В мировой технике есть боевые машины, жизненный цикл которых настолько длителен, что они превратились в настоящую легенду. В качестве примера можно привести российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95, созданный в далекие 50-е годы прошлого века. За десятилетия серийного производства и эксплуатации этот самолет прошел несколько этапов модернизации и в настоящее время составляет основу дальней авиации России. Ресурс Ту-95 практически неограничен, что, по оценке специалистов, позволит эксплуатировать самолеты этого типа еще в течение длительного времени. То же самое можно сказать и о его американском визави – стратегическом бомбардировщике В-52. За время эксплуатации сменилось несколько поколений пилотов, летавших на этих выдающихся машинах.
САМЫЙ МАССОВЫЙ
Не только в небе, но и на земле есть примеры боевых машин-«долгожителей». Среди них гордость отечественного послевоенного танкостроения, самый массовый танк современности, знаменитый Т-72, разработанный в стенах Уральского КБ трансмаш. Эта боевая машина после принятия на вооружение в 1973 году стала основой бронетанкового парка советской, а в последующем и российской армии. Благодаря удачной конструкции, высоким тактико-техническим характеристикам, феноменальной надежности и неприхотливости в эксплуатации «семьдесятдвойка» снискала заслуженное уважение и авторитет танкистов и технических специалистов десятков стран.
Танк Т-72Б3 стал одной из сенсаций выставки в Нижнем Тагиле.
Более того, Т-72 стал образцом для подражания. Во внешнем облике современных китайских танков и пакистанского «Аль-Халида» легко угадываются черты Т-72. Китайские специалисты скопировали также ряд технических решений «семьдесятдвойки» (125-мм пушка, автомат заряжания, ходовая часть и т.д.). Кроме того, благодаря своей технологичности Т-72 остается лидером по количеству стран (пять), освоивших с помощью специалистов АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» его лицензионное производство. Для сравнения, только американский М1А1 «Абрамс» собирался из машинокомплектов в Египте, лицензии на производство немецких «Леопардов», английских «Челленджеров» и французских «Леклерков» остались невостребованными.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
К началу 90-х годов прошлого столетия стало очевидно, что даже наиболее современные модификации «семьдесятдвоек» – танки Т-72Б и Т-72БА уступают по ряду показателей лучшим западноевропейским аналогам. Одной из проблем того периода было отсутствие на отечественных боевых машинах современных ночных прицелов.
Это наглядно показала операция «Буря в пустыне», проведенная в 1991 году в Ираке коалицией стран во главе с США. Наибольшего успеха танки коалиции, оснащенные современным прицельным комплексом, включающим тепловизор, достигали в борьбе с иракскими Т-72 именно в ходе боевых действий ночью.
Также отмечалось отсутствие в боекомплекте современных бронебойно-подкалиберных снарядов, недостаточный уровень баллистической защиты и устаревшие средства связи. Поэтому перед российскими специалистами встала задача ликвидации наметившегося отставания. Благодаря напряженной работе конструкторов удалось вернуть танку Т-72 лидирующие позиции.
УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Т-72Б3
Сегодня наиболее современной модификацией «семьдесятдвойки» является танк Т-72Б3, принятый на вооружение российской армии приказом министра обороны РФ от 19 сентября 2012 года. В течение нескольких лет эта модификация серийно выпускается АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» в ходе капитального ремонта с модернизацией танков типа Т-72Б и массово поставляется в войска. В результате модернизации значительно повышаются ТТХ, а ресурс, качество и соответственно надежность танка обеспечиваются на уровне нового изделия.
В ходе модернизации на Т-72Б3 внедрена система управления огнем, включающая прицельный комплекс с современным тепловизором, обеспечивающий всесуточность обнаружения, распознавания и наведения на цель на дальностях до 5 тыс. м, цифровой баллистический вычислитель с комплектом датчиков метео- и топографических условий, обеспечивающий автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышающий точность стрельбы. В составе танка имеется комплекс высокоточного оружия – управляемого вооружения, позволяющий гарантированно уничтожать цели управляемой ракетой с места и в движении, днем и ночью на дальностях до 5 тыс. м с вероятностью, близкой к 100%, а также автомат сопровождения целей, обеспечивающий повышение точности стрельбы по подвижным целям и значительно снижающий время подготовки выстрела. Цифровые радиостанции Т-72Б3 обеспечивают скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройкой частоты.
С 2014 года танк Т-72Б3 оснащается двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. Одновременно проведена работа по автоматизации процессов контроля и управления силовой установкой. В помощь механику-водителю введен контроллер управления системами шасси с отображением параметров на специальном дисплее.
Для повышения защищенности с учетом результатов анализа хода вооруженных конфликтов последних лет, выявивших массовое применение ручных противотанковых гранатометов и противотанковых ракет, включая ТОУ-2, применяемых с практически равной вероятностью с любого ракурса, в состав Т-72Б3 введен комплект дополнительной всеракурсной защиты, включающий модули динамической защиты (ДЗ) бортовых проекций башни, аналогичные модули, устанавливаемые поверх бортовых экранов с ДЗ, а также решетчатые экраны, защищающие кормовые проекции корпуса и башни.
Таким образом, танк Т-72Б3 получил эффективную всеракурсную защиту, которая позволяет значительно повысить его живучесть и эффективность как при ведении общевойскового боя, так и в ходе боевых действий с массированным применением противотанкового оружия, например, в населенных пунктах.
В качестве одного из направлений дальнейшего повышения неуязвимости танка является установка комплекса активной защиты «Арена-Э», позволяющего обнаруживать подлетающие противотанковые средства и специально отстреливаемым защитным боеприпасом либо значительно ослаблять их действие, либо полностью уничтожать. Вариант Т-72Б3 с таким комплексом был впервые продемонстрирован на международной выставке вооружения RAE-2013, проходившей в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле.
ЗВЕЗДА «ТАНКОВОГО БИАТЛОНА»
Сочетание надежной защиты, современной всесуточной системы управления огнем, мощного комплекса вооружения, современных средств связи и подвижности, а также большого запаса хода позволяет рассматривать Т-72Б3 как боевую машину, способную эффективно противостоять лучшим мировым образцам основных боевых танков.
Высокие боевые характеристики Т-72Б3 наглядно подтвердил проходивший в августе текущего года конкурс «Танковый биатлон-2016». Китайская команда для участия в конкурсе подготовила танк «Тип-96Б», значительно облегченный и оснащенный новой силовой установкой повышенной мощности. Остальные участники соревнований, в том числе и россияне, использовали серийные танки Т-72Б3 в штатной комплектации.
Реализованные на китайском танке мероприятия привели к значительному повышению скорости машины. Это, безусловно, внесло определенную интригу и практически до самого последнего момента держало в напряжении участников соревнований, специалистов и гостей конкурса. Тем не менее благодаря высоким техническим характеристикам Т-72Б3, его феноменальной надежности российская команда в напряженной борьбе одержала заслуженную победу. Одержанная победа становится еще более весомой с учетом того, что «Тип 96Б» считается прототипом новейшего танка VT-4, продвигаемого КНР на рынок вооружений.
Итак, танк-легенда Т-72, снискавший уважение нескольких поколений танкистов, оснащенный современными системами и вооружением, остается в боевом строю. Ему на смену идут новые перспективные машины, над которыми напряженно трудятся уралвагонзаводцы. Уже в ближайшее время мы сможем оценить в полной мере возможности последних версий танка Т-90 и новейших боевых машин на платформе «Армата».
Мощное вооружение и высокая подвижность – лучшие качества танка.
Модернизированные «семьдесятдвойки» были по достоинству оценены зарубежными участниками «Танкового биатлона».
«Танковый биатлон» еще раз подтвердил высокий боевой потенциал танка Т-72Б3.
/Дмитрий Авраменко, начальник отдела АО «УКБТМ», nvo.ng.ru/
Условно неограниченный ресурс может быть у какого-нибудь булыжника на обочине, но никак не у самолета. Странно подобное слышать от редактора.
Когда пишешь, что «танк «Тип-96Б», значительно облегченный и оснащенный новой силовой установкой повышенной мощности», будь добр указать стандартную массу танка и после облегчения, аналогично с мощностью двигателя. Иначе, это голословное утверждение, ничем не подкрепленное, как у продавцов гербалайфов. 72 тоже без ДЗ ездила и была облегчена. Указывайте хотя бы приблизительные цифири, а не оперируйте пустыми понятиями.
Когда был построен последний образец Ту-95 и Б-52? Так что условно не ограниченный ресурс могёт быть,условно правда,но судя по всему долго.
Вес и мощность Китайского танка,была указанна в предыдущей статье АВ.
То что в контейнерах ДЗ отсутствовало ВВ,так это и коню было понятно,а ещё,скорее всего,топливо заливалось на заезд,ну может чуть больше.
Но в одном вы правы,не все спецы,или знающие, поэтому редактор АВ,публикуйте статьи в разжёванном до примитива формате,для кого-надеюсь догадаетесь.
Натыкаясь на такие статьи просто впадаешь в ступор. ЗАЧЕМ такое писать? Вот например обзор- https://topwar.ru/35591-t-72b3chto-eto-za-zver-chast-2.html гораздо познавательнее и реальнее.
Этот обзор состоит из надёрганных на заданную тему статеек,по принципу-победитель был предпоследним.
Причем хвалят не самую удачную модификацию танка Т-72. Эта модификация отхаяна во многих статьях, где подробно по пунктам расписаны все недостатки данной модификации. К сожалению у нас осталось одно танковое КБ и теперь конкурс на модернизацию устроить невозможно. Вот и получаются Т-72В3.
Дмитрий,вы ещё Барятинского вспомните.И кто эти статьи писал?,шелкопёры которые не знают что такое трак.