Начато серийное производство гиперзвукового ракетного комплекса

19 июля 2018 года в Минобороны РФ сообщили журналистам, что предприятия промышленности приступили к серийному производству гиперзвукового ракетного комплекса «Авангард». По информации военного ведомства, в позиционном районе Домбаровского соединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) проводятся организационные и технические мероприятия по принятию этого комплекса в эксплуатацию.

«Авангард» — ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, оснащаемый планирующим гиперзвуковым крылатым боевым блоком. По данным открытых источников, управляемый гиперзвуковой боевой блок (головная часть) ракеты создан в рамках опытно-конструкторской работы «4202» специалистами Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» (город Реутов) под руководством главного конструктора Павла Судюкова.

Полет планирующего крылатого боевого блока «Авангарда» идет на высоте нескольких десятков км в плотных слоях атмосферы. Он движется на межконтинентальную дальность с гиперзвуковой скоростью, максимальное значение которой превышает число Маха более чем в 20 раз.

«При движении к цели блок способен осуществлять управляемое маневрирование, как боковое (на несколько тыс. км), так и по высоте, что обеспечивает непредсказуемость его полета для средств противоракетной обороны, возможность обхода зон действия их информационных и огневых средств«, — отметили в Минобороны.

Кроме того, траектория полета планирующего боевого блока проходит ниже минимальной высоты перехвата средств ПРО. Перехват противоракетами ближнего действия также маловероятен, подчеркнули в ведомстве.

История проекта

По информации американского журнала IHS Jane’s Intelligence Review, работы по данной тематике началась в СССР в середине 1980-х годов в качестве асимметричного ответа на разработку в США системы противоракетной обороны (ПРО) по программе Стратегической оборонной инициативы. НПО машиностроения предложило новую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету (МБР), которая оснащалась бы планирующим крылатым боевым блоком. От традиционных боевых блоков МБР, достигающих цели в неуправляемом полете по баллистической траектории, такой блок отличался бы тем, что мог совершать маневр уклонения от противоракет.

Согласно данным издания, программа получила шифр «Альбатрос» и была утверждена в 1987 году. В 1989 году от создания специальной ракеты-носителя отказались, но НПО продолжало разработку планирующего блока. В качестве носителя была выбрана жидкостная МБР УР-100Н УТТХ, принятая на вооружение в 1980 году (стартовая масса — около 100 т, забрасываемый вес — около 4,5 т). Первые испытательные пуски, по данным американского издания, состоялись 28 февраляи 5 марта 1990 года, в обоих случаях МБР доставила боевой блок в заданный район без отделения боевой нагрузки от носителя.

Читайте также  Российские ракеты на высоте

После распада СССР, несмотря на резкое сокращение государственных оборонных заказов, генеральный конструктор — генеральный директор НПО машиностроения Герберт Ефремов смог сохранить научный, технический и кадровый потенциал предприятия. В первой половине 2000-х годов на фоне выхода США из Договора об ограничении систем ПРО и появления планов по развертыванию в Восточной Европе американских ПРО, бюро вернулось к наработкам по проекту «Альбатрос».

19 февраля 2004 года первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ Юрий Балуевский рассказал журналистам, что в ходе тренировки был испытан «космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры как по курсу, так и по высоте». По данным открытых источников, пуск состоялся 18 февраля 2004 года из шахтной установки на космодроме Байконур в рамках учений «Безопасность-2004».

27 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин, отвечая в прямом телеэфире на вопрос жителя Ижевска об оснащении армии, заявил: «Мы разрабатываем и будем ставить на вооружение новые стратегические высокоточные комплексы — такие, каких нет ни у кого в мире. Это такие системы, которые будут работать на гиперзвуке, будут менять направление по курсу и высоте. Практически неуязвимые системы, в том числе и для противоракетной обороны«.

Начиная с 2007 года в открыто публиковавшейся документации НПО машиностроения проект упоминался как опытно-конструкторская работа «4202». Заказчиком темы выступало Федеральное космическое агентство России.

По неофициальным данным, испытания «объекта 4202» проводились с 2004 года на космодромах Байконур и Ясный (позиционный район «Домбаровский» Ракетных войск стратегического назначения в Ясненском районе Оренбургской области), в качестве носителя использовались ракета УР-100Н УТТХ. Были специально модернизированы шахтные пусковые установки.

Начато серийное производство гиперзвукового ракетного комплекса "Авангард"

Согласно открытым источникам, стартовое оборудование экспериментальной базы по теме «4202» было разработано АО «Конструкторское бюро специального машиностроения» (Санкт-Петербург), комплект транспортно-технологического оборудования создан КБ «Мотор» (филиал Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры — ЦЭНКИ). Американское издание со ссылкой на открытые источники сообщало о вероятных пусках в конце сентября 2013 года, сентябре 2014 года и в феврале 2015 года, на основе имевшихся неофициальных данных эксперты издания оценили их как неудачные.

Читайте также  ПЗРК RBS 70NG становится универсальным оружием

В июле 2016 года СМИ со ссылкой на неназванные источники сообщали, что испытания «объекта 4202» будут проводиться параллельно с летно-конструкторскими испытаниями перспективной МБР РС-28 «Сармат», которая и должна в перспективе стать основным носителем гиперзвукового боевого блока.

1 марта 2018 года Путин в своем послании Федеральному собранию рассказал о ракетном комплексе «Авангард» с крылатым маневрирующим блоком. Как сообщил президент, блок «идет к цели как огненный шар», при этом «надежно управляется». Позднее в тот же день командующий РВСН Сергей Каракаев уточнил, что испытания комплекса «Авангард» успешно завершены.

12 марта 2018 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов рассказал в интервью газете «Красная звезда» о том, что Минобороны заключило контракт на серийное производство «Авангарда». По информации замминистра, система «хорошо испытана», хотя создавалась «не без труда». По словам военачальника, проблема управления аппаратом и вопросы защиты стояли очень остро, но решения были найдены, а практические испытания этой системы «подтвердили реализуемость выбранного подхода».

7 июня 2018 года Путин, отвечая на вопросы во время «Прямой линии», рассказал, что «Авангард» появится на вооружении в 2019 году.

Тактико-технические характеристики

ТТХ аппарата официально не публиковались. Предположительно, блок имеет длину около 5,4 м и максимальную скорость, более чем в 20 раз превышающую число Маха. По сообщению Каракаева, корпус аппарата изготовлен из композиционных материалов, что обеспечивает стойкость к аэродинамическому нагреву в несколько тысяч градусов и защиту от лазерного облучения.

Блок оборудован системой терморегуляции разработки московского НПО «Наука». Источник в российском ОПК сообщил ТАСС, что мощность установленного на гиперзвуковом блоке ядерного заряда — «более 2 мегатонн в тротиловом эквиваленте». В настоящее время мощность боевого оснащения стратегических ядерных носителей РФ, США, Великобритании, КНР и прочих, как правило, не превышает 1 мегатонны.

/По материалам tass.ru/

16 КОММЕНТАРИИ

  1. новость очень хорошая, искренне надеюсь, это не очередное «обещаю обещать»))))) касательно «гиперзвуковости», конечно, разговор отдельный, как бы, ЛЮБОЙ боевой блок МБР на конечном этапе получается «гипер-«, но сам факт очень радует. единственное, что является «ложкой дегтя» — в источнике по ссылке указывается «…Проведена подготовка позиционного района в геодезическом и инженерном отношении для размещения ракетного комплекса. Проводится строительство новых и реконструкция старых объектов, обеспечивающих эксплуатацию и боевое применение комплекса. Модернизируются технические и инженерные системы, прокладываются кабельные линии электроснабжения, связи и боевого управления…», то есть, в отличие от красивого ролика с мульт-вставками, речь изначально идет о ракете ШАХТНОГО, а не мобильного, базирования. поскольку для мобильного комплекса уж точно не требуются кабельные(!) линии электроснабжения, о которых стоило бы отдельно разговаривать)))) ну, и фраза «…оснащаемый планирующим гиперзвуковым крылатым боевым блоком…» несколько странно звучит — блок или гиперзвуковой, идущий с бешеной скоростью (5М+) и от сопротивления воздуха прикрытый плазменным коконом в несколько тысяч градусов (а отсюда — планировать ну никак не способный), или планирующий крылатый, то бишь, использующий для движения/управления именно воздушную среду. а так, получается — масло масленое))))
    что наводит на неприятную мысль — насколько оно вообще правда, вот это все описанное — в конце концов, МО официально признало то, что «Кинжал» таки да, авиавариант давно знакомого «Искандера» (хотя поначалу все настаивали на «совершенно новых физических принципах»), как бы не оказалось… нет, хочу думать, что все реально!)))) в любом случае — новый МБР лучше, чем старый с бесконечно продляемым сроком эксрплуатации. ура!)))))

  2. Комплекс шахтного базирования. Старушку УР-100Н допилили таки напильником до летного состояния. То есть разработан на основе старой советской ракеты, принятой на вооружение в 1975 году. Показан только выход ракеты из шахты, а дальше мультики. Видимо, где то там за углом и упала)))).

  3. Трорк, я не знаю, но предполагаю что плазменный слой тоже способен оказывать динамическое давление на рулевые поверхности и давать возможность планирования и маневрирования. Иначе блок бы грохнулся и плазму не использовали бы для разгона предметов. А так да, ура

    • не совсем понял… плазма не используется для РАЗГОНА ББ, плазма побочный эффект при прохождении атмосферы на гиперзвуке))))) в Вики, хоть и простенько, но доступно https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиперзвуковая_скорость, цитата «…Высокоскоростной поток в лобовой точке аппарата (точке или области торможения) вызывает нагревание газа до очень высоких температур (до нескольких тысяч градусов). Высокие температуры, в свою очередь…» и прочие заумные фразы))))) ну, и можно про динамическое сопротивление плазмы поискать (насколько я в курсе, там вообще несовместимые понятия на таких скоростях), так что вопросы остаются. в свое время торпеду «Шквал», в принципе нечто похожее относительно плотности среды, тоже не смогли сделать управляемой без рулевых реактивных двигателей, на гидродинамике… да, как правильно заметил ENTERPRIS, ролик с кучей ляпов, показывают красивую автоколонну, а старт ракеты явно шахтный. так что вопросов масса, слишком топорно…

      • В видеоролике ясно показано что автоколонна подходит к шахте, происходит загрузка ракеты в шахту и только потом старт.

        • а в чем разница??? а если бы ее привезли не на автотранспорте, а на ЖД — оно бы считалось «Баргузином»?))) а если бы «Антей» приволок — то и вообще «ГиперКинжалом»?!)))) какая разница, на чем ПРИВЕЗЛИ??? важно, ОТКУДА стартовало — сильно сомневаюсь, что с только-только принятой на вооружение системой УЖЕ начали проводить эксперименты — а чего же получится, если ее с речного трамвайчика запускать?))) (это, конечно, шутка, но сути вашего «разъяснения» не меняет — шахтный старт, это не мобильный комплекс. или вы видите какие-то варианты — аргументированно, разумеется?)

  4. трорк, разгон плазмой материи подтверждают чудики которые работают с руссорельсотроно. Факт механического воздействия плазмы на корпус Блока считаю более чем реальным. А как они реализовали маневрирование газодинамикой или рулевыми плоскостями, нехилая тайна

    • ну… знаешь, это все из области «может быть». «руссовундевафле» я пока не видел (как и амеро-, и китае-!), так что что там они подтверждают — ну, может быть… или не быть… сомневаюсь, что ради одноразового подрыва там забабахали реально звездолет, как бы, разумнее на перехватчиках такое реализовывать, но… не мешаю никому думать по-своему. ура!!!)))))

  5. А может у Блока маневренность есть, но смешная, с радиусом поворота в сотню километров и внутрь впихан сраный механизм перемещения центра масс для манёвра через крен или тангаж. Лет через 20 узнаем как работает

    • так вот и я о чем же))))) делать сверхсистему управления для одноразовой бабахи — вообще-то бред, она по цене наверняка будет коррелировать со стоимостью всей ракеты с боевой частью совокупно))))) ужасность ЯЗУ принято очень преувеличивать; походу, да, фича мощная, да, разрушительная — но не уберплюшка! вообще-то, вот почитай http://www.yaplakal.com/forum2/topic1156576.html, прикольно, так что клепать ракету по цене авианосца — жирновато будет. скорее всего ты прав (про гироскопы я сразу и думал, просто лом было срач провоцировать), и рулит он далеко не так лихо, как в «ударном мультике прорыва», все куда скромнее и проще. как и с «гиперзвуком», собссно, выше писал.
      хорошо то, что вообще начали новые ракеты производить, пусть и аналоги тридцатилетним уже, стоящим на вооружении — все равно перехватить сам по себе боевой блок тот еще геморрой, и будь их хотя бы пара-тройка тысяч единовременно — не выдержит никакая ПРО. ни ихняя, ни наша, кстати. поэтому они и стараются натыкать своих баз поближе к границам, дешевле жахнуть сотней крылатых, чем десятью, но МБР. и эффективнее, однозначно. ну, а у нас вариантов тупо нет, увы…

      • я думаю результат дискуссии в виде системы маневрирования с охрененным радиусом ближе всего к истине. Вроде и без понтов, но ловить реально тяжко. Походу дёшево и сердито.

      • Трорк, ты случаем не знаешь Zevsa Nekrasova. Тот тоже любит нехилый анализ. Но полтора года уже не мелькает

        • не, если ты намекаешь, что это я, только перелицевавшийся — то точно нет. извини, не знаю я «Громвержца-поэта», как-то не сталкивался)))))

  6. Ракету привезли обычным тягачём и с виду она не длиннее ракеты от мобильного Ярса . Не вижу причин , чтоб при испытательном пуске ракету не запустили из шахты в целях безопасности. Если ракета полетит не как надо и упадет возле шахты, то шахта сильно не пострадает. А вот тягач может быть полностью уничтожен. А он немалых денег стоит. Следующие испытательные запуски могут быть и с колес.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя