Китай опередил Россию в принятии на вооружение истребителя пятого поколения

Китайский самолет-«невидимка» пятого поколения J-20 («Черный орел») официально принят на вооружение ВВС НОАК. Таким образом, Китай стал второй страной в мире после США, имеющей на вооружении истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В этом смысле он определил Россию с ПАК ФА.

Официальный представитель Министерства национальной обороны КНР У Цянь в ходе пресс-конференции в Пекине заявил, что машина прекрасно показала себя во время летных испытаний, после чего Центральный военный совет принял решение официально принять самолет на вооружение НОАК. Однако офицер не уточнил, сколько единиц были уже переданы частям ВВС.

J-20 характеризуется в китайских СМИ как «истребитель среднего и дальнего радиуса действия четвёртого поколения», но по западной классификации принадлежит к пятому.

Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20

Китайская компания Chengdu Aerospace Corporation начала разработку J-20 в конце 1990-х годов. Первый прототип истребителя с бортовым номером «2001» взлетел в 2011-м. Считается, что он участвовал в испытаниях аэродинамической компоновки и технологий малозаметности. На втором прототипе с номером «2002» (сейчас «2004») проводились испытания бортового радиоэлектронного оборудования, систем гидравлики и пневматики. Третий и четвертый прототипы («2002» и «2003» соответственно) в летных испытаниях участия не принимали: как отмечают эксперты, возможно, на них производились различные статические тесты, включая прочностные испытания. На остальных летных прототипах проводились испытания доработанных систем и элементов конструкции.

Технические характеристики J-20 официально не раскрываются. Предположительно, истребитель имеет в длину 20,4 метра и размах крыла 13,5 метра. Самолет максимальной взлетной массой 36,3 тонны способен развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час. СМИ пишут, что самолет якобы имеет ряд конструктивных заимствований, в том числе от американского истребителя F-22 и российского опытно-экспериментального МиГ-1.44, который создавался как противовес американскому «двадцать второму».

Помимо тяжелого J-20, в Китае создается еще один истребитель пятого поколения — легкий J-31, оснащенный двумя российскими двигателями РД-93.

Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, специалист по ВПК КНР Василий Кашин полагает, что самолет J-20 действительно можно отнести к истребителю 5-го поколения.

— У него пониженная радиолокационная заметность, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, современная информационная система. Слабое место — двигатель: сейчас на нем используется вариант российского АЛ-31, но в перспективе машина должна получить вариант АЛ-41. Но в целом пока в отношении этого самолета слишком много неизвестных. Мы, например, знаем, как принимались на вооружение американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35, какой это был мучительный процесс, сколько тогда было потрачено денег и времени. Говорить, что китайцам будет проще, нельзя. Возможно, у них это займет даже еще больше времени. А то, что сейчас про их самолет мало информации, связано с тем, что в КНР ниже «уровень открытости». Хотя даже по той малой информации, которая есть, можно сказать, что это довольно мощный и современный самолет.

Читайте также  Взлететь с пятачка

«СП»: — В Китае разрабатывается еще один истребитель 5-го поколения — J-31. Он будет только экспортным вариантом или китайцы придерживаются схемы легкого и тяжелого самолетов?

— Судьба J-31 в ВВС пока не ясна. Есть вероятность, что он будет чисто экспортным самолетом. В целом, китайцы хотят иметь сочетание легкого и тяжелого истребителей, но, как и в других странах, может получиться так, что им не удастся полностью вытеснить самолеты поколения 4+, тем более что они продолжают в них вкладываться. Также, по некоторым сведениям, первые поступившие в войска J-20 сводят в аналог эскадрильи-«агрессора» для тренировки своих ВВС общего назначения в противостоянии с малозаметным самолетом.

«СП»: — КНР позиционирует J-20 как свою собственную разработку. Это так?

— Это самостоятельная разработка, в отличие от J-31, где присутствовал «элемент воровства». Вообще, выполнение самолета по аэродинамической схеме «Утка» — это показатель самостоятельности. В Китае она имеет довольно давнюю историю. Первый истребитель по такой схеме компанией Chengdu был сделан еще в 70-е годы — J-9. Это довольно оригинальная и совершенная для своего времени разработка, которую они не осилили по причине слабого на тот момент двигателе- и приборостроения. Потом они выполнили по схеме «Утка» многоцелевой истребитель J-10, и вот сейчас она получила очередное развитие.

То есть можно говорить, что у китайцев сформировалась определённая школа, причем довольно сильная, по проектированию такого рода самолетов, и она дает результат. И это итог работы, которая велась непрерывно около 40 лет. Просто она долгое время была незаметна для внешних наблюдателей.

Пара истребителей J-20 открывает выставку Airshow China-2016.

«СП»: — Китайское ракетное вооружение соответствует требованиям самолета 5-го поколения?

— С вооружением класса «воздух-воздух» у них все довольно хорошо. PL-12 — вариант нашей управляемой ракеты средней дальности (110 км) Р-77 (РВВ-АЕ), причем по некоторым позициям улучшенный. Кроме того, они создали современную ракету малой дальности PL-10 — функциональный аналог нашей РВВ-МД малой дальности и Р-73. И еще у них, видимо, в серийное производство поступила ракета большой дальности PL-15. В связи с этим, возможно, что у них сохранится какая-то зависимость от нас по поставкам отдельных агрегатов и комплектующих, но все равно — их успехи большие.

Читайте также  Американские пилоты будут садиться на авианосцы по-новому

«СП»: — А концептуально, что для китайцев вообще означает самолет пятого поколения?

— Целостного объяснения я не видел. Но, как и во многих других странах, под 5-м поколением имеется в виду сочетание малозаметности, интегрированных в единое целое электронных систем, РЛС с АФАР, крейсерского сверхзвука. Но я не уверен, что китайцы сильное внимание обращают на сверхманёвренность — это компонент, который ограничивают физические возможности лётчика.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что реальные возможности радиоэлектронного оборудования самолета J-20 не ясны.

— В целом, речь идет о тяжелом двухдвигательном истребителе с большим радиусом действия, способным действовать без дозаправки и за пределами первой цепи островов, проходящей через Окинаву, Тайвань, Филиппины и Малайзию. То есть, самолет создавался под китайскую специфику с учетом разработок концепций применения ВВС КНР. На сегодняшний день известно о шести летающих экземплярах. Что касается самолета J-31, то вроде бы он ориентирован на внешний рынок как некий «китайский F-35», так как он меньше по размерам J-20 и, соответственно, дешевле. Но пока он, как я слышал, существует только в двух экземплярах.

По технологиям китайцы самостоятельно продвинулись далеко вперед, и вроде бы они даже разрабатывали для J-20 замену российским турбореактивным двухконтурным двигателям с форсажной камерой — свои WS-15, но каков их реальный ресурс, характеристики — неизвестно. Как бы то ни было, Китай — это вторая страна после США, которая одновременно разрабатывает два истребителя 5-го поколения.

/Антон Мардасов, svpressa.ru/

29 КОММЕНТАРИИ

  1. пока Алкоголик со товарищи гробил коммунизм — компартия Китая совершила фантастический рывок в мире технологий и производства. Учитесь сцуки.

    • Если вы думаете что успехи Китая, это благодаря коммунизму, то должны признать что и проблемы Северной Кореи тоже от него. Кроме того Севро Корейский вариант коммунизма (приоритет государства над личностью) гораздо ближе к тому который был в СССР нежели нынешний китайский. Понравилось бы вам ходить в одинаковой низкокачественной одежде, танцевать под одобренную ЦК музыку и жрать то что выкинули с овощегноилищ ОРСа урвав кусок в очереди на талоны которые вам выдали за ударный труд в три смены?

      • А сейчас нравится: пидооы, лесбиянки, трансгейдоры какие-то(не знаю как их еще зовут?)

      • Да в то время пиво было пивом, водка водкой, колбаса пахла колбасой, и было все по ГОСТу. А ты юнец заткнись и позорь своих родителей.

      • Димка, а ты че? Жрал? ты сейчас жрешь помои геномодифицированное, а тогда то все было натуральное и люди от этого не дохли как тараканы

  2. Самолеты фирмы Сухова обалденно красивы. Но ведь корпорация Сухого стала монополистом, вытеснив, каким-то путем, наши Ту, Ил, Як… Конкуренции никакой! У руля много бездарностей в авиации. Только нули от денег в мозгах. Полный тормоз! В вертолетостроении еще хуже. Ни одной разработки, все на старой базе старичков-конструкторов из Союза. На выставке посмотреть нечего — старые «дрова». А Китай молодцы, прут как танки со своими технологиями, пусть даже крадеными. Но, ведь, прут!

  3. наврятли эта длинная баржа сможет соревноваться по маневрености с т50 и F35 ибо уж слишком длиннён самолётик,насчет скорости и потолка до Миг-30 лететь и лететь, а то что китай так быстро принял его на вооружение ну так тоже самое и с танками, и чё у танков на биатлоне то катки летят то гусянка сползает, в вооружении главное качество.

  4. Неизвестный А ведь на биатлоне они на наших танках катаются..

    Самолеты фирмы Сухова обалденно красивы. Но ведь корпорация Сухого стала монополистом, вытеснив, каким-то путем, наши Ту, Ил, Як… Конкуренции никакой! У руля много бездарностей в авиации. Только нули от денег в мозгах. Полный тормоз! В вертолетостроении еще хуже. Ни одной разработки, все на старой базе старичков-конструкторов из Союза. На выставке посмотреть нечего — старые «дрова». А Китай молодцы, прут как танки со своими технологиями, пусть даже крадеными. Но, ведь, прут!

  5. Собственно вот и пруфы https://www.youtube.com/watch?v=eeoRAB3Zntg
    К слову сказать, там и нашим танкам достается весьма не слабо.
    Вот бы там увидеть Леопардов и Абрамсов. Эх мечты, мечты….

  6. —вытеснив, каким-то путем, наши Ту, Ил, Як—
    Ясно каким, большинство было уничтожено дерьмократорами либералами, для жополизания западного капитала и набивания карманов.
    Даже ВАЗ и тот монополист ))) Да и вся сфера ЖКХ (електрисество, водя) — монополисты в стране Москва да Питер ))) Так проще цену загибать и не праиться — всегда можно сказать поддерживаем отчественное ))) А ну еще они говорят — неретабельно было пришлось бросить (развалить за плюшки).
    ВОт результат — мы самые первые но с конца среди крупных игроков. США Китай потом ну можно поставить и нас. А по темпам развития ……
    Если вдруг начнут служить своей стране — догоним.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя