Долгое время американская снайперская доктрина не уделяла самозарядным снайперским винтовкам особого внимания, однако локальные конфликты начала XXI века вынудили военных задуматься о принятии на вооружение чего-то более серьёзного, чем простая штурмовая винтовка с оптическим прицелом. На вооружение флота, морской пехоты и армии поступило целое семейство модификаций гражданской винтовки SR-25 производства «Найтс Армамент Компани».
Последний шанс Юджина Стонера
«Болтовки» — классические винтовки с ручной перезарядкой — всегда заметно превосходили аналогичные полуавтоматы по весовым показателям и надёжности, а главное — по точности стрельбы. «Настоящему» снайперу, именно в американской терминологии (Sniper), действующему зачастую в индивидуальном порядке, в отрыве от остальных подразделений, действительно было необходимо оружие, способное максимально воплотить принцип «один выстрел — один труп».
Американский снайпер в Ираке, вооружённый старой снайперской винтовкой M21
Что касается меткого стрелка «низового уровня», или «парня, который стреляет чуть лучше товарищей» (Marksman), действующего в составе отделения, то ему, как считалось, вполне достаточно выдать обычную штурмовую винтовку с оптикой, сошками и чуть более толстым стволом, а то и просто с оптикой. Это резко упрощает снабжение, да и патронами всегда можно «подкормиться» у боевых товарищей. В самом крайнем случае можно было достать со складов и стряхнуть пыль с M21 — снайперского варианта снятой с вооружения винтовки M14.
Такой «крайний случай» наступил в самом начале XXI века. Если в 1991 году во время «Бури в пустыне» наземная фаза была скоротечной, и в ходе масштабных общевойсковых действий решающую роль сыграли удары авиации, артиллерия и танки, то в 2001 году в Афганистане и в 2003 году в Ираке война очень быстро приняла характер партизанской. В ней роль индивидуального стрелкового вооружения была значительно выше. Кроме того, пустынная и горная местности позволяли вести перестрелку на достаточно больших дистанциях. В этих условиях на низовом уровне (пехотное отделение) быстро возникла потребность в оружии, способном на равных вести перестрелку с противником, использующим оружие под мощный винтовочный патрон — СВД, ПК и им подобными.
Американская армия довольно быстро реагирует на различные «болевые раздражители», и этот случай исключением не стал: в войска немедленно начали направлять вышеупомянутые M21. Разумеется, применение «старушки» времён Вьетнама могло быть лишь временной мерой. К тому же, оказалось, что часть из 40 000 M14, хранившихся на складах (в основном ВМФ США), уже «раздарена» союзникам, и прежде чем переделывать их в снайперские варианты, винтовки нужно получить назад. Для полноценного же решения проблемы армии требовалась новая снайперская самозарядная винтовка — и, как оказалось, такая уже была.
В начале 90-х годов прошлого века американская «Найтс Армамент Компани» (Knight’s Armament Company PDW) занялась разработкой новой самозарядной винтовки. Это была довольно амбициозная задача, но в компании имелись основания рассчитывать на успех — для конструирования винтовки был приглашён Юджин Моррисон Стонер, создатель знаменитой M16.
С другой стороны, для Стонера это тоже был своего рода последний шанс. Созданная им ещё в 1955 году весьма удачная винтовка AR-10 под патрон 7,62×51 мм была давно отвергнута армией США и получила известность лишь как «предок» М16. Не смог повторить успех «чёрной винтовки» и его комплекс Stoner 63 — хотя, глядя на современное увлечение модульными системами стрелкового вооружения, можно сказать, что конструктор просто пришёл со своей идеей слишком рано.
Снайперская винтовка SR-25 в оригинальном виде.
В этот раз Стонер не стал рисковать, а обратился к своим же проверенным решениям, благо, за долгую карьеру конструктора у него их скопилось более чем достаточно. Новая винтовка SR-25 (Stoner Rifle model 25) под патрон 7,62×51 мм сочетала в себе элементы конструкции как AR-10, так и AR-15/М16. Работа автоматики обеспечивалась за счёт отвода пороховых газов для воздействия непосредственно на затворную раму.
Изначально «снайперскую» направленность предполагал тяжёлый длинный ствол, не имеющий контакта с цевьем. Приклад, пистолетная рукоятка и много другое были унифицированы с хорошо знакомой публике М16. Даже 20-патронные магазины, изначально сделанные по типу магазинов для AR-10, были заменены на увеличенные аналоги магазинов М16. Высокое качество изготовления позволило фирме заявить о том, что их новая винтовка способна обеспечить кучность менее одной угловой минуты.
Сначала для флота, далее везде
Поскольку на момент разработки в армии господствовал культ снайперских винтовок с ручной перезарядкой, в «Найтс Армамент» рассчитывали скорее на гражданский и полицейский рынок, но новым оружием заинтересовались как раз военные, в частности — командование спецназа Флота США. При всех достоинствах «болтовых» снайперских винтовок в практике спецназовцев довольно часто возникали ситуации, когда для уверенного поражения цели требовался быстрый повторный выстрел.
Ещё в 1991 году подполковник Дэвид Лутц составил документ, в котором указывалось на желательность усиления вооружения снайперских команд. В тот момент Корпус морской пехоты в качестве основного оружия снайперской группы использовал винтовку M40A1 с ручной перезарядкой под патрон 7,62×51 мм, а вспомогательным оружием была M16A2 с оптическим прицелом. По мнению Лутца, оптимально было бы вооружить второго номера снайперской пары самозарядной винтовкой со съёмным глушителем под аналогичный патрон, способную эффективно решать снайперские задачи на ближних и средних (до 600 м) дистанциях.
Уже в мае 2000 года, ещё до теракта 11 сентября и нового витка «войны с терроризмом» по всему миру, «Найтс Армамент» получила от Флота США заказ на партию своих винтовок, доработанных с учётом пожеланий заказчика. Модификацию MK 11 Mod 0 отличали от базовой модели SR-25 более короткий ствол — 20 дюймов вместо 24, — а также быстросъёмный глушитель и ряд других дополнений. Помимо легендарных «морских котиков» (SEAL), новые винтовки вскоре начали получать и другие подразделения, в частности — Корпуса морской пехоты.
Снайперы морской пехоты США с винтовкой MK 11
Наконец, на SR-25 обратила внимание и армия США. В 2005 году «Найтс Армамент» выиграла армейский конкурс на новую полуавтоматическую снайперскую винтовку. В мае –июне 2007 года первые XM110 прошли заключительный этап войсковых испытаний в Форт-Драм, а в апреле следующего года уже серийные М110 начали получать войска в Афганистане. По сравнению с более ранним вариантом MK 11 в конфигурацию винтовки был внесён ряд изменений, впрочем, не затрагивающих конструктивную основу последнего детища Стонера. Так, M110 получила новую модульную систему креплений URX вместо применявшейся ранее на винтовках MK 11 RAS, крепление прицела вместо двух отдельных колец стало моноблочным.
Можно было бы посмеяться, что спустя полвека американские военные наконец-то получили «всего лишь свою СВД», однако правильнее говорить скорее об осознанной на основе боевого опыта необходимости иметь полуавтоматическую снайперскую винтовку под «винтовочный», а не малоимпульсный патрон. Что касается боевых возможностей, то M110 скорее превосходит «обычную» СВД. Американская винтовка тяжелее, имеет сошки, «вывешенный» ствол, более удачное крепление прицела. Немалую роль играют также качественные характеристики оптического прицела и патронов.
Мнение «конечного потребителя»
Впрочем, не стоит полагать, что SR-25 совсем уж идеальная с точки зрения американских военных винтовка. Так, в 2011 году на сайте military.com появилась статья бывшего рейнджера и бойца специальных сил Джека Мерфи, где он указывал на недостатки M110.
Прежде всего, у винтовки отсутствует досылатель (forward assist). На винтовках семейства эта деталь впервые появилась на XM16E1, призванная хоть как-то обеспечить функционирование оружия в случае отказа автоматики. На SR-25 досылатель вновь убрали — согласно Мерфи, патент на эту деталь принадлежал фирме «Кольт», и потребовались бы миллионы долларов на приобретение лицензии или разработку в обход патента аналогичного по функционалу узла «с нуля».
Снайпер американской армии ведёт огонь из XM110
По мнению бывшего спецназовца, дать снайперам винтовку без досылателя было не самым верным решением. Случаи на войне бывают разные — иногда снайперу необходимо дослать патрон в ствол бесшумно, без производимого автоматикой лязга. Кроме того, досылатель позволяет лишний раз проконтролировать, что патрон правильно вошёл в патронник.
Ещё одной проблемой, на которую указал Мерфи, были прицелы к М110. Прицелы фирмы «Люпольд и Стивенс» (Leupold & Stevens, Inc.), с которыми ему довелось работать, не имели системы так называемого «зеро-стопа» (ZeroStop), в результате чего снайпер мог при внесении оперативных поправок потерять все настройки.
Примерно так будет выглядеть винтовка SR-25 с прицелом Nightforce NXS 3.5 в командно-тактической игре «Калибр», разрабатываемой компанией 1С Game Studios совместно с Wargaming Alliance
Ну и наконец Мерфи пишет о стволах, у которых уже после настрела примерно в 500 выстрелов кучность падала до 8 MOA (Minute of Angle — угловая минута). При этом для винтовок SR-25 на дистанции до 1000 метров считается нормой кучность менее одной угловой минуты! Это был уже куда более тревожный сигнал, указывающий на проблемы с качеством стволов у производителя.
Схожее мнение высказывал и знаменитый американский снайпер Крис Кайл. Хотя ему и понравилась универсальность MK 11 (под этим он понимал возможность использования её как для снайперских задач, так и в обычном бою вместо M4), но хватило и разочарований. В своих мемуарах и интервью Кайл упоминал «проблемы с надёжностью», в частности — двойная подача патронов. В конечном итоге «морской котик» перешёл на винтовки с ручной перезарядкой под патрон .300 Winchester Magnum.
Снайперская пара американской армии в ходе тестирования опытной винтовки XM110. На переднем плане винтовка первого номера с ручной перезарядкой
Судя по всему, хватает и других, не выносимых на широкую публику, претензий. В итоге к настоящему времени и армия США, и флот начали рассматривать вопрос замены имеющихся вариантов SR-25 на другие винтовки. Одним из возможных кандидатов считается «Хеклер и Кох» HK G28, однако из-за ряда специфических проблем, присущих США и связанных с вопросами финансирования и законодательства, вопрос о будущем самозарядных снайперских винтовок пока остаётся открытым.
/Андрей Уланов, warspot.ru/
довольно интересно, хотя и весьма поверхностно… в основном претензии пользователей новых винтовок сводятся к качеству производства, или отдельных узлов/деталей оружия — ствол быстро портится, прицел неудачный… ну, и просто оружие непривычно людям, юзавшим только болтовки — отсюда и жалобы на некую «громкость перезарядки»)))) подозреваю, эта самая перезарядка на М110 тише, чем на СВД-хе — просто в силу отсутствия газового двигателя, ну и точность должна быть выше — поскольку, опять же, ствол-то реально выполнить вывешенным (ну, более или менее, но тем не менее)))))))))
при этом на вооружении у пингвинов, как минимум КМП, имеются, как минимум же, три системы — М-14, ХМ-110/SR-25 и те самые «марксманские» модификации М-16. и это если не вспоминать о мелкосерийных версиях типа FN SCAR М20 и прочих аналогах… а у нас? вопрос риторический, впрочем… СВД наше все, плюс несколько откровенно неудачных поделок Чукавина (точнее, попыток их определить как «снайперские», и тех же модификаций СВД-хи то в виде СВУ, то в СВДК, то еще как-то). ну, и спецоружие, типа «выхлопа», но это уже ближе к оружию спецназа, редкому и малоиспользуемому, чем к армейскому вооружению… пожалуй, и не слышно про разработки снайперских полуавтоматов нормального качества…
Для армейского снайпера, повторяю именно для армейского, СВД еще лет 50 будет оставаться лучшей.