Истребитель-перехватчик МиГ-31

Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.

По свидетельству Короткова, который прежде занимал пост генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ», в получении нового перехватчика заинтересовано Министерство обороны РФ. То есть эти работы не инициативного характера. В связи с закрытостью темы он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении.

Вполне понятно, что МиГ-41 по параметрам должен превосходить МиГ-31. И это будет очень мощное оружие, поскольку МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, и поныне является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире.

Этот самолет опередил свое время. До 2000 года был единственным в мире истребителем с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но «американец» уже 11 лет находится «на заслуженном отдыхе».

А «россиянин» продолжает не только служить, но и устанавливать мировые рекорды.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 Истребитель-перехватчик МиГ-31

МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был неэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111 с ракетами с ядерной боеголовкой, способного на сверхзвуковой скорости совершать низковысотный полет с огибанием рельефа местности. Еще хуже обстояли дела при попытке перехвата разработанного по заказу ЦРУ разведчика SR-71, который был назван «Черным дроздом». «Дрозд» развивал феноменальную скорость в 3,2 М и имел практический потолок в 26000 м. Ту-128 имел вдвое меньшую скорость и меньший на 10000 м потолок.

Правда, в войска начинал внедряться МиГ-25, который по скоростным и высотным показателям несущественно проигрывал «Черному дрозду». Но на SR-71 использовалась более совершенная авионика четвертого поколения. А МиГ-25 относился к поколению 3++. Поэтому МиГу было непросто с ним справиться. Ситуация усугублялась и тем, что «Дрозд» был первым самолетом, при строительстве которого применялись стелс-технологии, в связи с чем советскому перехватчику было непросто разглядеть его в небе.

При разработке МиГ-31, первого советского самолета четвертого поколения, значительные усилия были направлены на создание эффективной РЛС с фазированной антенной решеткой. Для испытания перехватчика с полной приборной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Впервые в истории отечественной авиации испытания проводились с разнесением перехватчика и цели более чем на 200 км. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Истребитель засекался на расстоянии 170 км. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные для МиГ-31 ракеты Р-33 — 160 км.

Читайте также  Перехватчик МиГ-31М между прошлым и будущим. Часть 1

Использование принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 — сопровождаемых. Таким образом, дальность обнаружения, сопровождения и ракетного обстрела у нового перехватчика существенно возросли. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км.

Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также самолет вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.

До 2006 года, когда был снят с вооружения F-14, конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича заочно участвовали в споре с конструкторами компании «Грумман», которые подтягивали свой самолет за счет ряда модернизаций к уровню МиГ-31. Однако сравняться так и не смогли.

Хотя, конечно, перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

В значительной степени именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g. У F-14 в полтора раза выше — 7,5g.

Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.

Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная — 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.

В 2006 году США отказались от самолетов-перехватчиков, заменив F-14 на палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F Super Hornet. При примерно равных со списанным самолетом летных характеристиках он вооружен ракетой, имеющей дальность 40 км. Таким образом, вся противовоздушная оборона авианосных групп была возложена на ракетное вооружение.

Читайте также  Зачем МиГ-31 перебазируют на архипелаг Новая Земля

Разумеется, в этом есть резон. Поскольку держать на палубе ограниченной площади самолеты двойного назначения нерационально, это приводит к снижению ударного потенциала АУГ. А ведь это их основная задача. Российская же структура ПВО без самолетов-перехватчиков обходиться не может в силу громадной площади защищаемой территории, окруженной с запада, востока и юга многочисленными военными базами сопредельных государств, где бал правит НАТО. США же окружены громадными водными пространствами, а также латиноамериканскими странами с невысоким военным потенциалом.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится его модернизация до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Появилась новая ракета Р-37 с дальностью 300 км. Вооружение было дополнено ракетами «воздух-поверхность». Новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении в 400 км, а истребители — на 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели и атакуются 8.

Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость 5 М, а также спутники на низких, до 150 км, орбитах.

В отношении МиГ-41 известно лишь, что он продолжит линию успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Надо сказать, что этот самолет мог бы появиться еще в прошлом столетии, если бы не разруха 90-х годов. Дело в том, что к концу 80-х годов ОКБ изготовило и начало испытание пяти прототипов МиГ-31М, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. У них была увеличена максимальная взлетная масса на 5 тонн, частично скорректирован планер. Но работу остановили по известным причинам.

Что-то сейчас использовано в МиГ-31БМ. Например, РЛС «Заслон-М», новая ракета. В МиГ-31М появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Была установлена двухканальная оптико-локационная система. А пушку убрали по причине ее полной бессмысленности для самолета, который не предназначен для участия в ближних боях.

В результате испытаний боевых возможностей самолета на полигоне Ахтюбинска в 1992 году МиГ-31М поразил мишень, находившуюся на расстоянии 228 км, что было невозможно ни для одного самолета мира.

Можно предположить, что новый самолет в значительной степени использует эту разработку. Но при этом, разумеется, при создании бортовой аппаратуры будут использованы последние научно-технические достижения.

В заключение необходимо добавить, что РСК «МиГ» начинает проявлять деловую активность. Совсем недавно прошла презентация МиГ-35. Сейчас компания обещает улучшить самый лучший в мире перехватчик.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

19 КОММЕНТАРИИ

  1. МиГ-41: можно сделать гиперзвуковым космолётом с выходом на 100-200 км. и с УР и с НУРС -ами на гиперзвуковых скоростях (или если надо со скоростью света, как лазер). Подъезжай Коротков помогу. Обожаю МиГ.

  2. Не понятно 1) кого должен перехватывать Миг-41 и 2) как он это будет делать.

  3. На фотке правое шасси немножко удивляет. На левом парное шасси, на правом одного колеса не вижу. Странно…

    • Дело в том, что заднее колесо основной опоры шасси МиГ-31 расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего. Поэтому при данном ракурсе фотосъёмки оно получилось полностью закрытым передним колесом.

  4. Автор статьи немного обманул — да на МиГ-31 была фазированная антенная решётка но она была не активной а ПАССИВНОЙ и то в задней полусфере! Автор как Гебелльс — 99% правды и 1% обмана и все типа поверят! А первую активную ФАР поставили США на свой F-16 блок 60. Ни одной новой мысли у россии в авиастроении нет все что сейчас преподносится как новое это разработки СССР мы их еще во второй половине 1980 годов изучали в военном училище это Су-34, Су-35, Ми-28Н, Ка-50 и Ту-160! А где новое?! Те же США уже Рапорт Ф-22 имеют вон уже Ф-35 на конвеер поставили и 300 штук сделали!!!! А эти любимые русскими плюсы к поколению самолетов 4 можно хоть тысячу поставить но он останется всегда четвертым поколением! Делайте новое! И не надо противника закидывать шапками типа у нас круче а у них все плохо! История показывала что США ни одну серьёзную войну не проигрывала! Да и в этих войнах её боевую технику всегда уважали ценили и копировали! Тоже же СССР сколько всего скопировал от США!!!!!!!!

    • Так. Ну давайте предметно разговаривать. Знаете в чем разница между активной и пассивной ФАР? У АФАР каждый модуль это передатчик и фазовращатель, а у ПФАР один передатчик на все фазовращатели. АФАР имеют преимущество в живучести, надежности и намного лучшие возможности в архитектуре построения. А вот функционал у них одинаковый и принципиальных различий на сегодняшний день нет. А вот фразу «и то в задней полусфере» честно не понял. То ли стоит в задней полусфере, то ли цели обнаруживает только в задней полусфере, то и другое глупость.Наши новые мысли в авиастроении. Загибайте пальцы. Управляемый вектор тяги, интегрированная ЭДСУ самолетом и двигателем, методика расчета аэродинамических характеристик, работоспособное крыло обратной стреловидности, ФАР наконец. Хватит? А ваш пиетет в отношении американской техники непонятен. F-22 неплох, а вот F-35 сплошное недоразумение и их хоть триста хоть тысячу склепай ничего не поменяется.

    • Да уж… Казахстан, мля… Специалист ты видно «крутой». Пишешь что учился в училище а такое ощущение что написал школьник, пиндосовской средней школы…. Долго ржал, короче…

  5. — История показывала что США ни одну серьёзную войну не проигрывала! —
    Ну-ка, ну-ка — где у США были СЕРЬЕЗНЫЕ войны — с сопоставимым по численности, технологии и промышленности врагом в которых она выиграла. Даже Японию в ВОВ только с помощью СССР.
    —всегда уважали ценили и копировали—
    —Тоже же СССР сколько всего скопировал от США!—
    Называется — РАЗВЕДКА. Она же технический шпионаж.
    Вы даже не представляете сколько США скопировало у СССР. И сколько технологий было сначала в СССР, а потом на западе военных. В СССР она не пиарилась на рынках оружия и не барыжилась.
    На счет нового согласен — пока у РФ одни модернизации за 25 лет. Грустно. Но штаты так же Ф-22 с конвейера сняли и модернизируют старый добрый Ф-16-15.
    И 90% вооружения в Казахстане — Российское, как-то странно подписываться Казахстан )))) Думаете в Казахстане совсем дебилы в оборонке сидят и закупают никому не нужное гавно ???
    Как видите Казахстан с Вами не согласен.
    Учились в 80 в училище — а такое ощущение, что вы в 88 в школу пошли.

    • СоСо, этот Казахстан новая подпиндосная шавка, вместо слитого Трорка и других подпиндосников. Только вот понять не могу, почему редактор А.В. не даёт их сливать? Ну видно же сразу что они будут вылизывать всё и вся что под лэйблом пиндосии.

      • На счет Трорка не соглашусь. Просто есть такой (воспитан перестройкой) тип людей. Для них все что про СССР и Росиию говорят сами СССР и Росиия — пропаганда. Все что пишуть про РФ и СССР другие (особенно западники) — открытие века.
        Просто эти типажи не понимают — что их тупо имеет западная пропаганда. Которая круче того что было в СССР — в котором было больше правды и свободы, чем во всех странах запада вместе взятых. Они никогда не жили в жесточайшей цензуре запада. И в добавок просто потеряли ориентир от либерастной вони наших псевдодерьмократов.
        Застряли в перестройке — вот и думают там все хорошо и правду говорят. В РФ всегда врут при СССРе еще больше врали и всех сажали ))))
        Историю изучать — не ЕГЭ сдавать ))))

        • Типа один подпиндосник — идейный, а другой заблудший. А в финале одни и те же паразиты.

      • В отличие от тебя я не пытаюсь быть в каждой дырке затычкой. но — то, что ты тупой кретин, тебе говорят регулярно и постоянно, причем масса людей. могу повторить и здесь — раз уж тебе невтерпеж. удивительно, как ты еще не начал любой коммент сразу с мата начинать, и кричать, как ты всех уделал сходу! ЖАЛЬ, ЧТО У ВАС ВЫРАЩИВАЮТ ТАКИХ ЖЕ ТУПОРЫЛЫХ КАК И У НАС, и их почему-то патриотами считают. или ты сам себя так окрестил, жопоборец?

  6. Еще в 2013-м было сказано, что скорость МиГ-41 должна быть 4,3 Маха. Один мах это 1230 км/ч. Получается, предельная скорость для 41-го МиГа 5290 км/ч, это намного «перекрывает» возможности устаревшего 31-го МиГа. Но 31-й будет вынужден служить еще минимум до 2028 года. Насчет «перегрузок» не надо ахинею писать!!! Внутри 31 Мига 17.6 тонны керосина как при такой массе ему еще и маневренность обеспечить? Да и у F-14 тоже масса не маленькая, там крылья и изменяемой геометрией которые не любят очень уж высоких перегрузок, и пол жизни именно F-14 пролетал с очень неудачным двиглом кажись tf 30??? и после этого F-14 может спорить по маневренности с кем то еще?…
    Выход на более чем 3 маха это особенное техническое и технологическое «блюдо» так как именно здесь 95% всех конструкций РАЗВАЛИВАЮТСЯ НА КУСКИ. ПРИЧИНА ПРОСТА И БАНАЛЬНА. АЛЮМИНИЙ ТЕРЯЕТ ПРОЧНОСТЬ НА 90 ПРОЦЕНТОВ. ОН КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ПОЛЕТОВ НА СКОРОСТЯХ БОЛЕЕ 3М. У МиГа есть понимание как, из каких МАТЕРИАЛОВ, систем охлаждения, двигателей авионики это можно реализовать. Ранее был ведь не только МиГ 31, но и НЕ РЕАЛИЗОВАННЫЙ МиГ 321, от которого МиГ 41 унаследует все самое лучшее. МиГ 41 как оказывается НУ ОЧЕНЬ НУЖЕН НАШИМ ВКС. ПОТОМУ ЧТО КОЕ-КТО НАДЕЕТСЯ СОЗДАТЬ ГИПЕРЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ, НО ТАМ ОЧЕНЬ МНОГО ПРОБЛЕМ ПОЭТОМУ У МИГА ЕСТЬ ВРЕМЯ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПРОРАБОТКУ МИГ 41 ДОЛЖНЫ ВЫКАТИТЬ МИГ 41 В 2020 ГОДУ. ЖДЕМ-С.

    • не должны и не будут.
      По секрету всему свету до 2020 ждать даже на бумаге проект не стоит. После 2020 может быть если ума власти РФ наберутся и предателей ХППшных уберут от руля, мож тогда и включат разработку миг41 в приоритет и тогда и только тогда возможно увидим миг41 в «железе» к 2025 году, а к 30му году уже в первые в строю, но никак не ранее.

  7. Вольноопределяющийся, кого именно Миг 41 должен перехватывать этого нам могут и не сказать. Однако по характеристикам МиГ может перехватывать SR 72 который локхид делает в разведывательно-ударном варианте…
    Как МиГ будет перехватывать….. ну это даже для доктора наук задача….. На рубеж перехвата надо выходить… то есть до цели где-то 400 км а ракета КС 172 эту цель на расстоянии 400 км гарантированно уничтожит. МиГ 41 в данном случае просто «НОСИТЕЛЬ» ракет. Скорости МиГу именно для этого и важны чтоб пролететь ну например 1000 км в 3 раза быстрее чем все остальные выйти в район гарантированного перехвата, снизить скорость, открыть отсек… и привет…далее все должна делать КС 172. Это если очень коротко… на деле все намного сложнее. Такие дела.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя