Как уходили «Акулы»

Почетный титул самых крупных в мире подлодок до сих пор сохраняют за собой советские / российские ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Корабли с полным водоизмещением 48 тыс. т несли по 20 межконтинентальных баллистических ракет и могли оставаться в море полгода. Тем не менее, к настоящему времени в составе российского флота остается только одна подлодка-рекордсмен, способная выполнять некоторые задачи. Еще две субмарины ждут начала утилизации, и в скором будущем прекратят свое существование.

Проект «Акула» является одной из самых больных тем в контексте отечественного флота. Несмотря на достаточно смелые планы, удалось построить лишь несколько подлодок с уникально высокими характеристиками. В дальнейшем специфическое сочетание технических и эксплуатационных показателей, а также политические и экономические факторы привели к постепенному списанию нескольких подлодок. Вспомним, как вышло, что из семи строившихся подводных крейсеров в строю остался только один.

Головной корабль нового проекта 941 был заложен на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск) в июне 1976 года. Через четыре года лодку с номером ТК-208 («Тяжелый крейсер») спустили на воду, а в конце 1981-го она вошла в боевой состав флота. Первая серийная «Акула» с обозначением ТК-202 была заложена в апреле 1978 года и строилась до сентября 1982-го. Ее передали заказчику в 1983 году, что называется, под елочку.

Через два года после ТК-202 заложили ТК-12. Ее спустили на воду в декабре 1983-го, и передали заказчику примерно через год. ТК-13 строилась с зимы 1982-го по весну 1985-го. К началу 1986 года этот крейсер поступил на службу. К этому времени на испытания вышла лодка ТК-17, заложенная в феврале 1985 года. В ноябре 1987-го ее передали ВМФ. Последний из построенных кораблей, ТК-20, заложили в самом начале 1987 года, спустили на воду в июле 1988-го и сдали в сентябре 1989-го.

Изначально все РПКСН проекта 941 носили только тактические номера, указывавшие на их принадлежность к классу тяжелых крейсеров. Позже некоторые подлодки получили и имена. Так, головной корабль ТК-208 после ремонта в начале двухтысячных стал «Дмитрием Донским», ТК-12 стали называть «Симбирск», а ТК-17 – «Архангельском». В рамках договора о шефстве подлодка ТК-20 была названа в честь предприятия «Северсталь». Прочие субмарины остались безымянными.

Следует отметить, что первые «потери» перспективный проект 941 понес еще во время строительства. Во второй половине восьмидесятых годов планировалось заложить седьмую лодку серии с номером ТК-210. Предприятие «Севмаш» начало подготовку некоторых конструкций, и вскоре должна была пройти церемония закладки. Тем не менее, ее отменили. Исполняя условия существующих международных договоров, СССР решил ограничить количество «Акул» шестью единицами. Уже собранные элементы конструкции ТК-210 некоторое время простаивали без дела, и в 1990 году их разобрали.

Как уходили «Акулы»Одна из «Акул» в море, восьмидесятые годы.

Строительство крупных и сложных кораблей заняло немало времени, и потому полная группировка из шести АПЛ была достроена только к началу девяностых годов. В этот период у нашей страны уже имелись определенные экономические и политические проблемы, которые могли серьезно ударить по вооруженным силам и военно-морскому флоту.

Первой проблемой «Акул» – равно как и любых других подлодок или кораблей независимой России – стал недостаток финансирования. По некоторым данным, в первые годы после распада СССР эксплуатация корабля проекта 941 стоила порядка 300 млн рублей в год, тогда как РПКСН проекта 667БДРМ обходились лишь в 180 миллионов. Кроме того, возникли проблемы с производством и поставкой баллистических ракет Р-39 – основного вооружения лодок. Наконец, не способствовал продолжению службы и политический курс, взятый руководством страны.

Несмотря на все трудности, флот продолжал эксплуатацию шести стратегических крейсеров; время от времени проводились учебно-боевые запуски ракет Р-39. К примеру, в августе 1991 года лодка ТК-17 выполнила залповый пуск двух ракет. В октябре 1992-го корабль ТК-20 одновременно запустил три ракеты. Позже такие стрельбы проводились несколько раз, и в марте 1997 года был поставлен самый настоящий рекорд. РПКСН ТК-13 атаковал условную целью полным боекомплектом из 20 ракет. В декабре аналогичный залп выполнила лодка ТК-20. Любопытно, что обе стрельбы выполнил всего один экипаж, служивший на ТК-20.

Как уходили «Акулы»«Акулы» на базе, девяностые годы.

Впрочем, следствием любых учебных стрельб являлось сокращение запаса имеющихся МБР Р-39, производство которых уже было прекращено. Последние запуски ракет этого типа состоялись в октябре и декабре 2003 года, их выполнили корабли ТК-17 «Архангельск» и ТК-208 «Дмитрий Донской». На этом запас имевшихся ракет был исчерпан, что оказало самое серьезное влияние на дальнейшую судьбу их носителей.

Читайте также  Новейший «Статус» России обезоружит США

Нужно отметить, что недостаток ракет и ограниченное финансирование флота начало сказываться на группировке «Акул» за несколько лет до последних стрельб. Уже весной 1995 года первая серийная лодка ТК-202 была выведена из боевого состава флота и отправлена в отстой. Через несколько месяцев в резерв вывели крейсер ТК-12. Вскоре после первой стрельбы полным боекомплектом в резерв отправилась лодка ТК-13. Прочие РПКСН пока оставались в составе военно-морского флота и продолжали службу, хотя и с ограниченными боевыми возможностями.

Дальнейшая эксплуатация всей серии подлодок проекта 941 в исходной конфигурации не представлялась возможной. Запас баллистических ракет подходил к концу, а перевооружение могло быть чрезмерно дорогим и фактически невозможным по объективным причинам. В связи с этим появлялись различные предложения о перестройке ракетных крейсеров в технику иного назначения. Из «Акул» предлагалось делать танкеры, транспортные суда и т.д. Тем не менее, ни одно их таких предложений не вышло из стадии обсуждений и, соответственно, не было реализовано.

Как уходили «Акулы»Подводный крейсер ТК-202 незадолго до отправки на разделку, 1999 г.

Тем временем дальнейшая судьба всех шести построенных подлодок оставалась неопределенной. Однако уже в конце девяностых годов было принято решение об утилизации части субмарин, оставшихся без боезапаса и реальных перспектив. В 1999 году на предприятие «Звездочка» (г. Северодвинск) доставили РПКСН ТК-202. В обозримом будущем завод должен был начать его разделку. Ирония судьбы состоит в том, что и на этот раз возникли проблемы с финансированием. Утилизация подлодки началась только в 2002 году, при прямой финансовой поддержке США. Работы продолжались до 2005-го.

Следующим на разделку отправился крейсер ТК-12. В середине 2005 года его отбуксировали в Северодвинск. В следующем году начался процесс разборки конструкций, продолжавшийся до 2007 года. Вскоре появился новый контракт на разборку подлодки, теперь речь шла о ТК-13. Через несколько месяцев стартовали выгрузка ядерного топлива и разделка конструкций. К осени 2009 года от подлодки остался только блок реакторного отсека, предназначенный для длительного хранения. Как и в случае с ТК-202, две следующие подлодки утилизировались при финансировании зарубежных партнеров.

И все же начало двухтысячных годов не было для «Акул» исключительно мрачным. Некоторые принятые решения позволили осуществить ремонт и модернизацию одного из ракетных крейсеров. Благодаря этому он смог продолжить службу, и до сих пор остается в составе военно-морского флота. Речь идет о головном корабле проекта 941 – ТК-208.

Якорь одной из списанных подлодок стал памятником в Северодвинске.

Несмотря на известные трудности, российское министерство обороны в девяностых годах продолжало поиск путей развития морской компоненты стратегических ядерных сил. На немногочисленные ракеты Р-39 полагаться не приходилось, и потому было решено разработать новую МБР для подводных лодок. Впоследствии это решение привело к появлению современной ракеты Р-30 «Булава». Для выполнения некоторых работ в интересах перспективного проекта требовалось опытовое судно, способное стать испытательным стендом.

В 1989 году головной ракетный крейсер типа «Акула» был поставлен на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У. В 1991 году работы были заморожены на неопределенный срок. В 1996-м их удалось восстановить, причем теперь лодку следовало перестраивать по проекту 941УМ. Летом 2002 года ТК-208 вернули в состав ВМФ с целью проведения испытаний перспективной ракеты. Через несколько месяцев после этого корабль получил имя «Дмитрий Донской».

Примерно тогда же появилось предложение отремонтировать и модернизировать по новому проекту лодки ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», которые к этому времени остались без боекомплекта и фактически без будущего. Тем не менее, это предложение не стали сразу принимать к реализации. Споры продолжались несколько лет, но в середине двухтысячных годов ТК-17 и ТК-20 ушли из боевого состава в резерв. В обозримом будущем командование планировало решить их дальнейшую судьбу. Возможность модернизации или превращения одной из лодок в музей не исключалась полностью, но и не подтверждалась.

Как уходили «Акулы»«Дмитрий Донской» был модернизирован и продолжает службу.

На протяжении нескольких последних лет неоднократно появлялись сообщения о будущем двух подлодок, пребывающих в резерве. На этот раз новости не давали ни малейшего повода для оптимизма. Так, официальные лица впервые рассказали о своих реальных планах в 2015 году. Тогда говорилось, что два корабля придется утилизировать. Весной 2016 года с двух подлодок начали демонтировать крышки пусковых установок.

Читайте также  О перспективных проектах кораблей для ВМФ России

Последние на данный момент новости о дальнейшей судьбе ракетных крейсеров и сроках выполнения работ появились в середине января. РИА Новости со ссылкой на неназванный источник писало, что в скором будущем «Архангельск» и «Северсталь» тоже отправятся на утилизацию. Корабли уже выведены из боевого состава, и в обозримом будущем будут разделаны. Утилизацию будет выполняться судостроительной промышленностью при участии госкорпорации «Росатом». Работы начнутся не ранее 2020 года.

Имеющиеся сведения о будущем «Дмитрия Донского», в отличие от новостей про ТК-17 и ТК-20, могут быть поводом для оптимизма. Начиная с 2016 года, в средствах массовой информации несколько раз утверждалось, что ТК-208 продолжит службу и после 2020 года. В начале прошлого десятилетия эта лодка стала опытовым судном для испытаний ракеты «Булава», и в обозримом будущем она может вновь вернуться к такой работе. Министерство обороны планирует создать улучшенный вариант ракеты Р-30, и к испытаниям опытных изделий этого типа могут привлечь имеющийся корабль. Таким образом, через несколько лет «Дмитрий Донской» получит новую возможность выйти в море с опытными ракетами на борту и поспособствовать укреплению ядерного щита.

Как уходили «Акулы»ТК-208 у уникального крана для загрузки ракет.

С момента принятия ТК-208 в состав ВМФ СССР прошло более 36 лет. При этом более 12 лет подлодка пребывала на ремонте и модернизации. Однако и в этом случае «Дмитрий Донской» является своеобразным рекордсменом среди «Акул». Он оставался на службе дольше всех и, вероятно, в будущем только улучшит подобные показатели. Планы по использованию этого РПКСН в будущей программе испытаний модернизированной «Булавы» позволяют предполагать, что его возраст в итоге перевалит через 40 лет или даже приблизится к 50.

Прочие подлодки проекта 941 уже не смогут похвастать такими сроками службы. Два корабля были выведены в резерв в середине девяностых годов, еще два – в середине двухтысячных. Большая их часть оставалась в боевом составе флота не более 12-15 лет. Единственное заметное исключение – лодка ТК-17, переданная флоту в 1987 году и выведенная в резерв в 2006-м. Однако и в этом случае подлодка служила гораздо меньше, чем могла бы в благоприятной ситуации.

Согласно планам отдаленного прошлого, перспективные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» должны были пополнить и усилить морскую компоненту стратегических ядерных сил, заметным образом повысив ее ударные возможности. Нельзя не признать, что советское военное кораблестроение справилось с поставленной задачей и обеспечило флот требуемым количеством нужной техники. Предприятия ракетной отрасли, в свою очередь, создали солидный запас требуемых вооружений.

Как уходили «Акулы»ТК-208 «Дмитрий Донской» останется в строю, как минимум, до начала двадцатых годов.

При сохранении желаемых возможностей и должного финансирования стратегические «Акулы» могли бы в течение нескольких десятилетий вносить самый заметный вклад в обеспечение безопасности страны. Однако известные события конца восьмидесятых годов и кризис девяностых привели к иным результатам. Нашей стране пришлось отказаться от строительства седьмого корабля серии, а затем списать и утилизировать четыре уже построенных. Две подлодки остаются в резерве, но их судьба не так давно была определена. Только одна уникальная во всех отношениях субмарина пока продолжает службу, пусть даже и в новом качестве.

Очевидно, что эпоха лодок типа «Акула» подходит к своему завершению, и им уже не суждено стать основой морской составляющей ядерного щита. Тем не менее, и в такой ситуации командование смогло найти возможность сохранить в строю хотя бы один корабль. Однако и это вряд ли может быть достаточным поводом для оптимизма. Приближается новое десятилетие, а после 2020 года начнется разделка двух подлодок из трех оставшихся. В самом лучшем случае, военному ведомству и заинтересованной общественности удастся превратить одну из лодок в музей, но и на это, похоже, пока рассчитывать не стоит. Эпоха «Акул» заканчивается. Но, к счастью, начинается новая – эпоха «Бореев».

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://flot.com/
http://flotprom.ru/
http://deepstorm.ru/
https://defence.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-671.html

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя