Военный флот Росcии. Грустный взгляд в будущее. Часть 5

Рассказ о подводных лодках не будет полон без упоминания лодок специального назначения, входящих в ВМФ РФ. Назначение этих лодок по большей части секретно и не раскрывается широкой публике. В настоящее время в составе ВМФ РФ числится семь атомных глубоководных станций, в том числе:

Станция проекта 10831: АС-12, в строю с 2004 г.;
Станции проекта 1910: АС-13 (1986 г), АС-15 (1991 г) АС-33 (1994г);
Станции проекта АС-21 (1991 г), АС-23 (1986 г), АС-35 (1995 г).

Известно о них немногое. Это небольшие субмарины надводным водоизмещением от 550 до 1600 т с экипажем от 25 до 35 человек, все они находятся в составе Северного флота и используются в интересах Главного управления глубоководных исследований МО РФ (ГУГИ).

Что такое ГУГИ? Это одна из наиболее засекреченных организаций наших вооруженных сил – по некоторым данным, процент Героев Советского Союза и Российской Федерации среди личного состава ГУГИ сопоставим с таковым в отряде космонавтов. Занимается ГУГИ гидрологией и гидрографией – нет необходимость объяснять, насколько важны карты подводной обстановки для экипажей наших подводных лодок в том числе – ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Безусловно, детальное знание гидрологии северных морей даст нашим кораблям очень большие преимущества в противостоянии с любым иностранным подводным флотом – в сущности, это можно сравнить с противостоянием двух армий, одна из которых располагает полным набором военных карт, а вторая – атласом для начальной школы. Однако, помимо науки, пусть даже в самой прикладной ее разновидности в интересах нашего флота, ГУГИ занимается и другой деятельностью, в том числе:

1. Сбор разведывательной информации о технике противника;
2. Охрана и обслуживание глубоководных линий связи;
3. Подъем со дна остатков секретной техники, оставшихся после испытаний или аварий.

Есть некоторые подозрения, что термин «обслуживание глубоководных линий связи» относится не только к российским, но, в первую очередь, к зарубежным оптоволоконным линиям, проложенным по океанскому дну. Но здесь о возможностях ГУГИ можно только гадать и завидовать потомкам: не приходится сомневаться, что в отдаленном будущем, когда деятельность ГУГИ будет рассекречена, они узнают очень много интересного и необычайного.

По домыслам открытой печати наши атомные глубоководные станции способны погружаться на глубину до шести километров (по крайней мере – некоторые из них) но они не могут самостоятельно уходить далеко в океан самостоятельно. Соответственно, в составе ВМФ РФ находятся две атомных подводных лодки-носителей глубоководных станций и подводных аппаратов. Речь идет о:

1. БС-136 «Оренбург» проекта 09786. Лодка переоборудована из К-129 — РПКСН проекта 667БДР, вошла в строй в 2002 г.

2. БС-64 «Подмосковье» проекта 0978. Переоборудована из К-64 проекта 667БДРМ в 2015 г.

Никаких данных по ТТХ данных кораблей нет, а используются они, разумеется, в интересах все того же ГУГИ. Так, например, блог bmpd в 2012 г сообщал:
«27 сентября 2012 года в ходе экспедиции «Севморгео» атомная лодка-носитель БС-136 проекта 09786 с атомной глубоководной станцией ранга АС-12 проекта 10831 достигли Северного полюса. Экспедиция «Севморгео» проводилась с целью уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Были сделаны пробы скальной породы для сбора доказательств о принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу. Результаты планируется предоставить в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году.»

Представитель «Севморгео» сообщил дополнительно: «В ходе экспедиции мы пробурили три скважины на глубине 2-2,5 километра и взяли три керна («столбики» скальной породы, которые вынимаются буром — ред.). Один керн длиной 60 сантиметров, второй — 30, а третий — 20 сантиметров. Беспрепятственно добраться до твердых пород мешал слой ила на дне, достигавший по толщине пяти метров«.

Что ж, пожелаем нашим подводникам из ГУГИ дальнейших успехов, и ни в каком случае не останавливаться на достигнутом. Раз уж они смогли обосновать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу, то было бы совсем неплохо представить неопровержимые доказательства, что Аляска является не более чем одной из вершин вышеупомянутых хребтов… (это была шутка – прим. авт.)

Кроме вышеперечисленных кораблей, находящихся в составе ВМФ РФ, сегодня строятся еще две атомные подводные лодки специального назначения, а именно:

1. К-329 «Белгород», который начинал строиться как ПЛАРК проекта 949А «Антей», но 20 декабря 2012 г был перезаложен по проекту 09852. Вступление в строй ожидается до конца текущего года.

2. АПЛ проекта 09851 «Хабаровск». Данная АПЛ была заложена 27 июля 2014 г в обстановке высочайшей секретности в цехе №50 ПО «Севмаш». По некоторым данным, вступление в состав флота следует ожидать в 2020 г.

Назначение данных лодок секретно. Высказывались предположения, что «Белгород» станет носителем нашумевшей в свое время системы «Статус-6» — гигантской глубоководной высокоскоростной торпеды с ядерной боевой частью, предназначенной для уничтожения прибрежных городов. Иностранные источники видят «Белгород» в качестве эдакого универсала, способного не только угрожать ударом «Статуса», но и перевозить новейшие глубоководные подводные аппараты «Клавесин-2Р-ПМ», а также атомные энергетические установки «Шельф» для питания сети подводных датчиков.

Последние стоят того, чтобы остановиться на них подробнее. «Клавесин-2Р-ПМ» представляет собой глубоководный необитаемый аппарат. Со слов разработчика, генерального директора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита, «Клавесин-2Р-ПМ» способен выполнять работы на глубине 6 000 м.

«Клавесин-2Р-ПМ»

А вот о назначении данного аппарата неизвестно почти ничего, кроме того, что на вопрос корреспондента: «Мы также писали о робототехнических комплексах для охраны морских районов и континентального шельфа в Арктике. Это тоже «Клавесины»?»», И. Вильнит ответил: «Это все-таки немного другое семейство.»

Что же до «Шельфа», то это весьма интересное и крайне нужное для отечественного флота начинание. По мнению американских экспертов «H I Sutton», Россия готовится к развертыванию сети военно-морских сооружений, предназначенных для обнаружения и опознавания иностранных подлодок в Северном Ледовитом океане. По их мнению, цель России выстроить систему, наподобие натовской SOSUS, но более современную и на лучшем технологическом уровне, такую, что позволит контролировать перемещение новейших подводных лодок в реальном масштабе времени. Архитектура системы включает в себя подводные датчики-гидрофоны, энергообеспечение которых будут выполнять специальные подводные атомные станции малой мощности.

Атомные реакторы для таких станций уже разработаны и получили название «Шельф».

Но к системам освещения подводной обстановки мы еще вернемся, а пока вернемся к АПЛ «Белгород». Еще одним предполагаемым способом ее применения является использование геофизических буксируемых антенн, предназначенных для разведки полезных ископаемых, залегающих под морями и океанами.

Читайте также  Проект SMX 31: французский взгляд на будущее подводного флота

По мнению автора настоящей статьи, «Белгород» создается на замену БС-136 «Оренбург». Дело в том, что К-129, которая была переоборудована в «Оренбург», вступила в строй ВМФ СССР в 1981 году, соответственно в 2021 г. она отметит свое сорокалетие. Это очень много для советской подводной лодки, поскольку предполагалось, что срок их службы не должен превышать 30 лет. Конечно, в ходе масштабного переоборудования и модернизации лодка сможет прослужить больше, но все же ей, очевидно, пора «на покой» в самом ближайшем будущем. Поэтому наиболее вероятным назначением «Белгорода» станет транспортировка и управление безэкипажными и роботизированными глубоководными аппаратами нового поколения, возможно также – прокладка кабелей различного назначения подо льдами.

Что касается суперторпеды «Статус-6», то ее существование или разработка вызывает большие сомнения. Безусловно, задача для которой якобы создается «Статус-6», чрезвычайно важна – в случае полномасштабного ядерного конфликта уничтожение крупных городов-портов США станет для американцев страшным ударом, так как парализует внешние морские перевозки, что прервет внешнюю торговлю и воспрепятствует переброске войск в Европу. Но все же эта задача вполне может быть решена обычными средствами, такими как межконтинентальные баллистические ракеты сухопутного или морского базирования и создание для этого отдельной, достаточно сложной и дорогостоящей системы вооружения, требующей специальных носителей не выглядит разумным.

Кроме того, возникают большие вопросы к носителю. Как ни модернизируй «Белгород», он все равно останется лодкой 3-го поколения, причем — далеко не самой малошумной среди своих «ровесниц». «Белгород» не нужно называть «ревущей коровой», но он многократно проигрывает в скрытности современным АПЛ и РПКСН, и есть ли смысл устанавливать на него стратегическое вооружение? Автор склонен предполагать, что проект «Статус-6» является, скорее, средством информационной войны, и призван заставить американцев тратить деньги на защиту от несуществующей угрозы.

/… хотя, конечно, нельзя исключать и того, что автор настоящей статьи выполняет указания МО РФ и убеждает американцев в том, что «Статус-6» — это фейк. А потом, когда грянет Армагеддон, «Белгород» и «Хабаровск», выйдут на рубеж атаки и каааак…./

Что же до АПЛ проекта 09851 «Хабаровск», то об этой лодке совершенно ничего не известно.

Одна из фантазий на тему того, как будет выглядеть «Хабаровск»

Высказывались самые различные мнения о ее назначении, в том числе, что лодка станет:

1. Носителем глубоководных аппаратов;
2. Многоцелевой атомариной, менее дорогостоящей, чем «Ясень»;
3. Кораблем дальнего гидроакустического дозора;
4. Опытной платформой для испытания ГАК и вооружения для подводных лодок 5-го поколения;
5. И, наконец, что это вообще не подводная лодка, а большая атомная глубоководная станция.

Первый вариант вызывает известные сомнения, потому что вряд ли РФ испытывает необходимость иметь в строю целых три больших АПЛ – носителей глубоководных аппаратов. Ожидается, что «Хабаровск» встанет в строй в 2020-ом году и вряд ли можно предполагать, что она нужна для замены «Подмосковья», вернувшейся в строй после переоборудования в 2015 г.

Второй вариант – дешевая многоцелевая АПЛ — также весьма маловероятен и тому есть две причины. Во-первых, проектирование «дешевого Ясеня» скорее всего доверили бы разработчику, т.е. КБ «Малахит». «Хабаровск» же, как стало известно, разрабатывал ЦКБ «Рубин». Во-вторых, известно, что в РФ начата разработка лодки 5-го поколения, причем головную лодку планируют заложить ближе к 2025 году, на этом фоне финансирование разработки и строительства второго типа МАПЛ 4-го поколения выглядит бессмысленной тратой денег.

Версия глубоководной станции также несколько сомнительна, потому что Российская Федерация в последнее время явно отдает предпочтение относительно некрупным необитаемым глубоководным аппаратам. По мнению автора, наиболее вероятными выглядят версии корабля дальнего гидроакустического дозора, или же опытной лодки для испытания технологий МАПЛ 5-го поколения, но по большому счету все это гадания на кофейной гуще.

Кроме многочисленных атомных лодок и станций, в составе ВМФ РФ присутствует также и дизельная лодка специального назначения: Б-90 «Саров» проекта 20120, вошедшая в строй в 2008 г.

Эта лодка также находится в распоряжении ГУГИ, но, вероятно, ее основной профиль – это испытания различного вооружения и оборудования для неатомных и атомных ПЛ.

В целом же можно говорить о том, что с подводными кораблями спецназначения у ВМФ РФ дела обстоят вполне хорошо. Чего, увы, никак нельзя сказать о системе освещения подводной обстановки, развертывание и функционирование которой вполне могли бы обеспечить наши подводные спецназовцы.

Давным-давно, 4 марта 2000 г был подписан и принят документ «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года». В соответствии с ним предполагалось строительство «Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки» (ЕГСОНПО). Значимость этой задачи для страны сложно переоценить, особенно в условиях продолжающегося сокращения состава флота.

Еще древние римляне говорили «Praemonitus praemunitus», что в переводе с латинского означает «Кто предупрежден – тот вооружен». Не приходится сомневаться, что в современной морской войне знание о том, где находятся корабли противника, стало бы для нашего немногочисленного флота важнейшим преимуществом, способным хоть в значительной мере компенсировать численное превосходство врага. В том числе и потому, что в омывающих наши берега морях противник о нашем флоте подобных сведений иметь не может. А кроме того, оперативное знание о местонахождении вражеских АПЛ практически гарантировало бы неуязвимость наших подводных стратегических ракетоносцев.

К сожалению, строительство ЕГСОНПО в Арктике до 2010 г. было полностью провалено. Тогда, в конце 2010 г. создание ЕГСОНПО включили в «Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года». Согласно этой стратегии, к 2012 г. ЕГСОНПО должна была охватить арктическое направление на 30%, а к 2020 г. – на 50%. Насколько сегодня можно судить, эти показатели совершенно не выполняются. Более того, судя по публикациям в открытой печати сегодня не существует даже понимания того, какой должна быть ЕГСОНПО.

Так, например, контр-адмирал С. Жандаров в своей статье «Беспризорная Арктика», опубликованной в 2015 г., указывает, что МО РФ, вместо того, чтобы развертывать существующие на сегодняшний день разработки, на протяжении многих лет продолжает вкладывать крупные средства во всевозможные опытно-конструкторские работы на эту тему. Причем, по мнению контр-адмирала, по большей части эти ОКР – весьма сомнительного толка:

Читайте также  АПЛ класса «Вирджиния» приближается к Block III

«Каждая Государственная программа вооружения (ГПВ-2015, 2020, в проекте – и 2025) начинается с масштабных миллиардных НИОКР по освещению обстановки на арктическом региональном направлении. По линии ФЦП «Развитие ОПК-2020» с 2011 по 2014 год для организации задела по созданию «Интегрированной сетецентрической системы подводного наблюдения» потрачено 3,2 миллиарда рублей. Но ни одного квадратного километра под водой в Арктике, в исключительной экономической зоне в результате этих работ не освещено.»

При этом контр-адмирал заявляет, что (на момент написания статьи, т.е. 11 февраля 2015 г) принят на вооружение только один гидроакустический комплекс, но и он не развернут на позициях.

Насколько можно предполагать, речь идет о системе МГК-608М, предусматривающей размещение донных пассивных датчиков, связанных в единую сеть, и подпитываемых энергией от подводных реакторов. Согласно рекламному проспекту «Рособоронэкспорта» подобная система (МКГ-608Э «Север-Э») может включать в себя от 8 до 60 датчиков и обнаруживать объекты с уровнем шумности от 0,05 до 0,1 Па на площади от 1000 до 9000 квадратных километров, а, скажем, объекты с уровнем шума в 5 Па – до 300 000 квадратных километров.

С другой стороны – даже МАПЛ 3-го поколения (если верны данные по «Щуке-Б») имели порядка 60 Дб шумности, а это – всего лишь 0,02 Па. Сможет ли «Север-Э» «выловить» АПЛ 4-го поколения? Это неизвестно, но не нужно забывать, что «Э» в названии системы скорее всего подразумевает «Экспортный», а у нас иногда снижают потенциал экспортных изделий.

Но в целом можно предположить, что контр-адмирал С. Жандаров предлагает делать ставку на стационарные гидроакустические комплексы. Об их возможностях С. Жандаров, очевидно знает не понаслышке, поскольку сам – в прошлом военный моряк, а впоследствии — директор по оборонной тематике НИИ «Атолл», занимающимся как раз разработкой МГК-608М. Кстати, из-за этого «в интернетах» его упрекают в том, что он не радеет о пользе дела, а отстаивает интересы своего института, но заслужен ли этот упрек?

Другие известные специалисты по гидроакустике — Валентин и Виктор Лексины, в своем цикле статей «Есть ли в России современное гидроакустическое вооружение?» полагают, что подобная система должна быть не столько стационарной, сколько мобильной и включать в себя не только стационарные (придонные) гидроакустические комплексы, аналогичные МГК-608М но и большое количество их мобильных аналогов, т.е. сетью выносных приемных устройств, которые можно быстро разворачивать в нужных районах когда в том возникнет необходимость. Валентин и Виктор Лексины при этом считают незаметность чрезвычайно важным фактором для выживания такого рода систем и предлагают сосредоточиться на пассивной гидролокации.

А вот М.Климов, в своей статье «Гидроакустическая печаль», наоборот, считает, что пассивная гидролокация не сможет обеспечить вскрытие подводной обстановки, и что ее обязательно нужно дополнить активной.

Есть и другие авторы, предлагающие иные способы решения освещения подводной обстановки, и они также противоречат друг другу и вышеизложенным точкам зрения. Кроме того, автор настоящей статьи вынужден констатировать, что очень часто публикации на гидроакустические темы выдержаны в стиле «только я знаю, как надо делать правильно, а остальные глубоко ошибаются», а то и хуже – присутствуют откровенные обвинения в подлоге и коррупции. Надо сказать, что тема гидроакустики чрезвычайно сложна для неспециалиста, и разобраться в ней, не будучи профессионалом-гидроакустиком с опытом реальной работы в море совершенно невозможно. Вероятно, кто-то из авторов действительно прав (все они правыми быть не могут, так как высказывают полярные точки зрения), но в целом все же складывается ощущение корпоративной борьбы между разработчиками.

Однако практически все публицисты сходятся в одном – никакой ЕГСОНПО, никакой системы освещения подводной обстановки у нас нет, и неясно, когда она появится. Что это означает на практике? Как пишет контр-адмирал С. Жандаров: «С 11 февраля по 13 августа 2014 года ПЛ «Нью Гемпшир» беспрепятственно вскрыла всю деятельность по стратегическому сдерживанию Северного флота в Баренцевом море.»

Та самая SSN-778 «Нью-Гемпшир»

Иными словами, в случае обострения международных отношений и возникновении вооруженного конфликта между РФ и США в 2014 г, российские РПКСН были бы уничтожены до применения ими баллистических ракет. Понятно, что одна-единственная «Нью-Гемпшир» на это неспособна, но у американцев в 2014 г. было девять АПЛ этого типа, а в конце года к ним добавилась еще одна.

Безусловно, SSN-778 «Нью-Гемпшир» является чрезвычайно грозным противником – это пятая лодка типа «Вирджиния», и первая лодка модификации Block-II, но нужно понимать – сегодня и в будущем нам будет противостоять еще более грозный противник. И мы должны быть к этому готовы еще вчера, но увы, не готовы сегодня и не факт, что будем готовы завтра.

В проблеме ЕГСОНПО есть и еще один немаловажный аспект. Хотя в открытой печати внимания на этом не акцентируется, но ЕГСОНПО должна распространяться не только на Арктику, но и на воды Дальнего Востока, где у нас также базируются ракетные подводные крейсера стратегического назначения.

Сможем ли мы справиться со всем этим до 2025 года? Осознают ли в правительстве важность ЕГСОНПО в полной мере? Известно, что В.В. Путин принимал личное участие в совещаниях по вопросу неработающего «Полимент-Редута», зенитного ракетного комплекса, проблемы которого препятствовали сдаче головного фрегата проекта 22350 «Горшков». Но решение наших проблем в гидроакустике куда важнее, чем даже вся серия этих фрегатов.

Вывод из вышесказанного очень прост. Сегодня мы испытываем тотальный дефицит в современных многоцелевых атомных и неатомных подводных лодках. К нему добавляется отсутствие систем контроля подводной обстановки, что еще сильнее осложняет развертывание наших РПКСН в угрожаемый период.

Как ни печально это признавать, но сегодня, в случае обострения взаимоотношений с НАТО, мы отправим наши подводные стратегические крейсера в неизвестность, в надежде на то, что их малошумность, гидроакустика и опыт экипажей позволят им проскользнуть мимо американских кордонов и все-таки, когда будет нажата красная кнопка, выполнить свое предназначение. В сущности, сегодня судьба трети российских стратегических ядерных сил возлагается на русское «авось». И, что еще печальнее, не видно гарантий к тому, чтобы в ходе 2018-2025 гг. наше положение изменится к лучшему.

Продолжение следует…

/Андрей из Челябинска, topwar.ru/

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Автор этой серии статей такой спец-спецовый,одни его скосы ниже уровня моря чего стоят.

    • Послушайте, если вы такой умный, то напишите своё видение данного вопроса (в расширенном виде). А голословно хаять человека за то, что он попытался сделать анализ по данной проблеме — это, как минимум, непорядочно. Если есть что конкретно сказать по теме, то скажите и аргументированно докажите где автор не прав (или ошибся). А то у меня складывается впечатление, что все ваши комментарии сводятся к одному: «сам дурак» или «подпиндосник», есть правда и более грубые и оскорбительные, но повторять их не буду. Ведь судя по тону вашего коммента — вы «кот-333» и все его вариации…
      А что касаемо «скосов ниже уровня моря» — ну оговорился автор, хотел как проще и понятнее, ведь сегодня далеко не все знают что такое ватерлиния. Так что же его теперь гнобить постоянно за это?

      Я, например, тоже не всегда согласен с его обоснованиями и выводами, но это не умаляет того энтузиазма, знаний, времени и труда, которые автор тратит на то, чтобы попытаться разобраться с каким-либо вопросом, и донести СВОЁ видение проблемы до нас. Спасибо ему за это огромное.

      А у вас одна задача, простая и незатейливая — всех и вся охаять, набрасывая на вентилятор всякое непотребство и разбрызгивая его по всему сайту. Если здесь всё так плохо, то уйдите отсюда, найдите себе другую площадку, на которой от ваших перлов будут визжать и в «воздух чепчики бросать»…

      • Непорядочно строить из себя первую инстанцию на базе плагиата,не утруждая себя элементарными знаниями той же географии,ведь автор сравнивает ВМС России с ВМС сша и на этой базе грустит,и за грустью своей не видит что сша это по сути островная страна которая не имеет внутренних морей,сухопутная граница с Мексикой протяжённостью всего 3000км,Канада не в счёт,на этой почве у амеров основная ставка на флот,авиацию и экспедиционные корпуса ну и средства их доставки. У России же протяжённость сухопутной границы под 60 000 километров,которая проходит по таким буеракам,что чёрт ногу сломит,в отличии от ровных как стол амерских прерий,добавим внутренние моря по которым проходят границы и в которые суют нос американцы,и если у амеров сухопутные силы на вторых ролях,то в России всё на первых ролях,и сухопутные силы,и ВВС,и ВМС. И как бы не было,по словам автора сей серии статей,грустно,но фактические события показывают что флот России жив и имеет зубы,ведь «калибры» запущенные по бармалеям в Сирии,по сути были информацией для размышления в европе и сша. Тоже самое касается и стратегических сил,да проблемы есть и они есть везде,но нам хотят впарить мысль что у нас всё плохо и нам надо делать как делают в «свет в окошке сша», при этом не учитывая ничего,окрамя тупого почитания всея пиндосовского.

        • Да что касаемо кота-333,он всегда был врагом подпиндосников, дураков и майданутых, и называл всё своими именами,найдите хоть один его комментарий где он был не прав ,потому что в своих комментариях он делал ставку на свершившиеся факты,он очень не удобен редактору А.В,которому очень хочется что бы вокруг него было тихое причёсанное болото,и от кота доставалось всем,кто морозил глупость и набрасывал на вентилятор,кот ценил достойных оппонентов,например Виталия,хоть они друг с другом спорили до хрипоты и намертво,как говорил Виталий,упирались. И во времена кота чуши морозили меньше,как авторы,так и комментаторы.
          А ещё кот-333 мой друг,и порой он оставляет комментарии под моей личиной. Так что не сильно то расслабляйтесь и визжите,бросая в воздух,во славу себя, свои чепчики.

          • под моей личиной — есть ник аноним?! так я тоже тогда — ты=) поскольку щас оставлю комментарий под твоей личиной, хотя тебе ни разу не друг. а мож, ты сам себя хвалиш, посколку никто больше тебя за нормального не держит?

          • Так у таких ненормальных как ты,как правило все ненормальные.
            И давно ты аноним на своём ивеко приземлился?

  2. В каком-то смысле надо быть благодарными автору, поскольку он обобщает сведения из интернета и выдает готовый продукт. Понятно, что ничего закрытого здесь нет, а только догадки и выводы, но это тоже неплохо. А описки и ошибки бывают у всех.

    • Описки и ошибки бывают разные,в данном случае даже десятилетний юнат кружка умелые руки,знает что ниже ватерлинии а что ниже уровня моря.

  3. То что пишут это всего лишь 0.1 процент из ста. Правда на эту тему мы может быть узнаем лет так через сто. Вот так вот. Кто служил и служит на северном флоте меня поймет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя