Американские морские пехотинцы рядом с французской бронемашиной VBCI, которая должна быть модернизирована для совместимости с перспективным семейством бронемашин SCORPION
Поддержание технологической актуальности существующих боевых машин является важнейшим элементом модернизации. В частности, что касается танков, в течение десятилетий остававшихся ключевым элементом общевойсковых боевых действий, то здесь преобладают скорее модернизации, чем новые платформы. Легкие бронемашины, хотя и дешевле для замены, также модернизируются, поскольку многие страны располагают ограниченными бюджетами на новую технику.
После окончания Холодной войны количество военной техники во многих сухопутных войсках Европы и других регионов было существенно сокращено, также были свернуты программы по замене боевых бронированных машин (ББМ). Впрочем, российские активность в Восточной Европе и ведущиеся войны на Ближнем Востоке вновь пробудили интерес к получению возможностей, необходимых для борьбы со всем спектром угроз.
Для многих стран это означает инвестиции в ББМ, которые в последние годы не рассматривались в качестве приоритетных платформ. Даже самые, казалось бы, продвинутые американские военные будут эксплуатировать в обозримом будущем боевые машины в основном разработки 80-х годов прошлого века. Как сказал в декабре 2017 года генерал Джозеф Ленджил, глава бюро национальной гвардии, «потребуются значительные ресурсы и время, чтобы снова подготовиться ко всему спектру боевых операций».
Программы модернизации могут быть ограничены добавлением одной бортовой системы или могут включать комплексную модернизацию. Последняя включает преимущественно интеграцию более эффективных, более надежных и легких систем и компонентов в параметрах оригинального базового шасси и внутреннего объема.
В настоящее время для удовлетворения даже самых взыскательных оперативных потребностей с ограниченными ресурсами доступен широкий спектр подходов и технологий — международный рынок для модернизаций ББМ обширен и достаточно конкурентен.
Конструктивная прочность
Модернизация интегрированной архитектуры машины позволяет получить доступ к информационным технологиям и обеспечивает улучшенные боевые возможности за счет повышения уровня ситуационной осведомленности и реализации развитых сетевых подключений, как между бортовыми системами, так и между платформами. Этот вид работ зачастую ассоциируется с крупномасштабной переделкой, интеграцией цифровой системы, которая в будущем за счет открытой архитектуры позволит проводить модульные модернизации. Подобные усовершенствования направлены также на обеспечение унифицированности с новыми ББМ.
Корпус морской пехоты (КМП) США использует этот подход для дальнейшего развития своей плавающей машины десанта AAV (Amphibious Assault Vehicle) производства компании BAE Systems. «Нам необходимо превратить аналоговые разрозненные подразделения в цифровой, завязанный в единую сеть, корпус морской пехоты», — сказал представитель командования по разработкам систем вооружения для Корпуса морской пехоты.
В настоящее время компания SAIC реализует в качестве основного подрядчика комплексную программу SUP (Survivability Upgrade Program) no повышению боевой устойчивости бронемашины AAV, впервые поступившей на вооружение в 70-х годах прошлого века. Это позволит КМП США эффективно эксплуатировать эту машину в сетевых боевых действиях до 2035 года.
В Великобритании открытая архитектура наземных систем LSOA (Land Systems Open Architecture) — и входящая в нее общая (стандартная) архитектура для транспортных средств GVA (Generic Vehicle Architecture) — используется в большинстве действующих программ модернизации. Например, в программе продления возможностей БМП Warrior британской армии WCSP (Warrior Capability Sustainment Programme), направленной на продление срока эксплуатации машин этого семейства до 2040-х годов, будет использоваться совместимая с GVA Улучшенная Электронная Архитектура БМП Warrior (Warrior Enhanced Electronic Architecture).
Другие обновления конфигураций машин пошаговые, в основном это интеграция новых бортовых систем. Сухопутные войска большинства стран полагаются на них при модернизации своих ОБТ. Например, модернизационный комплект второй версии (SEP) V2 (System Enhancement Package — пакет по улучшению (расширению) системы) для танка М1А2 Abrams американской армии был внедрен в 2000-х и позволил полностью оцифровать машину и ее бортовую конфигурацию.
Изначально он рассматривался в качестве промежуточной меры в ожидании крупной модернизации до стандарта М1А3. Между тем, недостаток финансирования и ресурсов привел к разработке модульного пакета обновления SEP V3 с новыми диагностическими системами, интегрированными в архитектуру GVA, которая позволит принять в будущем электронику, обновления и соответствующее программное обеспечение. Это означает, что новая расширенная функциональность возможна без тех изменений, которые ранее предусматривались для конфигурации М1А3.
Американская армия последовала подобному подходу при модернизации своих БМП М2/М3 Bradley, реализовав в них несколько предложений о внесении технических изменений вместо комплексного капитального ремонта.
Улучшение ветроники (vehicle electronics — электроника транспортных средств) является неотъемлемой частью многих модернизаций архитектуры машин, подразумевая под собой интеграцию дисплеев и интерфейсов. Стандарты ветроники определяют требования к человеко-машинному интерфейсу, которые применимы как к новым, так и обновленным ББМ. Они включают стандарт американской армии VICTORY (Vehicle Integration for C4ISR/EW Interoperability — компоновка бортовых систем машины для возможности взаимодействия средств оперативного управления, компьютеров, средств разведки и наблюдения и радиоэлектронной борьбы), натовский стандарт GVA и британский LSOA. Американская армия интегрирует совместимую с VICTORY ветронику в свои «Хаммеры» — бронеавтомобили HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle).
Система «Платформа боевого командования объединёнными силами» включает мультимедийную систему сообщений, которая в цифровом виде получает, раздает и выбирает данные об аварийных ситуациях и оперативном пространстве
Тактическая разведка
Между тем, существует значительная потребность в том, чтобы ББМ могли действовать в рамках сетевых операций, для которых необходимы продвинутые автоматизированные системы управления боем. В качестве примера можно привести французскую боевую информационную систему Scorpion, разрабатываемую компанией Atos Technologies. Она является ключевым элементом разрабатываемого семейства ББМ SCORPION (французский акроним «синергия контактных операций, улучшенная за счет гибкости и информации»). Система также будет устанавливаться при модернизации колесных БМП Nexter VBCI 8×8 французской армии, что позволит повысить уровни взаимодействия и совместимости.
Подобным же образом новые немецкие сети автоматизированного управления и командования известные под обозначением МоТаКо (mobile tactical communication — мобильное тактическое взаимодействие) и MoTIV (mobile tactical information network — мобильная тактическая информационная сеть) также потребуют доработки нынешних ББМ. Процесс начнется с первых 50 машин оперативного управления «Пума» и «Боксер». По графику новые системы достигнут начальной боевой готовности в 2023 году.
Многие ББМ американской армии изначально не предназначались для соединения с сетями автоматизированного командования и управления, но решение было найдено в сетевой ситуационной осведомленности, обеспечиваемой спутниковым устройством отслеживания положения своих/союзных войск, которое на детализированной карте показывает почти в реальном времени картинку своих и вражеских сил. Во время проведения военных операций в Ираке и Афганистане система стала стандартом в коалиционных силах и была установлена на ББМ разных типов.
Основываясь на этом опыте, американская армия в настоящее время оснащает свои машины новой системой JBC-P (Joint Battle Command-Platform — платформа боевого командования объединёнными силами) и заменяет устаревшие устройства отслеживания своих сил.
Модернизации автоматизированных систем боевого управления, интегрированных с архитектурой машины, позволят боевым машинам использовать так называемый «Интернет вещей». Как пример, в него могут быть включены умные аккумуляторы, которые сообщают об уровне заряда и связываются с центральным узлом через беспроводное соединение при необходимости зарядки или замены.
Шведская компания Scania установила программу по превентивному обслуживанию на 200 тысяч своих грузовиков. Она позволила некоторым из них проехать 150 тысяч километров до смены удаленно контролируемого масла двигателя, что позволило значительно сократить расходы на эксплуатацию и обслуживание. «Интернет вещей» предлагается как встроенный компонент новых ББМ (например, для семейства машин британской армии Ajax) и как модернизация существующих платформ. Всё же его широкому распространению в военных системах мешает высокая вероятность кибератак и патентованные системы, у которых отсутствует общий стандарт.
Летальное оружие
При модернизации башен и боевых модулей зачастую вводятся новое вооружение, прицелы, сенсоры и системы управления огнем, которые, как правило, совместимы с некоторыми конфигурациями и ветроникой машин. Они позволяют повысить огневую мощь платформы без необходимости проведения крупных изменений.
Впрочем, некоторые обновления в сфере летальности могут включать замену всей башни целиком. Среди множества программ модернизации с подобным подходом стоит отметить британскую программу продления возможностей БМП Warrior WCSP, в соответствии с которой башня 80-х годов заменяется новой башней разработки Lockheed Martin UK, вооруженной 40-мм системой вооружения с телескопическими боеприпасами Cased Telescoped Armament System совместной разработки ВАЕ Systems и Nexter.
Во время конфликтов в Афганистане и Ираке модернизированные башенные системы и дистанционно управляемые модули вооружения (ДУМВ) были установлены на многие ББМ. Развитие этих систем в настоящее время во многом зависит от стран, стремящихся не только удовлетворить собственные оперативные потребности, но и реализоваться в качестве надежного поставщика на мировой рынок своих инновационных продуктов.
В качестве примера можно привести украинский боевой модуль «Тайпан» и словацкий EVPU Turra 30, установленный на минозащищенную бронемашину JAIS; эти модули также предлагаются на экспорт. Норвежская компания Kongsberg была первопроходцем в разработке ДУМВ, а ее системы из довольно удачного семейства Protector хорошо подходят как для модернизации, так и для установки на новые машины.
С 2014 года повысился интерес к повышению могущества вооружения ББМ за счет установки новых башен и ДУМВ среднего калибра, при этом многие из них необитаемые. Это можно видеть на примере программы американской армии по модернизации базирующихся в Европе бронетранспортеров Stryker до конфигурации Infantry Carrier Vehicle-Dragoon (ICV-D). Она состоит в установке ДУМВ компании Kongsberg, вооруженного стабилизированной 30-мм пушкой, спаренным 7,62-мм пулеметом и установками ПТУР Javelin.
В соответствии с этой срочной программой модернизации всего в течение нескольких недель после выпуска оперативных требований была заказана 81 машина в конфигурации ICV-D. В апреле 2018 года в учебном центре Хохенфельс 2-й разведывательный полк Stryker провел войсковые испытания и оценку машин ICV-D. Еще одним дополнением комплекса вооружения европейских машин Stryker может стать зенитная установка ближней ПВО, которая на данный момент проходит испытания.
Добавить бронебойные возможности также позволяет ДУМВ Nexter ARX25, вооруженный 25-мм пушкой М811 и ДУМВ U4WA компании Norinco с 30-мм пушкой. При модернизации М1А2 Abrams SEP V3 будет устанавливаться низкопрофильный вариант ДУМВ CROWS (Common Remotely Operated Weapon Station).
На безопасной стороне
Целью модернизации системы защиты является повышение живучести ББМ при ограничении добавляемой массы. Проекты модульного бронирования предлагают специальные конфигурации под конкретные задачи, добавление или снятие защитных модулей из стали, композиционных или других современных материалов. Этот подход используется в ранее упомянутой бронемашине AAV SUP и предлагает уровень защиты от СВУ, который на данный момент достижим только в специализированных платформах наподобие машин категории MRAP. Еще один пример — модульная система защиты, разработанная компанией Roketsan для турецкого национального танка Altay.
Другие системы защиты при модернизации интегрируются в базовую конструкцию ББМ. Как пример, в рамках программы полной комплексной модернизации бронемашина американской армии Stryker 8×8 получает двойной V-образный корпус DVH (double-V hull), предназначенный для отражения взрывной волны при подрыве на мине или СВУ. Первые серийные машины в новой конфигурации DVH А1 были поставлены в сентябре 2017 года. Конфигурация А1 включает также более мощный двигатель Caterpillar на 450 л.с. и усиленную подвеску с тем, чтобы компенсировать те проблемы, которые могут возникнуть при переходе с плоского днища на конфигурацию с двойным корпусом DVH.
Дополнительную защиту обеспечивают системы динамической защиты, задача которых состоит в том, чтобы отклонить кумулятивную струю до того, как она достигнет основной брони машины. Возвращение в Европу в 2017 году бронетанковых бригадных групп АВСТ сопровождалось установкой комплектов динамической защиты М19 Abrams Reactive Armour Tile (ARAT) и М32 ARAT-2.
Впрочем, добавляемая масса (для защиты танка Abrams необходимо три тонны блоков ДЗ), риск преждевременных подрывов от огня стрелкового оружия и необходимость обеспечивать защиту высунувшимся из машины членам экипажа при детонации блоков ДЗ — всё это способствует тому, что американская армия неохотно рассматривает системы динамической защиты в качестве долговременного решения.
Американские военные ранее практически не устанавливали системы ДЗ для защиты своих ББМ. Хотя ДЗ в современном виде была создана еще в 80-х годах, бронемашины М2/МЗ Bradley не оборудовались комплектами ДЗ до 2004 года, когда они были внесены в срочные оперативные потребности в Ираке; при этом подобные системы на БТР Stryker стали устанавливать еще позднее.
Комплексы активной защиты (КАЗ), интегрированные с сенсорами платформы-носителя, способны перехватывать и нейтрализовывать атакующие угрозы своими «противоснарядами» кинетического действия. Начало этой концепции было положено еще в годы Холодной войны, но первое «боевое крещение» этих комплексов состоялось в 2011 году на израильских танках.
Компания Rafael в настоящее время продвигает свой комплекс активной защиты Trophy, который на данный момент установлен на израильские ОБТ Merkava Mk3 и Mk4 и БТР Namer. Разработчик также имеет в своем портфолио решения по интеграции КАЗ Trophy на ряд современных танков, включая немецкие Leopard 2 и российские Т-72.
Растущие в последнее время угрозы, в том числе и со стороны России (у которой есть собственные технологии КАЗ), заставили американских военных инвестировать как в готовые системы, так и в более долгосрочные проекты КАЗ, разрабатываемые для защиты своих ББМ.
Армия и КМП США с целью повышения уровня защищенности своих танков в качестве готового решения выбрали комплекс Trophy. В сентябре 2017 года армия объявила о контракте с компанией GDLS стоимостью почти 10 миллионов долларов на установку системы на модернизированный танк М1А2 SEP V2 из бригадной группы. «Trophy на танки Abrams, развернутые в Европе, будет установлен к 2020 году, а может и раньше», — сообщил руководитель программы американской армии по КАЗ.
Решение о том, закупать ли Trophy для всей армии, как ожидается, будет принято в этом году. Также военные рассматривают возможность установки КАЗ Iron Fist от Israeli Military Industries на БМП Bradley и Iron Curtain компании Artis на колесные бронемашины Stryker.
Модульная КАЗ американской армии, Modular APS, представляет собой экспериментальную систему с открытой архитектурой, которая может быть интегрирована с бортовым оборудованием ББМ разных типов, начиная с ОБТ и заканчивая легким тактическим бронеавтомобилем. Она сможет использовать самые разные технологии с целью соответствия быстро возникающим потенциальным угрозам.
Другие страны также реализуют концепции модульных КАЗ как часть интегрированных комплексов. Комплекс GL5 китайской компании Norineo состоит из четырех радиолокационных станций (устанавливаемых по углам корпуса или башни танка) и четырех фиксированных «мачт», устанавливаемых либо на крыше башни, либо на ее бортах. На каждой мачте закреплены три ствола с защитными зарядами, установленными под различными углами. Британская армия также разрабатывает систему защиты для своих танков Challenger 2 в рамках исследовательской программы Icarus. Многофункциональная система защиты Multifunction Self-protection System разработки компании Hensoldt, устанавливаемая на немецких БМП «Пума», также была адаптирована для танка Challenger.
Модернизированный иракский танк Т-72 (узнаваемый по защищенной установке вооружения, установленной на люке командира) принимает участие в боевых стрельбах на полигоне Бесмайя
В прошлом году британский министр обороны объявил о контракте с компанией Leonardo на проработку решений по интеграции КАЗ в новые и модернизированные платформы.
Уязвимость ББМ с закрытыми люками и высунувшимися из машины членами экипажа уже тысячи раз была продемонстрирована как в прошлых мировых войнах, так и в конфликтах на Ближнем Востоке. Поэтому одной из целей проводимых модернизаций является улучшение обзорности за счет повышения уровня ситуационной осведомленности, улучшенного процесса обнаружения, захвата и обстрела целей.
Оптико-электронные и тепловизионные устройства, подсоединенные к бортовым системам обработки изображений, дают водителю и командиру круговой обзор на 360° при любой погоде, закрывая мертвые зоны, которые, так или иначе, появляются при ведении наблюдения из машины. Например, подобные преимущества позволяет получить система RFEL Trailblazer совместимая с британским стандартом GVA.
Усовершенствованные тепловизионные прицелы являются одной из важнейших систем ББМ. Например, такие прицелы входят в вариант модернизации танка М1А2 SEP V3, чье развертывание начнется в конце 2020 года; также они входят в комплекты модернизации танков Т-72М1, предлагаемых Россией на экспорт.
В июле 2017 года индийский Совет по оборонным закупкам одобрил программу стоимостью 36 миллионов долларов по повышению боевых возможностей своих ББМ в ночных условиях за счет установки улучшенного сенсорного комплекта производства местного государственного предприятия.
Подобный подход изучается в рамках программы Управления DARPA под названием Ground X-Vehicle Technology, согласно которой для создания многоспектрального изображения в ББМ будут задействованы звуковые локаторы, лазерные дальномеры и инфракрасные технологии. Испытания по проверке этой концепции начались в 2016 году.
Ценимый за свою массу
Одним из самых популярных направлений модернизации ББМ является установка новых силовых блоков с более мощным дизельным двигателем и усовершенствованной трансмиссией. Поскольку многие доработки ведут к повышению массы машины и энергопотреблению, необходима дополнительная мощность двигателя для сохранения подвижности. При этом пользователи хотят высокую надежность, низкую стоимость эксплуатации и унифицированность с существующими двигателями. Учитывая это, новые машины AAV SUP будут оснащены дизельным двигателем Cummins VT903 мощностью 675 л.с., улучшенной трансмиссией и новым механизмом отбора мощности. Это гарантирует, что их повышенный уровень защиты (подобный уровню защиты машин MRAP) не скажется негативно на скорости на суше, тогда как скорость на воде повысится за счет осевых водометных движителей.
Украинские модернизированные бронетранспортеры БТР-4МВ1 производства харьковского завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева впервые был представлены в октябре 2017 года. Благодаря новому дизельному двигателю Deutz и трансмиссии американской компании Allison машина сохранила подвижность и скорость — 110 км/ч по шоссе и 10 км/ч на воде — предыдущих вариантов, несмотря на усиленную защиту и дополнительные бортовые системы, повысившие ее массу на три тонны.
Впрочем, современные ББМ могут потребовать больше мощности, чем может дать один лишь двигатель. Такие технологии, как например, гибридные приводы, улучшенные аккумуляторы и системы накопления энергии находятся среди тех решений, которые рассматриваются для модернизации военной техники.
Американские военные провели испытания интегрированных генераторов от DRS Technologies на командирских бронеавтомобилях HMMWV. По сообщениям, одна такая модернизированная машина смогла обеспечить мощность, которую ранее генерировали два автомобиля HMMWV, буксирующие генераторы на 15 кВт.
Негативное влияние большей массы может быть уменьшено за счет разработки систем подвески, гусениц и колес, что также позволяет решить вопрос с вибрацией и минимизировать ущерб дорожному полотну. Например, после установки улучшенной системы защиты и более крупного двигателя для платформы AAV SUP потребовалась новая подвеска с поворотными демпферами и обновленными торсионными валами, которые увеличили дорожный просвет на 76 мм.
Становятся более доступными альтернативы стальным гусеницам. В октябре 2017 года «Омсктрансмаш», российский производитель гусениц для тяжелых машин, объявил о новой линии по производству усовершенствованных легких гусениц для танка Т-80 и его модификаций, которые также позволят снизить трудозатраты на обслуживание.
Резиновые гусеничные ленты в своем классическом виде имеют меньшее сопротивление качению, сниженный шум и вибрации и служат вдвое дольше стальных гусениц. Эти преимущества заставили британскую армию выбрать резиновые гусеницы для своих машин Warthog в Афганистане.
Колеса для современных военных машин специально проектируются так, чтобы выдержать увеличенную массу и мощность. Бронемашины Stryker, например, «обуты» в улучшенные колеса Michelin XML. На опытном образце Wheeled Combat Vehicle Demonstrator компании GDLS реализован ряд потенциальных модернизаций, предназначенных для машин серии Stryker. Одно из них — новые боестойкие колеса 365/80 R20 с защитными экранами Hutchinson для снижения радиолокационных и тепловых признаков заметности.
Модернизации ББМ предоставляют сухопутным войскам альтернативу новым платформам, которая, тем не менее, обеспечивает доступ к современным информационным технологиям на «переднем крае» общевойсковых механизированных боевых действий. Это в частности относится к ОБТ, которые, несмотря ни ограниченное количество, очень важны в подобных боевых действиях и благодаря программам модернизации будут доминировать на будущих полях сражений до 2035-2050 годов.
Хотя новые, более легкие ББМ будут разрабатываться и далее, военные большинства стран не горят особым желанием или имеют скромные возможности по разработке и закупке полной линейки ББМ нового поколения с общей архитектурой и бортовыми системами, чему свидетелем является отмененная программа американской армии Ground Combat Vehicle.
Хотя необходимые для модернизаций деньги и время могут осложнить их реализацию для многих стран, они действительно предлагают путь для достижения крайне важной оперативной готовности. Как сказал генерал Ленджил: «Мы не смогли модернизировать наши силы так, как мы бы хотели. Но наша качественная военная составляющая должна быть восстановлена».
/Alex Alexeev, topwar.ru/