Самолет Ил-22ПП с комплексом радиоэлектронной борьбы «Порубщик»

Самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) с комплексом «Порубщик» Ил-22ПП (на фото) способны подавлять спутниковые данные противника, которые используются для управления различными видами военных объектов. Об этом сообщил ТАСС главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

«Под объектом надо понимать крылатые ракеты большой дальности типа „Томагавк“ и оперативного назначения типа JASSM, JASSM-ER и так далее. Все они используют для своего полета и поражения цели данные со спутника», — сказал эксперт.

Помимо вышеперечисленных ракет по сигналам от спутниковых группировок наводятся на цели корректируемые авиационные бомбы, а также противокорабельные ракеты.

Комплекс «Порубщик» способен подавлять сигналы навигационных спутников, задающие широту и долготу как цели, так и управляемого оружия противника. Однако такие спутники не способны точно определять высоту объектов над уровнем моря. Для повышения точности «высотных» сигналов используются наземные станции дифференциальных поправок. Ил-22ПП эффективно подавляет информацию, поступающую и от наземных станций. Это существенно снижает точность использования противником ракетного оружия.

Разумеется, Ил-22ПП предназначен для решения не только этого достаточно узкого круга задач. Он подавляет всю радиоэлектронную информацию, которая передается комплексами противника. Тут и РЛС, и станции связи, и активные головки самонаведения боеприпасов, и самолеты АВАКС, и беспилотники, и боевые корабли противника, и многое другое.

Обновленный Ил-22ПП — это глубокая модернизация самолета Ил-22. В нем заменен радиотехнический комплекс на новый, получивший название «Порубщик». Модернизация завершилась в позапрошлом году, и тогда же Ил-22ПП «Порубщик» начал приходить в ВКС.

Новый комплекс РЭБ отличается высоким «интеллектом» от предыдущих модификаций, в которых в качестве элементной базы использовались устаревшие транзисторы, а в лучшем случае микросхемы средней степени интеграции. Он действует избирательно, подавляя частоты, на которых работают передатчики противника. Самолеты РЭБ предыдущего поколения давили всё без разбору, что порой могло препятствовать нормальной работе своих, российских, комплексов. Увеличены и другие характеристики комплекса. Например, дальность действия и мощность, излучаемых антеннами сигналов.

Работа «Порубщика» происходит следующим образом. Поднявшись в воздух, самолет сканирует эфир, выявляя частоты, на которых работает аппаратура противника. При этом передающие антенны выключены. Этот режим называется «попутной разведкой». Поэтому буквы «ПП» в названии самолета означают «постановщик помех и попутной разведки».

Читайте также  Воздушная радиоэлектронная борьба. Часть 2

После обнаружения наиболее важных каналов связи включается передающая аппаратура, и каналы подавляется. Комплекс способен работать сразу с несколькими каналами, количество которых не сообщается. При этом «Порубщик» может излучать помехи в заданном направлении.

Самолет, безусловно, нужный. Его использование существенно повышает и защищенность наземных войск, авиации и боевых кораблей, и эффективность их действий. Несколько самолетов РЭБ могут нарушить или даже парализовать действия противника в заданном районе. Однако в ВВС эксплуатируются лишь три «Порубщика». И о планах увеличения их количества ничего не известно.

Казалось бы, для нового радиотехнического комплекса, который отвечает на вызовы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, надо было выбрать и современную платформу. Однако выбрали Ил-18, который начал эксплуатироваться в гражданской авиации в 1959 году. Правда, эти три самолета были выпущены позже — в 70-е годы. В конце 70-х годов на их базе были построены воздушные командные пункты Ил-22, оснащенные аппаратурой закрытой кодовой связи.

В 2009 году на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М.Мясищева в подмосковном Жуковском стартовал проект по модернизации этих самолетов до уровня Ил-22ПП. В 2014 году успешно завершились испытания самолета. В 2016 году ВКС была передана первая машина, в следующем — еще две.

Да, Ил-18 — надежная машина, устраивающая военных по всем характеристикам, главная из которых — дальность (6500 км) и время полета (около 12 часов). Однако ресурс самолета подходит к концу. Хоть во время модернизации самолеты и основательно отремонтировали, но протянут они еще не больше десяти лет. Срок для эффективного и современного комплекса РЭБ совсем короткий.

А вынуждены были использовать именно этот самолет, потому что ничего более подходящего у нас пока не существует. Виктор Мураховский считает, что наиболее подходящий вариант — использовать в качестве платформы для «Порубщика» средний транспортный самолет Ил-276. Но его нет, и неизвестно когда он появится. Перегоночная дальность этого самолета запланирована на уровне 7300 км. С нагрузкой в 12 тонн — 3700 км. Но комплекс «Порубщик» весит меньше, в связи с чем у Ил-276 дальность должна быть примерно такая же, как и у Ил-18.

Ил-276 крайне необходим нашим вооруженным силам. И прежде всего военно-транспортной авиации. Потому что он должен заменить еще одного «долгожителя» — транспортник Ан-12, являющийся ровесником Ил-18. Оба самолета совершили первый полет в докосмическую эпоху — в 1957 году.

Читайте также  ВВС США не осилят «Красуху»: когда РЭБ не имеет границ

И он должен бы появиться уже давно, но его история стала поистине скандальной. В 2001 году ОКБ Ильюшина и индийская самолетостроительная компания Hindustan Aeronautics подписали протокол о совместной разработке самолета МТА (Medium Transport Aircraft). В 2007 году договор был подписан уже на правительственном уровне. При равных долях вложения в проект производство самолета предполагалось развернуть и в Индии, и в России.

Однако в 2015-ом в Нью-Дели совершили маневр, который недавно они повторили, выйдя из проекта по совместной разработке истребителя пятого поколения. Объяснение было надуманным — перспективный транспортный самолет не устраивает Индию в связи с невысоким качеством. Да и деньги за него Россия якобы запрашивает явно чрезмерные.

К тому моменту самолет назывался Ил-214. Совсем недавно он был переименован в Ил-276. А в марте этого года стало известно, что ОАК и Министерство промышленности и торговли наконец-то утвердили тактико-техническое задание на перспективный военно-транспортный самолет Ил-276. «С Минобороны ТТЗ согласовано, финализировать его утверждение планируется не позднее второго квартала 2018 года», — говорилось в сообщении пресс-службы ОКБ Ильюшина.

Это обстоятельство объясняет, почему долгие годы разработчики скрывали конкретные характеристики самолета, ссылаясь чуть ли ни на секретность проекта. Их просто не существовало.

Теперь появились новые сроки: первый полет — в 2023 году, принятие на вооружение ВТА — в 2026 году. Поэтому в Объединенной авиастроительной корпорации прорабатывается вопрос о том, чтобы использовать в качестве платформы для комплекса «Порубщик» Ту-204 или Ту-214. Но Виктор Мураховский считает, что это не даст нужного результата.

А между тем, РИА «Новости», ссылаясь на источник в ОПК, сообщает, что Ил-22ПП уже подготавливают замену. Завершен эскизный проект, приближается этап ОКР. О платформе ничего не говорится. Источник расписывает превосходные качества перспективного самолета РЭБ, который должен подавлять любые радиосигналы на суше, на море и в космосе. Наиболее интересным является заявление о том, что «Порубщик-2» даже сможет выводить из строя спутники противника. В это можно было бы безоговорочно поверить, если бы наш ОПК представил хотя бы один работающий наземный комплекс энергетического оружия.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

    • ты о чем, дружище?)))) экономика на подъеме, какие могут быть новые самолеты?))))) тут Дерипаскам на рыбалку не хватает, всем миром скидываться приходится, а ты про какие-то самолеты непонятные)))))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя