ВМФ России: морской десант под большим вопросом

Командование никак не разберется, какие именно корабли нужны флоту

В минувшую пятницу, 25 мая, на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (Калининград) был спущен на воду большой десантный корабль «Петр Моргунов». Это второй БДК, построенный по проекту 11711, разработанному в Невском ПКБ в конце прошлого века. Первый корабль — «Иван Грен» — был заложен в 2004 году. Реально работы по его строительству начались спустя 4 года.

Но и с этого момента кораблестроители особо не торопились, что было связано как с субъективными, так и объективными причинами. Так, командование ВМФ четыре раза корректировало требования к кораблю, в связи с чем работы приостанавливались, и проектировщики начинали вносить изменения в документацию. И это не случайно. Похоже, что командование флотом все еще никак не сформулирует четко, каким именно должен быть десантный корабль морской зоны. Впрочем, об этом чуть ниже.

«Иван Грен» был спущен на воду в 2012 году. Его передача Северному флоту должна состояться в этом году. В конце прошлого года во время госиспытаний были обнаружены некоторые проблемы с задним ходом и остойчивостью корабля, но, как сообщает завод «Янтарь», с ними удалось справиться.

Второй корабль, спущенный на воду в пятницу, может стать последним БДК данного проекта. Хоть первоначально планировалось построить шесть. Командование ВМФ будет решать, нужны ли флоту данные корабли, которые, по сути, уже сейчас непросто назвать новыми в связи с тем, что разработаны они были давно. Более того, во время строительства в целях экономии средств были ослаблены их возможности самообороны и огневой поддержки десанта. Дело в том, что сейчас рассматривается вариант оснащения флота универсальными десантными кораблями (УДК), каковыми были два французских «Мистраля», поставка которых была заблокирована Францией.

Итак, что же собой представляют БДК проекта 11711? Водоизмещение кораблей — 5000 тонн. Длина — 120 м, ширина — 16,5 м. Скорость — 18 узлов. Дальность плавания — 3500 миль, автономность — 30 суток.

Корабль способен доставлять к месту десантирования 13 танков или 36 БТР/БМП, или 300 морских пехотинцев. Есть транспортно-боевой вертолет Ка-29.

Вооружение в нынешнем урезанном варианте представлено 76-мм артустановкой АК-176М, двумя шестиствольными артиллерийскими установками калибра 30 мм АК-630, двумя крупнокалиберными пулеметами калибра 14,6 мм и комплексом отстрела пассивных помех «Пересвет-М».

На этапе проектирования корабля предполагалось оснащение его двумя пусковыми установками системы залпового огня «Град-М». Теперь их нет, что не самым лучшим образом сказывается на подготовке плацдарма для высадки десанта. Нет и запланированного прежде зенитного ракетно-артиллерийского комплекса. И это значит, что данным БДК необходимо придавать корабли, которые защищали бы их от воздушных атак. Ну, и наносили бы массированный удар по берегу перед высадкой десанта. Предположительно это должен быть фрегат с ракетным оружием, способный работать в морской зоне. У ВМФ только два современных фрегата. Так что перспектива БДК «Иван Грен» и «Петр Моргунов» довольно туманная. И, видимо, ВМФ ограничится этими двумя кораблями.

Читайте также  Военно-морской флот России: морская пехота

И это всё, больше БДК у нас не будет, поскольку не существует других, кроме проекта 11711, разработок. И это при том, что данный сегмент кораблей, во-первых, малочислен — их 16, а, во-вторых, все они советской постройки, то есть изношены.

Таким образом, проведение серьезной десантной операции силами двух батальонов, которые могут разместиться на «Иване Грене» и «Петре Моргунове», против обороняющегося сильного противника практически невозможно. Если же принять в расчет, что морских пехотинцев все-таки должна сопровождать бронетехника в виде БТР и БМП, то получается один батальон на двух кораблях.

Однако ВМФ нашел оригинальное применение БДК — корабли используются в качестве транспортных судов. Именно так работал «Сирийский экспресс», когда практически все БДК, способные выйти в море (16 из 19), осуществляли доставку в Сирию военной техники при подготовке в этой стране операции ВКС. Это привело к тому, что плановые учения по высадке десанта начали проводить с использованием противолодочных кораблей вместо БДК, которые «все ушли на фронт».

БДК по западной классификации называются танкодесантными кораблями. Они все еще эксплуатируются, но их все более теснят универсальные десантные корабли. Они являются носителями и бронетехники, и личного состава, оснащены быстроходными средствами высадки десанта типа катеров на воздушной подушке. На них располагается очень серьезное авиационное крыло. Как правило, это вертолеты в количестве нескольких десятков. Но могут быть и самолеты с вертикальным взлетом и посадкой.

При этом УДК, в отличие от БДК, нет необходимости приближаться к берегу, рискуя попасть под массированный обстрел. Подготовку плацдарма проводят ударные вертолеты и палубные самолеты штурмовой ориентации. В этом также принимает активное участие корабельная и артиллерия, и ракетные установки. Места для всего хватает, поскольку водоизмещение УДК находится в пределах от 25000 до 40000 тонн.

Данная концепция десантных кораблей, безусловно, и эффективная, и перспективная. Однако вскоре после того, как Франция отказалась поставлять нам «Мистрали», появилось множество статей в серьезных изданиях, которые построены по принципу басни Крылова «Лиса и виноград». Где доказывалось, что России не нужны УДК, что у России собственная стать.

Читайте также  Модернизация БПК проектов 1155 и 1124М

Однако Крыловский ГНЦ в инициативном порядке начал проектирование УДК «Лавина». То же самое сделало и Невское ПКБ, его проект называется «Прибой».

Возможности «Лавины» в сравнении с БДК возросли существенно. Корабль способен доставлять к месту высадки от 500 до 800 морских пехотинцев и 50 БТР/БМП (или 25 танков). Авиационная группа состоит из 16 вертолетов — ударные Ка-52К «Катран», транспортно-боевые Ка-29, противолодочные Ка-27. Предусмотрены 6 скоростных катеров, которые совместно с вертолетами будут производить десантирование.

К вооружению относятся 100-миллиметровая артиллерийская установка А-130, дальность стрельбы которой превышает 20 км, и 5 ЗРАК «Палаш» и «Панцирь-М».

Разумеется, габариты у «Лавины» гораздо солиднее, чем у «Ивана Грена». Водоизмещение — 24000 тонн. Длина — 200 метров, ширина — 33 метра. Максимальная скорость — 22 узла. Дальность хода — 5000 миль, автономность — 60 суток. Экипаж — 320 человек. При этом геометрия надстроек выбрана такой, чтобы снизить радиолокационную заметность корабля.

Все это, конечно, замечательно, поскольку УДК «Лавина» должен существенно облегчить проведение десантных операций. Однако за это придется платить. Крыловский ГНЦ оценивает стоимость одного такого корабля в 40 млрд. рублей. Это примерно эквивалентно стоимости четырех атомных подводных лодок, поскольку развернуто их серийное производство. Что же касается «Лавины», то в 40 млрд. входят не только затраты на производство корабля, но и стоимость проектных работ, а также подготовки производства.

Есть и еще один «отягчающий» момент. Завод «Янтарь», который специализируется на БДК, не в состоянии построить «Лавину». Поскольку его производственные мощности не позволяют формировать корпуса с водоизмещением больше 14000 тонн и длиной — 160 метров. Поэтому строительство может быть развернуто на другом заводе, например, в Североморске.

А вот «Прибой» окажется «Янтарю» вполне по силам, поскольку этот корабль поскромнее, его водоизмещение именно 14 тыс. тонн. Соответственно, и меньшее число десантников и бронетехники он способен перевозить. Меньше и авиационная группа — 6 вертолетов. Но, разумеется, и стоимость его постройки обойдется дешевле.

Однако ВМФ не спешит определиться с десантными кораблями морской зоны, хоть БДК и явно не хватает, и больше половины из них нуждается в лучшем случае в ремонте. Поэтому проектным компаниям не дают отмашку на трансформацию эскизных проектов в рабочие чертежи. Оно, конечно, понятно — денег мало. Однако даже при их отсутствии можно было бы все же определиться, какие же все-таки десантные корабли нужны нашему флоту.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

7 КОММЕНТАРИИ

  1. На фоне последней новости о строительстве УДК в Ю.Корее за 1 год и стоимостью 350 м.$.
    То есть наше кораблестроение неэффективно, при нашем военном бюджете мы не можем себе позволить стоить корабли с более худшими характеристиками и 2 раза дороже чем страны НАТО….

    • Мелкий штрих. Ю.Корея столь же подвержена кидалову что и профурсетка Франция.
      Свои верфи надо иметь и развивать, а не шарахатся по соседям.
      Штаты могут себе позволить стороннего производителя — они всех за яйца держат.
      Но однажды им это боком выйдет

  2. Ну что, в верном русле статья написана. Исходя из специализации десантная операция должна осуществляться с поддержкой НОРМАЛЬНОЙ БРОНИ а не «цинковым Г». Учитывая что броня — плохо плавает, от слова никак, а то что плывет — хреново бронируется.
    Десантирование по принципу — пусть «утки» плывуть сами — не есть гуд! Здесь концепция УДК «Прибой» куда симпатичней наследников «Тапира».

  3. К сожалению , некомпетентность российских адмиралов носит исторический характер и никуда не делась даже в 21 веке..десантные корабли с носовой аппарелью НЕВОЗМОЖНО использовать в условиях океанской зоны ( а в прибережных водах они и нафиг не нужны) — вывод адмиралов: тупо будем строить ИванГрен. Без полноценных авианосцев флот мировой державы не имеет боевой ценности — вывод адмиралов: костьми ляжем, корветики будем клепать, уежища с вертикальным взлетом, кровью блевать будем, но авианосцы не дадим построить! Нефиг России делать в море! Кстати о птичках, какие 40 млрд руб??? посмотрите цены на коммерческий автомобилевоз и добавьте 20-25 млн долл на систему управления и связи военного стандарта=получите УДК Прибой или Мистраль.

  4. Я ходил на БДК советской и польской постройки. Носовая аппарель слабое место. В последнем походе у нас вообще створки оторвало в Японском море. Вернулись, поставили с другого корабля и пошли дальше Эфиопию защищать…

    • Что за случай? Когда? На каком? Расскажи поподробней. Там же такой мощный крепёж на аппарели — хрен сорвёшь.
      (КТОФ,1981-1984,БДК-181)

  5. Что опять за дурак хочет уничтожить один из лучших род войск? Специфика войны на морях отличается от сухопутной, и сухопутные войска надо долго готовить к войне на морях. А современная война это и есть война на морях. Лучше морского десанта на воде военные задачи никто не сможет решить. Надо сделать морской десант современным, более совершенным и боевая спецтехника должна быть уникальной. Надо модернизировать армию, а не уничтожать боеспособные войска.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя