Су-34 «Утёнок» - незаменимый самолёт для авиации ВКС России

Су-34 — новейший российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик. В СМИ и в ВКС России самолёт имеет неофициальное название «Утёнок», предназначен для замены устаревших самолетов Су-24М и Су-25. Су-34 предназначен для решения широкого спектра задач: нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника, уничтожение надводных кораблей, ведение радиоэлектронной борьбы, уничтожение воздушных целей и нанесение стратегических ударов (в том числе ядерных).

Истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет сверхманевренность, единственная фигура высшего пилотажа недоступная Су-34 это «Кобра Пугачева». Су-34 имеет большой боевой радиус действия, при использовании подвесных топливных баков и малой боевой нагрузке самолёт способен использоваться в качестве стратегического бомбардировщика.

Су-34 на авиабазе

История разработки

Предшественниками Су-34 были фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель-бомбардировщик Су-17 и Миг-27. Су-24 был специализированным бомбардировщиком, предназначенным для бомбовых ударов. Фронтовой бомбардировщик Су-24 мог атаковать цель на малых высотах (50-150 метров), для этого он имел автоматическую систему огибания рельефа местности. Атака на малой высоте затрудняла обнаружение самолета вражескими радарами и повышала точность бомбометания.

Су-24М имел крыло изменяемой стреловидности, что повышало его аэродинамические характеристики, на больших скоростях полёта более эффективна большая стреловидность, а на малых (взлет, посадка) — меньшая. Модернизированный Су-24М получил усовершенствованную авионику (самолёт смог использовать корректируемые авиабомбы КАБ-500, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59 «Овод», Х-29) и некоторые другие улучшения.

Полет Су-34 на околозвуковой скорости

Фронтовой бомбардировщик Су-24М мог использовать ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-77. Однако самолет третьего поколения легко засекался вражескими РЛС, имел малую бомбовую нагрузку (стандартно 4 тонны, максимально 7,5), не был способен эффективно противодействовать вражеским истребителям (самолет не имел высокой маневренности, эффективного вооружения класса «воздух-воздух»), имел очень маленький боевой радиус (500 км со стандартной нагрузкой 4 тонны, при нагрузке 7,5 тонны радиус был менее 350 км).

Самолеты Су-17 и Миг-27 имели еще меньшую бомбовую нагрузку (около 2-3 тонн), были в большей степени истребителями, чем бомбардировщиками. Су-25 был штурмовиком и не имел столько возможностей, сколько бомбардировщик (за исключением модернизированных версий). К тому же к концу 80-х все эти самолеты устарели по большинству показателей и не отвечали современным требованиям. Был нужен принципиально новый самолет.

Радиолокационная станция Ш-141

Самолет Су-34 имеет радиолокационную станцию Ш-141 предназначенную для обнаружения широкого спектра целей. РЛС обеспечивает обнаружение:
— крупных наземных целей до 200-250 км;
— наземных целей в среднем до 150 км;
— танковые колонны до 75 км;
— крупных транспортных самолетов (без стелс) до 250 км;
— истребителей (поколения 4, 4+,4++) до 90 км.

Читайте также  Су-34 принят на вооружение ВВС России

Так же самолет имеет РЛС заднего обзора, способную засекать вражеские ракеты и самолеты, попытавшиеся атаковать Су-34 сзади. Дальность обнаружения целей в задней полусфере порядка 5-20 км (отсутствуют точные данные в прессе, для ракеты дальность обнаружения меньше, для самолета больше). Многими экспертами высказывается мнение, что самолет может наводить ракеты на цели, находящиеся в задней полусфере (что в свою очередь является уникальной технологией).

ТРДД АЛ-31Ф-М1

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф-М1 с форсажной камерой. Двигатели АЛ-31Ф-М1 развивают максимальную тягу 13300 кгс. Максимальная скорость при использовании данных двигателей доходит до 1900 км/ч.

Назначение Су-34

Истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по широкому спектру цель: от одиночных танков и БМП до крупных промышленных объектов и кораблей.

Су-34 имеет 12 узлов подвески вооружения; может использовать всю номенклатуру неуправляемых авиабомб калибром до 1500 кг; корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500; всю номенклатуру неуправляемых авиационных ракет; управляемые ракеты Х-29, Х-58, Х-15, Х-59 «Овод», Х-55/555, Х-35 «Уран» и Х-31. Стандартный боевой радиус действия 1100 км (с меньшим вооружением и подвесными топливными баками радиус действия до 3500 км).

Пуск ракеты

Боевое применение

1. Пятидневная война (август 2008 года) в Южной Осетии: Су-34 в количестве 2-х единиц применялся для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех «Хибины» (еще до принятия на вооружение).

2. Военная операция России в Сирии (с 30 сентября 2015 года).

Красивый эффект от испарения влаги при в процессе преодоления звукового барьера

Модернизация Су-34

Су-34М — перспективная модернизация российского истребителя-бомбардировщика Су-34 «Утёнок». Самолёт получит усовершенствованную электронику, новые двигатели семейства АЛ-41Ф, сможет использовать новые типы ракет (Х-59МК2). Внешне самолёт не будет отличаться от базовой версии. Изменения коснутся авионики, средств РЭБ и двигателей.

Высказывается мнение, что на самолёте заменят прицельно-навигационный комплекс «Платан» на модернизированный или новый комплекс. Также планируется сильно повысить возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ), путём добавления нового съемного контейнера, который будет крепиться на одной из 12 точек подвески самолёта. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибина», расположенный в двух контейнерах на законцовках крыльев останется и будет дополнять новый комплекс РЭБ.

Самолёт получит перспективную управляемую ракету класса «воздух-поверхность» большой дальности Х-59МК2. Ракета будет иметь максимальную дальность 285 км, на ней будут частично применены технологии снижения радиолокационной заметности (стелс).

Читайте также  Многоцелевой боевой самолет поколения IV++ Су-34. Часть 5

Авиационная управляемая ракета Х-59МК2

Длина ракеты составляет 4,2 метра. Х-59МК2 оснащена складным крылом, длина которого от одного конца до другого 2,45 метра. Стартовый вес ракеты около 770 кг. Ракета способна запускаться на высотах от 200 метров до 11 км при скорости полёта от 0,5 до 0,9 Махов (один Мах равняется скорости звука). Во время запуска цель должна находиться в передней полусфере в пределах 90 градусов.

Ракета Х-59МК2 летит на высоте 50-300 метров, скрываясь от радаров противника (радары плохо обнаруживают цели на малых высотах, так как они «сливаются с поверхностью земли»). Вероятное отклонение ракеты от цели не превышает 5 метров (при максимальной дальности в 285 км)!

Боевая часть ракеты имеет массу 310 кг, что позволяет ракете наносить большой урон вражеским целям. Также большая масса БЧ позволит уничтожать широкий спектр целей (от кораблей и промышленных объектов до колонн бронетехники и зенитно-ракетных комплексов). Ракета имеет малогабаритный турбореактивный двигатель, способный развивать скорость до 1000 км/ч. Помимо Су-34М, ракету способен использовать самолёт пятого поколения Су-57.

Данная ракета существенно повысит возможности и перспективного истребителя-бомбардировщика Су-34М и перспективного истребителя пятого поколения Су-57.

Весьма вероятно, что Су-34М сможет использовать ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37 и КС-172.

Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-37

Максимальная дальность пуска Р-37 составляет 300 км. Такая большая дальность позволяет ракете уничтожать на больших дистанциях вражеские стратегические бомбардировщики и крупные транспортные самолёты. Боевая часть ракеты порядка 60 кг. Стартовая масса ракеты 600 кг.

Ракета состоит на вооружении ВКС России и используется высотными истребителями-перехватчиками Миг-31БМ и многоцелевыми истребителями Су-35С. Некоторые источники утверждают, что также ракету способны нести самолёты Су-27. Вероятно, Су-27 нуждаются во внешнем целеуказании при пуске на предельные дальности, потому что их радары не способны засекать на таких больших дистанциях воздушные цели.

Также, вероятно, Су-34М смогут нести перспективные ракеты КС-172 с максимальной дальностью пуска 400 км.

Двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф

Самолёт Су-34М получит новые двигатели с большей реактивной тягой. Двигатели будут иметь отклоняемый вектор тяги, что повысит маневренность самолёта. Новые двигатели нужны самолету, так как Су-34 весит в полтора раза больше, чем Су-27 на базе которого он разработан.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утёнок» является грозным оружием за счёт мощного и разнообразного вооружения, систем РЭБ, большого боевого радиуса и отличной маневренности. Модернизированная версия повысит возможности Су-34.

/Александр Растегин/

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Су-34 предназначен для замены устаревших самолётов Су-24 и Су-25. Ну тема Су-24 понятна,не понятна тема Су-25?!?
    Растегин вы в что курнули,когда решили заменить 25й 34м, это же абсолютно разные типы самолётов,как по классу так и по спектру выполняемых задач.

    • Сами подумайте, де-факто Су-34, как и Су-25 также способен нести коректируемые авиабомбы, также способен атаковать бронетехнику противника (колонны танков, БТР). Для каких задач тогда нужен Су-25? Одиночные танки могут уничтожать вертолеты Ми-28Н и Ка-52

  2. Уважаемый автор!
    Исправьте сначала ошибки в статье. Су-24 и су-24м оба оснащены крылом изменяемой стреловидность, в то время как у вас сформулировано будто эмка впервые такое крыло получила. Не путайте с историей су-7 и су-17.
    Следующая ошибка: су-24 никогда не оснащался ракетой р-77, вы явно перепутали ее с р-73.
    Су-17 и миг-27 для своего времени были неплохие ударные самолёты, особенно миг-27к «кайра», но они никогда не были нормальными истребителями, так как не имели рлс.
    Су-34 действительно удачный самолёт, но он никогда не заменит су-25, сколько бы не бредили в Минобороны. Грач спроектирован не просто бронированным, он сделан для большой войны с массовыми потерями и плохим снабжением. Его двигатели не имеют форсажных камер и их комплектующие усилены, на случай попадания ПЗРК. К тому же они всеядны по топливу и могут потреблять любое топливо, вплоть до спирта и соляры, естественно со снижением тяги.
    Как показала случившаяся сегодня гибель су-25 в сирии, броня не всегда, к сожалению спасает. Но грач рассчитан на низковысотные штурмовки в стиле ил-2, а использовать в таком режиме су-34 смерти подобно. А режим такой необходим на настоящей большой войне, так как на все цели на поле боя управляемых средств поражения никогда не хватит. Это дорого и нереально.

    • Вы понимаете что сейчас вообще все вооружение очень дорогое. Да, Су-25 гораздо дешевле, проще, как вы говорите может хоть на спирте летать, базироваться на грунтовых аэродромах. Однако данный самолёт не имеет ничего такого, из-за чего в нем была особая надобность. В крайнем случае в роле дешевого оружия можно использовать вертушки Ми-8 с неуправляемыми ракетами, учебно-боевые самолёты L-39 и др. Никто не говорит, что завтра снимут с вооружения Су-24М и Су-25, просто процесс запущен. Их снимут окончательно лет через 10, а в других станах ещё очень долго будут использовать (я не верю Минобороны, что они к 2020 году спишут все 140 Су-24М/М2 и около 200 Су-25/СМ/СМ3, все-таки это очень большое количество самолетов)

  3. Ещё в Афганистане вертолеты проигрывали грачу во времени реакции на заявку пехоты. И нагрузка грача посолиднее, чем у вертолета. Они дополняют, но не заменяют друг друга. А вот ещё один вывод, сделанный ещё в ВОВ, а потом в Афганистане, сейчас забыт и из-за этого несём потери. Штурмовики должны работать минимум звеном, чтобы построиться в знаменитое «колесо», когда заходящий в атаку прикрывает выходящего из нее. Летать по двое опасно, а по одному это преступная халатность командиров. Тем более, что укропские грачи наступили на эти же грабли в 2014 году и можно было бы сделать выводы, а не гробить пилотов.

    • Ну все таки на Афганистан ориентироваться нет смысла это было давно. Тогда вооружение сильно отличалось. Надо ещё понимать что в перспективе у нас также как и в США ударные БПЛА будут (но не скоро). Зачем атаковать звеном Грачей если проще запустить ракету средней дальности или оперативно-тактическую ракету запустить. Если цель совсем мала можно опять же с вертолета обстрелять. Например Ка-52 справится хорошо с точечными целями (танк, пулеметная точка)

  4. Вот в том вся и беда, что в Афганистане был накоплен колоссальный многолетний опыт применения грачей (Руцкой не даст соврать)))) и этот опыт явно забыт и заброшен. Оружие с тех пор не сильно изменилось, ПЗРК и зенитки примерно те же. Сегодняшняя потеря на совести всех тех авиационных командиров, кто считает себя умнее пилотов времён афгана. Шел на малой высоте, один, не отстреливал ловушки. А вы посмотрите чем парень отстреливался- Стечкин, это смешно. В Афганистане летели с калашом, минимум четырьмя рожками и несколькими гранатами. Разгильдяйство и недооценка противника всегда приводят к потерям
    Что касается снятия с вооружения грача, то на базе его убешки был разработан очень улучшенный вариант, су-39. А учитывая, что убешки делали в Улан-Удэ, то в чем проблема заняться восстановлением его производства. Это же не Тбилиси.
    В девяностые годы в украинском журнале авиация и время была мощная монография по грачу и его боевому применению, а также очень подробная монография жаркое небо афганистана, рекомендую ознакомиться. Очень содержательное и занятное чтиво)))
    А парня жаль, надеюсь командование молниеносно сделает необходимые выводы.

  5. Ребята! Вы из летного или инженерно-технического состава? Служили в строевых частях ВВС?

    • Уважаемый! Аналитические статьи и обзоры могут писать все кто не один год подробно изучал нюансы обсуждаемой темы. Не каждый технический специалист напишет статью про самолёт, который обслуживает.

      • Растегин,вы предлагаете сделать то, что в своё время делали, во время второй мировой,немцы-американцы-англичане,а именно использовать в роли штурмовика самолёты которые с рождения штурмовиками не являлись. Чем обуславливались высокие потери и низкая эффективность выше обозначенных. В СССР такой проблемы не было,так как был специализированный штурмовик ИЛ-2,который висел над целью длительное время. Так же и 34й,не смотря на все его навороты с сверх точным оружием,штурмовик он никакой,так как,как Су -25 он не сможет штурмовать на бреющем походные колонны,атакующую бронетехнику и живую силу противника в зоне плотного противодействия ствольной зенитной артиллерии и ружейно пулемётного огня.
        А что касаемо нюансов,то на данный момент расплодилось столько авторов, но не понятно только чего.

        • Дополнение,против колонны и атакующих порядков противника,эффективен залп неуправляемых реактивных снарядов в большом количестве по большой площади,а не одиночная высокоточная ракета во что нибудь попавшая.

  6. Ну что же…. Давайте уберём специализированный штурмовик Су-25 и взамен ни чего не сделаем. Как обычно…. Просто по итогу вновь придётся умыться кровью пилотам и нашей пехоте, расплачиваясь своими жизнями за ошибки «кабинетных» стратегов. По своей сути Су-34 отличный самолёт- его можно отнести к различным классам, он может и как истребитель ограниченно воевать и как тактический бомбардировщик, но ни как не штурмовик! Бронированная кабина в Су-34 как мне видится вовсе не для лихих штурмовок а для большей вероятности выжить в сложной обстановке. скажем в качестве защиты от близкого разрыва зенитной ракеты или дистанционного подрыва зенитного снаряда. Если же на Су-34 начать воевать ниже 3000 метров, то потери от стрелкового оружия не заставят себя долго ждать….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя