Как считать будем: инциденты на авианосце

5 декабря после выполнения боевой задачи в Сирии палубный истребитель Су-33 при посадке выкатился за пределы палубы тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Кузнецов» и упал в море. Летчик катапультировался.

14 ноября при заходе на посадку, в нескольких километрах от авианесущего крейсера, потерпел аварию истребитель МиГ-29. Летчика спасли.

Самый первый авиаинцидент с «Адмиралом Кузнецовым» произошел в 2005 году, когда в Северной Атлантике при посадке на палубу рухнул в море истребитель Су-33. За минувшие 25 лет в российском ВМФ произошли четыре подобные аварии. Кроме того, в 1991 году на палубу «Адмирала Горшкова» упал истребитель Як-141.

Два свежих инцидента за месяц боевой службы в Средиземном море вызвали широкий резонанс, волну отечественной и зарубежной критики в адрес российских военных летчиков, моряков и крейсера в целом. При этом экспертам не удалось избежать крайностей в оценках. Так ли плох ТАКР «Адмирал Кузнецов», как его пытаются изобразить некоторые комментаторы?

Как считать будем: инциденты на авианосце "Адмирал Кузнецов" и опыт ВМС США

На войне как на войне

Рассмотрим несколько примеров информационной агрессии Запада последних дней, не касаясь давнего «дыма над Ла-Маншем».

6 декабря американское агентство Bloomberg сообщило: «Путин демонстрирует свой неуклюжий авианосец… «Адмиралу Кузнецову» следовало остаться у российских берегов. Или, что еще лучше, отправиться на свалку. Как груда металлолома он принесет гораздо больше пользы, чем как инструмент проецирования силы России«.

5 декабря финансируемая Конгрессом США радиовещательная компания «Радио Свобода» обратила внимание на бессмысленность миссии «Адмирала Кузнецова» у берегов Сирии.

1 декабря американская газета The Washington Post написала: «Спутниковые снимки указывают на возможные проблемы у единственного российского авианосца… Это скромная попытка перебросить оперативное соединение кораблей, способное как минимум отчасти сымитировать действия американских суперавианосцев«.

30 ноября британская газета The Times отметила: «Большинство пилотов авиационной группы «Адмирала Кузнецова» оказались неспособны производить взлет и посадку на корабль… Стареющая военная техника демонстрирует лишь предел возможностей российской армии, а не ее мощь».

Неудовлетворительные оценки сыплются как из рога изобилия. Однако, по мнению еженедельного немецкого журнала Stern, коптящий «Кузнецов» всё же утёр нос «гордости флота США» — новейшему эсминцу-невидимке Zumwalt, который полностью потерял боеспособность и подвижность в результате поломки во время прохода по Панамскому каналу.

Между тем зарубежный опыт эксплуатации авианесущих кораблей весьма примечателен.

Американская статистика

В 2016 году ВМС США столкнулись с нехваткой авианосцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, и всё же американцы имеют в разной степени боеготовности более десяти кораблей такого класса и впечатляющую статистику аварийности.

Читайте также  И еще немного про авианосцы

В октябре 2015 года на борту американского авианосца «Рональд Рейган» на базе ВМС США Йокосука в Токийском заливе в одном из ангаров загорелся самолет дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye.

В 2011 году истребитель-бомбардировщик F/A-18C Hornet взорвался и сгорел на катапульте при попытке взлета с атомного авианосца «Джон С. Стеннис».

В 1998 году на авианосце «Энтерпрайз» самолет EA-6B «Праулер» сел на другой самолет — S-3 «Викинг». Больше они не летали.

В 1994 году во время посадки на авианосец «Авраам Линкольн» упал в море самолет F-14 «Томкэт», погибла первая женщина-пилот палубной авиации Кара Халтгрин.

Как считать будем: инциденты на авианосце "Адмирал Кузнецов" и опыт ВМС СШААвианосец «Нимиц»

Особую историю имеет авианосец «Нимиц». В 1991 году при посадке на его палубу разбился F/A-18C «Хорнет». В 1988 году в Аравийском море на борту «Нимица» заклинило электрический спуск шестиствольной пушки «Вулкан» штурмовика A-7E, и 4000 выстрелов в минуту изрешетили самолет-заправщик KA-6D, который сгорел вместе с топливом и семью другими самолетами.

В 1981 году при посадке на «Нимиц» самолет радиоэлектронной борьбы EA-6B «Праулер» врезался в вертолет «Си Кинг». От столкновения и пожара взорвались пять ракет «Сперроу». Кроме самолета EA-6B «Праулер» и вертолета «Си Кинг», сгорели девять штурмовиков «Корсар», три тяжелых перехватчика «Томкэт», три самолета противолодночной обороны S-3 «Викинг», A-6 «Интрудур» (при этом погибли 14 военных моряков). Таким образом, один только «Нимиц» потерял более 25 самолетов и вертолетов.

В 1972 году истребитель «Фантом» при посадке на палубу авианосца «Мидуэй» врезался в стоящие самолеты, восемь из которых были уничтожены.

Пожар на атомном авианосце «Энтерпрайз» в 1969 году возник от реактивной струи самолета, которая ударила в стеллаж с ракетами «Зуни». После пожара и взрывов на верхней палубе «Энтерпрайз» потерял 15 самолетов и 27 военных моряков.

Самая большая катастрофа произошла в 1967 году на авианосце «Форрестол» в Тонкинском заливе. После самопроизвольного запуска ракета «Зуни» сорвалась с пилона штурмовика «Скайхок» и врезалась в полностью готовые к вылету самолеты. Пожар охватил шесть палуб корабля, сдетонировали девять авиабомб, сгорел 21 самолет, погибли 134 военных моряка. «Форрестол» и его авиакрыло полностью утратили боеспособность.

Читайте также  Вторая жизнь «Адмирала Кузнецова»

На авианосцах ВМС США за минувшие полвека произошло более 100 крупных аварий. Обладая столь трагическим опытом эксплуатации, американцы вряд ли имеют право давать России советы относительно ТАКР «Адмирал Кузнецов». Этот корабль за 11 лет потерял три самолета, и все летчики живы.

Степень надежности

Профессионализм экипажа не коррелируется с количеством происшествий на авианосце. Чаще причиной аварий становятся сложные инженерные конструкции, системы надежности и эксплуатация авиатехники в ограниченном пространстве (чего стоит посадка 20-тонной машины на 300-метровую палубу на скорости около 250 км в час). И случай.

Авианосец — сложнейшее инженерное сооружение. На огромном корабле с определенной периодичностью выходят из строя узлы и механизмы, которые можно восстановить в море. Более сложные проблемы могут привести к аварийной ситуации даже новый корабль.
Так, авианосец ВМС США «Джеральд Форд» провалил проверку министерства обороны, оказался непригоден к боевым действиям из-за технологических просчетов и неполадок. Еще один подобный пример — современный атомный французский авианосец «Шарль де Голль».

С 15 ноября удары палубной авиации по позициям террористов в Сирии не прекращаются ни на один день, ТАКР «Адмирал Кузнецов» с группой кораблей Северного флота продолжает боевую службу в Средиземное море.

В составе этой полностью автономной группы: флагман — тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков», суда обеспечения ВМФ.

Разумеется, сирийские уроки «Адмирала Кузнецова» оставят свой след в дальнейшем развитии российского ВМФ, в системе подготовки летчиков и моряков.

Военно-технические проблемы будут решены, надежность аэрофинишной системы — повышена, и это актуально не только для России. Потери же не критичны.

/Александр Хроленко, ria.ru/

18 КОММЕНТАРИИ

  1. Я в библиотеке нашёл книгу (правда давно это было,но у амеров уже были атомные авианосцы,а у СССР ещё толком и авиа крейсеров не было),так вот в этой 1000 страничной(как минимум)амбарной книге,описывались инциденты,которые произошли с кораблями,столкновения,пожары,не запланированная стрельба,в этой книге описывались и аварийные случаи с авианосцами США,по мимо разрывов авиа-финишёров и не запланированного пуска ракет,там описывались столкновения самолётов во время посадки,сброс подвесных баков на взлётную палубу во время взлёта,взрывы катапульт с последствиями,пожары в оружейках и системах заправки самолётов,и много чего другого.
    Вывод:
    -Хочешь научится ездить на велосипеде,будь готов к шишкам,синякам и ссадинам.

    • вау, он КНИГУ нашел! читать умеет, не только тявкать! тогда прочитай, и заодно посчитай, сколько именно пришлось таких аварий на единицу времени. я даже объясню, как это сделать — общее число аварий разделить на количество лет, в которые они произошли. количество лет — это сумма всех лет службы КАЖДОГО авианосца. после (объясняю, ибо ты не очень адекватен) сравни с количеством происшествий на «Кузе», с учетом того, что его реальная служба после ремонта — кот наплакал, и все, повторю, все его походы постоянно аварийные. если не веришь — загляни сюда(http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Адмирал_флота_Советского_Союза_Кузнецов_(1985)).
      а потом уж делай выводы.

        • а циферками ответить? это такие, маленькие, в текстах, бывает, встречаются? в разных комбинациях? попытайся, вдруг получится! или хоть ссылочку кинь, если сам не можешь?! а то я так и не понял, чему я завидую — твоей способности писать слово «библиотека» без ошибок, или тому, что ты там книгу нашел? (действительно, найти в библиотеке книгу — почти эпический подвиг, наравне с полетом в космос, как минимум!)))))

          • Слышь,какие тебе цифры нужны,ты же дальше цифры 1, ни каких других циферок не знаешь. А цифру 1, ты усвоил благодаря твоей любимой звёздно-полосатой попе. И странная у тебя реакция на библиотеку,как на скоропостижный климакс.

          • И сажи модератору с редактором спасибо,которые трут мои комментарии.

  2. Но ведь «Путинский» авианосец действительно чемодан без ручки, и тащить очень тяжело, и выкинуть жалко………У силовой установки ПОСТОЯННЫЕ ПРОБЛЕМЫ…..его только что из «починки» в строй вернули, а через 3 месяца (приблизительно) его опять отправят…..правильно в «починку» (ремонт), по армейским меркам это………………………………словами не описать, только матом этот хлам укрыть. За ним короче танкер с горючкой гонять надо, где они (МО и ГШ) такое видели??? У амеров тоже проблем выше крыши, но там в основном из-за неквалифицированного персонала такое происходит, у нас от СТАРОСТИ, от УСТАЛОСТИ МЕТАЛЛА, это несколько разные вещи…..

    • Ты так пишешь как будто сам лично проводил тех-ревизию Кузнецова. И какая разница какая силовая установка,если всё равно авианосец требуется снабжать расходниками,такими как авиа-керосин,бк для авиа крыла и прочее,при высокой интенсивности полётов.
      Что касается старости,Нимиц ох как по старее Кузнецова и ничего,всё в порядке вещей,и пожарные машины,и колёсные трактора с отвалами,для сброса аварийной техники за борт,стоят на палубе того же самого Нимица,и ни какой истерики у вашего пиндо брата.
      Так что это ни Кузнецов-как чемодан без ручки,это вы пиндолизуны-импотенты с плоскостопием,лишь бы хрень какую нибудь ляпнуть во славу пиндосии.
      И трос авиа финишёра рвётся по одной и той же причине что на Кузнецове,что на амерских авианосцах.
      Нет вы подпиндосники оригиналы,на Кузнецове трос лопнул из за усталости или старости металла,а у амеров он лопается по причине низкой квалификации персонала. Это как же надо укурится,что бы такую хрень написать? На автомобильных и прочих кранах,тросы-то есть стропы-в среднем меняют раз в квартал,а порой их списывают после одного спуска подъёма.

      • тупенький, смотри мой коммент выше, там все о тебе и твоем «ценном» мнении. SLS прав, это именно «чемодан». первый и пока единственный блин, и даже по закону жанра — именно комом…

          • когда нечего ответить по тебе, агент влияния начинает переходить на личности, неважно, правдиво или нет, главное, пусть оппонент оправдывается…
            методичка по способам расшатывания информационной стабильности при устройстве «цветных» революций. от так «нелюбимого» тобой госдепа… жалкий, вы чьих будете??? в смысле, чей холоп, спрашиваю?

          • Эва куда тебя понесло,пиндохолопа. Скажи своим хозяевам,пусть они для тебя комментарии по быстрее сочиняют и не такие заумные,тебе это не свойственно.

          • тупорылый. дурной, но активный. интересно, в реале сколько у тебя зубов своих осталось? выбивают наверняка регулярно, то-то ты такой герой тут — безопасно, верно? ну, дрыщи дальше…

  3. Ответ диванным экспертам и критикам ! Во все времена и у всех народов в любой области
    деятельности ВСЕГДА ценится практический ОПЫТ — как негативный так и положительный.
    Это первое. Или вы думаете что в критической ситуации — очень просто катапультироваться.
    Вы мне напоминаете гайдаровских реформаторов которые считают себя уникумами — они и
    с кораблём управятся и с самолётом и АЭС и т.д. ,хотя им ничего нельзя доверять — это
    воспитанники КПСС. Далее любой корабль или пароход в море требует ежедневного обслужи-
    вания и ЗИПа . Вы что считаете что авианосец строят для его эксплуатации на 20 лет ?
    «Мидуэй «прослужил в 48 лет и сейчас в находится в отличном состоянии в Сан Диего. Просто
    не надо печатать комменты к вопросам в которых вы ноль. Летунов которые катапультировались следует наградить за их опыт. Они будут далее учить молодых летунов
    обучать. Лётчик морской авиации — это не лётчик из ВКС, здесь всё сложнее. Не хочу обидеть
    этим летунов из ВКС — упаси Бог.

    • Добавлю к комментарию Цезаря.
      Сколько происшествий за единицу времени происходит у лётчиков наземного базирования в России и США? Будем считать что одинаковое количество,может больше этих случаев в России, а может в США,но не это важно,тут стоить обратить внимание на реакцию по поводу этих происшествий,которой практически нет,но произошло что то там-где то,ну бывает. А тут Российский авианосец,который в единственном экзэмпляре,и на нём сконцентрировано внимание всех и вся,благодатная почва для пиндосов и подпиндосников поплювать и попинать «Кузнецова».

      • ну вот и напиши, если тебе действительно это известно — сколько? ну, сколько, хоть в сравнении, хоть без? тебя мои цифры не устроили, вот эти http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Адмирал_флота_Советского_Союза_Кузнецов_(1985), так дай свои, балабол! а понос лить на всех, это мозжечка достаточно, мозг не требуется (похоже, и нет его в той жопе, что у тебя как голова проходит), да временами дристать перлами вроде «…почва для пиндосов и подпиндосников поплЮвать и попинать «Кузнецова».». ты, пингвиновед, дай ЦИФРЫ, со ссылками, свое дерьмо жуй сам, или не вякай, раз мозгов только на дерьмо хватает. да и вообще, похоже, ты, судя по времени своих высеров, только дристанием и занят. до хрена свободного времени? иди книжки почитай, хоть писать научишься правильно, «плюватель»!

  4. Глупо осуждать амеров в том,в чем они действительно лучшие.при таком количестве ауг у них и налет часов у летчиков болше,соответственно и инцидентов больше.беда в том,что покрасоваться,а в итоге обгадились!сами хороши!!!!!у нас все лучшее в мире,не имеет аналогов,мы впереди планеты всей и прочая патриотическая блевота.в своё время сам видел как приходит новая техника и какого она качества.и за последнее время порядка больше не стало.наш народ слишком горд,чтоб признавать свои ошибки,он не готов(или не хочет)видеть очевидных вещей.у нас как в 41-45 годах!!!!!!!выпуск техники и вооружения проводится силами плохообученых людей,работающих за сучьи копейки с полным отсутствием социальных гарантий.не надо быть либерастом,чтобы видеть это.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя