Отступая в Индокитае, Вашингтон тоже грозил Москве
Власти США рассматривают возможность прямого вмешательства в вооруженный конфликт в Сирии на стороне противников президента Башара Асада, чтобы с помощью ударов по объектам сирийской армии заставить его «изменить подходы» к режиму прекращения огня. Об этом 4 октября сообщило влиятельное издание The Washington Post.
По данным издания, национальные органы безопасности США уже на протяжении недель обсуждают возможные шаги по решению кризиса в Сирии, которые они представят президенту США Бараку Обаме. Этот вопрос, по данным WP, теперь поднимут и в Белом доме. Там, по данным источника из администрации, растут настроения в поддержку решительных и быстрых действий в Сирии, однако вместе с тем радикальные предложения подвергаются скептицизму.
Среди обсуждаемых мер, как утверждает источник, — нанесение авиаударов по взлетно-посадочным полосам правительственных сирийских ВВС. Отмечается, что один из высокопоставленных чиновников предлагал наносить удары без огласки. Это, по его мнению, позволило бы избежать критики за начало авиаударов без разрешения Совбеза ООН.
Отметим, что в американской экспертной среде начали обсуждать радикальные сценарии по «принуждению Асада к снижению сопутствующего ущерба в восточном Алеппо» сразу же после срыва соглашения РФ-США. В частности, некоторые эксперты предлагали поэтапный план действий США. Так, на первом этапе предлагалось дать отмашку на поставки нескольких десятков современных ПЗРК (преимущественно неамериканского производства) проверенным «умеренным», в частности — объединению «Новая армия Идлиба», костяк которой составляет проамериканская 13-я дивизия Сирийской свободной армии и т. д. По данным французских СМИ, такая договоренность по поставкам ПЗРК уже была достигнута 24 сентября в Эр-Рияде, где присутствовали представители разведывательного сообщества США, Саудовской Аравии, Катара, Турции и ряда группировок.
Второй этап — высокоточные удары по инфраструктуре сирийской армии вне прибрежной Латакии. Как отмечали эксперты из США, удары могут быть нанесены тактическими комплексами HIMARS или ракетами воздушного и морского базирования по «израильскому сценарию». Как известно, израильтяне, реагируя на шальные минометные снаряды, наносят удары по артиллерийским расчетам войск Асада, избегая потерь в живой силе.
Однако российская сторона также демонстрирует США свою готовность по защите армии Асада, например, переброской в Латакию батареи подвижных ЗРК С-300В4 «Антей-2500». Кроме того, есть информация, что Москва рассматривает возможность резкого увеличения огневой поддержки вооруженных сил Асада, в том числе за счет поставок ствольной артиллерии и возвращения на Хмеймим штурмовиков Су-25.
Таким образом, вероятность локального военного столкновения США и России в Сирии после срыва перемирия резко возросла. Некоторые эксперты считают, что нынешний кризис может привести к «афганскому» или даже «вьетнамскому сценарию». Напомним, что во Вьетнаме США и Советский Союз довольно активно воевали друг против друга — впервые советские ракеты показали себя там 24 июля 1965 года. То есть советские ракетчики напрямую участвовали в боях против авиации США, а та, в свою очередь, охотилась за советскими ракетными установками, нанося по выявленным позициям ракетно-бомбовые удары.
По словам председателя межрегиональной общественной организации российских ветеранов войны во Вьетнаме Николая Колесника, с июля 1965 года по конец 1974 года в боевых действиях во Вьетнаме приняли участие около 6,5 тыс. офицеров и генералов, а также более 4,5 тыс. солдат и сержантов советских Вооруженных Сил. Ветераны вспоминают и о прямых столкновениях советского и американского спецназа во Вьетнаме, однако подчеркивают, что, вопреки «народному творчеству», наши лётчики в воздушных боях с американцами не участвовали. Специалисты объясняют, что «вьетнамские мифы» на самом деле связаны с войной в Корее, где пилоты из СССР действительно воевали в небе.
Могут ли нынешние разногласия РФ и США по сирийскому вопросу перерасти в локальный вооруженный конфликт?
— Я сторонник идеи цикличности исторического процесса, поэтому сегодня в Сирии мы наблюдаем некоторые сходства с Вьетнамом, — считает бывший начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — Хотя бы потому, что нашим спецслужбам в САР противостоят представители других разведок, непосредственно работающие с различными оппозиционными группами.
Но надо учитывать, что тогда против прямого советского участия во Вьетнаме выступал и Китай, оказывая нам лишь некоторую политическую поддержку. Конечно, Советский Союз был мощной великой державой, потенциал которой в разы превосходил возможности нынешней России, однако в настоящее время на стороне России выступает ряд государств, заинтересованных в стабилизации ситуации — Иран, Китай, а также некоторые региональные игроки — Иордания, Египет. Если Россия будет меньше пытаться ублажать Америку и Европу, а работать с группой стран БРИКС и ближневосточными государствами, то успех на этом направлении возможен. Минобороны все-таки удалось изменить динамику сирийской войны, а дальше должны работать политики, дипломаты, экономисты, бизнесмены…
Сейчас США демонстрируют намерения вступить в войну, но дело в том, что американцы непосредственно в наземных боевых действиях участвовать не хотят и не будут. Тем более что в преддверии президентских выборов гробы с флагами будут явно играть против Хиллари Клинтон.
«СП»: — Американцы привыкли и умеют воевать на земле «чужими руками»…
— Вот именно. И, на мой взгляд, сейчас надо плотно работать с Турцией — давить на нее не только по российским каналам, но и используя возможности Ирана, поскольку озвученный Вашингтоном и Анкарой план по освобождению Ракки от террористов «Исламского государства» * для Дамаска и Москвы крайне опасен. В таком случае Сирия будет разрезаться вдоль Евфрата, чему правительственные войска наверняка будут препятствовать. В случае успешного штурма Ракки (а исламисты могут просто отойти южнее) Россия окажется в крайне непростой политической ситуации.
Я думаю, что США сейчас будут активно работать на этом направлении, но в этих их намерениях есть слабые места — позиции курдов и тех же турок. Операция Анкары «Щит Евфрата» по формированию буферной зоны на севере Алеппо показала, что турецкие войска не очень-то и боеготовы, не спешат действовать на переднем крае, предпочитая выставлять в авангард союзные оппозиционные группировки.
Таким образом, американцы вряд ли станут повторять вьетнамский опыт и непосредственно участвовать в боевых действия не будут. Они могут только оказать авиационную и артиллерийскую поддержку. А учитывая, что напрямую поддерживать оппозиционные группировки чревато для имиджа, они могут действовать в регионе только через Турцию.
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко считает, что нынешнее обострение отношений США и РФ по Сирии действительно может перерасти в локальный конфликт, но он может быть похож не на Вьетнам, а на гражданскую войну в Испании 1936 года.
— Во-первых, во вьетнамской войне было два блока — Северный и Южный Вьетнам, которые опосредованно поддерживались СССР и КНР с одной стороны и непосредственно США — с другой. В Сирии же мы напрямую вовлечены в конфликт.
Во-вторых, не будем забывать, что Вьетнам — одна их самых трудных в мире местностей для действий любых армий: влажные тропики, джунгли, болота и рисовые поля. В Сирии же местности вполне открытые для действий с воздуха и неудобные для партизанской войны (на западе страны группировки рассредоточены в городской застройке).
Поэтому если уж проводить параллели, то, наверное, не с Вьетнамом, а с гражданской войной в Испании, куда СССР, Германия, Италия были опосредованно вовлечены. Соответственно, события в Испании называли репетицией следующей войны. Я напомню, что тогда в Испании генерала Франсиско Франко поддерживали Италия и Германия, направив туда регулярные части, в том числе и летчиков, а республиканцев — СССР, который поставлял в Испанию сотни самолетов, танков, бронеавтомобилей и т. д., а главное — советников и добровольцев.
«СП»: — На ваш взгляд, нынешние заявления представителей американского военно-политического истеблишмента — не блеф?
— Думаю, нет. Мы действительно идем к опасной ситуации локального столкновения с США, на мой взгляд, — именно по испанскому варианту. Понятно, что никто не будет нажимать на «ядерную кнопку» из-за Сирии, но боестолкновения и воздушные бои вполне возможны.
Например, если США в одностороннем порядке попытаются ввести бесполетную зону, на что Россия, скорее всего, заявит, что расценивает это как прямую поддержку террористов и пригрозит сбивать американские самолеты. Или — если американцы попытаются подавить наши системы ПВО, на что мы можем ответить ударом по американским самолетам или, при крайне неблагоприятной ситуации, поскольку у американцев сильное превосходство в силах, нанести ракетный удар по их базам на Ближнем Востоке — «Аль Удэйд» в Катаре или «Али аль-Салем» в Кувейте.
Экс-глава одной из израильских спецслужб Якова Кедми исключает развитие «вьетнамского сценария» в Сирии, однако находит некоторое сходства в американской позиции с тем временем, а именно — в риторике заокеанского военно-политического руководства.
— В конце вьетнамских событий политики США также сыпали различными громкими заявлениями, что было выражением беспокойства политической элиты по поводу проигрыша в войне и реакции на это населения. Подобная риторика прикрывала военно-политическое руководство США, в то время, когда уже было ясно — танки северных вьетнамцев скоро войдут в Сайгон.
Сегодня мы наблюдаем подобную ситуацию: сохранение наступательной динамики сирийской армии в Алеппо с перспективой окончательной «зачистки» города. Для США такое развитие событий будет фактически означать, что развязанная пять с половиной лет назад война окончилась фактическим поражением. А американский политический истеблишмент боится того, что он будет обвинен в поражении, поэтому его представители ищут какие-то выходы, чтобы, с одной стороны, избавиться от общественно-политической ответственности, с другой — найти и назначить виновных в провале. Вот это и есть основная причина заявлений американского военно-политического руководства, которые мы слышим с тех или иных трибун.
«СП»: — Близость выборов может сподвигнуть американцев на конкретные действия военного характера в Сирии? Если не наносить прямые удары по инфраструктуре войск Асада, то постараться через союзников оттянуть силы на другое направление — на Хаму, где сейчас сирийские войска находятся не в лучшем положении…
— Поражение в Алеппо может отрицательно повлиять на имидж Обамы и показать в неприятном свете тех, кто с ним связан по Демократической партии — то есть Хиллари Клинтон. Поэтому они будут сейчас всячески затягивать и оттягивать поражение оппозиции в Алеппо, так же, как они поступали во время войны во Вьетнаме. Американцы не настолько безумны, чтобы начинать с Россией войну из-за сирийской армии, но они будут дальше развивать пропагандистскую истерию, чтобы спасти свой престиж.
——————————————————————
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.
/Антон Мардасов, svpressa.ru/
ДАА дело пахнет керосином. на 1-ый…2-ой расчитайс