Учитывая, что стрельбовые испытания с участием экипажа намечены на начало 2017 года, а первый батальон, оснащенный машинами Ajax, должен быть сформирован в середине 2019 года, британская армия довольно близко подошла к полной реализации потребностей, которые можно отследить по ряду программ, датируемых еще с началом 80-х годов прошлого века. Взглянем на семейство машин Ajax поближе.

Несмотря на свое, в какой-то степени проблемное прошлое, реализуемая в настоящее время программа по семейству машин Ajax представляет собой новейшее и самое продвинутое дополнение к портфолио боевых машин британской армии, которые сформируют основу двух новых ударных армейских бригад, о которых было заявлено в Обзоре стратегической обороны и безопасности 2015.

Корнями программа Ajax уходит еще в 80-е годы прошлого века, когда в рамках ряда программ, включая перспективное семейство легких бронемашин FFLAV (Future Family of Light Armoured Vehicles), тактическую боевую разведывательную машину TRACER (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement) и многоцелевую бронированную машину MRAV (Multi-Role Armoured Vehicle), пытались найти замену семейству боевых разведывательных гусеничных машин CVR(T).

По программе Ajax разрабатывается семейство современных боевых машин

По программе FRES (Future Rapid Effects System — перспективная система быстрого реагирования), появившейся в результате этой деятельности, британская армия рассчитывала получить машины двух классов: гусеничную разведывательную «специальную машину» FRES SV (Specialist Vehicle) на замену CVR(T); и колесную «машину общего назначения» FRES UV (Utility Vehicle) с целью замены ряда устаревших систем, включая бронетранспортер Saxon, FV432 и некоторые машины семейства CVR(T). Как и ее предшественники, FRES не была свободна от проблем, и в 2009 году требование по FRES UV было отложено после успешного выбора компании General Dynamics UK в качестве первого предпочтительного заявителя.

Было принято решение, что закупаемое согласно неотложным оперативным требованиям вооружение для операции в Афганистане, включая платформы Ridgeback и Mastiff, на данный момент заполнит собой недостающие возможности платформы FRES UV. Это позволило вновь приступить к этой программе, а впоследствии было объявлено, что FRES SV будет закуплена по единой программе СВР (common base platform — общая базовая платформа).

Этот вариант программы FRES SV был масштабнее программы по семейству Ajax, планировалось приобрести от 1200 до 1300 машин в 16 вариантах. Но и в ней были заметные «пропуски», включая противотанковый минный заградитель, пусковую установку ПТУР, машину наземного наблюдения (включая наземный радар), медицинский пункт и санитарную машину, а также артиллерийскую установку с 120-мм гладкоствольной пушкой. Хотя некоторые из этих вариантов до сих пор приобретаются в рамках других проектов, включая защищенную санитарную машину и мостоукладчик по программе ABSV (Armoured Battlefield Support Vehicles — бронемашины боевого обеспечения), некоторые из важнейших платформ, например самоходная артиллерийская установка и мобильный комплекс ПТУР, так и не были включены в планы по замене техники.

Несмотря на все эти проблемы, судьба проекта Ajax могла завершиться не столь уж радужно. Одновременно с FRES была начата очередная американская программа, Соединенные Штаты также стремились найти новую боевую машину, реализуя несколько неудачных программ. Программа FCS (Future Combat System — Боевые Системы Будущего), шедшая с 2003 по 2009 годы, была смелым проектом по модернизации всего наземного парка американской армии, на смену которым должны были прийти несколько обитаемых и необитаемых платформ, включая машину наблюдения и разведки RSV (reconnaissance and surveillance vehicle). Позднее FCS была в значительной степени структурирована и, по сути, закрыта в апреле 2009 года.

Компонент программы по обитаемой наземной машине возродился в новом обличий GCV (ground combat vehicle — наземная боевая машина) — в платформе, которая, как заявляли тогда в американской армии, «будет востребована во всем спектре армейских операций и вберет в себя боевой опыт Ирака и Афганистана». GCV также не была доведена до успешного логического конца и, несмотря на то, что двум разработчикам были выданы контракты на технологические образцы общей стоимостью свыше 889,6 миллиона долларов, программа был закрыта в 2015 году в соответствии с бюджетным запросом, в котором были определены бюджетные сокращения.

Впрочем, помимо финансовых возникли и другие не менее серьезные проблемы, к моменту отмены проекта его масса оценивалась в 80 тонн и в некоторых конфигурациях по физическим размерам он был крупнее танка М1 Abrams. Кроме того, в докладе Бюджетного управления конгресса по программе GCV и возможных альтернативах этому новому решению было отмечено, что хотя ни один альтернативный вариант не соответствовал уникальным требованиям GCV, некоторые платформы, включая немецкую БМП Puma и израильский Namer, имели несколько сильных черт, которые никак не способствовали дальнейшему продвижению планов по GCV. Хотя были выданы контракты на разработку перспективной боевой машины FFV (Future Fighting Vehicle) — преемника платформы GCV, но в настоящее время не определены четкие временные рамки разработки и производства; в лучшем случае первые результаты появятся не ранее 2035 года.

После выдачи контракта стоимостью 4,3 миллиарда долларов компании General Dynamics Land Systems UK (GDLS-UK) в сентябре 2014 года на 589 машин Ajax (тогда еще SCOUT Specialist Vehicle [SV]) в шести вариантах возник шквал субподрядов для смежников, привлеченных к проекту. В этой связи стоит упомянуть контракт на 130 миллионов фунтов стерлингов, выданный компании Rheinmetall на производство корпусов башен TSWM (Turret Structure and Weapons Mount); 125 миллионов фунтов компании Thales на прицельные системы и вспомогательное оборудование, включая основной прицел ORION, видеокамеры системы ситуационной осведомленности, прицелы стрелка-наводчика и стабилизированный дневной/ночной прицел наводчика DNGS-T3 Stabilised Day/Night Gunnery Sight; 27 миллионов фунтов компании Meggitt на системы обработки боеприпасов и более 200 миллионов фунтов по другим контрактам предприятиям-смежникам, включая Curtiss-Wright, Esterline, GKN Aerospace, Kent periscopes, Kongsberg, Marshall Aerospace and Defence, Over Oxley Group, Raytheon, Saab, Smiths Detection, ViaSat, Vitavox, Williams Fl и XPI Simulation.

Недавно завершились предварительные испытания вариантов Ajax и Ares, включая ходовые, испытания плавом и боевые стрельбы. Начались предварительные испытания остальных вариантов Ajax, за которыми также последуют расширенные испытания. После боевых стрельб в составе экипажа, намеченных на текущий год, все варианты Ajax должны пройти дальнейшие ходовые испытания в условиях холодной погоды, испытания силовой установки и оценку систем оптической видовой разведки, сбора информации и целеуказания. Серийное производство начнется на заводе компании General Dynamics European Land Systems Santa Barbara Sistemas в Испании, где будут собраны первые 100 машин. Оставшиеся 489 машин будут собраны на недавно открывшемся сборочном производстве компании GDLS-UK в британском городе Мертир-Тидвил. Это производство заработает на полную мощность во второй половине 2017 года, а производство машин продлится до 2024 года.

Читайте также  Японская боевая машина пехоты «Тип 89»

Семейство Ajax базируется на технологиях и системах, разработанных для боевой машины пехоты ASCOD 2 (Austrian Spanish Cooperation Development) которая сама базируется на предыдущем варианте ASCOD, поступившем на вооружение в 2002 году.

После достижения полной боевой готовности семейство Ajax будет состоять из шести основных вариантов; некоторые из них предназначены для выполнения сразу нескольких задач, ранее закрепленных за отдельными вариантами платформы SCOUT SV.

Базовым и самым многочисленным вариантом машины (общее количество закупленных машин составит 245 штук) является боевая разведывательная машина Ajax, которая по не совсем понятной причине делит свое имя с названием всего семейства машин. В качестве отдельного варианта Ajax (единственный вариант, на котором будет установлена новая башня производства Lockheed Martin UK) будет выполнять разведывательно-ударные задачи Reconnaissance and Strike (198 машин), управления огнем Joint Fires Control (23 машины) и наземного наблюдения Ground Based Surveillance (24 машины). Последние два варианта (скорее подварианта) будут иметь меньший боекомплект для пушки, освободившийся объем займет сменное оборудование и дополнительный персонал для выполнения специализированных задач.

Следующим по численности вариантом станет Athena, ранее имевший обозначение Protected Mobility Reconnaissance Support — Command and Control, которых будет закуплено 124 машины. Бронемашина Athena, базирующаяся на варианте Ares, будет выполнять функции оперативного управления для подразделений, оснащенных машинами семейства Ajax. Экипаж машины составит пять человек: командир и механик-водитель и три оператора, штабной офицер и два связиста. Кроме специализированного комплекта оперативного управления в машине установлена система управления БЛА Watch keeper.

Будет закуплено около 93 машин в варианте Ares (ранее Protected Mobility Reconnaissance Support), которые будут выполнять традиционные задачи разведки подразделения (34 машины) и бронетранспортера (59 машин). Ares, по сути, являющийся базовым вариантом Ajax, выполняет задачи бронетранспортера без каких-либо значительных модификаций под дополнительное оборудование или системы вооружения. Экипаж машины два человека плюс четыре десантника, она вооружена таким же дистанционно управляемым боевым модулем (ДУБМ), как и все платформы Ajax.

Три варианта обеспечат боевую и инженерную поддержку, это 51 машина инженерной разведки Argus, 50 ремонтных машин Apollo и 38 эвакуационных машин Atlas; ранее они были известны под обозначениями Protected Mobility Reconnaissance Support — Engineering Reconnaissance; Protected Mobility Reconnaissance Support — Engineering Repair; и Protected Mobility Reconnaissance Support — Engineering Recovery, соответственно.

Платформа инженерной разведки Argus позволяет саперным подразделениям проводить оценку, маркировку и другие инженерные работы, находясь под защитой брони. Не выходя из машины можно замерять рвы траншеи и уклоны, обозначать проходы и уничтожать взрывоопасные предметы. Бронированная ремонтная машина Apollo должна совместно работать с вариантом Atlas для проведения полноценных ремонтно-эвакуационных операций. Она может буксировать другие машины серии Ajax, а также специальный высокомобильный трейлер, используемый для перевозки компонентов для ремонта машин в полевых условиях. Крановая установка может поднять силовой блок машины Ajax, а также имеет менее распространенную способность вытаскивать собственный силовой блок из моторно-трансмиссионного отделения. Atlas — это, по сути, базовый вариант семейства Ajax с установленным стандартным оборудованием эвакуационной машины, включая две лебедки и анкерный якорь.

На разведывательно-ударный вариант Ajax установлена двухместная башня разработки Lockheed Martin UK. В производство башен и систем вооружения вовлечены множество поставщиков, среди которых СТА International (CTAI), Curtiss-Wright, Esterline, Kongsberg, Meggitt, Moog, Rheinmetall, Thales и Ultra Electronics.

Компания Rheinmetall занимается производством корпусов башен для программы Ajax

Немецкая компания Rheinmetall отвечает за производство базового стального корпуса башни, орудийной установки и интеграцию вооружения. Конструкция корпуса башни, орудийной установки и интеграцию вооружения. Конструкция башни базируется на модульной башенной системе Lance Modular Turret System (MTS). Компания СТАI отвечает за основное вооружение башни — 40-мм систему вооружения с телескопическими боеприпасами Case CTAS (Telescoped Armament System), систему же обработки боеприпасов изготавливает Meggitt Defense Systems. Производство приводов башни, горизонтального и вертикального наведения TDSS (Turret Drive Servo System) отдано компании Curtiss-Wright. Основная пушка дополнена спаренным 7,62-мм пулеметом Heckler & Koch L94A1, четырьмя группами по четыре пусковых установки дымовых гранат компании Thales и ДУБМ Kongsberg Protector, вооруженным 7,62-мм пулеметом FN MAG.

Системы прицеливания и наведения включают дисплеи членов экипажа от компании Esterline, дисплей водителя и блок обработки видеоинформации. Компания Thales поставляет две прицельных системы и систему локальной ситуационной осведомленности. Обмен данными между системами корпуса и башни, а также энергоснабжение систем башни осуществляется через токосъемное контактное кольцо производства компании Moog.

Среди устанавливаемых дополнительных устройств можно отметить системы внутренней и внешней связи; магистральную сеть передачи энергии и данных Core Infrastructure Distribution System (CIDS) от Williams F1; оборудование для обнаружения боевых отравляющих веществ; и метеостанцию.

Система бронирования башни засекречена, хотя базовая конструкция производства Rheinmetall изготовлена из стали коробчатого сечения; поверх нее установлена лобовая броня, состоящая из разнесенных наклонных листов броневой стали. При необходимости на поверхность этих внешних листов при помощи фиксаторов может крепиться дополнительная композиционная/керамическая броня, что еще больше повышает уровень бронирования. Между базовой и лобовой броней в левой передней части башни размещена система подачи боеприпасов. Также между базовой и лобовой броней, но с правой стороны, расположены привод вертикального наведения, пружинный компенсатор и труба выброса гильз. Последняя заканчивается подпружиненной бронированной крышкой, которая расположена вверху за пусковыми установками и откидывается для выброса гильзы.

Броневая защита оригинальной башни ASCOD соответствовала Уровню 3 вкруговую и Уровню 4 по лобовой дуге 60°. Стоит отметить, что Уровень 3 соответствует защите от 7,62-мм (7,62×51 и 7,62x54R) бронебойных пуль с упрочненным сердечником и сердечником из карбида вольфрама, а Уровень 4 соответствует защите от бронебойно-зажигательной пули В32 14,5×114 мм. Уровни бронирования лобовой проекции и бортов могут быть повышены за счет дополнительных панелей до Уровня 6 (30-мм полнокалиберный бронебойный снаряд или бронебойные подкалиберные и/или бронебойные подкалиберные оперенные снаряды). Уровни защиты 3, 4 и 6 от осколочного воздействия 152/155-мм снарядов эквивалентны дистанциям подрыва 60, 20 и 10 метров от машины соответственно. О конкретных характеристиках противоминной защиты башни, а также защиты от СВУ (самодельные взрывные устройства) различных типов не сообщается. Уровни бронирования новой башни, хотя и засекречены, но, как ожидается, обеспечат в базовой конфигурации такие же уровни защиты как у ASCOD или даже выше.

Читайте также  Осмысленное проектирование бронированных машин

Предполагается, что вместо или поверх навесной брони могут быть добавлены либо блоки динамической защиты (ДЗ), либо элементы так называемой «невзрывной динамической защиты» NERA. В таких модулях используется комбинация веществ, заключенных между пластинами в пределах модуля бронирования. Эти вещества мгновенно реагируют при воздействии на них кумулятивной струи, образуя мгновенное вздутие за счет резкого увеличения собственного объема. Это вздутие выбрасывает стальные пластины навстречу кумулятивной струе, как и при действии обычных элементов ДЗ. Однако, при этом не образуются осколки конструкции модуля, как это происходит при детонации ВВ. Модули NERA обеспечивают защиту от кумулятивных боеголовок, но они недостаточно эффективны при защите от бронебойных оперенных подкалиберных снарядов.

На данный момент комплекс активной защиты (КАЗ) не установлен, хотя устройства, похожие на блоки мультиспектральных и радиочастотных датчиков системы предупреждения, смонтированы на каждом углу башни. В настоящее время рассматривается установка в башню варианта комплекса оптико-электронного подавления, входящего в состав системы защиты MUSS (Multifunctional Self-Protection System) компании Airbus Defence and Space, но пока решение об этом не принято. MUSS повышает уровень защиты за счет подавления инфракрасной системы наведения ракет, постановки аэрозольной завесы и работы КАЗ. Возможность установки КАЗ на бронированные машины Ajax, как часть программы технической оценки MEDUSA, оценивается компанией QinetiQ по контракту с британской Лабораторией оборонной науки и технологии, о котором было объявлено в июле 2016 года.

Вооружение

Башня машины Ajax вооружена 40-мм автоматической пушкой CTAS с телескопическими боеприпасами разработки компании CTAI. Система состоит из 40-мм пушки Cased Telescoped Cannon (40CTC), системы обработки боеприпасов, контроллера CTAS Controller (CTAS-C), оборудования управления пушкой Gun Control Equipment (GCE), орудийной установки (люлька и маска) и семейства 40-мм телескопических боеприпасов Case Telescoped Ammunition (СТА) (выстрел представляет собой цилиндр (корпус), в котором полностью заключен снаряд, окруженный боезарядом).

Разработки пушек, способных стрелять телескопическими боеприпасами, велись еще в начале 50-х годов, хотя нынешняя 40-мм CTAS берет свое начало с работ, начатых во Франции в середине 80-х годов и начале 90-х тогдашней компанией GIAT Industries (ныне Nexter Systems). В 1994 году GIAT Industries и Royal Ordnance (в настоящее время BAE Systems) создали совместное предприятие CTAI по разработке и продвижению вооружения на базе семейства боеприпасов СТА.

Основным вооружением новой бронемашины Ajax является 40-мм пушка с телескопическими боеприпасами разработки компании СТАI

Первой была разработана системой вооружения калибра 45 мм (гильза 70×305 мм) в соответствии с ранее заключенным тройственным соглашением (Франция, Великобритания, США) по стандартизации НАТО STANAG (Standardisation Agreement), касающимся пушки СТА. В 1997 году с появлением пушки СТ2000 калибр 45 мм был уменьшен до нынешних 40 мм (гильза 65×225 мм), затем законченная система получила обозначение CTWS (Cased Telescoped Weapon System). Позднее название системы сменилось на Cased Telescoped Cannon and Ammunition (СТСА) и, наконец, приняло свой нынешний вид CTAS (Case Telescoped Armament System).

Автоматическая пушка 40СТС с электронным управлением занимает относительно небольшой объем 74 литра, отличается электромеханическими приводами наведения и ведения огня (индукционный ударно-спусковой механизм), поворотной (качающейся) каморой и системой заряжания прямого типа «push-through».

Сдвоенные возвратные пружин противооткатного устройства закреплены под углом по бокам ствола длиной 2,8 метра (70 калибров) перед люлькой орудия. Пружины контролируют движение вперед и назад откатных компонентов пушки (ствол и корпус) относительно вращающейся на цапфах люльки. Ствол нынешнего варианта пушки оснащен теплоизоляционным кожухом.

Один или более типов боеприпасов размещается в беззвеньевом механизме обработки боеприпасов, который подает снаряды к «окну подачи», расположенному справа от пушки. При необходимости тип боеприпаса меняется менее чем за три секунды.

Электронный контроллер CTAS-C управляет углами азимута и места (горизонтальное и вертикальное наведение), работой баллистического вычислителя, системой визирования, а также может программировать определенные типы боеприпасов. Режимы стрельбы включают одиночный, очередь и автоматический огонь до 180 выстрелов в минуту.

Конструкция 40-мм автоматической пушки CTAS

При работе и под контролем CTAS-C снаряды выбранного типа подаются из системы обработки боеприпасов в окно подачи каморы, расположенной по оси цапф под углом 90° к оси канала ствола. Камора поворачивается на 90° и выравнивается с окном подачи и снаряд досылается в камору. Камора снова поворачивается на 90°, и, таким образом, запирается, выравнивается с осью ствола, производится выстрел и стреляная гильза выбрасывается. Силы отката (пиковая 110 кН) заставляют откатные части массой 230 кг переместиться назад на 42 мм, их движение затормаживается и затем они возвращаются на место сдвоенными пружинами противооткатного устройства. Камора затем снова поворачивается на 90° и новый снаряд подается в камору, стреляная гильза выталкивается за пределы каморы за счет подачи нового выстрела. Процесс повторяется со скоростью, устанавливаемой контроллером CTAS-C.

Форма выстрелов семейства СТА (40×255 мм) упрощает питание боеприпасами, сокращает время их подачи и заряжания, а также делает их более удобными для хранения по сравнению с традиционной конструкцией. Хотя они схожи по характеристикам, максимальному диаметру и массе с традиционным снарядом 40x365R для пушки 40/70 Bofors, но имеют более чем вдвое меньшую длину, примерно 235 мм против 535 мм снаряда Bofors.

Продолжение следует…

/Alex Alexeev, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя