизация Ту-22М называлась Ту-32. На самолете заменялся прицельно-навигационный комплекс, новая БРЛС «Обзор» от Ту-160, новый бортовой комплекс обороны (БКО), новые оптические прицелы, единый комплекс связи и боевого управления, вводился наддув топливных баков азотом (как на Ту-160). Планировалось использование корректируемых бомб и управляемых ракет в дополнение к «привычному» вооружению ракетоносца — обычным и специальным авиабомбам, противокорабельным ракетами большой дальности оперативного назначения и аэробаллистическим ракетам.

Но в 1991 году по причине сокращения ассигнований на оборону работы по теме были свернуты в пользу более дешевой программы «малой модернизации» серийных Ту-22M3 под модернизированные пилотажно-навигационный комплекс и систему управления ракетным оружием. Построенный же опытный самолет Ту-22М4 использовался для проведения работ по дальнейшей модернизации комплекса. Затем в 1994 году в ОКБ им. Туполева в инициативном порядке был разработан проект дальнейшей модернизации серийного Ту-22М3 и развития темы Ту-22М4. Повышение боевой эффективности комплекса предполагалось за счет увеличения номенклатуры и обновления состава систем вооружения с упором на высокоточное оружие, дальнейшей модернизации БРЭО; снижения сигнатур заметности самолета, улучшения аэродинамического качества самолета (модификация обводов крыла, улучшение местной аэродинамики и качества внешних поверхностей).

В планируемый состав комплекса ракетного вооружения предполагалось включить перспективные ПКР и УР «воздух-воздух» и корректируемые авиабомбы. В состав модернизируемого БРЭО предполагалось ввести: новейший прицельно-навигационный комплекс, модернизируемую систему управления вооружением (СУВ), БРЛС «Обзор» или новую станцию, модернизированный комплекс связи, модернизированный БКО или же новый комплекс РЭП или новый перспективный комплекс. Планировались работы по планеру. Это и был Ту-22М5, но он не был реализован.

И вот мы имеем очередной по счету «подход к снаряду». Итак, что же на нем появилось нового, на этом новом выкаченном борту? Конечно, внутрь не влезешь, но из того, что уже объявлено, и того, что удалось разглядеть… Кроме уже упомянутой операции с двигателем, сразу же бросилось в глаза обилие стеклопластиковых обтекателей антенн там, где их раньше не было. Безусловно, абсолютное большинство из них прикрывают антенны нового мощного бортового комплекса обороны, который занял в том числе и место, где располагалась 23-мм турельная пушечная установка и ее радиоприцел — все равно они не нужны этому самолету. Причем обтекатель там немаленький, мощное что-то под ним находится.

Обтекатель антенн на месте пушечной установки.

Известно о замене практически всей авионики, о новом информационно-управляющем поле кабины, об «интеллектуальной» системе общения экипажа и машины. Заменена прицельно-навигационная система, система управления двигателями, БРЛС, и вообще, как сообщается, «борт» машины унифицирован с тем, что на финальной версии модернизации Ту-160 (Ту-160М, не путать с самолетами новой постройки Ту-160М2, которых еще нет, есть опытный прототип, достроенный из задела).

Вооружен новый ракетоносец будет как ПКР Х-32, так и аэробаллистическим «Кинжалом», а также крылатой ракетой воздушного базирования «средней дальности» (ранее известной как Х-СД — «средняя дальность») Х-50, она же «изделие 715», в револьверной пусковой установке. «Средняя» у ней дальность только в сравнении со своей старшей сестрой Х-101 — сообщается о 3000-км дальности неядерной ракеты против 4500 у «101-й». Х-50, в отличие от Х-101/102, как предполагается, будет только неядерной, чтобы иметь возможность применения с самолетов оперативно-тактической авиации, вроде Су-34 или Су-30СМ, но без включения их в состав засчитываемых по Договору СНВ-3 носителей. Возможны и другие варианты оснащения, например, оперативно-тактической УР Х-59МК2, корректируемыми авиабомбами, кассетами, свободно падающими бомбами, в том числе и «специальными».

Всех очень заинтересовал таинственный выступ на носу бомбардировщика. Сразу появились предположения что это или нечто, скрывающее один из элементов БКО, или же обтекатель, скрывающий штангу дозаправки в воздухе. На первый вариант хоть похоже, но не очень, и вот почему: именно в этом примерно месте у всех «Бэкфайров», имевших, в отличие от Ту-22М3, штангу-приемник дозаправки в воздухе, она и располагалась. Но на обтекатель, под которым штанга находится сейчас — тоже не очень похоже. Скорее всего, это обтекатель, скрывающий место установки убираемой штанги в будущем.

Вот этот таинственный выступ.

Но позвольте, спросит искушенный читатель. Ведь «Бэкфайр» (это название и в ВКС прижилось, еще с советских времен, причем несмотря на то, что оно натовское) лишен штанги по настоянию американцев и после долгих с ними переговоров, чтобы не нарушал Договор ОСВ, да и под СНВ-3 он с ней бы подпадал. Причем американцы, понимая, что конструктивно он сохранил эту способность (Ту-22М2 полностью, а Ту-22М3, скорее, теоретически) дозаправляться в воздухе, потребовали, чтобы и на учебных Ту-134УБЛ штанг не было, а то будут хитрые русские учить экипажи дозаправляться на них, а так — не смогут. Что же, теперь Ту-22М3М будет тяжелым стратегическим бомбардировщиком и значиться в списке носителей СНВ-3?

Весьма вероятно, что так, но ничего страшного в этом нет. Подпадут под это только модернизированные машины, и от 30 лишних носителей, зачтенных в Договоре, РФ ни холодно, ни жарко, потому что запас по недостающим носителям у нас более 150 штук, которые мы не добираем до разрешенных 700 размещенных носителей. За ними будет зачтено 30 боезарядов, как за любым бомбардировщиком, по 1 заряду на самолет учитывается в этом договоре. Тоже, в общем, не страшно.

Но это в случае, если СНВ-3, заканчивающий действие в 2021 г., будет продлен. Несмотря на красивые речи об этом после саммита Путина и Трампа, слишком многие действия РФ в сфере СЯС показывают, что на такой сценарий у нас не очень-то и рассчитывают. Например, заказ целых 6 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа «Борей-А» в дополнение к построенным и строящимся крейсерам. Это уже показывает вкупе с планами по модернизации РВСН, что мы рассчитываем совсем не другой примерный уровень по числу носителей и боезарядов в следующем десятилетии. Хотя заключения нового Договора также нельзя исключать.

И недаром серийные поставки начнутся в основном с 2021 г., когда проблема так или иначе может решиться — окончанием действия СНВ-3 или заключением нового соглашения с новыми условиями учета. В этом случае самолет может еще более доступный ему арсенал вооружения, ведь ограничений-то не будет, хоть Х-102 вешай. Но это, конечно, предположения, а как на самом деле у нас «разрулят» вопрос с этими бомбардировщиками, мы через несколько лет узнаем.

/Я. Вяткин, topwar.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Причем обтекатель там немаленький, мощное что-то под ним находится.
    Прапорщик там сидит.

  2. Радует вновь возникшее внимание к нашему авиапрому. Может дело сдвинется? Однако … намного более глубокая модернизация… — не профессионально звучит… как для журналиста, так и технаря. При отсутствии отечественной развитой элементной базы авионики, даже несмотря на оригинальные структурно-функциональные решения «электронных начинок» можно наверное говорить только о «намного более глубоком» ура-патриотизме: нет микросхем с 10-нанометровой технологией, так мы их шапками закидаем!

    • Насколько знаю, микросхемы, сделанные по 10-нанометровой технологии никто в здравом уме в военной и космической технике и не использует. Они для смартфонов, гаджетов, игровых приставок. Обычно вопросы по защите микросхем, разъёмов и тому подобного от тех или иных вредных факторов решаются с большим запозданием. В итоге в военной и промышленной технике используется то, что почитателями современных гаджетов считается безнадёжно устаревшим. Типа 90-нм микросхем, ком-портов, USB 1.1 и 2.0 и тому подобного.
      На тот же F-22 ставились старые уже на тот момент, зато хорошо проверенные в серверах процессоры Intel Xeon.
      Вы может и технарь, и журналист, но знакомство с военной и промышленной техникой у вас максимум шапочное. Пишите про гаджеты, не отвлекайтесь.

      • Вот и по максимуму пишу про шапки…, чтоб Вас, спецов разбудить. Всё же, насколько я представляю состояние нашей техники и производства, для новейших разработок и даже модернизаций авиационно-космической техники, корабельных систем, бронетехники, не говоря уж о системах связи, управления, робототехники, РЭБа, катастрофически не хватает СВОЕЙ радиоэлектронной компонентной базы, контрольно-измерительных приборов… то, что составляет современную инфраструктуру всего и вся. Современный самолёт, тем более военный, более чем на половину, а иногда и под 90% по стоимости состоит из электроники, с гарантией отсутствия «закладок» от «дружественных» поставщиков. Вам, уважаемому Григорию, лучше меня представляющему состояния и возможности ВПК, не мешало бы хотя бы попытаться переубедить мантуровых, христенких, рогозиных и прочих «эффективных менеджеров» в нормальной расстановке телеги и лошади (о шапках у меня получилось неубедительно). Про нанометры и прочее, не отработанное с запасом по надежности и технологичности, я тоже, конечно, «загнул», Вы правы, но и номенклатура изделий микронного порядка у нас крайне бедна. Если решились (хотелось бы надеяться) на возобновление работ по планеру, двигателям, вооружению ТУ-22М…, ТУ-160М… и ещё чего-то, гениально сработанного несколько десятков лет назад, то проблемы с электроникой вылезают вперед. «Десятки лет» здесь уже недопустимы, и нано метровые горизонты вполне уместны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя