Истребитель Су-57 оказался России не нужен

Министерство обороны тормозит истребитель пятого поколения на взлете

Массовых поставок в ВКС истребителей пятого поколения Су-57 в ближайшие годы не будет, заявил вице-премьер Юрий Борисов, совсем недавно занимавший пост заместителя министра обороны. Конкретная цифра поставок этого самолета, согласно подписанному контракту до 2027 года, удручает — 12 единиц. Тут бессмысленного говорить не только о массовости, но и о приемлемом количестве, необходимом даже не для освоения новой машины российской истребительной авиацией, а для ознакомления с ней.

Как правило, сообщения о количестве закупок Су-57 в рамках текущего гособоронзаказа на этом месте обрываются. Борисов же решил пояснить причину такого минимализма. Хоть она и очевидна — сокращение финансирования военных программ в связи с кризисом.

Однако Борисов решил объяснить. И лучше бы он этого не делал. Оказывается, Су-57, первый российский самолет пятого поколения, малозаметный, способный совершать сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме, оснащенный уникальным высокоточным вооружением и РЛС с активной фазированной антенной решеткой, ВКС не очень-то и нужен.

Этот вывод напрямую следует из интервью Юрия Борисова телеканалу «Россия-24»: «Вы знаете, что у нас сегодня Су-35 считается одним из самых лучших самолетов в мире, поэтому у нас нет смысла сегодня форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения. Это наш такой козырёк, который мы всегда сможем разыграть, когда самолёты предыдущего поколения будут отставать по своим характеристикам от аналогичных самолетов ведущих стран мира».

Чтобы разыграть этот «козырёк», необходим целый ряд условий. И прежде всего, нужно, чтобы было кому летать на новом самолете, существенно отличающемся от машин предыдущего поколения, если этот самый «козырек» вдруг понадобится. Когда Су-57 начнут выпускать более крупными сериями, пилотов в достаточном количестве взять будет негде. Они должны не только владеть всеми тонкостями пилотирования, а у Су-57, несомненно, есть множество секретов, неведомых летчикам, работающим на Су-30 и Су-35, но и быть натренированными в тактике воздушного боя, а также в нанесения ударов по наземным целям, прорыву системы ПВО противника и во взаимодействии с другими родами войск.

На двенадцати самолетах необходимое количество летчиков не подготовишь. Правда, есть еще 10 прототипов, которые частично переданы в ВКС. Но у половины из них уже не за горами исчерпанность ресурсов. К тому же у каждого из них есть свои особенности, отличные от «манеры поведения в воздухе» серийных машин.

Читайте также  Су-27 против F-15C: проверка боем

На самолетах не только летают в небе, но их еще обслуживают на земле. Этим занимается технический состав авиационных баз, который должен обеспечивать подготовку к полетам, проводить регламентные работы и выполнять прочую необходимую работу. Его тоже необходимо готовить не только за счет штудирования эксплуатационной документации. Необходима работа с «живыми» машинами, чтобы все освоить на уровне тактильных ощущений и определения нюансов работы систем по звуку. Этому тоже за месяц не научиться.

Так что большее количество Су-57 необходимо для того, чтобы в будущем было кому на них летать и их обслуживать.

Ну, и, конечно же, тут есть момент, который человеку, мыслящему в системе классической логики, понять невозможно. Зачем делать самолет, по подавляющему большинству свидетельств, лучший в мире, чтобы тут же «положить его на полку»? При этом делали Су-57 стремительно, чтобы завершить работу пораньше. Действительно, с момента первого полета прошло меньше восьми лет. Циклы от первого полета до принятия на вооружение F-22 и F-35, также истребителей пятого поколения, были длиннее. И вдруг — мы в нем не нуждаемся!

Конечно, нас не слишком волнует то, что, несомненно, начнутся разговоры на тему «а товар-то с гнильцой». Первыми эту тему затронули индийцы, заявившие, что выходят из проекта совместной разработки истребителя пятого поколения на базе ПАК ФА, потому что у него и малозаметности не хватает, и все остальное не на должном уровне. Хоть у них были совсем другие мотивы. Теперь эту тему подхватят «эксперты», состоящие на службе у «Локхид Мартин» и «Боинга». На международном авиационном рынке законы суровые — надо топить конкурентов всеми правдами и неправдами. И пусть мы пока не собираемся никому продавать Су-57, но мазать будут и другие самолеты, поскольку российская авиационная промышленность «не обладает современными технологиями».

Справедливости ради следует сказать, что 12 первых серийных самолетов не дотягивают до уровня, который задуман конструкторами ОКБ Сухого. На них установлен двигатель первой очереди. Он полностью соответствует требованиям, предъявляемым к пятому поколению. И по управлению, и по ресурсу, и по экономичности, и по ремонтопригодности. Однако на следующих самолетах должен стоять двигатель второй очереди. Который с конца прошлого года проходит летные испытания на одном из прототипов. У этого двигателя более высокая тяга и в бесфорсажном режиме, и на форсаже, чем у двигателя первой очереди. Соотношение тут такое: 11000 кгс против 9500 кгс, и на форсаже 18000 кгс против 15000 кгс. При этом и двигателя первой очереди достаточно для обеспечения сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме, что требуется от самолета пятого поколения.

Читайте также  Сверхманевренность истребителей и её преимущества

Новый двигатель будет полностью готов через три года. И вот тогда можно было бы выпускать для ВКС новую серию Су-57, которые полностью соответствовали бы летно-техническим требованиям. Но — не судьба. Вероятно, это событие произойдет в рамках следующего гособоронзаказа, который начнется в 2028 году. И вот это совсем плохо. Потому что к этому моменту, по прошествии двадцати лет со времени первого полета, самолет уже нельзя будет считать новым, отвечающим вызовам времени, которые, несомненно, возникнут в 30-е годы.

Собственно, это сейчас можно наблюдать в отношении самого прямого конкурента Су-57 — американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor, который в первую очередь тоже создан для завоевания господства в воздухе. Впрочем, вся нынешняя создаваемая авиатехника — многоцелевая. «Раптор», действительно, отличный истребитель. Но у него крайне ограниченные возможности работать в качестве ударного самолета. Он способен брать лишь две корректируемые 450-килограмовые бомбы типа JDAM, поскольку обязан иметь полный комплект ракет «воздух-воздух». Корректируемые бомбы имеют малую дальность полета, в связи с чем «Раптор» должен входить в зону действия ПВО противника. Правда, есть вариант вооружения шестью планирующими бомбами GBU-39 с дальностью 110 км. Но они не способны нанести большой урон противнику, поскольку масса их боевой части равна лишь 17 кг.

У F-22 в силу различных причин отсутствует ряд элементов бортового радиоэлектронного оборудования, без которых сложно считать самолет полностью современным. Например, нет оптико-локационной станции, которая работает при отключенном радаре, снижая заметность самолета. Нет также нашлемного целеуказателя, на что жалуются пилоты «Рапторов», выполняющие полеты в Сирии. Нам очень сложно отслеживать перемещения российских самолетов, утверждают они.

Так что затягивание с внедрением в войска новейшего Су-57 способно сделать его в будущем не таким уж и новым. Наверняка в авиации в будущем появятся новые тренды. И «золотое время» истребителя будет упущено.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

28 КОММЕНТАРИИ

  1. Юрий Борисов, Вы дебил! Для чего создаются новые модели техники? Из-за таких как Вы мы в 80-90 чуть не просрали Россию! Вы не технарь, просто батаник, вам цветы выращивать надо!!!

    • Вообще-то Юрий Иванович Борисов, наверное, самый технически грамотный человек в правительстве. А в интервью мы слышим только ответ Юрия Ивановича, но не слышим вопроса. Чтобы писать статьи нужно видеть всю картину а не заниматься домыслами.

  2. Явление, когда широко разрекламированное изделие, в которое вбухали массу труда и средств, вдруг решают не строить — явление массовое в РФ, системное. Перечисляю: космический корабль «Клипер», ракета-носитель «Ангара», суперледокол «Лидер», атомный авианосец, атомный эсминец, СУ-47 «Беркут», лайнер МС-21, двигатель ПД-35, второй «ангарский» старт в Плесецке, второй старт для Ангары в Восточном, то же самое ждёт КК «Федерация» и недавно разрекламированный проект ПН «Союз»-5, завод для массового производства серии РД-171, танк «Армата» и всё, что на его платформе, «Терминатор», комплект «Ратник» (да-да и это тоже, а то, что будет сделано, будет вполовину от ТЗ)… Почему так происходит и почему это явление системно? Системно — понятно, потому как сплошь да рядом, буквально везде и всюду. А вот — почему… Мне думается, изначально было ясно, если посчитать на обыкновенном калькуляторе — не по деньгам России такие дорогие игрушки. Например, «Армата». Что такое запустить абсолютно новую платформу для чуть-ли не всех типов БТТ (а в основе идеи «Арматы» именно такая концепция). Если на такое не могут наскрести денег ни богатые европейцы, ни даже американцы при их астрономическом бюджете. Поэтому и будет армия в обозримом будущем раскатывать на платформе, восходящей к тридцатьчетвёрке с двигателем — правнуке В-2 тридцатых годов прошлого века. Что такое запустить в серию Су-57 — автор на пальцах объяснил. Но не уточнил — сколько будет стоить. Наверное сопоставимо со всем бюджетом на оборону? (видать, хотели с индусов денежку потянуть, но те послали куда подальше, они хитрые цыгане).
    И так куда ни плюнь — любой суперпроект российский превращается в пропагандистский фейк. На пару самолётов денег хватит, а вот на серию… Кишка у Руси тонка, не зря буржуины попрекают «у вас ВВП 1,2% от общемирового». Камерун строит самолёты пятого поколения? Ну пусть не Камерун, а Испания какая-нибудь с Португалией? У них есть авианосцы и орбитальные корабли с ракетами «Ангара». Нет и не будет. Потому, что по одёжке протягивают ножки. А что с нашими? Мне кажется, все эти проекты начинают, чтобы бюджет попилить. А как доходит до серии, Минфин им — «да вы с ума сошли, у откуда у страны такие деньги»! Начинают новые, как с «Федерацией»вместо «Клипера». Настанет момент и «Федерацию» спишут, начнут липу строить новую, какую-нибудь «Конфедерацию» или «Маньку-облигацию». А вместо «Союза-5» — «Русь-1» (кстати, строили уже такую). Но при всём при том, при нашей несомненной бедности, суперпроекты продолжают плодить.Возможно не только для распила. Но и принцепсу чтоб покрасоваться с аргументами на международной арене. «Мы — сверхдержава»! С какого такого, а, объясните пожалуйста! Не, ребят, это традиция наша — блефовать. Как блефовали в 50-х, гоняя тройку мясищевских М4 по кругу на параде над Красной площадью, пока у буржуинов на лоб глаза от страха не полезли — «спасайся кто может, у Советов армада»! Или как Никита -«мы ракеты выпекаем как сосиски»… Ну вот почему Никита отказал Кеннеди в совместном проекте полёта на Луну? Ракетчики в Подипках тогда шутили -«а вдруг амеры увидят КАК ТУТ У НАС НА САМОМ ДЕЛЕ»!!! А на самом деле мы бедны… Нам бы только день простоять, да ночь продержаться. Это касается и первомартовского хвастовства. Ну, будет у России три «Шквала». Ну десять. Ну, несколько РН с гиперзвуковыми планирующими ГЧ. Тут деньги и кончатся. Это как с лодками 885 проекта. Отказались от того, отказались от сего. Отказались от водомёта. Нам бы подешевле. Не убеждён что и в таком виде серию доведут до 8 единиц. И это против тридцати с чем-то «Вирджиний». Так что «рус, сдавайс»…

    • Я даже не знаю разбирать то говно что вылили тут или просто дать читателям самим увидеть какие выкрутасы делает ваш предвзятый мозг

    • Сдаваться? Вот так сразу? Как интересно? Гитлер, помнится, тоже был уверен, что победит за пару месяцев.

    • В целом с выводами поста Владимира согласен, но хотел бы пару штрихов и от себя добавить.
      Первое: Государство — коли оно как с апломбом утверждается СУВЕРЕННОЕ!!! имеет возможность ИМИТИРОВАТЬ собственную денежную валюту на свои экономические нужды.
      Если нет — оно НЕ СУВЕРЕННОЕ.
      Второе: Насчёт — «рус, сдавайс»… (цитата) — — АНЕКДОТ №24790
      Оптимисты изучают английский. Пессимисты изучают китайский. Реалисты
      изучают автомат Калашникова…
      (От себя) — собственно никто Русских в плен брать и не предполагает.
      Не предусмотрено.

      По сабжу: Собственно мое личное мнение совпадает с тем что серийно в войска Су-57 должен поступать в уже доведенном виде с ОЛС и двигателем второго этапа. Иначе получится просто очень дорогой Су-35.

    • Сколько людей думало так-же как вы. Сколько орали » Рус сдавайся». Где они сейчас?

  3. ТоварисЧи-аналитики, как вас ещё обозвать)) а вопросом задаться не пробывали, на кой чёрт начинать штамповать этот самолёт по сто штук в год? Воюем с кем серьёзно? Ну да смешно же в самом деле. Сейчас на вооружение стоят уже современные самолёты такие как Су-30, Су-34, Су-35. Этого на данный момент более чем достоточно для выполнения всего спектра актуальных задач. Или вы предлагаете начинать списывать только что поставленные в войска самолёты и вводить в строй новый самолёт? Не слишком ли роскошно? Так что я полагаю, что всё правильно делается и новыми самолётами будут заменять постепенно устаревающие модели.

  4. После сокращения оборонного бюджета и вообще в условиях экономии, уже давно понятно, что минобороны хотят сразу закупать машину с новой силовой установкой и полностью укомплектованную всеми системами (например поста 101КС-П на опытных образцах пока не наблюдается). Текущая партия предназначена для того чтобы опробовать новую технику, указать производителю выявленные недостатки и пожелания. Ну и для переучивания лётного и технического состава на новую технику. Все разговоры и заявления (в том числе те что обсуждают здесь) — для отвода глаз. Так сказать завуалированное вешание лапши на уши обывателям. А некоторые одарённые панику поднимают, про то что не будут закупать и.т.п… Можно закупить сотню, а потом постоянно годами дорабатывать всю партию (как с F-35). Успокойтесь) Машина новая и будет определять развитие всей нашей авиации на пол века вперёд. Не всё происходит так быстро, как хочется некоторым. За последние годы уже не раз выдавали планы по испытанию машины, за сроки завершения испытаний и начала серийного производства. Совершенно не учитывая что любая выявленная проблема, требует доработок и последующих испытаний. Причём каждая такая проблема, будет корректировать первоначальные планы и сдвигать сроки вправо.

  5. Смешная новость! «Строили мы строили, и наконец построили»!!! А зачем истратили сотни миллиардов рублей. Если не триллион! С самого начала много людей, знающих, говорили, что делают «те же яйца, только в профиль», хрень делают! Но в Заказчиках похоже сидели заинтересованные товарищи, включали дурачка, и убеждали Путина платить деньги! Теперь оказывается у нас есть самолёты более эффективные! Надо наверное наказать ответственных. Это же явно какое то мошенничество?

  6. не в деньгах причина.
    1) в качестве образования и в минталитете;
    2) делаем все на оборудовании импортном, которое уже износилось и точности и качества нужного не даст. Даже дебилоид как я понимает, что чем больше самолет тем больше нагрузки и тем больше точность нужна, чтобы минимизировать эти нагрузки)))
    3) изготовление и управления должна быть более точным чем на объекте меньшей массы, а иначе износ геометрический и удорожание.
    4) деньги надо направить на образование и на станкостроение;
    5) мы покупаем и через тринадцать лет снова покупаем, а доллара к рублю 1 к 60

    Вот и получается, что наш ВПК работает на ГЕРМАНИЮ, которая нам станки и прочую фурнитуру поставляет
    Китайцы, они купили станок и сразу дублю делать и сразу штампуют серию, наши ВЫКОРМЫШИ (по родсту и знакомству устроенные) = ИТР только кнопки готовы нажимать и в курилках пропадать = прятаться.
    как износ станку, то сразу на другой станок, а неликвид бедолаге.
    Научимся делать станки — и научимся делать шестой и прочее поколение)))

  7. Товарищи, но вам же внятно Тучков разъяснил, что 12 штук в партии не есть серия. А сколько надо, чтобы учесть замечания автора? Два-три авиаполка. В авиаполку три эскадрильи по 16 машин. Вот и считайте сколько надо СУ-57, чтобы по Тучкову.
    Знаете сколько будут выпускать в год F-35 до 2035 года? 124 единицы! Больше десяти в месяц. А станки (точнее — обрабатывающие центры)на «Иркуте» и в Новосибирске новые, успели до санкций завезти. Проблема технологий и станочного парка есть, конечно. Ещё с советских времён. Но тогда было советское станкостроение, хотя и не передовое в сравнении с мировым. А сегодня российского нет. Совсем нет. Но есть масса идей и масса интересных людей, которые пока не плюнули и не сбежали. Но сбегут, если так будет и впредь продолжаться. И масса других проблем есть, Например колоссальная зависимость от импорта в части обеспечения композиционными материалами. Неразвитость в стране аддитивных технологий, в разы ведь снижают и сроки строительства и цену. В Китае лет через двадцать самолёты и РН вообще обещают «печатать на принтере».

    • > Знаете сколько будут выпускать в год F-35

      Да пусть хоть завыпускаются, это ведро с болтами ещё даже до госиспытаний не допущено — из-за массы критических дефектов. И даже в готовом виде неспособно вести воздушный бой против любого 4+

  8. В принципе на настоящий день России пока не нужно много истребителей 5 поколения. Россия пока не собирается нападать ни на кого, но и стран способных напасть на Россию, пока нет. Для обучения пилотов и 12 истребителей хватит. Но лет через 20, можно будет построить достаточное количество истребителей и пятого, возможно и шестого поколения.

  9. Самолёт надо довести до ума.. Это длительный процесс. Поэтому Индия и осторожничает с покупкой СУ- 57. Некоторые элементы дорабатываются, но американцы уже вовсю 6 поколение лепят. Поэтому нет смысла массово лепить пятое …

    • Шестое поколение это ИИ ближний космос и гиперзвук. До первых экспериментальных образцов в этой области минимум лет 15. А до серийных ууууууу
      А до смысла массовости — чего бы пиндовсня так с Ф-35 носится…

    • США уже урезали расходы на гиперзвук до размера волокиты бумажной.
      Основная причина: острая зависимость от поставок титана из России и Казахстана.
      Практически все американские самолеты, военные и гражданские (включая F-22/35) сделаны с применением российского титана.
      Казахстан в свою очередь поставляет в Россию только сырье, из которого опять же в России производят авиационный титан.
      А вот для гиперзвука нужен особый титан высоколегированный и никто такой в США поставлять не намерен. Ходят слухи, что однажды американцы придумают некий такой композит, по характеристикам схожий с титаном, но пока ничего не придумали и зависимость она остается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя