Летать без комплексов

Сирийская оппозиция получит переносные зенитные ракетные комплексы, и российские ВКС начнут нести существенные потери. Разговоры об этом давно идут в зарубежных СМИ. Наиболее одиозные западные эксперты открыто призывали передавать боевикам ПЗРК для борьбы с Россией.

Ожидания иностранных СМИ оправдались. Боевики применили переносные зенитные ракеты против российского боевого вертолета Ми-8АМТШ, который согласно официальной версии выполнял полет с гуманитарным грузом. Но сенсации не случилось. Как заявили официальные представители российского военного ведомства, умелые действия позволили экипажу увести машину из-под огня и продолжить выполнение поставленной задачи.

Подробности инцидента в сирийском небе не сообщаются, но определенные выводы из происшедшего сделать можно. Попытаемся разобраться, так ли опасны ПЗРК для самолетов и вертолетов российской авиационной бригады особого назначения, базирующейся в Хмеймиме. И заодно откуда смертоносные комплексы у исламистов.

Переносные зенитные мифы

Легенда об уникальной эффективности ПЗРК родилась во времена войны Советского Союза в Афганистане. Классическое утверждение, которое даже попало в общеобразовательные учебники по истории для школьников: переданные ЦРУ моджахедам ПЗРК «Стингер» нанесли такие потери советским ВВС и авиации Сухопутных войск, что это многократно снизило их эффективность. Оказавшись без поддержки с воздуха, части и подразделения 40-й армии были вынуждены значительно сократить операции и боевые выходы, инициатива оказалась утраченной.

Летать без комплексовИндивидуальный комплекс РЭБ «Витебск»

Между тем ПЗРК применялись задолго до войны в Афганистане и первыми их жертвами стали американские самолеты и вертолеты в конце войны во Вьетнаме. Тогда впервые отличились советские переносные зенитные комплексы «Стрела-2». В одно время с бойцами армии Северного Вьетнама и вьетконговцами «Стрелы» – уже против ВВС Израиля – в войне «Судного дня» эффективно применили сирийцы и египтяне, сбившие довольно много не только легких штурмовиков А-4 «Скайхок», но и тяжелых многофункциональных истребителей F-4 «Фантом-2».

Но уже в 80-х годах в операции в Ливане израильские ВВС несли лишь эпизодические потери от огня ПЗРК. Самолеты работали на высоте свыше пяти тысяч метров, то есть вне зоны действия ПЗРК, а при атаке целей применялся отстрел инфракрасных ловушек. Примерно так же после первых поставок ПЗРК (китайской версии «Стрелы-2» и английской «Блоупайп») моджахедам начали действовать и советские ВВС в Афганистане. Потери были незначительными. Ситуация несколько изменилась только после поставки «Стингеров». Хотя американские ракеты и не доставали советские самолеты на высоте свыше трех тысяч метров, зато могли отличить работающий двигатель от инфракрасной ловушки.

Читайте также  Авиация ДРЛО. Часть 10

Наиболее эффективно американские ПЗРК показали себя в первые месяцы после своего появления в Афганистане. Их жертвами преимущественно становились низковысотные штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24, Ми-8. Более скоростные МиГ-23 и Су-17, редко опускавшиеся ниже трех тысяч метров, несли минимальные потери. А после того как советские специалисты, проведя испытания трофейного «Стингера», разработали эффективную тактику и технические средства противодействия, потери резко сократились.

В 1991 году в операции «Буря в пустыне» ВВС США и союзной коалиции потеряли всего несколько самолетов и ни одного вертолета от огня ПЗРК, хотя иракские вооруженные силы располагали более современными комплексами «Игла», по своим возможностям серьезно превосходящими «Стингеры».

Тактика защиты от ПЗРК очень проста. Для самолетов – работать на высоте не менее пяти тысяч метров. В 80–90-е годы, когда устройства для прицеливания и авиационные средства поражения не обеспечивали высокой точности, снижение было необходимым условием атаки. Сейчас с развитием оптико-электронных систем и ВТО такая необходимость отпала. Даже Су-25 выполняли в Сирии полеты на высоте свыше пяти тысяч метров и поражали цели безукоризненно.

Вертолетам, наоборот, нужно находиться как можно ближе к земле и держать высокую скорость. При этом винтокрылые машины должны обязательно оснащаться не только системами отстрела инфракрасных ловушек, но и оптическими станциями помех, сбивающими работу головок самонаведения ракет.

Наиболее эффективный в настоящее время комплекс постановки помех против ПЗРК – российский «Витебск», обнаруживающий цель и в зависимости от ее особенностей, либо отстреливающий инфракрасные ловушки, либо ставящий мощные помехи, либо ослепляющий ГСН переносной зенитной ракеты мощным лазерным лучом.

Запасы полковника Каддафи

С началом в Сирии гражданской войны отряды оппозиции разграбили склады правительственной армии, располагавшей серьезным арсеналом ПЗРК – как «Стрелы-2» и ее китайских клонов, так и более современной российской «Иглы-2». Правда, на первых этапах боев ракеты применялись достаточно редко, у боевиков попросту не хватало специалистов. К тому же большинство комплексов из-за неправильного хранения быстро вышли из строя.

Читайте также  Дозаправка в полете: история и современность

Но с появлением иностранных военспецов, в том числе из Саудовской Аравии и США, ситуация изменилась. Были подготовлены операторы ПЗРК, начались поставки исправных комплексов из запасов, ранее награбленных в арсеналах ливийской армии после свержения Каддафи. Хотя последнее официально и отрицается.

Летать без комплексов

Именно применение переносных комплексов нанесло серьезные потери сирийской авиации и ограничило их боевое применение. Причем последние самолеты ВВС Асада были сбиты из ПЗРК уже этой осенью.

Но была и обратная сторона. ПЗРК начали расползаться по региону. В частности, появились у курдских ополченцев (сбивших несколько турецких вертолетов), у йеменских хоуситов и даже дошли до Афганистана. Американские военные уже несколько раз отмечали попытки атаковать самолеты и вертолеты ISAF с помощью переносных зенитных ракет.

Так что когда западные эксперты и журналисты говорят о передаче умеренной оппозиции ПЗРК для борьбы с российскими ВКС, они забывают, что регион и так начинен переносными зенитными ракетными комплексами различных изготовителей, серий и поколений, начиная от устаревших «Стрела-2» и заканчивая новейшими российскими «Игла» и китайскими FN-6.

Опасны ли они для ВКС России? Несомненно, определенная угроза существует. Но российские самолеты работают на больших высотах, а высокую точность наведения и применения АСП обеспечивают современные навигационные и прицельные комплексы, оптико-электронные станции. Поэтому Су-24М, Су-34 и даже Су-25 нет необходимости подставляться под огонь переносных комплексов боевиков. Об эффективности ПЗРК против российских самолетов говорит тот факт, что за год операции не было зафиксировано ни одного пуска по бортам ВКС России.

С вертолетами не так просто. Да, Ми-8АМТШ, Ка-52 и Ми-28 защищены «Витебском», который, вероятнее всего, и спас нашу «восьмерку» от ПЗРК. Но новейший комплекс самообороны не защищает от обычного стрелкового оружия и при определенном сочетании, применяя пулеметы и автоматы, а также ПЗРК, винтокрылую машину можно сбить.

Наглядный пример – гибель Ми-8АМТШ летом нынешнего года, который, по имеющимся данным, попал в засаду. Машина шла на малой высоте, чтобы максимально затруднить работу оператору ПЗРК, но подставилась под стрелковое оружие.

/Павел Иванов, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя