Эта бронемашина может вскарабкаться на почти отвесную стену, ей не страшно бездорожье, на котором сядет КамАЗ, она преодолеет лужу, где утонет танк. 42.TUT.BY эксклюзивно протестировал новейшую белорусскую разведывательно-дозорную машину «Кайман», которую впервые покажут на параде 3 июля.

Для этого мы отправились в Борисов на полигон ОАО «140 ремонтный завод». До нас за рулем этой бронемашины побывали только армейские специалисты и звезда голливудских боевиков Дольф Лундгрен. Мы узнали, почему «Кайман» не тонет и что произойдет, если нажать кнопку с изображением черепашки на панели приборов.

Девушка, которая строит бронемашины

Сопровождать журналистов в небольшой экскурсии по территории завода пришел сам директор предприятия Александр Чуряков. По его словам, создать легкую бронированную машину им поручил глава государства.

— Разработка броневика с нуля у нас заняла три года. Опытный образец собрали в прошлом году. Тогда многие СМИ писали, что «Кайман» построен на базе БРДМ-2, но это не так. Мы только в ходовом макете использовали пару элементов бронекорпуса этой советской бронемашины. В серийных броневиках корпуса уникальны, как и сами машины. В своем классе «Кайман» дешевле большинства конкурентов при высокой боевой эффективности. Впрочем, больше про машину вам расскажет ее конструктор.

Первый макет броневика «Кайман»

Закончив эту фразу, директор указал на хрупкую девушку, которая стояла немного поодаль от одного из собранных «Кайманов». Своим необычным внешним видом, высокой проходимостью и защитой броневик обязан именно ей — главному конструктору предприятия Ольге Петровой.

— Когда разрабатывали «Кайман», старались сделать его как можно более надежным и ремонтопригодным. Броневик при несерьезных боевых повреждениях можно починить прямо в поле силами экипажа, — рассказывает Ольга. — Машина способна уберечь экипаж от пуль и осколков. В лобовой части защита «Каймана» выше, чем у БТР-80. Броня, соответствующая пятому классу, уверенно держит бронебойно-зажигательные пули, выпущенные из снайперской винтовки СВД. Предусмотрена у «Каймана» и противоминная защита — днище выполнено частично V-образным, пол в местах размещения десанта и экипажа усилен дополнительной броней.

Ольга закончила БНТУ по специальности «приборостроение и бытовая техника», а на 140-й завод попала по совету знакомого: «…если хочешь колоссальный опыт в области конструирования, приходи на предприятие». В августе этого года будет ровно девять лет, как девушка работает на предприятии.

Кстати, «Кайман» не единственное детище Ольги, девушка разработала проект модернизации БТР-70МБ1. Новая машина по боевым и эксплуатационным возможностям ничем не уступает БТР-80. Новинку оценили в белорусской армии и приняли на вооружение.

Белорусский на 67 процентов

При разработке «Каймана» одним из самых главных требований была высокая степень локализации. По словам Александра Чурякова, многие конструктивные элементы были спроектированы заново. Например, раздаточная коробка и водный движитель. Последний позволяет «Кайману» плавать со скоростью до 8 км/ч. Но самое главное в том, что броневику, как другим машинам, не требуется время для подготовки к преодолению водной преграды. Машина может с ходу заехать в озеро, а гребные винты включаются тумблером из салона прямо во время движения.

Если вода попала в корпус, об этом водителю сообщит специальный датчик на панели. Из салона включается насос, который откачивает остатки жидкости.

Читайте также  Армия-2016. Разведывательная бронемашина «Аргус»

— В этой машине 67% белорусских комплектующих, в будущем планируем увеличить эту цифру, — рассказывает Александр Чуряков. — Например, двигатель в сборе с усиленной коробкой, разработанной на «Смоленском агрегатном заводе», поставляется Минским моторным заводом. Пулестойкие шины пока покупаем в России, но сейчас ведем переговоры с «Белшиной» о разработке подобных покрышек. Движитель, позволяющий «Кайману» плавать, — наша собственная разработка. Его создавали с нуля, специально под этот броневик.

Вслед за танками

Для того чтобы узнать, на что способен «Кайман», отправляемся на ближайший полигон, где проходит обучение экипажей танков и БМП. Изрезанная гусеницами местность, с огромными залитыми водой грязевыми участками на первый взгляд кажется непреодолимой для колесной машины.

Но, как уверяют создатели, для «Каймана» это обычная среда обитания. Проверим? Сначала опытный водитель-испытатель демонстрирует, на что способна эта машина. На наших глазах броневик легко заезжает на покрытый глиной и дерном холм почти под 45-градусным углом.

Затем по просьбе фотографов забирается на высокую горку, чтобы эффектно врезаться в огромную лужу. Семь тонн стали поднимают волну брызг и грязи, и броневик по корпус уходит в эту кашу. Водителя просят подождать пару минут, чтобы сделать удачный кадр.

Все это время «Кайман» стоит посреди небольшого грязевого озера и, словно настоящий хищник, в честь которого получил свое имя, греется на солнышке. Из водного плена броневик выбирается с такой легкостью, как будто передвигается по асфальту.

Глотает ямы на завтрак

Наступает время самому сесть за руль «Каймана». Приборная панель мало чем отличается от обычной машины. Внизу три педали: газ, тормоз, сцепление, — поэтому время на привыкание нужно минимальное. Инструктор сразу предупреждает, что педали настроены под БТР — на «Каймане» проходят обучение солдаты, и для них так привычнее.

Действительно, педали ходят довольно туго, но обвыкнуться — минутное дело. Под капотом «Каймана» установлен 170-сильный дизельный двигатель, который расходует по бездорожью 24−25 литров на сотню. К слову, запас хода броневика достигает 1000 км, этого хватит, чтобы проехать почти дважды из одного конца Беларуси в другой. Кстати, у мотора высокий крутящий момент — 515 Нм.

Первая передача — короткая, она нужна, чтобы тронуться с места, затем надо включать вторую и, добавив газу, переходить на третью, на которой «Кайман» обычно двигается по бездорожью.

Включаются передачи довольно необычно. Первая — вниз и вправо, вторая — вниз и посередине, третья — вверх. Четвертую и пятую задействовать не пришлось. Они нужны больше для передвижения по шоссе, где «Кайман» способен развить скорость в 116 км/ч.

Тем временем машина трогается. С непривычки мешкаю со включением второй передачи, но броневик не глохнет, а спокойно ждет, пока я все-таки найду передачу. Едет по пересеченной местности «Кайман» очень плавно. Ям машина просто не замечает. Не замечают их и пассажиры — кажется, что едешь по ровной дороге.

В этом заслуга подвески бронемашины. Она здесь независимая, по два рычага на колесо. Установлены амортизационные стойки и усиленные пружины.

Читайте также  Strategic Culture о российской бронемашине «Аргус»

Управляемость «Каймана» заслуживает отдельного упоминания. Руль крутится одной рукой, и машина очень чутко реагирует на любые манипуляции. По ощущениям — настоящая иномарка.

Грозный снаружи, комфортный внутри

С виду «Кайман» кажется очень большим, защищенным и неприступным. Вглядываясь в его узкие зеркала-бойницы, переживаешь, что обзорность будет хуже некуда. Сразу вспоминается расхожая шутка про парковку по звуку. Но это только первое впечатление.

Спереди и сзади «Каймана» установлены камеры, которые дают водителю великолепный обзор. Лобовое бронестекло имеет двойной контур обогрева: внутренний спасает от запотевания, а наружный — от обледенения.

Дворники спрятаны под бронированным козырьком. Кстати, механизм работы щеток боковых окон практически вечный — приводится в движение рукой.

Дисплей, на который переводится изображение с камер, довольно большой и информативный. Также на экран можно выводить навигационную информацию, данные о состоянии систем и агрегатов боевой машины и другие сведения.

Ну и «пасхалка» для тех, кто дочитал материал почти до конца. На приборной панели «Каймана» есть две интересные кнопки, на одной изображен зайка, на второй — черепашка. Для чего они предназначены?

Оказывается, все просто: черепашка — пониженная передача, зайка — повышенная. По-моему, классная конструкторская находка. Казалось бы, мелочь, но здорово добавляет уюта внутри и снимает напряженность, которой так много на военной службе. Глядя на кнопки, хочется просто улыбнуться и обязательно нажать какую-нибудь из них — хотя бы просто так.

Дымовые гранатометы, которые выстреливают аэрозольные гранаты, скрывающие «Кайман» от противника в оптическом, а в некоторых случаях и в тепловом диапазоне

Места внутри «Каймана» хоть отбавляй. Экипаж броневика — шесть человек — разместится здесь с комфортом. Попасть внутрь можно через боковую дверь или пару люков над местами водителя и пассажира. Еще один большой люк находится посередине боевого отделения. Из него можно высунуться и пострелять из пулемета Калашникова (ПК), из гранатомета АГС или из пулемета калибра 12,7 мм. При этом сложенная крышка люка представляет собой бронеспинку для бойца, орудующего пулеметом или гранатометом. Сам стрелок стоит на крышке раздаточной коробки.

На «гражданке» тоже сгодится

По итогу машина произвела приятное впечатление. Широкий спектр вооружения, вплоть до установки дистанционно управляемого модуля «Адунок», и высокая проходимость делают из «Каймана» грозного противника.

Но мне кажется, у броневика есть место и на «гражданке». Просторный салон может разместить сразу несколько человек, машина отлично держится на плаву, у нее огромный запас хода, да и по дорогам ей передвигаться можно.

Специальный бронированный короб для имущества десантников. Теперь громоздкие рюкзаки можно не хранить внутри броневика

Полный привод, централизованная подкачка шин и высокий крутящий момент у дизеля помогут справиться с любым бездорожьем и не зависеть от сервиса.

В гражданском исполнении — это незаменимая вещь для поездки на рыбалку большой компанией, причем удить рыбу можно прямо с борта посередине какого-нибудь глухого озера, куда обычному транспорту путь заказан. Ведь существуют гражданские версии БРДМ, почему бы не быть таковой и у «Каймана»?

/Денис Алдохин, 42.tut.by/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя