Американцы намереваются усилить воздушный компонент ядерной триады парадоксальным образом
В новой ядерной стратегии США подробно говорится об усилении каждой составной части ядерной триады — наземной, подводной и воздушной. И в каждой из них намечено технологическое обновление. В конце следующего десятилетия начнут заменяться ракеты шахтного базирования «Минитмен-3», стоящие на вооружении с 1970 года. Новой ракете, которой пока нет, название пока не придумали. Стратегические подводные ракетоносцы «Огайо» должны в будущем уступить место в ВМС лодкам «Колумбия». И проект этой лодки пока еще находится в эмбриональном состоянии.
Что же касается воздушной составляющей, то здесь значительно больше определенности. Во-первых, уже известна компания, которая разрабатывает новый стратегический бомбардировщик. Это Northrop Grumman, которая создала последний воздушный «стратег» — малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit (Дух).
Во-вторых, у самолета уже есть собственное «имя» — B-21 Raider (Налетчик). В позапрошлом году был проведен опрос среди американских пилотов, которые предложили почти пять тысяч вариантов названия бомбардировщика. В результате выбрали Налетчика — в память об участниках первого налета 16-и американских бомбардировщиков на Японию в 1942 году, получившего название Raid Doolittle (подполковник Джеймс Дулиттл возглавлял операцию).
В ВВС намерены получить первые самолеты уже в 2025 году. Всего же Пентагон собирается закупить сотню таких бомбардировщиков. Судя по тому, сколь значительно подрос военный бюджет в этом году, эти планы могут и реализоваться. Ну, скажем, не полностью, а наполовину. И готов будет самолет, конечно, не в середине следующего десятилетия, а ближе к его концу.
Недоверие к стопроцентной реализации этого грандиозного проекта вполне обосновано. Поскольку прецедент уже имеется. Именно компания Northrop, позже объединившаяся с Grumman, начала разработку B-2 в 1981 году. Первый полет состоялся в 1989 году. А на вооружение бомбардировщик, являющийся носителем ядерного оружия, был принят в 1997 году. То есть на все ушло 16 лет. Ситуация с «Рейдером» в настоящий момент самая зачаточная. О скором первом полете речь не идет.
Два года назад был торжественно показан макет бомбардировщика, который мало чем отличается от «Спирита». Это то же самое «летающее крыло». При этом у нового самолета также главным приоритетом является малая заметность. И тоже он, как было объявлено вначале, должен быть дозвуковым. Правда сейчас стало известно, что Пентагон настаивает на увеличении скорости «Рейдера». Так что и макет, вполне возможно, еще претерпит некоторые изменения.
Что же касается количества запланированных самолетов, то оно напрямую зависит от их стоимости. «Спиритов» намеревались произвести около полусотни. Чтобы каждый самолет носил имя американского штата — «Дух Аризоны», «Дух Калифорнии» и т. д. Когда же выяснилось, что за каждый бомбардировщик необходимо заплатить 2 млрд. долларов, то на производство всей партии не хватило духа, и ограничились выпуском двадцати машин.
С «Рейдером» может сложиться еще более плачевная в финансовом отношении ситуация. Сейчас Northrop Grumman обязуется продавать самолеты по 550 млн. долларов. Вполне понятно, что ближе к финишу программы цена возрастет. Причем существенно. Потому что и перед «Спиритом», и перед «Рейдером» поставлена одна и та же задача: преодоление существующих и перспективных средств ПВО для нанесения ядерных ударов по территории противника.
Учитывая, что у противника, то есть у России, появились более мощные средства ПВО, чем те, которые были на момент создания «Спирита», — С-400 и С-500 — новый бомбардировщик должен быть более совершенным в техническом отношении чем В-2. И стоить он, соответственно, должен дороже.
По поводу рациональности «рейдерской программы» у самих американцев возникает множество вопросов. Так, например, самый ярый русофоб — сенатор Джон Маккейн, с 2015 года неустанно борется и с командованием ВВС США и с компанией Northrop Grumman, добиваясь снижения стоимости разработки. Сейчас она доросла до 46 млрд. долларов.
При этом ряд американских экспертов считает, что реализацию этой грандиозной программы можно было бы и отложить на 10 лет, что сэкономило бы 34 млрд. долларов. Том Коллина и Уилл Сэтрен, аналитики американского фонда Ploughshares, занимающегося исследованиями в области всемирной безопасности, пишут о том, что до 2040 года в строю будут находиться стратегические бомбардировщики В-52, а В-2 — до 2060 года. И их парк в полной мере обеспечивает паритет с воздушной составляющей ядерной триады России. И, следовательно, с запуском программы создания нового «стратега» можно не торопиться.
Существуют у американских экспертов и серьезные вопросы к концепции нового бомбардировщика. «Спириту» необходимо внедряться в пекло зон ПВО противника только лишь потому, что в его арсенале нет ядерных ракет, которые позволили бы производить обстрел с безопасного расстояния. Есть только авиабомбы, как свободнопадающие (В83), так и планирующие (В61 новейшей 12-й модификации). Но дальность планирующих бомб не столь высока, чтобы сбрасывать их, находясь на безопасном удалении от российских ЗРК. (Отметив в скобках, что в арсенале российских стратегических бомбардировщиков есть ядерная ракета Х-102, имеющая дальность 5500 км).
Так вот, относительно использования планирующих бомб на В-2 возникает серьезный вопрос. На этапе создания «Спирита» появились новые модификации ЗРС С-300, которые стали представлять серьезную угрозу для высотных полетов проектируемого самолета. К тому же стало известно, что создается и еще более эффективная ЗРС С-400. Поэтому в разработку бомбардировщика экстренно ввели коррекцию, предписав ему полеты с огибанием рельефа местности. Да вот только при таком полете планирующие бомбы использовать бессмысленно.
Ситуация с вооружением не изменилась и по нынешний день. Те же самые бомбы и никаких ракет. Из ядерного вооружения. Хоть есть и обычные ракеты, однако «Спирит» — это стратегический бомбардировщик. И этот атавизм — внедрение в зону ПВО по причине отсутствия дальнобойного вооружения — почему-то был перенесен и на В-21.
Правда, дальние крылатые ракеты с ядерной боеголовкой у США имеются. Это AGM-86, способные улетать на 2400 км. Этого вполне достаточно, чтобы наносить удары, находясь на безопасном расстоянии. Однако ими оснащены лишь ветераны стратегической авиации США — В-52. В бомбоотсек «невидимки» В-2 они просто не влезают. А при внешней их подвеске существенно повышается заметность самолета для РЛС средств ПВО.
Судя по тому, что «Рейдер», если верить представленному макету, должен иметь меньшие габариты чем «Спирит», ракета AGM-86 для него не предназначена. Однако в США начинает разворачиваться проект по созданию новой дальней ракеты Long-Range Stand-Off, которая предназначена и для ныне существующих В-52 и В-2, и для перспективного В-21. Но в этом случае абсолютно непонятна вся эта малозаметность, которая стоит бешенные деньги.
Причем малозаметность очень условная. Во-первых, российские РЛС, работающие в различных диапазонах волн, прекрасно видят все шедевры стелс-технологий в дециметровом и в метровом диапазоне. Кстати, такую способность приобрел и истребитель пятого поколения Су-57, у которого помимо «традиционной» РЛС есть и работающая в дециметровом диапазоне.
Во-вторых, «Рэйдеру» придают функцию доразведки объектов, по которым необходимо нанести удар. И это очень странно. Самолет-невидимка включает свою РЛС и начинает доразведывать, превращаясь тем самым в прекрасно видимый объект, благодаря излучению своего радиолокатора.
Разумеется, никто не отрицает, что командование ВВС США состоит из очень неглупых и достаточно опытных профессионалов. И они прекрасно видят противоречия, заложенные в перспективный бомбардировщик. И тут можно предположить, что В-21 намереваются сделать двухцелевым самолетом с резким разграничением функций.
Как стратегический бомбардировщик он будет пользоваться новыми ядерными крылатыми ракетами большой дальности. Но его можно будет использовать и в качестве обычного дальнего бомбардировщика для участия в «колониальных войнах» против заведомо более слабого противника. И тогда можно будет спокойно преодолевать зоны ПВО, оснащенные малоэффективными средствами перехвата, и спокойно бомбить, не расходуя дорогостоящие ракеты.
Однако попытки сэкономить за счет того, чтобы получить «два в одном», порой приводят к совершенно противоположным результатам. Именно такова история истребителя F-35. Его первая модификация предназначена для наземных аэродромов. Вторая — для авианосцев с электромагнитной катапультой. Третья представляет собой самолет с вертикальным взлетом и посадкой. В результате получился чрезвычайно дорогой и откровенно слабый самолет, который уже очень долго никак не могут довести до ума.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Рейдера еще даже в чертежах нет, но заголовок статьи кричит, что С400 уже не торт. Не статья, а сотрясание воздуха.
Всё правильно сказал….
В точку.
Противостояние по всей видимости будет только нарастать, и вот почему: Америка не забросила и не бросит проект B-21 так как этот вопрос уже окончательный….это инструмент давления….и в конечном счете вопрос национального интереса США.
1. Помимо B-21 «райдера» еще есть у сша проект истребителя 6 поколения. Дальность истребителю повысят, боевую нагрузку тоже повысят, причем именно для истребителя можно предусмотреть перехват ракет от С-300. Это конечно звучит слишком уверенно, но ведь перехватчик именно это должен делать, это для него задача номер один. Дальность пуска ракеты в первом случае с истребителя до 180км.
2. Так же не стоит забывать, что системы РЭБ и для В-21 и для 6 поколения истребителей будут более мощными. Вместе и B-21 и сопровождающий его истребитель 6 поколения врубят РЭБ именно для ракет комплекса С -300…непонятно куды полетит ракета С-300
3.»Доразведка» может вестись в пассивном режиме, резко снижая вероятность обнаружения.
4. Есть вероятность того что «стелс» все таки будет более эффективен и малозаметен.
5. Вот для истребителя 6 поколения будут разрабатывать сверхдальние ракеты «воздух-воздух» (дальность пуска во втором случае до 300 км),
именно для защиты бомбардировщика…так что кто там кого….бльшой вопрос.
Дурак думкой богатеет
Все это для «папуасов» сгодится…
На равного противника амеры хлебало разевать уже боятся.
Ын тому яркий пример, хотя в вооружении штатам пока не ровня совсем…
Так что всем странам надо озаботиться и не искать нефть, газ и прочие ништяки, а то демократизаторы будут тут как тут.
Это может быть справедливо, если остановить время. Если наши разработчики получив ОСКАР отправятся почивать на лаврах. Во времена СССР наши инженеры были приглашены на японское предприятие. После ознакомления они спросили: «А не боитесь, что мы можем что-то скопировать?». » Ну что Вы конечно нет.»-засмеялись они-«Пока Вы это сделаете мы уже всё здесь изменим на более совершенное». История борьбы с «ШРАЙКОМ»- наглядный пример.
Не баламутьте. Какого еще 6-го поколения? Оно в макетах есть? А вот С-500 уже не только в макетах. А если появится у США вдруг НЛО 6-го поколения, то у России уже будет С-700. Хотя и С-500 за глаза хватит.
не пей много баламут, а то до 8-го поколения дойдешь
Перехватчик предназначен для перехвата самолётов, в крайне «развитом» случае — баллистических и крылатых ракет… Работать по зенитным ракетам с их размерностями и скоростями ни один перехватчик не в состоянии. К тому же перехватчик и «стратег» находятся настолько далеко друг от друга на поле логического восприятия, что попытка придать одному черты другого приведёт к появлению помеси бульдога с носорогом. Перехватчики вообще не удаляются от базы далее 1500 — 2000 км., это их «максимум и оптимум». А в командовании ВВС США — действительно сидят очень неглупые люди… и они прекрасно умеют считать. Например, могут посчитать, сколько бабла можно распилить на таком проекте. Тем более что за 20 лет — пока появится летающий прототип — «или шах, или ишак», как говорится. И через 20 лет абсолютно некому будет спросить с генералов, а куда же это подевались столь гигантские суммы?
Функции ПЕРЕХВАТЧИКА В БУДУЮЩЕМ где то 2025-2030 год могут расшириться, да и сейчас они уже не маленькие. Уже сейчас перехватываются цели летящие на высоте от 15 метров до более чем 20 км. Этого мало? Уже сейчас можно перехватывать воздушные цели летящие со скоростью вплоть до 6М. Это реально сейчас. В дальнейшем можно и зенитно-ракетные системы перехватывать, почему нет?
B-21 конечно же займется своей работой.
Не делать многофункциональных истребителей? И в США, и в СССР было множество разных машин. Именно узкоспециализированных. А сколько денег шло на содержание??? Это даже не подлежит подсчету.
Насчет бульдога и носорога.
А как различить поколения машин?
Одно поколение например 5 отличается от 4 поколения, столькими характеристиками, что перечислять их пол часа надо.
И стоимость техники различается.
Вообще то эти вопросы перенаправляйте прямиком к Шойгу…это его министерство выдвигает ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТЧИКАМ (КБ). Никто не будет делать машину 5 или 6 поколения узкоспециализированную.
Насчет дальности:
Да будет вам известно, что тот же Су 57 летает с 4 ПТБ на расстояние 5500км, для 6 поколения эти требования существенно выше. Заметно выше.
Так что никто не будет посылать бомбер стоимостью $550 000 000, без «сопровождения» и уже были рисунки от «Локхид-Мартин» прототипа истребителя 6 поколения. Он существенно больше истребителя 5 поколения, и должен летать без дозаправки на дальность существенно большую.
И средства поражения тоже другого поколения.
диваноидный либерал
Насчет «зенитных ракетных» систем.
После 2020 г. будет система С-500 так в состав средств поражения будет входить ракета-перехватчик
40Н6 с ее то размерами!!! Ее сможет увидеть даже МиГ 25. Просто огроменная ракета. Так что не будет проблем с обнаружением. Будет проблема как эту ракету-перехватчик сбить. Но есть множество способов.
Сбить такую ракету? Да запросто…подставляешь свой борт. И Спирите целый и ты герой.
Вот только найдутся ли среди амеров такие герои…
Вы шутите?! Самолёт собьёт зенитную противоракету? Вы это серьёзно, милейший? Каких агиток вы обчитались? Что за чушь про 6 Махов, которые якобы может перехватить самолёт? Самолёту в случае наведения на него ракеты даже 9М82 (это из С-300) остаётся только вознести молитву небесам, а пилоту скорее катапультироваться! Всё! Других вариантов нет! Никакие западные системы РЭБ не «давят» наши ракеты, а сказки свои школьникам рассказывайте на митингах Навального!
Истребитель 6-го поколения на чертежах? Ну и что дальше? Дальше-то что? Сколько времени пройдёт прежде, чем соберут даже опытный образец? А сколько потом пройдёт времени до принятия на вооружение и начала массового производства? Не смешите образованных людей! У амеров даже 5-го поколения ничего толком нет, все они по факту либо 4+, либо 4++. В отличие от самолётов 6-го поколения, С-500 «Прометей» прошёл испытания и начато серийное производство. И какая разница, какого размера у него ракета? Самолёту (абсолютно любому) от этого не легче. потому что она летит минимум в четыре раза быстрее него! В четыре раза, Карл, понимаете? Хана самолёту, к гадалке не ходи!
Идите лучше делать уроки, вам незачёт!
И прежде, чем в следующий раз нести чушь о том, что какой-то западный самолет может что-то перехватить на высоте 15 метров над землёй, сначала изучите ТТХ техники, а потом швыряйтесь заявлениями! Бред полнейший! Хоть бы у летунов поинтересовались сначала!
Как уже говорил раньше — незачёт, идите учить уроки и скажите мамке, чтобы не пускала вас больше к компьютеру!
Единственное противоядие против С-400, научить свои самолеты ползать по земле.
+ 1000
Научить летать тихо, и только в пределах своей палаты, пока санитар не видит.
нет. она фигачет и наземные втч неподвижные. загугли
Други! С-500 предназначена для работы в ближнем космосе! Пускать такую ракету по какому-то истребителю никто не будет, для этого есть 400-тые и 300-тые. Да даже Панцирь-С.
Соревнование УДАРА с ЗАЩИТОЙ — вечная ТЕМА для любой ВОЙНЫ.ВАЖНО состояние ВПК , в смысле НАУЧНЫХ разработок. А, ВОТ как раз в ЭТОМ плане — Россия РЕАЛЬНО находится ВПЕРЕДИ…
С квантовым двигателем и холодным термоядом. А пока что ни в одном городе вам никто не подскажет куда можно сдать отработанные батарейки литий-ионные аккумуляторы, ртутные лампы, О горах бытовых отходов, которые вскоре отравят воды открытых (а в перспективе и закрытых) водоёмов, говорить вообще бессмысленно.
Да да, ведь в США и Японии переработчики гоняются за каждой батарейкой и перегоревшей люминесцентной лампой!!!
Ещё один поклонник Навального с Грудининым выискался! При чём тут батарейки и холодный синтез? По теме есть что сказать? Нет? Тогда сидите ровно и не отсвечивайте.
P.S. про переработку отходов — откройте сайт «Сделано у нас» и там реально запущенные предприятия по переработке отходов находятся на раз-два. Водоёмы, кстати, чистят регулярно и повсеместно, но вы же на Марсе живёте и вам в телескоп плохо видно. Таким нехитрым образом, вам тоже незачёт! Идите дальше штудировать методички, может ещё что-то интересное найдёте.
не трож грудинина
Грудинин ушел с дебатов… во время реальной войны… собирать урожай что бы не пропал
Водоёмы чистят!? Понятно житель с бульварного кольца. И да,не трож Грудинина!
Мечтатели )))))))))))))))намереваются усилить воздушный компонент ядерной триады парадоксальным образом………………
Играют в войну на наших глазах. Строят военную технику чтобы убивать нас. Да зтих уродов надо сажать что у нас, что в Америке, что в Европе. Люди с голоду подыхают, а мы тут рассуждаем…
Хочешь мира, готовься …….
Сумасшедших военных нужно лечить в дурке! Достали уже всех нормальных людей своей кровожадностью! Действительно в России не развита переработка отходов,да и ни кто её не развивает!! Если в России за 20 лет экономика держится на продаже сырья за рубеж…лес, нефть,газ,металлы!Мы сырьевая полуколония!
уже полуколония, уже прорыв после 90. Дальше, как говорится, интереснее.
Не хочешь развивать и кормить свою армию будешь кормить чужую. К сожалению это — аксиома.