Военный эксперт, заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко в интервью изданию «Экономика сегодня» сообщил о планах Министерства обороны заменить штурмовик Су-25 на новый самолет фронтовой авиации.

Идея замены легендарного штурмовика высказывается отнюдь не в связи с его «преклонным» возрастом. Самолет был принят на вооружение в далеком 1981 году. Проявил свои прекрасные боевые возможности в Афганистане. И впоследствии участвовал в целом ряде вооруженных конфликтов. Продолжает воевать и сейчас — в Сирии. Правда, это уже модифицированный самолет Су-25СМ. Более того — парк «Грачей», как неофициально называется штурмовик, начинают доводить до уровня Су-25СМ3, оснащенного современным радиоэлектронным и прицельным оборудованием.

Что же касается самого планера, то для штурмовика он идеален. Из-за фантастической живучести самолета его называют «летающим танком». За 8 лет Афганской войны Су-25 совершили около 60 тысяч боевых вылетов. Процент поражения целей управляемыми ракетами — 95. Потери составили 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый штурмовик приходилось в среднем 90 повреждений. Известны случаи, когда Су-25 возвращались на базу со 150 пробоинами. Ни один «Грач» не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели летчика. Таких показателей не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.

Известен целый ряд случаев, которые, казалось бы, противоречат законам физики и механики. Так, например, майор А. Рыбаков дотянул до аэродрома на самолете с захлебнувшимся двигателем, залитым керосином из пробитых баков, иссеченным осколками фонарем, полностью отказавшей гидросистемой и не выпускающимся шасси. В кабине не работал ни один прибор, и летчик с залитым кровью лицом вел самолет вслепую, по командам напарника. Сев на брюхо, пилот бросился в сторону от самолета, и лишь убедившись, что взрыв машине не грозит, вернулся и выключил двигатель.

Феноменальная живучесть была обеспечена полной бронированностью кабины и основных агрегатов самолета. Широко применялось дублирование узлов, агрегатов, трубопроводов и электросети.

Современная модификация «Грача» — Су-25СМ3 — позволяет эффективно решать задачу поддержки сухопутных войск. У самолета новая прицельная система, благодаря которой неуправляемые ракеты и бомбы приближаются по качеству к высокоточному оружию. Широкий набор ракетно-бомбового оружия — 25 позиций, что позволяет работать со всеми видами целей. Навигационная система обеспечивает возможность участия в операциях в любое время дня и ночи при любых погодных условиях.

Однако у Министерства обороны, намеревающегося заменить «Грача» другой машиной, претензии к нему отнюдь не технического характера. Все что делал Су-25, то же делает и Су-25СМ3, но на более высоком уровне и с еще большей надежностью. Просто самолет перестал удовлетворять современной тактике поддержки сухопутных войск.

Одна из претензий заключается в том, что он имеет небольшой боевой радиус — чуть больше 300 км. Считается, что при нынешней динамичности наземных операций этого недостаточно. К тому же это недостаточное удаление аэродрома от линии фронта, и авиационная техника со сложными наземными коммуникациями становится досягаемой для ракетных ударов противника. Но если следовать этой логике, то необходимо отменять и ударные вертолеты Ми-28 и Ка-52, у которых боевой радиус еще меньше. К тому же практика показала, что «Томагавки» способны долетать и до более удаленных аэродромов.

«В вину» Су-25 ставят и его дозвуковую скорость. И это тоже звучит странно. Во-первых, у вышеназванных вертолетов скорость еще ниже, и значительно. Но они считаются прекрасными машинами, полностью удовлетворяющими требованиям к огневой поддержке действий сухопутных войск. Во-вторых, для современных систем ПВО практически нет никакой разницы, какую скорость развивает летательный аппарат. Если, конечно, она не гиперзвуковая.

Читайте также  Инновационный облик штурмовой авиации

И еще один момент. Поскольку главной задачей, поставленной перед конструкторами, было достижение высочайшей живучести при работе самолета на малых высотах, то значительная часть полезной нагрузки была затрачена на системы защиты. В результате нормальная боевая нагрузка составила всего лишь 1,5 тонны. Максимальная — 4,4 тонны, но такое количество бомб и ракет самолет способен доставлять на небольшие расстояния от аэродрома.

В действительности же ситуация с заменой штурмовика значительно сложнее. Она предопределена целым комплексом обстоятельств, среди которых изменение тактики штурмовой авиации, вероятно, не самое главное. Тут сплелись и финансовые мотивы, и разумеется, подковерные сражения производителей, и даже оглядка на вероятного противника.

Вероятный противник, судя по всему, намерен отправить на вечный покой свой штурмовик А-10. Предполагалось, что его функции возьмет на себя многоцелевой истребитель пятого поколения F-35. Многофункциональность этого самолета была раздута до невероятных размеров, он должен был получиться сверхуниверсальным. Но это привело к тому, что каждую свою функцию он выполняет откровенно слабо. Так что самолет получился неудачным. У США есть еще один штурмовик, но он относится не к ВВС, а к ВМС — F/A-18. Это палубный истребитель, о чем свидетельствует присутствующая в его индексе «истребительная» буква F. Но при этом с функциями штурмовика — об этом говорит «штурмовая» буква А.

В России пытались не только сохранить штурмовик в чистом виде, но и подтянуть его до уровня самолета пятого поколения. В связи с чем существовала идея создания Перспективного авиационного комплекса Штурмовой авиации. Однако в нынешней экономической ситуации эта задача нереализуема. Вытянуть бы перспективный бомбардировщик, программа создания которого уже запущена. Также ведется речь о перспективном перехватчике, этот проект находится на этапе согласования.

Вместе с тем современную концепцию универсализации самолетов никто не отменял. Если, конечно, она осуществляется в рамках разумного. Вряд ли в этом веке может появиться самолет, совмещающий в себе функции дальнего бомбардировщика, и истребителя, созданного для завоевания господства в воздухе.

Дмитрий Дрозденко говорит о том, что есть идеи создания нового штурмовика на базе истребителя-бомбардировщика Су-34, неофициально называющегося «Утенком» из-за приплюснутого носа. То есть доразвить у многофункционального самолета функцию, которая у него, по сути, есть. Су-34, принятый на вооружение в 2014 году, способен не только наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям, но и постоять за себя при встрече с истребителями противника. Это возможно и за счет высокой маневренности, и соответствующих ракет «воздух-воздух», и прицельной системы, которая включает в себя РЛС как переднего, так и заднего обзора.

При этом он прекрасно защищен от ударов противника, как воздушных, так и наземных. Кабина, как и у Су-25, тоже бронированная. При этом толщина бронестекла фонаря и титановых пластин, прикрывающих кабину, больше. Также используется дублирование основных узлов и систем и их прикрытие бронепластинами, защищающими от снарядов калибра до 20 мм включительно. То есть это уже почти штурмовик. Необходимо лишь несколько скорректировать номенклатуру вооружения и модифицировать прицельную систему.

Читайте также  Австралийский штурмовик "Wirraway": неизвестный боец Второй мировой

Су-34 — тяжелый самолет, его максимальная взлетная масса достигает 45 тонн. Соответственно, велики и боевой радиус, и боевая нагрузка — 1100 км и 4400 кг (нормальная), 12500 кг (максимальная). Сверхзвуковая скорость как на высоте (2200 км/ч), так и у земли (1400 км/ч). Все это существенно превышает характеристики «Грача». Кроме, разве что живучести, которую Су-25 уже с блеском продемонстрировал. А Су-34 еще только предстоит доказать. Правда, он уже сражается в Сирии, но при этом решает задачи бомбардировщика, для чего нет необходимости снижаться до высоты, до которой достают ПЗРК.

Так что в случае создания штурмовой модификации Су-34 самолет совместит в себе три функции — истребительную, бомбардировочную и штурмовую. Более того, существуют предварительные планы разработать на его базе еще и самолет радиоэлектронной борьбы. Это полностью совпадает со стратегией сокращения номенклатуры истребительного парка за счет универсализации машин в разумных пределах.

Называется и еще один претендент на то, чтобы стать российским штурмовиком, — учебно-боевой самолет Як-130, по кодификации НАТО «Рукавица». В качестве УБС этот легкий самолет вызывает самую высшую похвалу. Современная электроника позволяет воссоздавать в полете особенности поведения целого ряда самолетов, как отечественных, так и зарубежных: Су-30, Су-35, МиГ-29, F-15, F-16, F-22, F-35, Rafale и Typhoon. В этой модификации самолет эксплуатируется в ВВС России с 2010 года. Имеет большой экспортный потенциал — его закупают в 6 странах. И еще несколько стран стоят в очереди на утверждение заявок.

Но его штурмовая модификация, которая была представлена на авиасалоне МАКС-2015, вызывает целый ряд вопросов. Речи о бронировании кабины и усилении защиты основных систем не идет. Масса пустого самолета всего лишь 4600 кг, и навесить на него серьезную защиту весьма проблематично без ухудшения летных качеств. ОКБ Яковлева сообщило о том, что в конструкцию добавлен лазерный дальномер, который позволяет эффективно работать по наземным целям. Но при этом придется существенно обновить вооружение. Сейчас Як-130 имеет ракеты «воздух-воздух» малой дальности, блоки неуправляемых ракет и бомбы, как корректируемые, так и свободнопадающие.

По защите этот самолет можно сравнить с предназначенным для ВДВ самоходным орудием «Спрут-СД», которое, по сути, является легким танком с очень слабой бронезащитой. Но там это объясняется тем, что танк десантируемый, он должен быть легким. В случае же с легким штурмовиком, вероятно, во главу угла ставится его дешевизна. И еще — у десантного танка очень солидная огневая мощь, представленная гладкоствольной пушкой калибра 125 мм. А Як-130 способен поднимать в воздух не более 3 тонн ракет и бомб.

У нынешней модификации Як-130 нет РЛС. На сайте корпорации «Иркут» ничего не говорится и о бортовой станции обороны. То есть разработчикам придется много вложить в самолет, чтобы он стал штурмовиком. Лазерного дальномера тут явно недостаточно. И даже при условии, что все доработки будут выполнены идеально, вряд ли стоить ожидать, что этот самолет в качестве штурмовика составит конкуренцию Су-34. У него может быть весьма ограниченное поле деятельности — противопартизанская борьба. Когда штурмовику ничто не угрожает сверху, а сухопутные части имеют малоэффективное оружие.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

9 КОММЕНТАРИИ

  1. На смену «Грачу» должен прийти только Як 130 потому шта (БЕНЯ) Су 34 енто тяжелая и очень прожорливая машина. И где это видано, чтобы аппарат массой 9 тонн (Як) заменили на аппарат массой 44 тонны? (Су).
    И потом….ни Як ни Су вообще не 5 поколение…
    У Яка вообще отсутствует «повышение живучести» от слова совсем.
    А «доработка» это такой геморрой, там и кабину бронировать надо, и топливные баки….и двигатели хотя бы прикрыть какими то бронелистами….
    И Як не умеет поражать воздушные цели…
    От слова «практически совсем» за исключением ракеты Р- 73 с инфракрасной ГСН.
    У Су 34 установлен ПФАР характеристики которого в принципе «приемлемные» за исключением того, что излучение «фонит» аж до самой АЛЯСКИ.
    Это все от того, что 90-е годы мы все просрали. Щаз модели середины 80-х годов (Су 34)
    подтягиваем под требования 30 годов 21 века. Спасибо большое и ЕЛЬЦИНУ (алкоголик несчастный) и ПУТИНУ кторый думает типа КБ за свои кровные все сами слепят….Не слепят. Они лучше или БПЛА слепят, недорого и сердито кстати…..или с ИНДУСАМИ 7 лет до «ума» Су 57 довести не могут…
    Первый » кандидат» не бронирован, нет АФАР, и ОГРО…
    Второй массой 44 тонны и прожорливостью… СТАРЮЧЕЙ ПФАР и нет ОГРО…(внутренние отсеки). Аж плюнуть, и то жалко….хоть плачь.

    • поддерживаю. лучше и не скажешь, так что и не буду. эрзац-штурмовики никогда нормальный самолет-штурмовик не заменят (как, к слову, и эрзац-истребители, и эрзац-бомбардировщики…). а обещания… ну, их так много, и они такие разные((((((((( а пока надо срочно снять с вооружения действующий штурмовик, просто срочно, а то мало ли! не долетит за 300 км, вот прямо завтра, или вообще прямо в воздухе окончательно устареет… ну-ну…

  2. Когда же наконец не начнут требовать супер пупер истребитель бомбардировчик штурмовик самолёт, танк, подземная буравая подлодка и всё в одном… вот никак не пойму… а то всё вокруг до около ходят, но так и не требуют.

    1) Озвучивания замены су25 каким то су34 и даже як130, тем более озвучивание разговоров об истребителе — бомбардировщике — штурмовике — говорит о полной некомпетентности этих «людей». Понятно когда эти дебилы называют себя Ыкспертами(лица дауны недееспособные и не в состоянии работать где ли бо), ыксперты на то ыксрепты дауны чтоб всякий бред нести, но вот когда такие бредни уровня Ыксперт озвучивают некоторые военные, то становится немного страшно за страну, с этими даунами военными не то что защитить страну не возможно но и просто во время мира без войны не уничтожить армию.
    Печально всё, на место настоящим военным приходят дауны которые идут в армию не служить стране и народу, а для каких то других целей, так что и как военные они полные нули ни себя защитить не способны ни других. Те же настоящие военные которые ещё со времён СССР остались ушли, годы берут своё, а та школа в первую очередь МОРАЛЬНО ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ полностью отсутствует так что делать из человека военного уже не чем.

    2) Заменять штурмовик может только штурмовки, то есть ни су34 ни як130, они не штурмовики. Так что замена Су25 может быть только созданный с нуля новый штурмовки, желательно не 5 поколения.
    Штурмовик как самолёт имеет определённые требования которым 5 поколение противоречит.
    А в целом лучше было бы строить старый добрый су25, но так как производство и технологии «Атнлантиды» СССР с её высокоразвитой технологией увы потеряны, то в РФ не могут построить су25, только модернизация, значит остаётся только создание нового штурмовика которое осилит РФ, хз может это будет хуже чем су25, но лучше чем ничего, грачи это советские самолёты пусть даже они по качеству превосходят всю планету со всеми странами на порядок тем не менее скоро и они уйдут на покой, 50 лет как никак скоро, пол века! нужна замена и уже сегодня, иначе вскоре станет не на чем летать и боеспособность армии резко сократиться.

    • ну, громкониковый, ты уж гонишь!))))) я вроде и не скрывался, вон, 333-й до своей безвременной кончины только что пальцы не истер до локтей, истерично набивая УКРОП после каждого моего комментария — а ты меня в заморя загнал!))))) или ты только проснулся???)))))
      и — а чего ж тебе, ужаслый, не понравилось-то так? если, по сути, сам пишешь то же самое, «…Заменять штурмовик может только штурмовки, то есть ни су34 ни як130, они не штурмовики. Так что замена Су25 может быть только созданный с нуля новый штурмовки, желательно не 5 поколения…». или на такое мнение имеет право только «Правда», остальные, вмешавшиеся в процесс оправдивления (или оправдивливания?), жалкие подражатели и должны нижайше ждать, пока САМ отпишется, после чего покорнейше огласить воздух бурными и продолжительными аплодисментами?
      если проще — те че надо, любезнейший?!)))))))

  3. Если Як переделывать нормально, то он всю полезную нагрузку потеряет.
    Су-34, конечно, больше на бомбардировщик похож, отсюда и расход топлива. Его все же модернизировать проще. Интересно, если на него один двигатель поставить — 117, скажем и ограничить дальность до 600 км соответственно облегчив, он полетит или как?

  4. Считаю, что пока всё правильно делается, в свете нынешних реалий, что касается недалёкой перспективы — большего из «Грача» выжать не выйдет, пора создавать штурмовой ударный дрон — невидимку, как всегда — параллельно существующему Су-25, кроме этого, особое внимание уделить шуму двигателя — снизить акустические шумы насколько только это возможно. Короче, создать тихий и незаметный летающий ппц, вот что будет нужно на самом деле.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя