Для борьбы с кораблями противника могут использоваться различные вооружения, но ведущая роль в настоящее время принадлежит крылатым противокорабельным ракетам. В прошлом, однако, рассматривались и иные варианты противокорабельного оружия. В частности, изучался вопрос создания баллистической ПКР. В нашей стране было разработано несколько подобных проектов, ни один из которых, впрочем, не дошел до практического применения.

Идея баллистической ракеты, предназначенной для поражения крупных надводных кораблей, сформировалась к концу пятидесятых годов. К тому времени вероятные противники нашей страны успели построить многочисленные и мощные флоты, с которыми следовало бороться на дальних подступах. Уже существовали крылатые ракеты для дальних бомбардировщиков и подводных лодок, но их дальность полета не соответствовала актуальным требованиям. И самолет-носитель, и подлодка были бы вынуждены входить в зону обороны корабельной группы противника.

Очевидным выходом из сложившегося положения виделись баллистические ракеты подводных лодок. Имея небольшие габариты и массу, изделие такого класса могло лететь на дальность до нескольких тысяч километров. Благодаря этому появлялась возможность атаки корабельного соединения из безопасного района. К началу шестидесятых годов завершилось формирование новой концепции, что позволило перейти от исследований к опытно-конструкторской работе.

Проекты Д-5Т и Д-5Ж

Первым участником новой программы разработки баллистических ПКР для подлодок стало ленинградское ЦКБ-7 (ныне КБ «Арсенал» им. М.В. Фрунзе) во главе с П.А. Тюриным. С 1958 года эта организация разрабатывала комплекс Д-6 с принципиально новой твердотопливной ракетой. Изучение вопроса показало, что подобную ракету можно взять за основу для перспективной ПКР с достаточно высокими характеристиками. В результате этого стартовал проект с рабочим обозначением Д-5Т.

Макет ракеты комплекса Д-6 на параде.

Базовая ракета комплекса Д-6 представляла собой двухступенчатое изделие с твердотопливными двигателями. На каждой ступени предлагалось использовать по четыре самостоятельных двигателя в отдельных корпусах. Кроме того, на головном обтекателе предусматривались стартовые двигатели, предназначенные для выхода из пусковой установки. Проработка нового проекта показала, что ракета комплекса Д-5Т сможет лететь на дальность до 1500-2000 км. Увеличение дальности в сравнении с базовым образцом достигалось за счет снижения массы головной части.

В начале 1961 года к работам по новой тематике присоединилось миасское СКБ-385 (ныне ГРЦ им. В.П. Макеева). Его проект, получивший рабочее обозначение Д-5Ж, предусматривал создание совершенно новой ракеты с жидкостной силовой установкой. Такая ракета могла бы отправлять специальную боевую часть на дальность до 1800 км.

Носителями комплекса Д-6 должны были стать дизель-электрические и атомные подлодки нескольких проектов. В качестве носителя системы Д-5Т рассматривалась только специализированная модификация проекта 661. Вопрос создания такой подлодки прорабатывался в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит»). Позже, после появления проекта Д-5Ж, появилось предложение об адаптации двух комплексов к использованию на доработанных подлодках проекта 667. Однако на разработку такого проекта требовалось время, что привело к появлению необычного предложения. СКБ-385 поручили проработать вариант баллистической ПКР для базирования на специальных надводных кораблях.

Дальнейшее развитие двух проектов привело к отказу от твердотопливной ракеты. Было установлено, что комплекс Д-5Ж будет более удобен в эксплуатации, и потому именно этот проект следует развивать. Дальнейшая разработка нового проекта велась под обозначением Д-5. Наконец, было принято еще одно важное решение. Перспективным оружием подлодок должна была стать ракета новой модификации, изначально прорабатывавшаяся в рамках проекта корабельного вооружения.

Комплекс Д-5 с ракетой Р-27К

В апреле 1962 года Совет министров СССР постановил начать разработку нового противокорабельного ракетного комплекса для подлодок. Комплекс в целом обозначили как Д-5, ракету для него – Р-27К или 4К18. Как следует из обозначения, новая ПКР должна была стать специальной модификацией существующей ракеты средней дальности типа Р-27.

За несколько месяцев СКБ-385 сформировало облик нового комплекса и определило круг необходимых доработок существующей ракеты. Предлагалось использовать двухступенчатую ракету, в которой первая ступень отвечала за вывод второй на заданную траекторию. Вторая ступень, соответственно, должна была нести средства самонаведения и боевую часть. Поскольку речь шла о поражении подвижных целей, ракета обязательно должна была нести средства обнаружения и самонаведения.

Ракета Р-27К (слева) и базовая Р-27 во время испытаний.

В то же время, было установлено, что разработка ПКР сталкивается с рядом трудностей. Так, средства наведения и управления с требуемыми характеристиками оказывались слишком крупными. Из-за этого вторая ступень могла занимать до 40% от допустимых габаритов изделия. Кроме того, головку самонаведения нужно было закрыть радиопрозрачным жаропрочным обтекателем. Подходящие материалы на тот момент в нашей стране отсутствовали.

Имеющиеся трудности привели к появлению сразу двух предварительных проектов. В них использовалась общая первая ступень, основанная на агрегатах ракеты Р-27, а вторые ступени разрабатывались с нуля. Первая ступень отличалась от базовой конструкции укороченным корпусом с баками уменьшенной емкости. Двигатель 4Д10, средства управления и т.д. оставались прежними. Две версии второй ступени, отличавшиеся оснащением и принципами работы, получили обозначения «А» и «Б».

Читайте также  ПКР Naval Strike Missile - малоизвестная стелс-ракета Норвегии

Оба проекта предлагали использование пассивной радиолокационной головки самонаведения с антенной бокового обзора. До заданного момента антенна в сложенном виде должна была находиться внутри корпуса, а затем выходить наружу и раскладываться. При этом обеспечивался поиск сигналов от радиоэлектронных систем вражеского корабля, по которым можно было определить его местоположение и скорректировать курс ракеты.

Проект «А» предлагал сравнительно сложную систему управления. На восходящем участке траектории ракета должна была корректировать траекторию при помощи специальных двигателей второй ступени. При движении вниз, к цели, следовало использовать аэродинамические рули и корректировать курс по данным головной антенны, принимающей сигналы из передней полусферы. В проекте «Б» предлагалось использовать коррекцию курса только до выхода на нисходящий участок траектории. Первый вариант средств наведения был гораздо сложнее, а также увеличивал габариты второй ступени, но при этом мог дать более высокую точность попадания в цель.

К дальнейшему развитию был принят вариант второй ступени с литерой «Б». Таким образом, ракета 4К18 / Р-27К должна была искать цель при помощи пассивной ГСН с антенной бокового обзора. Необходимость в головной антенне отпала. Для дальнейшей проработки электроники к проекту привлекли НИИ-592 (ныне НПО Автоматики). С его помощью была создана улучшенная ГСН с более эффективной антенной.

Изделие Р-27К, по проекту, имело длину 9 м при диаметре 1,5 м. Стартовый вес – 13,25 т. От базовой Р-27 внешне она отличалась удлиненным головным обтекателем более сложной формы. Вторая ступень несла специальную боевую часть мощностью 650 кт, способной компенсировать некоторое снижение точности. Отказ от полноценной силовой установки на второй ступени и уменьшение запаса топлива в первой привели к сокращению дальности полета. Так, базовая ракета Р-27 летела на 2500 км, тогда как новая 4К18 – только на 900 км.

Следует отметить, что работы по проектам Р-27 и Р-27К были связаны с определенными затруднениями. Вследствие этого базовая баллистическая ракета поступила на вооружение только в 1968 году, а испытания ПКР удалось начать только через два года. Первый испытательный старт 4К18 / Р-27К выполнили на полигоне Капустин Яр в декабре 1970 года.

Схема второй ступени ракеты 4К18 типа «Б».

С применением наземной пусковой установки выполнили 20 тестовых запусков, из которых всего 4 были аварийными. Далее состоялись несколько бросковых пусков с погружающегося стенда. После этого начались работы по подготовке ракетного комплекса к испытаниям на подлодке-носителе.

Следует отметить, что с середины шестидесятых годов проект Д-5 сталкивался с определенными трудностями в части поиска носителя. Одни подлодки не соответствовали техническим требованиям, тогда как другие не могли использоваться с ПКР, поскольку должны были нести стратегические ракеты. В итоге опытным носителем комплекса решили сделать дизель-электрическую лодку К-102 проекта 629. В соответствии с новым проектом «605» она должна была получить четыре пусковые шахты и набор различного оборудования для работы с ракетами.

9 декабря 1972 года подлодка К-102 впервые запустила ракету Р-27К. Испытания продолжались около года, и за это время использовали 11 опытных ракет. 3 ноября 1973-го состоялся парный пуск ракет по барже-мишени. Одно изделие 4К18 при этом попало точно в цель, а второе допустило незначительный промах. Важно, что на момент пуска ракет неопределенность положения цели достигала 75 км. Несмотря на это, ракеты самостоятельно нашли мишень и навелись на нее.

Несмотря на успешное завершение испытаний, в начале сентября 1975 года проект Д-5 / Р-27К закрыли. Пассивная радиолокационная ГСН не могла дать требуемую надежность решения задач, а противодействие ей не представляло особого труда. Ядерная боевая часть, в свою очередь, затрудняла развертывание подлодок с новыми ПКР ввиду наличия новых международных соглашений. Наконец, уже наметился серьезный прогресс в области крылатых ракет. В такой ситуации имеющийся комплекс Д-5 не представлял интереса для флота.

Комплекс Д-13 с ракетой Р-33

Вскоре после старта испытаний ракеты Р-27К, в середине 1971 года, СКБ-385 получило новое задание. Теперь от него требовалось создать комплекс Д-13 с противокорабельной баллистической ракетой Р-33. Последняя должна была основываться на конструкции изделия Р-29 и поражать цели на дальностях до 2000 км при помощи моноблочной или разделяющейся боевой части.

Разработка ракеты Р-33 велась с использованием основных идей и концепций предыдущего проекта Р-27К. Так, базовую Р-29 планировалось «укоротить» до двух ступеней, но при этом собирать из готовых компонентов. Первая ступень, как и ранее, должна была отвечать за разгон ракеты, а на второй предлагалось монтировать боевую часть и средства наведения. В связи с наличием специальной аппаратуры вторая ступень получалась достаточно крупной и тяжелой. Несмотря на это, ракета в целом должна была соответствовать ограничениям существующих пусковых установок.

Сравнение ракет Р-27 и Р-27К (слева).

Для повышения дальности стрельбы, сопряженного с увеличением дистанции обнаружения цели, требовалась улучшенная головка самонаведения. Она отличалась большими размерами, и это привело к сокращению габаритов первой ступени в пользу второй. Уменьшение баков первой ступени могло привести к сокращению дальности полета до 1200 км. Также возникли серьезные проблемы с условиями работы систем. Головка самонаведения нового типа нуждалась в радиопрозрачном обтекателе, способном выдерживать высокие температуры во время спуска. При этом могло образовываться облако плазмы, как минимум, затрудняющее работу радиоэлектронных систем.

Читайте также  О революции в военно-морском искусстве США. ПКР LRASM

И все же в 1974 году СКБ-385 сумело решить часть проблем и представить аванпроект ракетного комплекса Д-13. Первая ступень ракеты, унифицированная с изделием Р-29, оснащалась баками для гептила и азотного тетраоксида, а также несла двигатель 4Д75. Вторая ступень не имела полноценной силовой установки и оснащалась только двигателями для маневрирования. В ней также располагались пассивная радиолокационная головка самонаведения с парой антенн, средства управления и специальная боевая часть. За счет совершенствования систем, сопровождавшегося уменьшением их габаритов, удалось увеличить запас топлива и довести дальность стрельбы до 1800 км.

Согласно аванпроекту, ракета Р-33 имела длину 13 м при диаметре 1,8 м. Стартовая масса во время проектирования неоднократно менялась в пределах от 26 до 35 т. В качестве носителя таких ракет на всем протяжении разработки рассматривались лодки проекта 667Б. Для использования противокорабельных ракет нового типа они должны были получать аппаратуру приема целеуказания и управления ракетой во время предстартовой подготовки.

Согласно планам семидесятых годов, вскоре проект должны были рассмотреть специалисты военного ведомства. Начало испытаний планировалось на конец семидесятых годов, и к середине следующего десятилетия комплекс Д-13 мог поступить на вооружение.

Однако этого не произошло. Заказчик проанализировал существующий проект и решил отказаться от него. В начале сентября 1975 года одним приказом были остановлены сразу два проекта – Д-5 / Р-27К и Д-13 / Р-33. Причины отказа от двух комплексов были одинаковыми. Они не показывали желаемые технические характеристики, реальная боевая эффективность ограничивалась характерными проблемами средств наведения, а наличие ядерной боевой части накладывало ограничения на развертывание.

ПКР на базе МБР наземного базирования

Как известно, межконтинентальная баллистическая ракета УР-100 изначально рассматривалась в качестве средства для решения разнообразных боевых задач в отличающихся условиях. Среди прочего, прорабатывалась модификация такой ракеты для размещения на подлодках. По некоторым данным, рассматривалась и возможность применения доработанной УР-100 в качестве противокорабельного оружия.

Ракета Р-29, на базе которой создавалось изделие Р-33.

По имеющимся данным, что с определенного времени в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея прорабатывался вопрос существующей МБР под особые задачи. Путем существенной переработки конструкции изделие УР-100 могло стать противокорабельной ракетой, отличающейся высочайшей дальностью стрельбы и особой мощностью боевой части. Впрочем, насколько известно, этот проект вместе с рядом других так и остался на стадии предварительной проработки. Полноценный проект не разрабатывался, и опытные ПКР на базе УР-100 не испытывались.

Однако известно, что в середине 1970 года состоялись два запуска экспериментальных ракет УР-100, оснащенных радиолокационными головками самонаведения. Возможно, эти тесты были прямо связаны с проработкой создания перспективной противокорабельной ракеты средней межконтинентальной дальности.

В некоторых источниках упоминается идея создания противокорабельной ракеты на базе «сухопутной» МБР комплекса «Тополь». Однако и в этом случае идеи не были реализованы. Более того, есть все основания считать, что подобного проекта или предложения никогда не существовало и фактически речь идет только о слухах.

***

По состоянию на конец пятидесятых годов Советский Союз сталкивался с определенными проблемами в деле борьбы с корабельными группировками вероятного противника. Существующее оружие, способное потопить крупные корабли, имело ограниченные характеристики и заставляло подводников или моряков рисковать. В таких условиях многообещающим средством борьбы с противником могли стать перспективные баллистические противокорабельные ракеты.

За несколько лет советская промышленность разработала целый ряд проектов подобного рода. Два проекта противокорабельной ПКР дошли до стадии полноценных конструкторских работ, а один из них даже довели до испытаний. В ходе проектов Д-5 и Д-13 были получены интересные результаты, но их практические перспективы оказались неоднозначными. Наличие ряда сложностей технического характера и ограниченные боевые возможности не позволяли в полной мере реализовать весь потенциал нового оружия.

Кроме того, на ходе работ негативно сказался успех в других областях. К моменту завершения проектирования ракеты Р-27К появились новые образцы авиационной техники, а также крылатые ракеты для авиации, кораблей и подводных лодок. Современное оружие такого рода по ряду параметров превосходило баллистические ПКР и делало их ненужными. В итоге от подобного оружия в нашей стране отказались. После 1975 года, когда военные решили закрыть проекты Д-5 и Д-13, новые системы такого рода у нас не разрабатывались.

По материалам:
— makeyev.ru
— alternathistory.com
— rbase.new-factoria.ru
— nvo.ng.ru
— deepstorm.ru
— otvaga2004.ru
— defence.ru
— bastion-karpenko.ru
— Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск: Харвест, 2001.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. автору спасибо! не сказать, чтоб что-то очень уж новое, но экскурс в историю полезный. и подтверждает давно известное — для создания противокорабельных ракет необходимы обеспечивающие динамическую точность системы наведения, или донаведения, или внешнего контроля (недосягаемые противником). толку от самой наилучшей ракеты с дальностью сто-тыщ-пятьсот кэмэ, если она летит куда бог послал, а не точно в цель?!)))
    полезная информация, цитата «…Вторая ступень несла специальную боевую часть мощностью 650 кт, способной компенсировать некоторое снижение точности…» — вдуматься, 650 КИЛОТОНН для «компенсировать»!!! то есть, для того, чтобы иметь шансы на поражение противника, боеголовку запилили чуть не с «кузькину мать»! что подтверждает опять же давно уже известное — эффективность ядерного удара по городу и эффективность его же по боевым кораблям — огромная разница!!! и жертвы Хиросимы и Нагасаки обусловлены не только и даже не столько самой бомбой (ударной волной и тепловым фактором), сколько тем, что мишенями по сути были готовые костры, только спичку поднести оставалось! деревянно-бумажные городки без сколько-нибудь эффективной службы пожаротушения, да еще и с нарушенными ударом управлением, связью и транспортными коридорами…
    еще раз приведу вот это https://topwar.ru/70937-korabli-i-yadernye-vzryvy-chast-vtoraya.html, там и первая часть крайне интересная, и все это указывает на одно и то же — без развитой системы целеуказания или изобретения каких-либо новых способов самонаведения ракет все остальные параметры будут бесполезными, и неважно, как далеко и как быстро летит ракета — если она неспособна попасть по мишени. соответственно на сегодняшний день отечественному флоту доступны только ракеты дальностью примерно 300 км — радиогоризонт, так сказать))))) ну и попытки использовать как управление еще оставшиеся А-50 и прочие единичные системы радиоконроля и радиоразведки…
    еще раз спасибо автору)))))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя