Как известно, в 1977 году Пентагон запустил очередную программу разработки перспективных зенитных систем. Всего за несколько лет ряд компаний представил свои новые проекты, один из которых получил одобрение военных и был рекомендован к дальнейшему развитию. Его итогом стало появление значительного числа зенитных самоходных установок M247 Sergeant York. Чуть позже стартовал инициативный проект с рабочим обозначением LADS. Его целью было создание буксируемой и легкой самоходной зенитной системы, максимально унифицированной с машиной M247.
Все работы по ряду проектов осуществлялись в рамках крупной программы DIVAD (Divisional Air Defense System – «Дивизионная система противовоздушной обороны»). В соответствии с изначальным техническим заданием, новые ЗСУ должны были строиться на шасси танка M48, тогда как состав вооружения и приборного оснащения позволили определять разработчикам. Как впоследствии решили военные, наиболее удачный проект был предложен компанией Ford Aerospace. Ее самоходка, имевшая пару 40-мм автоматических орудий и радиолокационные средства обнаружения, впоследствии получила армейское обозначение M247 и имя «Сержант Йорк».
Проекты программы DIVAD выглядели многообещающе, однако вскоре после старта работ стало ясно, что перспективные ЗСУ не смогут закрыть все потребности сухопутных соединений в ствольной ПВО. Компания Ford Aerospace вскоре предложила решить эту проблему при помощи отдельного проекта. Для получения известных преимуществ, планировалось максимально широко использовать уже существующие решения и агрегаты. При этом новый проект на ранних стадиях разрабатывался в инициативном порядке и без какой-либо помощи со стороны Пентагона.
В 1980 году специалисты «Форд Аэроспейс» начали сотрудничать с коллегами из группы перспективных разработок 9-й пехотной дивизии армии США. Совместными усилиями они определили оптимальный облик новой зенитной установки, способной дополнить перспективную M247, однако отличающейся от нее меньшей сложностью и сокращенной стоимостью. Новый проект получил достаточно простое рабочее название – LADS (Light Air Defense System – «Легкая система противовоздушной обороны»).
Проект LADS предусматривал создание облегченной и упрощенной буксируемой одноствольной зенитной системы. Предлагалась максимальная унификация с «Сержантом Йорком», получаемая за счет заимствования готовых узлов и агрегатов. Такая зенитная установка должна была осуществлять противовоздушную оборону в ближней зоне и бороться с низколетящими целями. Ее можно было бы использовать для усиления защиты стационарных объектов или прикрытия других зенитных систем. Малые габариты и вес позволяли ввести LADS в состав вооружения легких пехотных или воздушно-десантных соединений.
Сформировав основные положения проекта, организации-разработчики предложили его потенциальному заказчику. Командование армии и военно-воздушных сил проявило интерес к предлагаемой системе, и согласилось оказать необходимую поддержку. В течение нескольких следующих лет промышленность должна была завершить проектирование и представить опытные образцы. Успешное проведение испытаний позволяло рассчитывать на запуск серийного производства и принятие LADS на вооружение.
Задача сокращения габаритов перспективной установки была решена при помощи оригинальных компоновочных решений. Среди прочего, это привело к формированию необычного и футуристического внешнего вида комплекса. Одновременно с этим в составе оригинального экстерьера просматривались узнаваемые существующие агрегаты.
Мобильность установки LADS должна была обеспечиваться буксируемым лафетом с колесным ходом. Предлагалось использование платформы, оснащенной двумя парами колес и четырьмя раздвижными станинами. При развертывании гидравлика должна была разводить последние в стороны, и тем самым обеспечивать стабильное положение всего комплекса. Проект предусматривал возможность кругового наведения оружия в горизонтальной плоскости. Система в транспортном положении могла буксироваться любым тягачом с достаточными характеристиками.
Известно, что на определенном этапе инженеры Ford Aerospace и специалисты 9-й дивизии проработали возможность строительства самоходной версии комплекса LADS. В таком случае боевой модуль должен был размещаться на перспективном армейском автомобиле HMMWV. Тем не менее, расчеты быстро показали, что подобное шасси вряд ли справится с высокими нагрузками. От «Хамви» как носителя оружия отказались. Впрочем, эта платформа вскоре нашла новое применение в проекте.
Зенитная самоходка M247 Sergeant York
На центральной платформе лафета предлагалось монтировать подвижное основание боевого модуля с вооружением, средствами наблюдения и кабиной оператора. Непосредственно на основании имелась пара невысоких боковых опор, необходимых для монтажа качающейся части. Также предусматривалась вынесенная задняя балка с прямоугольным кожухом, предназначенным для монтажа силовых агрегатов.
Качающийся агрегат комплекса LADS представляет большой интерес. Авторы проекта предложили использовать оригинальные компоновочные решения, что привело к получению характерного внешнего вида. Передняя часть агрегата образовывалась парой усеченных конусов разных размеров; через вершину переднего выводился ствол орудия. Позади широкого заднего конуса предусматривалась цилиндрическая поверхность с двумя крупными боковыми нишами, необходимыми для установки на опоры. За таким «цилиндром» на задней стенке боевого модуля имелся прямоугольный коробчатый кожух, над которым помещалось остекление кабины оператора.
Для ускорения проектирования и упрощения дальнейшего производства было решено использовать существующее оружие. Комплекс LADS получил одно 40-мм автоматическое орудие Bofors L70 в версии, ранее созданной для ЗСУ M247. Эта пушка могла делать до 330 выстрелов в минуту и уверенно поражать цели на дальностях до 4 км.
Орудие комплектовалось системой подачи боеприпасов, основанной на идеях проекта Sergeant York. При этом боекомплект в виде 200 снарядов разместили в крупном магазине, буквально надетом на ствольную коробку и казенник орудия. Именно эта деталь привела к необходимости использования конических элементов корпуса и появлению характерного внешнего вида. Были разработаны автоматизированные системы перезарядки, ускорявшие подготовку к боевой работе и не требовавшие вмешательства человека. Загрузка снарядов осуществлялась через люки в бортах конического кожуха.
В задней части корпуса должна была монтироваться невысокая мачта, оснащенная блоком радиоэлектронной аппаратуры. Систему LADS предлагалось оснастить радиолокационной станцией наведения, средствами опознавания, лазерным дальномером, тепловизионным прицелом и акустической системой обнаружения. Почти все подобные компоненты заимствовались из проекта M247. Обработка информации от средств обнаружения и выработка команд для исполнительных механизмов должна была осуществляться с применением существующей автоматики, так же взятой у имеющегося образца. Наведение осуществлялось с использованием гидравлических и электрических приводов.
Управлять работой комплекса должен был всего один человек. Его рабочее место находилось внутри основного корпуса, позади артиллерийской системы. Кабина была соединена с качающейся артиллерийской частью, что давало некоторые преимущества и недостатки. Оператор мог использовать штатные радиоэлектронные, оптические или акустические средства наблюдения, а кроме того, имел возможность следить за обстановкой при помощи верхнего остекления-фонаря. Операторская кабина была сделана герметичной и имела защиту от оружия массового поражения.
Система LADS в боевом положении
Незадолго до старта проекта LADS компания «Форд Аэроспейс» начала разработка подвижного командного пункта PCC (Platoon Coordination Center – «Центр координации взвода»). Такой центр основывался на шасси HMMWV и получал полный набор средств обнаружения, взятый из проекта M247. Кроме того, он должен был нести средства связи и управления. Задачей командного пункта было слежение за воздушной обстановкой с выдачей целеуказания различным средствам ПВО, от переносных зенитных комплексов до самоходок типа «Сержанта Йорка».
После начала разработки LADS появилось новое предложение в контексте проекта PCC. Эту машину предлагалось дополнить средствами дистанционного управления батареей буксируемых зенитных систем. Таким образом, командный пункт мог бы не только выдавать целеуказание, но и напрямую контролировать работу отдельных элементов ПВО. Такой подход заметным образом упростил бы боевую работу, уменьшив участие человека. Еще одним преимуществом было сокращение времени реакции, теперь ограниченного только возможностями электроники и систем связи.
По мере своего развития перспективный проект LADS получал только положительные оценки. Предложенная в инициативном порядке система позволяла дополнить прочие комплексы и закрыть некоторые остававшиеся ниши в структуре ПВО. Кроме того, новая система, имея максимальную унификацию с уже созданной M247 Sergeant York, отличалась минимально возможной стоимостью. Естественно, присутствовали и определенные недостатки, свойственные ствольным зенитным системам, но в свете имеющихся преимуществ они не выглядели фатальными.
В целом, созданная зенитная установка не уступала современным и перспективным образцам своего класса, имевшимся или создававшимся в других странах. При этом по ряду параметров и с точки зрения некоторых особенностей конструкции LADS превосходила конкурентов. Таким образом, военные имели все основания для оптимистичных оценок и могли строить большие планы на будущее.
Имея полную поддержку военного ведомства, компания Ford Aerospace в течение нескольких лет выполнила проект и подготовила всю необходимую документацию. Также, не позднее начала 1983 года, стартовало строительство первого опытного образца комплекса LADS на буксируемом колесном лафете. В скором будущем его планировалось отправить на полигон для проведения испытаний.
Однако испытания так и не начались. В это время над программой DIVAD и проектом M247 стали сгущаться тучи. Проблемы этих проектов могли ударить и по смежным разработкам. Напомним, победитель программы DIVAD в лице ЗСУ от Ford Aerospace был выбран еще в 1981 году, и это решение сразу подверглось критике. Тем не менее, в следующем году появился контракт на поставку первой партии из 50 самоходок, а также были сформированы планы на дальнейшее серийное производство.
Несмотря на победу в конкурсе и появление контракта на серийное производство, существующая машина M247 далеко не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям. Она показывала недостаточную надежность, а также не укладывалась в изначальные планы по стоимости. Уже в 1983 году дальнейшая судьба проекта «Сержант Йорк» стала предметом споров. Будущее смежных проектов так же оказалось под вопросом.
Отсутствие окончательного решения по ЗСУ M247 привело к временной приостановке работ в рамках проекта LADS. Скандал вокруг программы DIVAD не позволил выделить необходимое финансирование для испытаний построенного прототипа, и в течение нескольких следующих лет будущее буксируемой установки оставалось туманным.
В конце лета 1985 года появился приказ о закрытии проекта M247 в связи с наличием проблем и отсутствием смысла в их исправлении. Также, при всем своем несовершенстве, техника оказывалась достаточно дорогой, а ее улучшение привело бы к новым расходам. Руководство Пентагона сочло это неприемлемым, и решило отказаться от неудачных самоходок.
Вскоре стало ясно, что отказ от ЗСУ Sergeant York не позволит продолжить работы по теме LADS. Буксируемая установка представляла интерес только в связке с самоходными M247. Кроме того, делаемые экономические показатели производства и эксплуатации могли быть получены только при одновременном выпуске двух комплексов. Самостоятельное производство LADS оказывалось слишком дорогим.
Проведя новый анализ потребностей и возможностей противовоздушной обороны, командование пришло к новым негативным для LADS выводам. Военачальники посчитали, что более удобным и выгодным средством ПВО ближней зоны станут зенитные комплексы M1097 Avenger, оснащенные управляемыми ракетами. Буксируемая ствольная система на их фоне выглядела не самым лучшим образом.
К концу 1985 года Пентагон, изучив потребности и возможности, принял решение отказаться от дальнейшей поддержки проекта LADS. По результатам недавних разбирательств, а также в связи с наблюдаемым прогрессом «Легкая система противовоздушной обороны» потеряла большую часть своих преимуществ, и потому не представляла интереса для армии. К моменту появления приказа о прекращении работ был построен всего один опытный образец. Дальнейшая его судьба неизвестна. Вероятнее всего, установку разобрали за ненадобностью.
Буксируемая зенитная система LADS с самого начала создавалась в качестве дополнения к самоходному комплексу M247, и эта особенность проекта в итоге оказалась фатальной. Отказ от «Сержанта Йорка» моментально лишил систему LADS ряда преимуществ и сделал ее бесполезной. Более того, некоторые особенности программы DIVAD позволяют утверждать, что проект LADS изначально имел не самые высокие шансы на успешное завершение. Так или иначе, работы по этому проекту были свернуты. Армия США так и не смогла получить новый буксируемый зенитный артиллерийский комплекс.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/