• В последнее время в средствах массовой информации много полемизируют о реформе, проводимой в Вооружённых Силах Российской Федерации. На все лады обсуждается количество денег уже потраченных на закупку нового вооружения и сколько ещё планируется потратить и на что.
• Тема перевооружения армии, безусловно, важнейшая, ведь на дворе XXI век — время технической модернизации не только в Вооружённых Силах России. И здесь, как говорится, кто не успел – тот опоздал. Хотелось бы, чтобы за этими разговорами и решениями мы не упустили вопрос, за которым стоит качественное обучение и достойное прохождение военной службы тех, кто будет эксплуатировать эту новую технику и вооружение, от умения которых будет зависеть её эффективность при боевом применении и сохранность в мирное время.
• Позади осенний призыв 2010 года. Войска должны были получить около 280 тысяч молодых солдат. Какие же трудности будут испытывать командиры всех степеней, стараясь в течение года обучить военному делу, а главное создать боеспособный коллектив, который в случае необходимости, должен выполнить боевую задачу. Кто и как их готовит сегодня, и как они будут готовиться завтра? Сохраняется или падает боеспособность воинских частей при нынешнем способе комплектования войск сержантами и солдатами и годичном сроке прохождения ими военной службы?
• Эти вопросы возникли сразу после того, как Министерством обороны было продекларировано то, что контрактных частей в составе Вооружённых сил не остаётся (кроме ВДВ), а все остальные воинские части будут комплектоваться военнослужащими по призыву под бдительным оком сержантов-контрактников, только вчера ставших основной воспитательной силой воинских коллективов.
• Сегодня при переходе Вооружённых Сил РФ на новую организационную структуру – (трёхзвенную систему управления), а также создании Западного, Южного, Центрального и Восточного оперативно-стратегических направлений высветился новый облик армии, при котором значительная часть должностей, ранее занимаемая офицерами, будет замещена сержантским составом.
• При этом в миллионной армии будет 150 тысяч офицеров, а все воинские части, оставаясь частями постоянной готовности, будут комплектоваться солдатами по призыву (это порядка 730-750 тыс. человек) и сержантами по контракту(100-120 тыс. человек).
• При наличии сегодня в стране проблем с призывными ресурсами обеспечить полное, а главное качественное комплектование войск призывным контингентом будет очень не просто. Ещё сложнее добиться того, чтобы за год военной службы из них были подготовлены полноценные специалисты военного дела. Пожалуй, лишь в подготовке специалистов мотострелковых войск, практически не имеется серьёзных вопросов.
• С учётом формируемого облика Вооружённых сил РФ, и имеющейся сегодня системы комплектования, на мой взгляд, было бы оптимальным и логичным при такой организационной структуре иметь соединения и воинские части, отличающиеся между собой в основном только по способу их комплектования сержантами и солдатами и по степеням боеготовности (боеспособности).
• В нынешних условиях это было бы наиболее выгодным для государства экономически и менее болезненным, при переходе к подготовке сержантов по новой программе для реформируемой армии в течение 3-4 лет. В этой связи предлагается следующее.
• Во-первых, необходимо иметь в каждом из созданных направлений количество соединений и воинских частей (до 20 – 25%), комплектуемых только военнослужащими по контракту и предназначенных сразу, без дополнительного слаживания выполнять поставленную боевую задачу.
• Во-вторых, определить часть воинских частей (до 30%), укомплектованных по смешанному способу комплектования войск, как сейчас, однако с преобладанием сержантов и солдат по контракту (до 80%), остальные 20% солдаты по призыву, в основном с высшим и средне -техническим образованием. Их можно будет в первую очередь использовать для усиления группировок на направлениях.
• В данном случае положительным будет то, что в этих воинских коллективах и контрактники, и военнослужащие по призыву будут примерно одного возраста (от 21 до 25 лет) и одинакового жизненного опыта, что вряд ли приведёт к снижению уровня дисциплины в подразделениях (отсутствие дедовщины). Вместе с тем их более высокая общая образованность позволит таким солдатам быстрее овладеть военно-учётной специальностью и не снизит общий уровень боеспособности частей.
• В-третьих, оставшиеся воинские части (до 50%), укомплектованные не выше 85-90% солдатами по призыву и полностью сержантским составом по контракту. Их можно было бы обозначить как резерв первой очереди или как воинские части ограниченно готовые к боевому применению.
• Такая мера позволила бы значительно сократить количество изъятия призывных ресурсов в период сложной демографической ситуации в стране и стабильно обеспечила более качественное укомплектование воинских частей призывным контингентом.
• Основной проблемой этих воинских частей станет обеспечение их младшими командирами и выбирать их для назначения на эти должности придётся из числа ещё не уволенных в запас контрактников. Ведь сержанты новой формации, способные стать реальными лидерами в этой разновозрастной и более интеллектуальной солдатской среде, начнут поступать в войска не ранее чем через 2,5-3 года.
• Большинство младших командиров, безусловно, придётся на Сухопутные войска. Это в основном командиры взводов, отделений, танков, БМП, САУ и другой техники. Представьте себе, что к командиру танковой роты каждые полгода приходят новые экипажи из учебной части. И он, за оставшиеся 6 месяцев, должен не только дообучить этот экипаж, но и подготовить к действиям в составе своего подразделения. При этом ещё изучить и хорошо знать свой личный состав.
• Можно только гадать, что будет с оборудованием этой боевой машины через пару лет, когда в ней поменяется 4-5 экипажей из числа призванных на военную службу. С большой долей вероятности эта машина будет подлежать серьёзному ремонту. Кто-нибудь просчитывал эти предполагаемые материальные потери? Я уже не говорю про другую, наиболее сложную технику, которая начнёт поступать в войска по плану перевооружения армии.
• Вместе с тем есть пример предвидения аналогичной ситуации и своевременного принятия мер по её исключению. В 70-е годы в группу Советских войск в Германии начали поступать новые танки Т-80 с ракетно-пушечным вооружением. Командирами на эту технику назначались прапорщики, правда, остальные члены экипажа, после учебной части, служили ещё полтора года. Может быть, и сейчас можно использовать этот опыт? Конечно же, основная трудность службы сержантов сегодня будет заключаться в том, что им за столь короткое время, практически за полгода, приложив все свои знания и умение, предстоит подготовить боеспособные подразделения.
• Однако, совершенно ясно, что уровень обученности личного состава в войсковых частях, укомплектованных контрактниками, будет гораздо выше, чем в частях укомплектованных военнослужащими по призыву. Ведь в условиях такой текучести солдат, говорить о полной слаженности подразделений, которые полностью меняются в период полгода – год, проблематично. В этой связи обязательно встанет вопрос изменения подхода оценки этих воинских частей в плане определения их обученности, боеспособности и боеготовности.
• Уже сейчас необходимо повысить статус сержантского состава. Сохранение воинского звания «прапорщик» и «старший прапорщик» как высшего звания для сержантов и старшин – это одна из мер, которой нужно умело воспользоваться сегодня. Присваивать эти воинские звания необходимо только сержантам, имеющим в своём подчинении личный состав и выполняющим обязанности по обслуживанию и эксплуатации сложной военной техники и вооружения. Такие меры вообще не требуют ни материальных затрат, ни законодательных изменений.
• Это станет дополнительным стимулом для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу, он позволит поднять престиж вышеуказанных воинских должностей. В результате прапорщики должны стать элитной категорией сержантского состава, настоящими носителями «солдатской науки» и традиций Вооружённых сил, наставниками военного дела, образцом для подражания, а не героями сегодняшних анекдотов. Такой подход подтверждается опытом прохождения военной службы младшего командного состава в армиях иностранных государств.
• Кроме того, в целях улучшения сегодня качества комплектования войск по призыву, необходимо уже в ближайшее время законодательно решить вопрос о переводе на контрактную службу или в статус гражданского персонала военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в МВД, МЧС и других органах государственной власти, где предусмотрена военная служба по призыву.
• Ведь в некоторых cлучаях, работу в этих структурах назвать прохождением военной службы можно лишь с большой натяжкой. Министерством обороны в этом плане сделано уже очень много, может быть даже больше, чем было нужно. В связи с этим сложилась парадоксальная ситуация, при которой в субъектах РФ лица, представляющие эти министерства и ведомства, находятся на службе в воинских званиях генерал или полковник, а представитель Минобороны, занимающийся комплектованием Вооружённых сил и тех же министерств – гражданское лицо (а вот, например, в США вербовочный пункт возглавляет сержант).
• Если анализировать реформы, которые проводились в Русской, Советской, Российской армиях, то в первую очередь внимание всегда обращалось на её вооружение, на технику, и только потом на того, кто будет её эксплуатировать и как. Такое отношение к человеку, к сожалению, сохранилось до сих пор. В большинстве случаев оно приводит к малой эффективности при использовании нового вооружения в начальном периоде боевых действий и большим человеческим потерям на поле боя.
• Предлагаемая система комплектования войск не нова, однако, на мой взгляд, на сегодня, в условия нового облика Вооружённых сил России это оптимальный вариант, позволяющий избежать больших моральных и материальных потерь, а также сохранить реальную боеспособность большинства воинских частей.
/В.И.Астанин, генерал-лейтенант в отставке, с 2005 по 2009-й — советник ГОМУ Генерального штаба, nvo.ng.ru/