Владимир Путин в ходе «Прямой линии» так ответил на вопрос шеф-редактора «Свободной прессы» Захара Прилепина о возможном наступлении Украины на ДНР и ЛНР во время чемпионата мира по футболу в Москве: «Надеюсь, что до таких провокаций не дойдет, а иначе это будет иметь плохие последствия для украинской государственности в целом. Да и невозможно запугать людей, которые живут в Донбассе, в ДНР, ЛНР.
Мы оказываем обеим непризнанным республикам помощь, и будем делать это дальше. То, что происходит в целом вокруг этих территорий — это печально. И говорит о том, что действующее руководство Украины не в состоянии решить эту проблему. Как её решить, считая территорию своей и устраивая её блокаду, подвергать обстрелу, когда страдают мирные жители?
ОБСЕ фиксирует увеличение обстрелов именно со стороны Украины. Зачем это делать, когда нужно просто идти по пути Минских соглашений? Чем дальше это происходит, тем хуже для Украины.
Иногда кажется, что Украина вступает в новый цикл, в том числе по выборам президента и в Раду, и ситуация усугубляется в этой связи«.
«Сделаем со своей стороны, все чтобы проблема была разрешена в рамках Минских договоренностей», — добавил президент.
Между тем, за несколько часов до этой реплики президента России директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков заявил, что в Москве ждут письменных предложений от Вашингтона по российскому проекту резолюции Совбеза ООН о миссии в Донбассе.
«На январской встрече в Дубае российская и американская стороны устно обменялись мнениями о дальнейших шагах по имплементации Минских соглашений и специфике деятельности миссии ООН. Тогда, по завершении переговоров, помощник президента России Владислав Сурковотметил, что американский пакет предложений «выглядит вполне реализуемым», — сказал Чеснаков.
Теперь же, по его словам, от Курта Волкера, как и было условлено в Дубае, ждут соответствующих документов. После чего Россия, возможно, внесёт «тщательно выверенные дополнения в проект резолюции Совбеза ООН, внесенный Россией в сентябре прошлого года».
— Сейчас и Россия и США играют друг с другом в кошки-мышки, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Соединённые Штаты не теряют надежды поставить Россию в такую ситуацию, что она вынуждена будет «прогнуться». И согласится на ввод миротворцев по американскому сценарию, предусматривающему, что «голубые каски» занимают не столько линию соприкосновения армии ДНР и ЛНР с украинской армией, сколько границу непризнанных республик с Россией. Таким образом, республики де-факто будут отрезаны от помощи из Российской Федерации, что повлечёт как гуманитарные, так и политические негативные последствия. По сути, это будет означать «мягкую сдачу» Донбасса.
Россия со своей стороны сейчас не готова к решительным действиям на донбасском направлении и стремится максимально оттянуть возможное обострение. Хотя бы на время проведения чемпионата мира по футболу в Москве. Поэтому и тянется бесконечная история с возможным вводом миротворцев.
Американцы со своей стороны всячески пытаются напугать Россию намёками, что они устроят бойню в Донбассе в ходе ЧМ по футболу, вынудив нас вмешаться. Это опять в западных СМИ будет использовано для разжигания антироссийской кампании, а Европа вынуждена будет присоединиться к новой порции антироссийских санкций.
«СП»: — То есть, на самом деле Россия не собирается допускать в Донбасс миротворцев?
— В России вообще нет чёткой позиции по вопросу Донбасса. Есть точка зрения Владислава Суркова и либеральной части руководства страны, есть позиция силовиков, которые несколько иначе смотрят на этот вопрос. И сейчас, по большому счёту, непонятно, кто в правительстве в большей степени курирует ситуацию в Донбассе.
Поэтому я думаю, что пока Россия не будет говорить решительные «да» или «нет» по данному вопросу. Ситуация будет затягиваться, если США не примут решения спровоцировать эскалацию боевых действий. При этом в Киеве понимают, что в случае атаки на Донбасс можно получить очередное болезненное поражение, которое аукнется для всей украинской государственности. Собственно об этом предупредил киевские власти на «Прямой линии» Владимир Путин.
Однако, несмотря на этот риск, Порошенко может начать наступление на Луганск и Донецк, если такой приказ поступит из Вашингтона. Пока непонятно, как собирается действовать Белый дом. Вполне возможно, что он захочет спровоцировать конфликт, чтобы в определённый момент ввести натовский контингент на какую-то часть Украины. Если же Трамп не решится на столь жёсткий сценарий, будут продолжаться игры вокруг миротворцев, выполнения минских соглашений и т. д.
Хотя, возможно, что США именно сейчас попытаются продавить ситуацию, поскольку есть некоторые сведения, что Владислав Сурков может быть отстранён от курирования Донбасса, а на его место поставят кого-то из силовиков. После чего позиция России станет куда более жёсткой.
«СП»: — Допустим, чемпионат по футболу пройдёт без серьёзного обострения в Донбассе. У России как бы будут развязаны руки. Стоит ли ждать, что Кремль решится на признание республик Донбасса или на какие-то другие кардинальные меры?
— Как я уже говорил, в российской элите нет единства мнений по вопросу Донбасса. Либералы воспринимают его как чемодан без ручки, который желательно куда-нибудь «сплавить». В то время как для патриотически настроенной части элиты вопрос Донбасса — принципиальный. Эта часть элиты категорически против «сдачи» Донбасса не только из соображений поддержки соотечественников, но и потому, что это вопрос суверенитета России в целом.
Поэтому руководство страны заняло выжидательную позицию. Вот, дескать, если ВСУ пойдут в наступление, тогда мы вынуждены будем как-то реагировать. А самим проявлять инициативу — рискованно и хлопотно. Поэтому я думаю, что максимум, что позволит себе Россия после «мундиаля» в Москве — не будет мешать вооружённым силам донбасских республик более жёстко отвечать на разного рода провокации и обстрелы.
«СП»: — Если не будут предприняты решительные меры, может быть тогда действительно лучше добиться ввода миротворцев только на линию разграничения, чтобы украинская армия не могла вести обстрелы мирных городов Донбасса?
— Я думаю, что Запад не устроит такой вариант. Но даже если удастся его продавить, это будет не лучший выход для нас. Таким образом мы как бы отсекаем себя от всей остальной Украины, в том числе — от Юго-Востока, где население в значительной мере остаётся пророссийским. При этом поведение Украины в отношении России останется вызывающим и даже хамским.
Кроме того, под прикрытием миротворцев Запад получит прекрасную возможность завести натовцев на территорию Украины и создать для «голубых касок» военные базы. Это, конечно, создаст дополнительные опасности для России.
— Главным источником мира для Европы (и не только!) уже не одно столетие остаётся русская армия, — говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. — Она много раз уже заканчивала войны и приводила к миру огромные регионы.
В частности, русская армия не раз приводила к миру Европу, порождавшую очередного диктатора. Русская армия гасила очаги войны в самых разных частях света в новейшей истории. Можно вспомнить Приднестровье, где война прекратилась именно благодаря российским военным.
Если мы хотим мира в Донбассе, там должна оказаться русская армия. Если там будут миротворцы, то они должны быть из России.
Что касается американцев, то я вообще не понимаю, какое им дело до происходящего в Донбассе. Трамп заявлял не раз, что он патриот Америки, в отличие от предшествовавших ему глобалистов. Поэтому, исходя из постоянно заявляемой позиции, президент США должен быть согласен с вводом русских миротворцев, поскольку ему важнее сделать «Америку снова великой», сосредоточившись на внутренних проблемах.
Кроме того, из истории мы знаем, что там, где появляется американская армия, война не заканчивается, а наоборот — идёт без конца. Можно вспомнить Ирак, Ливию и т. д.Поэтому, если мы хотим войны в Донбассе, то надо обязательно пригласить туда американских или натовских миротворцев.
В ходе любых переговоров и обсуждения различных миротворческих инициатив нам надо исходить из формулы — русские миротворцы — мир, американские — война.
/Алексей Полубота, svpressa.ru/