Новый корабль в старом корпусе. Что происходит?

Возможности министерства обороны и судостроительной промышленности пока не позволяют быстро и в больших количествах строить необходимые корабли, отвечающие современным требованиям. Выходом из такой ситуации становится модернизация имеющихся кораблей и подлодок, предусматривающая установку нового бортового оборудования и вооружения. В последние годы ряд боевых единиц прошел такое обновление, и программа ремонта с одновременной модернизацией продолжается. В самом ближайшем будущем она даст новые результаты, а пока можно ознакомиться с достигнутыми успехами и планами на будущее.

Надводная модернизация

Пожалуй, наибольший интерес в настоящее время представляют проекты модернизации авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан». Ремонт и обновление единственного российского авианосца начался всего несколько месяцев назад и, по очевидным причинам, пока не завершен. Корабль с новыми системами и оружием вернется в строй только в начале следующего десятилетия. Тогда же ожидается сдача флоту ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», сейчас находящегося в доке предприятия «Севмаш» (см. верхнее фото). Лишь после завершения работ по этому кораблю начнется модернизация двух других «Орланов».

В 2011 году стартовал капитальный ремонт ракетного крейсера «Маршал Устинов» (проект 1164 «Атлант»). Завод «Звездочка» восстановил техническую готовность корпусных конструкций, главной энергоустановки, винторулевой группы, общекорабельных систем и т.д. Была осуществлена замена имеющихся радиоэлектронных устройств на современные. По ряду причин, сроки завершения работ неоднократно сдвигались. В итоге осенью 2016 года «Маршал Устинов» прошел испытания, и через несколько месяцев вернулся в боевой состав Северного флота.

Новый корабль в старом корпусе. Что происходит?Ракетный крейсер «Маршал Устинов» после кап.ремонта

В 2018 году должна начаться модернизация другого «Атланта» – крейсера «Москва». По известным данным, по результатам этих работ корабль восстановит техническую готовность всех основных систем, а также получит современные радиоэлектронные средства. Также сообщалось о частичном обновлении комплекса вооружения. Вместо имеющегося зенитного ракетного комплекса С-300Ф будет установлен новейший С-400.

Неоднозначная ситуация сложилась с эсминцами проекта 956 «Сарыч». В середине прошлого десятилетия, когда запускалась программа их ремонта, в строю имелось восемь таких кораблей. В настоящее время службу несут только два эсминца – «Быстрый» и «Адмирал Ушаков». Еще четыре были списаны, один из них собирались сделать музеем. Два корабля должны были пройти ремонт и модернизацию.

В 2005 году на предприятие «Дальзавод» пришел эсминец «Бурный». В силу причин технического и технологического характера ремонт этого корабля серьезно затянулся. Так, только в начале этого десятилетия удалось запустить процесс ремонта главной силовой установки, которую пришлось демонтировать с корабля и отправить на один из смежных заводов. Ремонт «Бурного» до сих пор не завершен. Согласно последним сообщениям прошлого года, рассматривались предложения о продолжении ремонта или о консервации корабля.

В 2013 году стартовал ремонт эсминца «Настойчивый». Согласно публиковавшимся данным, требовалось восстановление силовой установки и некоторое обновление общекорабельных систем. Замена вооружения не предлагалась. В обозримом будущем может начаться модернизация кораблей проекта 956, остающихся в строю. Также не исключается возможность ремонта эсминца «Безбоязненный», с 1999 года находящегося в резерве.

Поводом для беспокойства может быть нынешняя ситуация с модернизацией большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» – единственного представителя проекта 1155.1. Весной 2014 года 35-й судоремонтный завод принял этот корабль для проведения среднего ремонта. Вскоре было принято решение о проведении серьезной модернизации с заменой значительной части бортовой аппаратуры. Согласно последим новостям, все работы и испытания завершатся только в 2022-23 годах, и лишь после этого Северный флот продолжит эксплуатацию корабля.

Читайте также  Две великие победы русского флота, о которых редко вспоминают

В конце прошлого года в боевой состав Черноморского флота после нескольких лет ремонта вернулся большой десантный корабль «Орск» проекта 1171 «Тапир». В 2016 году в Балтийске начался ремонт БДК «Оленегорский горняк» проекта 775. По известным данным, проекты ремонта и модернизации десантных кораблей предусматривают замену радиоэлектронного оборудования, но не затрагивают комплекс вооружения.

Подводное обновление

Принцип ремонта с восстановлением технической готовности и замены определенных систем современными образцами применяется и в деле обновления подводного флота. В последние годы был запущен ряд подобных проектов, по результатам которых имеющиеся подводные лодки должны получать новое вооружение, а вместе с ним и новые боевые возможности.

Новый корабль в старом корпусе. Что происходит?Подлодка «Тула», недавно прошедшая модернизацию.

В начале 2014 года АПЛ К-266 «Орёл» проекта 949А «Антей» из состава Северного флота встала в док предприятия «Звездочка» для прохождения модернизации. Проект обновления «949АМ» предусматривал замену ряда систем и установку нового вооружения. Вместо противокорабельных ракет П-700 «Гранит» теперь предлагалось использовать более новые П-800 «Оникс». Среди прочего, такое перевооружение привело к трехкратному увеличению боекомплекта. Несмотря на все принятые меры, ремонт лодки затянулся. О его завершении было объявлено только в октябре прошлого года.

Согласно последним планам министерства обороны, в обозримом будущем по проекту 949АМ будет обновлено в общей сложности четыре подлодки. Сейчас на разных заводах перестраиваются корабли К-132 «Иркутск», К-442 «Челябинск» и К-186 «Омск». Ожидается, что все требуемые работы будут завершены в первых годах следующего десятилетия. Нескольким другим субмаринам проекта 949А придется сохранять имеющуюся комплектацию и комплекс вооружения на основе ракеты «Гранит».

В распоряжении ВМФ имеется две атомные подлодки проекта 945 «Барракуда». Их тоже планируется обновить и улучшить. С 2013 года корабль К-239 «Карп» находится на ремонте. Ввиду большого возраста техники на ее восстановление требуется много сил и времени. Кроме того, проект предусматривает замену части бортового оборудования и обеспечение совместимости с ракетным комплексом «Калибр-ПЛ». Вследствие этого работы на «Карпе» должны будут завершиться только к концу десятилетия. Вскоре после этого на завод «Звездочка» прибудет вторая подлодка проекта 945 – К-276 «Кострома». Ее модернизация будет продолжаться, как минимум, до середины двадцатых годов.

Почти все из 11 имеющихся атомных подлодок с крылатыми ракетами проекта 971 «Щука-Б» должны будут пройти ремонт и модернизацию. Проект 917М предусматривает обновление радиоэлектронной аппаратуры и установку ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Наличие ракет заметным образом повысит боевой потенциал лодок.

В настоящее время сразу семь «Щук» проходят модернизацию. Работы осуществляются на заводах «Звезда» и «Звездочка». Первым представителем обновленного проекта должна была стать лодка К-328 «Леопард», поставленная на ремонт в 2011 году. Изначально сдача этого корабля планировалась на 2014-15 годы, но работы заметным образом затянулись. Головная АПЛ проекта 971М, равно как и другие корабли, до сих пор остаются в цехах и не готовы к продолжению службы. Впрочем, первые модернизированные подлодки планируется вернуть заказчику уже в 2018-19 годах.

В последних числах декабря 2017 года Северный флот получил модернизированный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула» проекта 667БДРМ. На данный момент это последняя подлодка типа «Дельфин», прошедшая ремонт. В ходе недавних работ она, как и несколько однотипных кораблей, получила новую аппаратуру. Корабль был перевооружен и теперь может использовать современные баллистические ракеты «Синева» или «Лайнер». Несколько недель назад предприятие «Звездочка» приступило к аналогичным работам по АПЛ К-117 «Брянск». Таким образом, все подлодки проекта 667БДРМ, построенные в восьмидесятых годах прошлого века, были восстановлены и обновлены.

Читайте также  Видео: летающий МДКВП «Зубр»

Еще несколько лет назад началась масштабная программа модернизации дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус». В соответствии с принятыми планами, почти полтора десятка таких кораблей должны были получить новую аппаратуру, в том числе ракетный комплекс «Калибр-ПЛ». По известным данным, в 2012-17 годах три подлодки прошли необходимое переоснащение и были возвращены флоту. Еще несколько кораблей находятся на судоремонтных заводах и получают требуемое оборудование. Прочим «Палтусам» пока приходится продолжать службу в имеющейся комплектации. По разным данным и оценкам, модернизация 14 субмарин может продолжаться, как минимум, до середины двадцатых годов.

Сроки и проблемы

Идея глубокой модернизации кораблей и подлодок с установкой нового оборудования и вооружения сама по себе выглядит весьма интересно и многообещающе. Такая методика не требует строить крупные и сложные корпусные конструкции, силовые установки и т.д. В результате появляется возможность сэкономить время и деньги. Однако, как показывает практика, далеко не всегда удается получить желаемую экономию и ожидаемые преимущества.

Новый корабль в старом корпусе. Что происходит?Атомная подлодка «Орёл» во время ремонта.

Рассматривая недавние и актуальные проекты модернизации техники, можно заметить, что почти всегда корабли возвращаются в строй с некоторым опозданием относительно изначальных планов. Впрочем, нельзя отрицать, что – при всех задержках и проблемах – техника, за очень редким исключением, все же приступает к службе и делает свой вклад в боеспособность военно-морского флота.

Подобные явления, оказывающие негативное влияние на развитие флота, имеют свои причины. В прошлом главной предпосылкой к затягиванию работ являлись ограниченные финансовые возможности заказчика. Позже государство изыскало возможности своевременно выделять ВМФ необходимые деньги на строительство новых кораблей или модернизацию имеющихся. Таким образом, одна из главных проблем была почти полностью решена.

Тем не менее, как оказалось, даже возросшие затраты на оборону не позволяют осуществлять строительство или модернизацию в минимальные сроки и в желаемых объемах. Теперь причинами срыва сроков оказываются недостаток производственных мощностей, их ограниченные возможности и проблемы организационного характера. Также предпосылкой к затруднению работ по военным проектам может быть наличие других заказов, для выполнения которых требуется распределять имеющиеся силы.

Несомненно, программы строительства и модернизации кораблей, вспомогательных судов и подводных лодок сталкиваются с теми или иными проблемами. Нередко эти проблемы проявляются в срыве установленных сроков и более поздней передаче заказанной техники. К сожалению, все это оказывает определенное негативное влияние на развитие военно-морского флота и его боеспособность. В целом, флот и в текущей ситуации сохраняет требуемые показатели и способен вносить необходимый вклад в обороноспособность страны. Однако нельзя не заметить, что при отсутствии характерных проблем показатели ВМФ были бы заметно выше.

И все же процесс обновления существующих кораблей и подлодок продолжается. На этот год запланирована сдача нескольких заказов, в результате чего ряд боевых единиц надводного и подводного флота получит новые возможности, выгодно отличающие их от других образцов. Корабли и подлодки, прошедшие модернизацию, вместе с техникой новой постройки все же приведут флот в желаемый вид и обеспечат защиту морских рубежей страны.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. А куда «Безудержный» делся? В начале 90-х с Кузей таскался, переименовали или что с ним кто знает?

  2. К 2012 году эсминец не выходил в открытое море с 1997 года[3], и 1 декабря на нём был спущен Военно-морской флаг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя