• Сразу хочу заметить, что это не РЕКОМЕНДАЦИИ, как ДОЛЖНО быть, а РАЗМЫШЛЕНИЯ на тему… Мысли выскажу спорные ( в том числе и для меня самого), и буду благодарен за комментарии, особенно за взвешенные и не переполненные эмоциями!
• Итак, о «дедовщине» в армии. Наверное, надо сначала определить, а что ИМЕННО скрывается за этим термином — «дедовщина»? Политкорректное название «неуставные отношения» по-моему, только запутывает вопрос. Моё мнение такое: если (не дай Бог!) армия попытается действовать СТРОГО по букве уставов, она окажется не только деморализованной, как сейчас, но ПОЛНОСТЬЮ парализованной: какие-либо отношения между солдатами и между солдатами и офицерами станут попросту невозможными.
• Представьте на минуту, что ВСЕ и ВСЕГДА в армии подходят друг к другу строевым шагом! Отдают друг другу честь, обращаются только по воинскому званию… Нет, кто спорит, когда идёт речь о СЛУЖЕБНЫХ делах, так и бывает, так и должно быть, но не в постоянной и повседневной жизни. Так в состоянии общаться друг с другом только роботы.
• Мы, в 75-77 годах, наказывали «уставщиной» СТУКАЧЕЙ. К ним ВСЕ ОБРАЩАЛИСЬ СТРОГО ПО УСТАВУ, и от НИХ все сержанты требовали того же. Действовало более жестоко, чем физическая расправа — подавались рапорты о переводах в другие подразделения, были даже попытки суицида, хотя ИЗДЕВАТЕЛЬСТВ не было: просто БУКВАЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ УСТАВА!
• Но это одна сторона медали! Я хочу поговорить несколько о другом: о том, возможна ли в ПРИНЦИПЕ армия без той или иной формы «дедовщины», и какая «дедовщина» идёт армии на пользу, а какая — несёт недопустимый вред и подлежит неуклонному искоренению. Давайте попробуем разобраться!
• По-моему, совершенно не принципиально для ДАННОГО вопроса, комплектуется ли армия на профессиональной основе, на основе призыва, или на смешанной основе, когда службу несут, как контрактники, так и призванные на определённый срок Граждане. Так или иначе, на военную службу приходят люди абсолютно морально не готовые к самому главному, что составляет смысл существования любой армии…
• Если отбросить все красивые слова и посмотреть в самую суть, то задачей армии является… что? Защита отечества? — Правильно! Но что это такое? — Ведение боевых действий! Война, то есть! И в мирное время АРМИЯ ОБЯЗАННА быть готовой к войне. А на войне — убивают. И убивают, прежде всего, солдат (и офицеров, конечно, тоже). Если кто скажет, что оборона отечества не связана с УБИЙСТВОМ врагов, то я ему не поверю! Не было ещё бескровных войн!
• Так вот, приходят в армию люди, для которых убийство человека является абсолютно неприемлемым! Оно противоречит внутренним установкам нормального человека! Тем более, убийство не в состоянии Аффекта, не после оскорбления, не в борьбе за свою жизнь — нет! Зачастую это убийство (по приказу) того человека, кто тебе лично пока ничего плохого не сделал.
• И так ли важно, как осуществляется убийство, нажатием ли на спуск автомата, броском ли гранаты, или нажатием кнопки «Пуск» на пульте — всё равно результатом боевого применения армии является убийство. Назови его хоть отпором агрессору, хоть защитой священных рубежей, хоть отстаиванием Демократии — кровь есть кровь! Не буду резонёрствовать, и делать вид, что всё едино, нет! Но, так или иначе, солдат должен быть морально готов УБИВАТЬ! И задача психологической подготовки на начальном этапе службы ДОЛЖНА решить эту задачу. Иначе — грош цена такой Армии, она пригодна лишь для парадов.
• Но сырьё, так сказать, для будущих солдат, совершенно не готово убивать. Как этого добиться? Со времён древнейших армий мира, со времён Древнего Египта и Китая, Ассирии и Вавилона, рецепт был прост: Давильный чан! Постоянный психологический прессинг с самого первого дня службы! Прессовали молодых и в македонских фалангах, и в римских когортах и в славянских ратях — ВСЕГДА!
• В большинстве современных зарубежных армий мира этот прессинг возложен на младших командиров — сержантов и капралов. Они первое время постоянно прессингуют молодое пополнение, ломая устоявшиеся с гражданской жизни стереотипы. Да, они вызывают ненависть подчиненных, и когда тот готов УБИТЬ своего сержанта — дело сделано! Штатский остался в прошлом, родился солдат! Как правило, в этот момент отношение к молодым РЕЗКО меняется, они СТАЛИ СВОИМИ в армии, и нужды гонять ТАК их дальше уже нет!
• Но в Советской, а позже и в Российской армии, к сожалению, значение сержантского корпуса резко принижено (было принижено). Одно дело, когда 18…19-летних пацанов гоняет 25…28-летний сержант, другое — когда сержант старше на полгода, а то и ровесник. Вот так и появилась в Советской Армии дедовщина… Как водится, особенно когда планка отбора в войска упала ниже плинтуса, и в армию стали попадать люди с уже исковерканной психикой, дедовщина эта стала принимать извращенные, страшные формы, перестала работать на ВОСПИТАНИЕ стойкости и выносливости, стала просто махровым издевательством одних над другими!
• Причем, что характерно, там, где служба характеризовалась повышенным риском, высокими физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, там дедовщина не приняла гоблиновских, уродливых форм! Так было (во всяком случае в середине 70-х годов прошлого века) в ВДВ, на Флотах, в РВСН, в войсках технических, там, где требовались либо физическая готовность высочайшего уровня, либо хорошие знания военной специальности.
• Там же, где нагрузки психологические, интеллектуальные и физические были ниже (автороты, хозвзводы, стройбат и т.д.), там дедовщина приняла ужасающие, уродливые формы, не воспитывающие, а калечащие солдат! Скажу про то, что знаю лично. «Деды» в части, уже после учебки, шпыняли нас в хвост и в гриву, но… Никогда не было попыток заставить работать на себя («рабство»), всяких подшиваний воротничков, стирки и глажения формы, и тому подобного. Если попытки случались, они, как правило, жёстко пресекались, либо самими старослужащими, либо офицерами.
• А вот нажать на тебя во время физподготовки — да, это было в порядке вещей. Оружие после стрельбы — тоже каждый чистил сам. Но врезать зазевавшемуся духу — могли, чтобы ворон клювом не ловил! И объясняли при этом: «парень, враг тебя предупреждать не будет!» Правда, когда один дух в ответ приложил деда, что называется, «от души», и тот «полез в бутылку», его удержали сами «старики» — «А чего ты докапываешься? Ёж всё правильно сделал!»
• И ещё такой момент! В нас постоянно культивировалось чувство гордости: мы — десант! Другие не выдержат то, что мы. Можно было подать рапорт и тебя переводили дослуживать в другие войска. Всё это приводило к тому, что явного антагонизма между призывами не было. И молодые, и старослужащие понимали, когда можно (и нужно) гонять молодых, а когда просто необходимо помочь.
• Ведь завтра ты можешь оказаться в тылу врага, и у того, кого ты гоняешь сегодня, будет автомат. К чести офицеров, эту мысль они регулярно доносили до каждого старослужащего. Не буду лукавить, что у нас было братство и благорастворение воздусей, но особых зверств я что-то не упомню.
• Совсем другое дело, когда охамевшие «Дедушки», считая себя пупом земли, начинают именно издевательства над молодыми. Тут можно, пожалуй, сказать только одно. Командиров, допустивших ТАКОЕ развитие событий, надо беспощадно судить по статье «подрыв обороноспособности вооруженных сил», ибо ничем иным это быть не может. Прессинг, даже жесткий, почти жестокий, но продуманный и рассчитанный, ничего общего не имеет с нравами «чёрной зоны»!
• Задача «дедовщины» — делать из призывников солдат, а не калек, физических и моральных. И от офицеров очень зависит то, какие именно формы приняла в его подразделении или части пресловутая дедовщина.
Буду признателен за комментарии и мысли, высказанные в обсуждении.
/Попов Андрей Анатольевич, гвардии ефрейтор ВДВ в отставке, gidepark.ru/
Полностью согласен с автором по всем пунктам. Серьёзная заявка на переосмысление некоторых отполированных сегодняшних стереотипах. Есть новобранец, состоявшийся воин и как вершина — военный профи. Не будут они никогда равны. А кому быть тварью и скотом в человеческом понятии, так армия является экстремальной сущностью и под этим прессом из человека вылазит то, что он есть на самом деле. От комроты или от кэпа на 99,9% зависит, что будет у него в части — ЗОНА или СЛУЖБА. Служил в 85-87 годах в ЗАБВО (Голубая дивизия).
Моё уважение.
Служил в КДВО с 77 по 79 год, Хабаровск, поселок Красная Речка. Согласен, что система вживания в коллектив была жесткой, но явно отработанной годами и всё было поставлено на вбивание в голову ребёнку элементарных навыков его же самого выживания и ОТВЕТСТВЕННОСТИ за выживания всего подразделения. Если ты не прикрыл спину напарника, то тебе или «пипец» или вбивание всеми доступными и недоступными способами этого понимания.
Скажу честно, «дохли» и вскрывали себе вены гниляки, типа сегодняшних либерастов или дураки, напившиеся водки и окочурившиеся на морозе. Жёсткий естественный отбор, и кто его прошёл – тот по нынешний день имеет начищенные туфли и до острия ножа наглаженные стрелки брюк, не говоря о вложенных в подсознание навыков управления и умения убивать. За это я благодарен Советской Армии!
Вы знаете, есть определённая категория людей, которые стремятся самоутвердиться за счёт других, и отнюдь не только в Армии! Увы, как правило, такие экземпляры — плохие бизнесмены, менеджеры, офицеры и солдаты.
А пацаны боятся идти в армию не столько из-за дедовщины, сколько из-за непонимания, а кого они, собственно, там будут защищать? Рисковать жизнью и здоровьем ради Родины — одно, а ради непонятных продажных чиновников и олигархов — другое.
Да и численность современной Армии только двадцать процентов от всех силовых структур… От кого защищаются в Кремле? От Внешних врагов, или от внутреннего протеста народов России?
Абсолютно согласен! Проблема пресловутой дедовщины начинается не в армии, а уходит корнями в воспитание с детского периода. Первое, на что хотел бы обратить внимание, это отсутствие собственного мнения и добровольное подчинение другим, кто сильнее духом. Самый главный фактор всех бед — СТРАХ.
Если ребёнок всё детство надеялся, что родители решают за него проблемы, вдруг попадает в армию и находится один на один с реальностью, ему трудно адаптироваться, тем более, когда против выступает не один, а группа. Взять хотя бы наше старшее поколение: многие до сих пор надеются, что при смене правительства сразу всё устаканится и изменится в лучшую сторону. Осмелюсь заметить — нет! Пока каждый не научиться давать оценку и иметь собственное мнение на все происходящее, а не подстраиваться под кого-то…