Новые эсминцы

Прошлой осенью в Нагасаки состоялась церемония спуска на воду второго эсминца типа “Асахи”. Корабль получил имя “Сиранухи” (“свечение моря“ — неизученное оптическое явление, наблюдаемое у побережья Японии).

Тем временем, головной “Асахи”, спущенный на воду в 2016 г., уже завершает цикл испытаний. Церемония вступления в строй намечена на март 2018.

Со стороны морских сил самообороны Японии озвучены только краткие сведения, касающиеся назначения новых эсминцев: “Асахи” и “Сиранухи” (тип 25DD) имеют расширенные противолодочные возможности.

Корпус идентичен предыдущей серии 19DD “Акидзуки”. Внешние отличия имеет надстройка, где размещен новый радар с приемно-передающими модулями из нитрида галлия (вместо применявшегося ранее кремния). Вместо копии американского AN/SQQ-89, на эсминцах 25DD установлен гидроакустический комплекс собственной разработки. Из экономических соображений, боекомплект “Асахи” был сокращен вдвое (с 32 до 16 УВП). Эсминец оснащен газотурбинной силовой установкой с электрической трансмиссией.

Вот, пожалуй, и все, что достоверно известно о боевых кораблях сынов Аматэрасу.

Новые эсминцы "тип 25DD" японских ВМС

«Сиранухи» завершает собой эпоху в истории японского флота. Следующие проекты: перспективный эсминец (33DD) и создаваемый для работы с ним в паре эскортный фрегат (30DEX) изменят облик японских ВМС. Сгруппированный силуэт, единый “восьмигранник” надстройки с интегрированным антенными устройствами и корпус из композитов. Впрочем, я бы не стал придавать этой информации большого значения: спуск на воду головного 33DD запланирован на 2024й год. С учетом традиционной для японцев параноидальной секретности вокруг приоритетных проектов, описать точный облик эсминца 33DD сейчас не представляется возможным.

Возвращаясь к “Сиранухи” и “Асахи”: на протяжении последних трех десятилетий японские корабли строились в соответствии со строгой концепцией. Во главе боевых групп — крупные эсминцы с системой “Иджис” (6 единиц), ориентированные на выполнение задач ПРО и перехват целей на границе атмосферы и космоса. Вокруг “флагманов” выстроено плотное кольцо охранения из 20 эсминцев, спроектированных в Японии.

Сохраняя общую компоновку и черты американских “Арли Берков”, японские проекты отличаются меньшими размерами, но имеют более богатую комплектацию и повышенную эффективность при решении оборонительных задач. Например, японцы первыми внедрили на боевом корабле радиолокатор с АФАР (система OPS-24 на эсминце “Хамагири”, 1990 год).

Для противодействия угрозам со стороны скоростных низколетящих ракет (совместно с Нидерландами) был создан радиолокационный комплекс FCS-3 с восемью активными фазированными антеннами. Четыре — для обнаружения и сопровождения целей. Еще четыре — для наведения собственных зенитных ракет.

На сегодняшний день — одна из лучших систем подобного назначения.

Новые эсминцы "тип 25DD" японских ВМС

В том или ином виде (FCS-3A, OPS-50), комплекс устанавливается на всех эсминцах МС самообороны Японии, начиная с 2009 года. Особенностью данного РЛК является сантиметровый диапазон работы, обеспечивающий наилучшую разрешающую способность (ценой снижения дальности обнаружения).

Таким боевым средствам предписано действовать в связке с Иджис-эсминцами.

Самые грозные и современные — “Акидзуки” (“осенняя луна”) и “Асахи” (“лучи восходящего солнца”). Отряд из шести самураев, которые, даже в отрыве от своих старших собратьев, остаются одними из лучших в мире проектов эскадренных миноносцев. Имеющиеся недостатки (отсутствие РЛС дальнего обзора) перекрываются их главным достоинством — четким соответствием стоящим перед ними задачам.

Читайте также  Эсминец «Лидер» будет проектироваться только с ядерной силовой установкой

Многофункциональные боевые корабли (7 тыс. тонн — достаточно для размещения любого вооружения) с выдающейся ближней ПВО. С дальними целями в стратосфере поручено разобраться Иджису.

Малый боекомплект — иллюзия мирного времени. Японцы уже демонстрировали похожий фокус, с заменой артиллерийских башен “Могами”. Крейсеры, в тайне, проектировались под 8” калибр, но, по условиями международного соглашения, несли “бутафорские” шестидюймовки. Пока не грянул гром. А у японцев — четыре тяжелых крейсера из ниоткуда.

В случае с “Асахи” — корабль с полным водоизмещением 7 тыс.тонн рассчитан явно на большее. Наверняка, имеется зарезервированное пространство дополнительные модули УВП.

Ударное вооружение отсутствует по политическим причинам. С учетом состояния японской науки и промышленности, создание собственного аналога “Калибра”, для них не проблема, а мелкие расходы.

«Японские власти изучают возможность создания производства крылатых ракет большой дальности для нанесения ударов по наземным целям. Об этом изданию рассказал источник в кабинете министров страны. Такие планы возникли в связи с нестабильной обстановкой на Корейском полуострове«.- газета Sankei, 28 декабря 2017 г.

Собственная ПКР у Японии создана уже давно (Тип 90). Унифицирована для запуска с надводных кораблей и подводных лодок.

До недавнего времени японцы не имели заметного опыта в области военного кораблестроения. Звучит смешно для создателей “Нагато” и “Ямато”. Увы, опыт прошлого был безвозвратно утрачен вместе с поражением в войне.

На протяжении сорока лет надводные силы составляли фрегаты с американским вооружением. Японцы проводили собственную модернизацию оборудования (система управления FCS-2 для ЗРК “Си Сперроу”), развернули по лицензии масштабное производство газотурбинных силовых установок (“Митсубиси-Роллс-Ройс”, “Исикавадзима-Харима”), но общий уровень военного кораблестроения выглядел недостойно потомков адмирала Ямамото.

Прорыв произошел в 1990 году, когда Японии, с большими трудностями, была передана техническая документация на эсминец “Арли Берк” и морскую систему ПВО “Иджис”.

Новые эсминцы "тип 25DD" японских ВМС

Получив технологии, японцы немедленно построили 4 первоклассных эсминца типа “Конго”. Название, никак не связанное с африканским государством. “Конго” — в честь легендарного линейного крейсера, участника обеих мировых войн, в переводе — “неуничтожимый”.

От своих американских “близнецов”, японские Иджисы отличаются ферменной мачтой и более громоздкой надстройкой, в которой размещен флагманский командный пункт.

Что произошло дальше — догадаться несложно. Началось серийное строительство военных кораблей по собственным проектам, сочетавшим лучшие черты “Арли Берков” с японскими представлениями о современном флоте.

За одно десятилетие были введены в строй 14 эсминцев типа “Мурасамэ” и “Таканами”, ставшие учебными пособиями на пути возрождения ВМС. В конструкции этих кораблей нашли воплощение самые передовые решения того времени (напомню, речь идет о середине 1990-х):

Читайте также  Эсминцы королевских кровей

— сплошная надстройка “от борта до борта”, напоминающая «берк»;

— элементы технологии “стелс”. Корпус и надстройка получили неповторяющиеся углы наклона наружных поверхностей, а в конструкции мачт были использованы радиопрозрачные материалы;

— универсальные пусковые установки Mk.41 и Mk.48;

— комбинированная станция радиоэлектронной борьбы NOLQ-3, скопированная с американской “слик-32”;

— впервые в мировой практике — радар с АФАР;

— прообраз БИУС нового поколения, развитием которой, впоследствии, стала ATECS (advanced technology command system) — “японский Иджис”. Собственно, никто и не сомневался в японских успехах в области микроэлектроники.

— масштабные меры по повышению автоматизации, позволившие сократить экипаж “Мурасамэ” до 170 чел;

— мощная и «приёмистая» газотурбинная установка, способная выйти на режим полной мощности за 1,5 минуты.

В остальном — без безумств и излишеств. Целью была постройка надежных и сбалансированных кораблей, чей облик соответствовал текущим возможностям промышленности.

Японцы, со свойственным им упорством и вниманием к мелочам, даже не поленились построить полномасштабный “макет” эсминца с неблагозвучным именем JS-6102 Asuka. Фактически — испытательный стенд для отработки новых решений. Ввиду практически полной идентичности его характеристик строевым кораблям (за исключением некоторых узлов и “мешанины” из вооружений) — у японцев, при необходимости, будет еще один эсминец.

Освоив в совершенстве технику строительства современных боевых кораблей, самураи перешли к более дорогостоящим и технически изощренным проектам. Так появились “Акидзуки” (2010 г.) и “Асахи” (2016 г.).

На сегодняшний день, располагая 30 боевыми единицами океанской зоны, в т.ч. 26 ракетными эсминцами и 4 авианесущими кораблями, с учетом технического уровня этих средств, надводная компонента МС самообороны Японии по-достоинству занимает второе место в мире. Экономическая составляющая успеха — военные расходы Японии составляют всего 1% от ВВП (лидер среди развитых государств — Россия с показателем свыше 5%), а по абсолютным значениям японский военный бюджет уступает отечественному в 1,5 раза.

Остается главный вопрос — когда, наконец, морские силы самообороны Японии уберут из своего названия “самооборона”?

Вместо послесловия:

«Японское военно-морское чудо начала XX века, превратившее Страну восходящего солнца в сверхдержаву, стало возможно лишь благодаря удивительному рационализму «Тэйкоку Кайгун» (Императорского флота). В отличие от разброда и шатаний, царивших в морских штабах и адмиралтействах многих стран (и особенно в России), японцы не сделали практически ни одной ошибки, переняв у союзников-англичан всё самое передовое — технику, тактику, боевую подготовку, систему базирования и снабжения, — и в кратчайшие сроки создав «с чистого листа» современный флот, доминирующий в дальневосточных водах.» — из книги “Триумфаторы Цусимы. Броненосцы японского флота”, С. Балакин.

/Олег Капцов, topwar.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Что такое электрическая трансмиссия. Есть корабли с полным электродвижением, или частичным.

  2. — “Конго” — в честь легендарного линейного крейсера, участника обеих мировых войн…

    Это не так. Называть корабль в честь корабля в Японии просто не может никому прийти в голову. Кроме того, слишком сильные ассоциации с кораблями времен Второй мировой войны не приветствуются.

    в переводе — “неуничтожимый”.

    Это не так. Согласно принятому в Японии порядку, корабли такого класса носят названия гор. В случае с «Конго», это, собственно, гора Конго недалеко от Осаки.
    Интересно то, что из имени видно, что японцы относят «Конго» и однотипные корабли к крейсерам.

    — когда, наконец, морские силы самообороны Японии уберут из своего названия “самооборона”?

    Японцы заменили акроним JDS на JS.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя